г. Краснодар |
|
22 октября 2015 г. |
Дело N А22-3169/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мазуровой Н.С., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ОГРН 1020800599346) - Кугнинова С.В. (доверенность от 19.05.2015), в отсутствие представителей ответчика - сельскохозяйственного производственного кооператива "Маяк" (ОГРН 1020800597740), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 30.04.2015 (судья Хазикова В.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 (судьи Жуков Е.В., Джамбулатов С.И., Сомов Е.Г.) по делу N А22-3169/2014, установил следующее.
Администрация Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Маяк" (далее - кооператив), в котором просила:
- взыскать с ответчика сумму основного долга в размере 2 458 676 рублей 74 копейки, за период с 01.10.2012 по 30.03.2014,
- взыскать с ответчика пеню в размере 150 086 рублей 71 копейка.
Решением от 30.04.2015, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 12.08.2015, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы следующим. На основании договора от 09.06.2009 N 68, заключенного администрацией (арендодатель) и кооперативом (арендатор), последний принял во временное владение и пользование земельные участки (40) из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 25 151 га. Дополнительными соглашениями от 30.01.2012, от 01.02.2012, от 17.04.2013 в договор аренды от 09.06.2009 N 68 вносились изменения, в том числе в части предмета аренды. Поскольку договор аренды заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), арендная плата по нему является регулируемой (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013, далее - постановление Пленума N 73). Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 582, Правила N 582, Основные принципы). Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, закрепленные в постановлении N 582 (вступило в силу с 04.08.2009) принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. Пунктом 3 Правил N 582 для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности. В постановлении от 17.12.2013 N 10782/13 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал также, что постановлением N 582 установлены не только предельные ставки, но и предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Соответствующий правовой подход сформулирован в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09. Предъявленные исковые требования многократно превышают предельный размер арендной платы, установленный для земель сельхозназначения постановлением N 582, а представленный расчет задолженности является необоснованным. В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил N 582 арендная плата за земельный участок, предоставленный для сельскохозяйственного использования, ведения КФХ, установлена в размере 0,6 % от кадастровой стоимости земельного участка. Новая кадастровая стоимость (повышенная) земельных участков утверждена постановлением правительства Республики Калмыкия от 27.12.2012 N 542, которое опубликовано в газете "Хальмг Унн" только 01.03.2014. Учитывая, что пунктом 5 указа президента Республики Калмыкия от 23.03.1999 N 59 предусмотрено вступление в силу постановлений правительства Республики, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, права и обязанности юридических лиц, не ранее, чем через 10 дней после их официального опубликования, постановление правительства Республики Калмыкия от 27.12.2012 N 542 вступило в силу 12.03.2014. Поэтому, новая кадастровая стоимость спорных земельных участков подлежала применению с указанной даты. Согласно произведенному расчету суда размер арендной платы за 4 квартал 2012 года, 2013 год, 1 квартал 2014 год составил сумму 419 123 рубля 02 копейки. Ответчиком в материалы дела представлены платежные поручения о произведенной кооперативом оплате по договору аренды только за 2012 год на общую сумму 1 598 606 рублей 46 копеек. Поскольку сумма исполненного ответчиком превышает размер действительной задолженности за указанный в иске период, заявленные истцом требования незаконны, в том числе в части начисления пени.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 30.04.2015 и апелляционное постановление от 12.08.2015 отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. По мнению подателя жалобы, применение арендной ставки со стороны администрации возникало исходя не из кадастровой стоимости неразграниченных (по уровню собственности) участков, а из ставок, утвержденных постановлением правительства Республики Калмыкия от 29.09.2008 N 392. Правила N 582 подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, на что указывает в своих судебных актах Верховный Суд Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа. В пункте 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2015 также отмечено, что действие Правил N 582 не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, земель, государственная собственность на которые не разграничена. Об изложенном представитель администрации заявлял в судебном заседании апелляционного суда, однако данный довод не получил оценки и не нашел отражения в судебном акте. В силу положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ, Вводный закон) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельны в определении порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Письменный отзыв на кассационную жалобу от кооператива не поступил.
В судебном заседании представитель администрации на удовлетворении кассационной жалобы настаивал.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав в открытом судебном заседании представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, по следующим основаниям.
Факт наличия между администрацией и кооперативом арендных отношений, возникших из договора от 09.06.2009 N 68 аренды земель сельскохозяйственного назначения, установлен судебными инстанциями и не оспаривается сторонами.
Полагая, что кооператив свои обязательства по своевременному внесению арендных платежей за 4 квартал 2012 года, 2013 год и 1 квартал 2014 года надлежащим образом не исполнил, в связи с чем, за ним образовалась задолженность в размере 2 458 676 рублей 74 копейки и начислена пеня в размере 150 086 рублей 71 копейка, администрация обратилась с исковым заявлением в арбитражный суд.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, здесь и далее - Гражданский кодекс, в применимой к спорным отношениям редакции).
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (пункт 1 статьи 611 Гражданского кодекса). В свою очередь, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (статья 614 Гражданского кодекса).
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить (пункт 1 статьи 333 Кодекса).
Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. Порядок определения размера, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса, пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса).
В пункте 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса. Соответствующие разъяснения сформулированы в пунктах 16, 19 постановления Пленума N 73.
Федеральный законодатель, закрепив принцип самостоятельного установления субъектами земельных правоотношений размера арендной платы договором аренды (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса), и предоставив соответствующим органам государственной власти или органам местного самоуправления (в зависимости от вида права собственности на землю) полномочия по правовому регулированию вопроса о порядке определения размера арендной платы, не ограничил права субъектов Российской Федерации в этом вопросе, что подтверждается отсутствием на федеральном уровне единой методики расчета ставок арендной платы.
Вместе с тем в Земельном кодексе предусмотрено право Правительства Российской Федерации устанавливать общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 4 статьи 22).
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса приняло постановление N 582, которое подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные этим постановлением Правила подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос 7), в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4, от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558 и от 15.06.2015 N 310-ЭС15-1189.
Анализ приведенных в постановлении N 582 принципов не подтверждает наличие в них требования о недопустимости установления ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также за земельные участки, собственность на которые не разграничена, выше ставок, установленных для земель федеральной собственности, на что указал Верховный Суд Российской Федерации при рассмотрении дела о признании частично недействующим постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 13 сентября 2010 года N 255.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований администрации о взыскании задолженности по арендной плате и пени за используемые кооперативом по договору от 09.06.2009 N 68 земельные участки, доказательства принадлежности которых на праве собственности Российской Федерации в деле отсутствуют (Российская Федерация как собственник в лице уполномоченного органа к участию в деле не привлекалась), основан на ошибочном применении к правоотношениям сторон Правил N 582.
При таких обстоятельствах решение от 30.04.2015 и апелляционное постановление от 12.08.2015 не могут быть признаны законными, основанными на верном применении норм права, а фактические обстоятельства, имеющие значение для дела - установленными посредством полного и всестороннего исследования доказательств (часть 3 статьи 15, статья 71, пункты 2, 3 части 4 статьи 170, пункт 12 части 2 статьи 271, пункт 3 части 1 статьи 287, часть 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса).
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения, изложенные в тексте настоящего постановления, с учетом характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства, установить и исследовать все существенные для рассмотрения дела обстоятельства, в том числе принадлежность земельных участков, проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы расчета и внесения арендной платы за такие участки, истребовать от истца и проверить в установленном процессуальным законом порядке детальный расчет задолженности за каждый используемый в спорный период участок, дать надлежащую правовую оценку всем доводам участников спора, после чего разрешить его с правильным применением норм материального и процессуального права.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело, по правилам статьи 110 названного Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 30.04.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу N А22-3169/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.С. Мазурова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.