г. Краснодар |
|
23 октября 2015 г. |
Дело N А15-588/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Аваряскина В.В. и Алексеева Р.А., при участии в судебном заседании истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) - открытого акционерного общества "Даггаз" (ИНН 0500000062, ОГРН 1020502461792) - Дьякова Р.Н. (доверенность от 15.12.2014), в отсутствие ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску) - администрации городского округа г. Южно-Сухокумск (ИНН 0549000899, ОГРН 1020502385683), третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Дагестангазсервис" (ИНН 0561049072, ОГРН 1030502523787), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (ИНН 0561051226, ОГРН 1040502524391), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Даггаз" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.02.2015 (судья Исаев М.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 (судьи Бейтуганов З.А., Годило Н.Н., Сомов Е.Г.) по делу N А15-588/2013, установил следующее.
ОАО "Даггаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к муниципальному образованию городской округ г. Южно-Сухокумск в лице администрации городского округа г. Южно-Сухокумск о признании отсутствующим права собственности на городские газовые сети протяженностью 23,2 км, расположенные на территории г. Южно-Сухокумска Республики Дагестан (запись регистрации от 20.10.2006 N 05-05-26/001/2006-228, свидетельство от 20.09.2007 серии 05-АА N 083931).
Администрация муниципального образования городской округ г. Южно-Сухокумск (далее - администрация) подала встречный иск о признании отсутствующим права собственности общества на городские газопроводы протяженностью 21 982 м.
Решением суда от 05.08.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.11.2013, в удовлетворении первоначальных требований отказано. Встречное исковое заявление оставлено без рассмотрения.
Постановлением суда кассационной инстанции от 17.03.2014 принятые по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением суда от 03.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.06.2015, в удовлетворении основного и встречного исков отказано.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, суды неправомерно не приняли в качестве относимых и допустимых доказательств по делу перечень газопроводов, находившихся на балансе ПО "Даггаз", на котором имеется отметка "к плану приватизации ПО "Даггаз"", а также копию расшифровки строки 01 (основные средства) сводного баланса ПЭО "Даггаз" по состоянию на 01.07.1992. Суды, указывая на недоказанность истцом факта владения спорными газопроводами, не исследовали в полном объеме представленные доказательства, в том числе лицензию от 18.06.2010 N ВП-32-000544 (С), а также договор (полис) от 14.01.2011 N П-30550010-5-1-000002-11 страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, и приложение N 3 к нему, не учли нормы о регулировании порядка оказания услуг по транспортировке газа. Вывод судов о том, что общество, передав спорное имущество в аренду, лишилось права владения, противоречит правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 информационного письма от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения", а также в постановлении от 06.11.2007 N 8668/07. Неправильный вывод судов о том, что общество не доказало владение газопроводами, привел к неверному выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты. Суды не выполнили указание суда кассационной инстанции об определении уровня собственности спорных газопроводов. Вывод судов о том, что невозможно установить тождественность газопроводов, указанных в иске и во встречном иске, противоречит положениям статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно и суды установили, что 20.09.2007 Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан зарегистрировало право собственности муниципального образования г. Южно-Сухокумск на городские газовые сети протяженностью 23,2 км, расположенные на территории г. Южно-Сухокумска. Основанием для регистрации права послужили совместный приказ ОАО "Дагнефть" и ОАО "Даггаз" от 30.12.1993 N 125/99, акт приема-передачи газовых сетей, установок от 15.01.1994, справка о балансовой принадлежности от 04.08.2006 N 21.
18 июля 2006 года Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан зарегистрировало право собственности общества на газопровод протяженностью 3130 м.
20 июня 2012 года зарегистрировано право собственности общества на газопровод протяженностью 21 982 м, расположенный в г. Южно-Сухокумске. Данный факт подтверждается записью в ЕГРП. Основанием для регистрации права послужил план приватизации, утвержденный председателем Госкомимущества Республики Дагестан от 10.12.1993.
Полагая, что право собственности муниципального образования г. Южно-Сухокумск на городские газовые сети протяженностью 23,2 км, расположенные на территории г. Южно-Сухокумска, зарегистрировано незаконно, общество обратилось в арбитражный суд.
Администрация предъявила встречный иск о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности общества на газопровод протяженностью 21 982 м.
При рассмотрении спора суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации права, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав (статья 13 Закона N 122-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. К заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в том числе для проведения правовой экспертизы (пункт 1 статьи 13, пункт 2 статьи 16 названного Закона).
Как установлено судами, основанием для регистрации права собственности общества на спорные газопроводы послужил план приватизации, утвержденный председателем Госкомимущества Республики Дагестан от 10.12.1993.
В обоснование своих требований общество представило:
- копию плана приватизации АООТ "Даггаз" на 10 листах, в котором наименование подразделения, находящегося в г. Южно-Сухокумске, не указано;
- копию перечня газопроводов, находящихся на балансе ПО "ДАГГАЗ" по состоянию на 01.07.1992, в котором указан г. Южно-Сухокумск, протяженность газопроводов - 25,112 км, их балансовая стоимость - 30 200 рублей, а также имеется отметка "к плану приватизации ПО "Даггаз"" (на 1 л.); дополнения и изменения к плану приватизации АООТ "ДАГГАЗ", утвержденные председателем Госкомимущества Республики Дагестан 30.09.1994 (на 1 л.);
- копию протокола распределения долей собственности Российской Федерации, Республики Дагестан и г. Кизляра в имуществе ПЭУ "Кизляргаз" объединения "ДАГГАЗ" (на 1 л.), который не утвержден председателем Госкомимущества Республики Дагестан;
- копию ведомости распределения по видам собственности основных фондов ПЭУ "Кизляргаз" г. Кизляр (на 4 л.), подписанной только работниками ПЭУ "Кизляргаз" и ПО "Даггаз". В ведомости указано, что газопровод сетевого газа 1991 года ввода в эксплуатацию балансовой стоимостью 165 730 рублей передается в муниципальную собственность;
- расшифровку строки 01 (основные средства) сводного баланса ПЭО "Даггаз" по состоянию на 01.07.1992.
Общество не представило истребованный судом оригинал плана приватизации АООТ "Даггаз" ни в материалы дела, ни на обозрение суда, ссылаясь на его утерю.
Вместе с тем СУ при МВД по Республике Дагестан направило на обозрение суда приватизационное дело (документы по приватизации ПО "Даггаз" 1992 N 247), изъятое в ходе расследования уголовного дела N 360109 в Мингосимуществе Республики Дагестан (сопроводительное письмо от 23.12.2014).
В пункте 9 раздела 1 плана приватизации наименование подразделения, находящегося в г. Южно-Сухокумске, не указано. В нем названо подразделение - "Кизляргаз" г. Кизляра (пункт 9.5), на балансе которого, по утверждению истца, находились газопроводы, расположенные в г. Южно-Сухокумске. В акте оценки стоимости имущества ПО "Даггаз" по состоянию на 01.07.1992 газопроводы, которые находились в г. Южно-Сухокумске и на балансе ПЭУ "Кизляргаз", не названы, указана только общая стоимость всего приватизируемого имущества.
Согласно протоколу распределения долей собственности Российской Федерации, Республики Дагестан и г. Кизляра в имуществе ПЭУ "Кизляргаз" объединения "Даггаз" стоимость всего имущества, находящегося в пользовании ПЭУ "Кизляргаз" по состоянию на 01.07.1992, составляла 1 455 тыс. рублей. В нем же предлагается распределить доли в следующих пропорциях: собственность Российской Федерации - 1 241 тыс. рублей (85,3%), собственность Республики Дагестан - 0 рублей, собственность г. Кизляра - 213 100 рублей (14,7%), а муниципальную собственность передать в собственность Республики Дагестан с последующей передачей в собственность Российской Федерации. В имуществе ПО "Даггаз" и его предприятий на 01.07.1992 указано ПЭУ "Кизляргаз" г. Кизляра со стоимостью основных фондов 1 455 тыс. рублей, из которых 1 241 900 рублей передается в федеральную собственность, 213 тыс. рублей - в муниципальную собственность.
В ведомости распределения по видам собственности основных фондов ПЭУ "Кизляргаз" г. Кизляра в перечне имущества, передаваемого в федеральную собственность и в собственность Республики Дагестан, газопроводы не указаны, в том числе расположенные в г. Южно-Сухокумске. Согласно ведомости газопроводы низкого давления и сооружения на них, то есть газопровод сетевого газа 1991 ввода в эксплуатацию с остаточной стоимостью 1 159 015 рублей и газопровод сжиженного газа с остаточной стоимостью 15 289 рублей, передаются в муниципальную собственность г. Кизляра.
В перечне газопроводов, находящихся на балансе ПО "Даггаз" по состоянию на 01.07.1992, на котором имеется отметка "к плану приватизации ПО "Даггаз"", указаны г. Южно-Сухокумск, протяженность газопроводов - 25,112 км и их балансовая стоимость - 30 200 рублей. Однако к оригиналу плана приватизации АООТ "Даггаз", имеющегося в деле "Документы по приватизации ПО "Даггаз"", указанный перечень не приложен, и в приватизационном деле общества он отсутствует, что было установлено судом при исследовании дела "Документы по приватизации ПО "Даггаз"". Оригинал указанного перечня в материалы дела не представлен.
С учетом изложенных обстоятельств суды правомерно отклонили доводы истца о том, что перечень газопроводов, находящихся на балансе ПО "Даггаз" по состоянию на 01.07.1992, на котором имеется отметка "к плану приватизации ПО "Даггаз"", является приложением к плану приватизации. В связи с этим он не может быть признан судом как бесспорное доказательство, подтверждающее доводы общества о том, что газопроводы протяженностью 23,2 км, расположенные в г. Южно-Сухокумске, вошли в план приватизации АООТ "Даггаз" (правопредшественник общества).
Из полученной от истца копии расшифровки строки 01 (основные средства) сводного баланса ПЭО "Даггаз" по состоянию на 01.07.1992 видно, что протяженность газопроводов в г. Южно-Сухокумск составляет 25 112 пог. м, однако из данного документа не следует, что он является приложением к плану приватизации АООТ "Даггаз". Указанная расшифровка подписана только представителями объединения "Даггаз" и отсутствует в деле "Документы по приватизации ПО "Даггаз"". При этом общество не представило суду перечень газопроводов г. Южно-Сухокумска и остального имущества, находившегося на балансе ПЭУ "Кизляргаз" по состоянию на 01.07.1992 (общей стоимостью 1 455 тыс. рублей), а также допустимые доказательства, подтверждающие нахождение этого имущества (в том числе спорного) на балансе ПЭУ "Кизляргаз" по состоянию на 01.07.1992 (главную книгу основных средств ПЭУ "Кизляргаз", инвентарные карточки, проектно-сметную документацию на строительство газопроводов, акты выноса в натуре земельных участков под строительство газопроводов, акты ввода в эксплуатацию газопроводов, расположенных в г. Южно-Сухокумске, либо иные документы, подтверждающие основание постановки спорных газопроводов на баланс предприятия).
При таких обстоятельствах расшифровка строки 01 (основные средства) сводного баланса ПЭО "Даггаз" по состоянию на 01.07.1992 обоснованно не принята судами как доказательство, подтверждающие доводы истца, изложенные им в иске и в письменных пояснениях.
Суды также правомерно исходили из того, что доводы общества о нахождении спорного имущества на балансе ПЭУ "Кизляргаз" по состоянию на 01.07.1992 и приватизации его в составе имущественного комплекса названного подразделения АООТ "Даггаз", опровергаются следующими доказательствами.
План приватизации АООТ "Даггаз" утвержден председателем Госкомимущества Республики Дагестан 10.12.1993. Администрация Кировского района г. Махачкалы зарегистрировала устав АООТ "Даггаз" 22.12.1993.
Постановлением Совета Министров Правительства Республики Дагестан от 27.12.1993 N 256 "О передаче ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность" главам администраций городов и некоторых районов поручено принять на баланс ведомственные объекты жилищно-коммунального хозяйства с имеющимися ресурсами согласно актам приемки; составить расчеты на их содержание и передать в Министерство финансов Республики Дагестан не позднее 30.12.1993. В целях обеспечения стабильного функционирования жилого фонда и объектов коммунального хозяйства поручено увеличить штатную численность имеющихся служб эксплуатации, при необходимости создать новые, а ГО ЖКХ РД и ПО "Даггаз" предложено оказать необходимую помощь главам администраций городов в разработке первоочередных мероприятий до обеспечения стабильного функционирования инженерной инфраструктуры коммунального хозяйства.
Совет Министров Правительства Республики Дагестан 27.12.1993 принял распоряжение N 572-р, которым поручил ПО "Даггаз" создать в г. Южно-Сухокумске производственно-эксплуатационное управление по эксплуатации газового хозяйства города. Этим же распоряжением ПО "Дагнефть" предложено передать на баланс вновь организованного в г. Южно-Сухокумске ПЭУ газопроводы и другое оборудование, относящееся к газовому хозяйству, а также здания и сооружения, необходимые для размещения эксплуатационных служб, с последующим включением в уставный капитал АО "Даггаз".
В исполнение указанного распоряжения ПО "Даггаз" издало приказ от 30.12.1993 N 99 о создании с 01.01.1994 в г. Южно-Сухокумске производственно-эксплуатационного управления по эксплуатации газового хозяйства с правом юридического лица "Южно-Сухокумскгаз" и о принятии на баланс вновь организованного ПЭУ "Южно-Сухокумскгаз" газопроводов, оборудования, относящегося к газовому хозяйству, а также здания и сооружений; предложено составить разделительный баланс по состоянию на 01.01.1994 к 15.01.1994.
12 января 1994 года составлен акт приемки-передачи газовых сетей, установок, который утвержден гендиректорами ПО "Дагнефть" и ПО "Даггаз" и согласно которому с баланса Южно-Сухокумской жилищно-коммунальной конторы ПО "Дагнефть" на баланс ПЭУ "Южно-Сухокумскгаз" переданы газовые сети и установки.
Суды установили, что спорные газопроводы были построены ПО "Дагнефть" для г. Южно-Сухокумска и использовались с момента ввода их в эксплуатацию для подачи газа исключительно потребителям г. Южно-Сухокумска.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что газопроводы и установки, которые находились у ПО "Дагнефть" до 12.01.1994, только после утверждения плана приватизации и регистрации устава АООТ "Даггаз" были переданы на баланс ПЭУ "Южно-Сухокумскгаз" с правами юридического лица, в связи с чем не могли входить в состав имущества ПО "Даггаз" на момент приватизации, а также не могли быть указаны в акте оценки стоимости имущества ПО "Даггаз" по состоянию на 01.07.1992 и включены в план приватизации АООТ "Даггаз". Доказательства того, что в 1994 году ПЭУ "Южно-Сухокумскгаз" от ПО "Даггаз" были переданы какие-либо иные газопроводы, а не спорные, в материалы дела не представлены.
Таким образом, доводы общества о принадлежности ему спорного газопровода на основании включения его в план приватизации АООТ "Даггаз" и приобретения в процессе приватизации в 1992 году, несостоятельны и опровергаются представленными в дело доказательствами.
Кроме того, согласно статье 20 Закона N 122-ФЗ право не может быть зарегистрировано, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Согласно расписке от 31.05.2012 в получении документов на государственную регистрацию права собственности на сооружения, расположенные в г. Южно-Сухокумске, регистратор от общества получил заявление о государственной регистрации права, кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 28.02.2012, платежное поручение от 22.05.2012 N 112 (15 тыс. рублей), доверенность от 31.01.2012 N 03303904. Плана приватизации в расписке нет; доказательства того, что он был ранее представлен в регистрирующий орган, отсутствуют.
Согласно распоряжению Совета Министров - Правительства Республики Дагестан от 27.12.1993 N 572-р предложено передать на баланс вновь организованного в г. Южно-Сухокумске ПЭУ "Южно-Сухокумскгаз" газопроводы и другое оборудование, относящееся к газовому хозяйству, а также здания и сооружения, необходимые для размещения эксплуатационных служб, с последующим включением в уставный капитал АО "Даггаз".
В силу пункта 3 статьи 213 Кодекса коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Кодекса право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу пункта 1 статьи 217 Кодекса имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Общество не представило доказательств, подтверждающих, что во исполнение распоряжения Совета Министров Правительства Республики Дагестан от 27.12.1993 N 572-р с ним была заключена сделка по приобретению спорного имущества в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.
При таких обстоятельствах в удовлетворении иска общества отказано правомерно. В остальной части судебные акты не обжалуются.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, они были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, им дана надлежащая правовая оценка. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.02.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу N А15-588/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.