г. Ессентуки |
|
23 июня 2015 г. |
Дело N А15-588/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Годило Н.Н. и Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Днепровским А.О., при участии в судебном заседании представителей истца - открытого акционерного общества "ДАГГАЗ" (ИНН 0500000062, ОГРН 1020502461792): Дьякова Р.Н. по доверенности от 15.12.2014 и Сердюкова К.А. по доверенности от 03.04.2015; в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционные жалобы открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства "ДАГГАЗ" и общества с ограниченной ответственностью "Дагестангазсервис" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.02.2015 по делу N А15-588/2013,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства "ДАГГАЗ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к муниципальному образованию городскому округу город Южно-Сухокумск в лице администрации городского округа город Южно-Сухокумск о признании отсутствующим права собственности на городские газовые сети протяженностью 23,2 км, расположенные на территории г. Южно-Сухокумска Республики Дагестан (запись регистрации от 20.10.2006 N 05-05-26/001/2006-228, свидетельство от 20.09.2007 серии 05-АА N 083931).
Администрация муниципального образования городской округ город Южно-Сухокумск (далее - администрация) подала встречное исковое заявление о признании отсутствующим права собственности общества на городские газопроводы протяженностью 21 982 м.
Решением суда от 05.08.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.11.2013, в удовлетворении первоначальных требований отказано. Встречное исковое заявление оставлено без рассмотрения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.03.2014 решение и постановление отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Кассационной инстанции дано указание оценить обстоятельства фактического владения и пользования спорным газопроводом, а также несения бремени его содержания.
При новом рассмотрении решением от 03.02.2015 в удовлетворении основанного и встречного исков отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить в части отказа в иске к муниципальному образованию городскому округу город Южно-Сухокумск, сославшись на неполное исследование обстоятельств дела, что привело к неправильным выводам и вынесению необоснованного решения.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Дагестангазсервис" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить в части отказа в иске к муниципальному образованию городскому округу город Южно-Сухокумск, сославшись на неполное исследование обстоятельств дела, что привело к неправильным выводам и вынесению необоснованного решения.
В судебном заседании представитель общества возражала против доводов жалобы общества с ограниченной ответственностью "Дагестангазсервис", просила в её удовлетворении отказать, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу общества - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 20.09.2007 Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан зарегистрировано право собственности муниципального образования город Южно-Сухокумск на городские газовые сети протяженностью 23,2 км, расположенные на территории г. Южно-Сухокумска. Основанием для регистрации права послужили совместный приказ "Дагнефть" и "Даггаз" от 30.12.1993 N 125/99, акт приема-передачи газовых сетей, установок от 15.01.1994, справка о балансовой принадлежности от 04.08.2006 N 21.
18 июля 2006 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан зарегистрировано право собственности общества на газопровод протяженностью 3130 м.
20 июня 2012 года зарегистрировано право собственности общества на газопровод протяженностью 21 982 м, расположенный в г. Южно-Сухокумске. Данный факт подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Основанием для регистрации права послужил план приватизации, утвержденный председателем Госкомимущества Республики Дагестан от 10.12.1993.
Полагая, что право собственности муниципального образования город Южно-Сухокумск зарегистрировано незаконно, общество обратилось в арбитражный суд. Администрация предъявила встречный иск о признании отсутствующим права на газопровод протяженностью 21 982 м.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно статье 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее-Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001 N 154-О, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
По смыслу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2001 N 154-О, государственная регистрация права не является основанием возникновения прав и обязанностей, а является лишь подтверждением возникновения, изменения или прекращения прав на объекты недвижимого имущества.
Согласно статье 13 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации права, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. К заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в том числе для проведения правовой экспертизы (пункт 1 статьи 13, пункт 2 статьи 16).
Как установлено судом первой инстанции и следует из свидетельства о госрегистрации права от 20.06.2012, основанием для регистрации права собственности ОАО "Даггаз" послужил план приватизации, утвержденный председателем Госкомимущества Республики Дагестан от 10.12.1993.
В обоснование своих требований обществом представлены:
копия плана приватизации АООТ "Даггаз" на 10 л., в котором наименование подразделения, находящегося в г. Южно-Сухокумске, не указано;
копии перечня газопроводов, находящихся на балансе ПО "ДАГГАЗ" на 01.07.1992, в котором указан г. Южно-Сухокумск, протяженность газопроводов - 25,112 км, их балансовая стоимость 30,2 тыс. руб., а также имеется надпись "к плану приватизации ПО "Даггаз" (на 1 л.), дополнения и изменения к "Плану приватизации" акционерного общества открытого типа "ДАГГАЗ", утвержденные председателем Госкомимущества Республики Дагестан 30.09.1994 (на 1 л.);
копии протокола распределения долей собственности Российской Федерации, Республики Дагестан и г. Кизляра в имуществе ПЭУ "Кизляргаз" объединения "ДАГГАЗ" (на 1 л.), который не утвержден председателем Госкомимущества РД;
копии ведомости распределения по видам собственности основных фондов ПЭУ "Кизляргаз" г. Кизляр (на 4 л.), подписанной только работниками ПЭУ "Кизляргаз" и ПО "Даггаз", в которой указано, что газопровод сетевого газа 1991 г. ввода в эксплуатацию, с балансовой стоимостью 165730 руб., передается в муниципальную собственность, расшифровки строки 01 (основные средства) сводного баланса ПЭО "Даггаз" по состоянию на 01.07.1992.
ОАО "Даггаз" истребованный судом оригинал плана приватизации АООТ "Даггаз" ни в материалы дела, ни на обозрение суда не представил, мотивировав его утерей.
Вместе с тем сопроводительным письмом от 23.12.2014 СУ при МВД по РД на обозрение суда первой инстанции представлялось приватизационное дело (документы по приватизации ПО "Даггаз" 1992 N 247), которое изъято в ходе расследования уголовного дела N360109 в Мингосимуществе РД.
Судом установлено, что в пункте 9 раздела 1 плана приватизации наименование подразделения, находящегося в г. Южно-Сухокумск, не указано. В нем указано подразделение - "Кизляргаз" г. Кизляра (п. 9.5), на балансе которого, по утверждению истца, находились газопроводы, расположенные в г. Южно-Сухокумске. В акте оценки стоимости имущества ПО "Даггаз" по состоянию на 01.07.1992 газопроводы, которые находились в г. Южно-Сухокумске и на балансе ПЭУ "Кизляргаз", не указаны.
Согласно протоколу распределения долей собственности Российской Федерации, Республики Дагестан и г. Кизляра в имуществе ПЭУ "Кизляргаз" объединения "Даггаз" стоимость всего имущества, находящегося в пользовании ПЭУ "Кизляргаз" по состоянию на 01.07.1992, составляет 1455 тыс. руб. В нем же предлагается распределить доли в следующих пропорциях: собственность Российской Федерации - 1241 тыс. руб. (85,3 %), собственность Республики Дагестан - 0, собственность г. Кизляра - 213,1 тыс. руб. (14,7%). Муниципальную собственность передать в собственность Республики Дагестан с последующей передачей в собственность Российской Федерации. В распределение долей собственности в имуществе ПО "Даггаз" и его предприятий на 01.07.1992 указано ПЭУ "Кизляргаз" г. Кизляра со стоимостью основных фондов 1455,0 тыс. руб., из которых 1241,9 передается в федеральную собственность, 213 - в муниципальную собственность.
В ведомости распределения по видам собственности основных фондов ПЭУ "Кизляргаз" г. Кизляра в перечне имущества передаваемого в федеральную собственность и в собственность Республики Дагестан газопроводы не указаны, в том числе распложенные в г. Южно-Сухокумск. Согласно ему газопроводы низкого давления и сооружения на них, т.е. газопровод сетевого газа 1991 ввода в эксплуатацию с остаточной стоимостью 1159015 руб. и газопровод сжиженного газа с остаточной стоимостью 15289 руб., передаются в муниципальную собственность г. Кизляра.
В перечне газопроводов, находящихся на балансе ПО "Даггаз" на 01.07.1992, на котором имеется запись "к плану приватизации ПО "Даггаз", указаны г. Южно-Сухокумск, протяженность газопроводов - 25,112 км. и их балансовая стоимость - 30,2 тыс. руб. Однако к оригиналу плана приватизации АООТ "Даггаз", имеющегося в деле "Документы по приватизации ПО "Даггаз", указанный перечень не приложен. В деле "Документы по приватизации ПО "Даггаз", в котором имеется оригинал плана приватизации, он также отсутствует, что было установлено судом первой инстанции при исследования дела "Документы по приватизации ПО "Даггаз". Оригинал указанного перечня ОАО "Даггаз" в материалы дела также не представило.
С учетом изложенных обстоятельств доводы истца о том, что перечень газопроводов, находящихся на балансе ПО "Даггаз" на 01.07.1992, на котором имеется надпись "к плану приватизации ПО "Даггаз", является приложением к плану приватизации, не подтверждаются материалами дела. В связи с этим он не может быть признан судом как бесспорное доказательство, подтверждающее доводы общества о том, что газопроводы протяженностью 23,2 км, расположенные в г. Южно-Сухокумск, вошли в план приватизации АООТ "Даггаз" (правопредшестенник ОАО "Даггаз").
Перечень газопроводов г. Южно-Сухокумск, находящихся на балансе ПЭУ "Кизляргаз" по состоянию на 01.07.1992, в материалы дела не представлен.
Как следует из копии расшифровки строки 01 (основные средства) сводного баланса ПЭО "Даггаз" по состоянию на 01.07.1992, представленной истцом, протяженность газопроводов в г. Южно-Сухокумск составляет 25112 п/м. Однако из него не следует, что она является приложением к плану приватизации АООТ "Даггаз.
Кроме того, указанная расшифровка подписана только представителями объединения "Даггаз", не приложена к плану приватизации АООТ "Даггаз", имеющегося в деле "Документы по приватизации ПО "Даггаз" и отсутствует в деле "Документы по приватизации ПО "Даггаз". Оригинал его общество в суд также не представило.
При таких обстоятельствах указанные документы обоснованно не приняты судом первой инстанции как относимые и допустимые доказательства, подтверждающие доводы истца, изложенные им в исковом заявлении и в письменных пояснениях.
План приватизации АООТ "Даггаз" утвержден председателем Госкомимущества Республики Дагестан 10.12.1993.
22.12.1993 Администрация Кировского района г. Махачкалы зарегистрировала устав АООТ "Даггаз".
Постановлением Совета Министров - Правительства Республики Дагестан от 27.12.1993 N 256 "О передаче ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность" главам администрациям городов и некоторых районов поручено принять на баланс ведомственные объекты жилищно-коммунального хозяйства с имеющими ресурсами согласно актам приемки. Составить расчеты на их содержание и передать в Министерство финансов Республики Дагестан не позднее 30.12.1993. Им же постановлено в целях обеспечения стабильного функционирования жилого фонда и объектов коммунального хозяйства увеличить штатную численность имеющихся служб эксплуатации, при необходимости создать новые, а ГО ЖКХ РД и ПО "Даггаз" предложено оказать необходимую помощь главам администраций городов в разработке первоочередных мероприятий до обеспечения стабильного функционирования инженерной инфраструктуры коммунального хозяйства.
Совет Министров - Правительство Республики Дагестан 27.12.1993 принял распоряжение N 572-р, которым поручил ПО "Даггаз" создать в г. Южно-Сухокумске производственно-эксплуатационное управление по эксплуатацию газового хозяйства города. Этим же распоряжением ПО "Дагнефть" предложено передать на баланс вновь организованного в г. Южно-Сухокумске ПЭУ газопроводы и другое оборудование, относящегося к газовому хозяйству, а также здания и сооружения, необходимые для размещения эксплуатационных служб, с последующим включением в уставной капитал АО "Даггаз".
В исполнение указанного распоряжения 30.12.1993 по производственному объединению "Даггаз" издан приказ N 99 о создании с 01.01.1994 в г. Южно-Сухокумске производственно-эксплуатационное правление по эксплуатации газового хозяйства с правом юридического лица "Южно-Сухокумскгаз". В нем же указывается о принятии на баланс вновь организованного ПЭУ "Южно-Сухокумскгаз" газопроводов, оборудования, относящегося к газовому хозяйству, а также здания и сооружений. Предложено также составить разделительный баланс по состоянию на 01.01.1994 к 15.01.1994.
12.01.1994 составлен акт приемки-передачи газовых сетей, установок, который утвержден гендиректорами ПО "Дагнефть" и ПО "Даггаз", согласно которому с баланса Южно-Сухокумской жилищно-коммунальной конторы ПО "Дагнефть" на баланс ПЭУ "Южно-Сухокумскгаз" переданы газовые сети и установки.
Следовательно, газопроводы и установки, которые находились у ПО "Дагнефть" до 12.01.1994, только после утверждения плана приватизации и регистрации устава АООТ "Даггаз" переданы на баланс ПЭУ "Южно-Сухокумскгаз" с правами юридического лица, не могли входить в состав имущества ПО "Даггаз", а также указаны в акте оценки стоимости имущества ПО "Даггаз" по состоянию на 01.07.1992 и включены в план приватизации АООТ "Даггаз".
Таким образом, доводы общества о принадлежности спорного газопровода ввиду включения его в план приватизации АООТ "Даггаз" несостоятельны и опровергаются материалами приватизационного дела.
Кроме того, согласно ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не может быть зарегистрировано, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, права собственности общества не могло быть зарегистрировано.
При таких обстоятельствах план приватизации АООТ "Даггаз" не мог служить основанием для возникновения права собственности ОАО "Даггаз" и госрегистрации его права собственности на газопроводы протяженностью 21982 п/м, расположенные в г. Южно-Сухокумске.
Перечень газопроводов, которые ПО "Дагнефть" по акту приемки-передачи газовых сетей и установок передало ПЭУ "Южно-Сухокумскгаз", разделительный баланс согласно приказу N 99 от 01.01.1994, а также доказательства, подтверждающие последующее включение газопроводов и установок в уставной капитал, общество также не представило в материалы дела.
Общество не представило доказательства, подтверждающие титул пользователя земельными участками под внеплощадочными газопроводами и другими сооружениями.
Согласно ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации, статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
В абзаце 4 пункта 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее- Постановление от 29.04.2010 N 10/22) разъяснено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
По смыслу данного положения иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Требование о признании права собственности газопроводов или об истребованные их из чужого незаконного владения в данном деле не заявлены.
Для оспаривания зарегистрированного права собственности ответчика путем использования такого способа защиты как признание права отсутствующим, помимо установления нарушений, имевших место при государственной регистрации, необходимо доказать, что наличие зарегистрированного права нарушает права заявителя.
Акт оценки стоимости имущества ПО "Даггаз" на 01.07.1992 не содержит перечня подлежащего приватизации имущества, указания на протяженность газопроводов, их местонахождения (наименования улиц и т.д.) улицы, а также индивидуализирующих имущество признаков, что не позволяет идентифицировать объекты, заявленные в исковом заявлении и указанные в названом акте. В нем указана только стоимость имущества, подлежащего приватизации. В связи с этим не представляется возможным определить тождественность спорных газопроводов, указанных в исковом заявлении и встречном исковом заявлении.
Доводы общества о том, что состав имущества может быть установлен по расшифровке строки 01 (основные средства) сводного баланса ПЭО "Даггаз" по состоянию на 01.07.1992, обоснованно отклонены судом первой инстанции как несостоятельные, поскольку указанная расшифровка не приложена к плану приватизации, имеющемуся в деле "Документы по приватизации ПО "Даггаз", а в свидетельстве о госрегистрации права собственности ОАО "Даггаз" от 18.06.2012 указаны только общая протяженность газопровода, его инвентарный номер и местонахождение - г. Южно-Сухокумск.
Кроме того, как видно из расписки в получении документов на госрегистрацию права собственности на сооружения, расположенные в г. Южно-Сухокумске от 31.05.2012, госрегистратором от ОАО "Даггаз" получены следующие документы: заявление о госрегистрации права, кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 28.02.2012, платежное поручение от 22.05.2012 N 112 (15000 руб.), доверенность от 31.01.2012 N 03303904. План приватизации в нем не указан. Доказательства, подтверждающие, что он был ранее представлен в регистрирующий орган, в материалы данного дела также не представлены.
В материалы дела истец представил копии кадастровых паспортов газопроводов г. Южно-Сухокумск. Из некоторых из них следует, что для регистрации права собственности истцом в регистрационный орган представлены кадастровые паспорта на газопроводы высокого давления, в частности на газопровод высокого давления к головным сооружениям г. Южно-Сухокумск протяженностью 4229 м и газопровод от ГРС до надземного газопровода высокого давления протяженностью 3005 м.
МО "город Южно-Сухокумск" зарегистрировало право собственности только на газопроводы низкого и среднего давления. Кроме того, как следует из акта приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта системы газоснабжения, строительных паспортов, надземные газопроводы по участкам N 1 (ул. Калинина, протяженностью 245 м), N 2 (ул. М. Горького, протяженностью 435 м), N 3 (головное сооружение - ГРП N4 (ул. Комарова до ул. Гагарина, протяженностью 2450 м) построены в 2000-2002 г. и введены в эксплуатацию 25 декабря 2002 г. Следовательно, указанные газопроводы не могли быть включены в план приватизации ОАО "Даггаз", утвержденный председателем Госкомимущества РД 10.12.1993, и отражены в расшифровке строки 01 (основные средства) сводного баланса ПЭУ "Даггаз" по состоянию на 01.07.1992. По утверждению общества, в 2001-2002 гг. произведен капитальный ремонт указанных газопроводов. Однако доказательства, подтверждающие, что в 2001-2002 гг. произведен именно капремонт названных газопроводов, в материалы дела оно не представило. Кроме того, указанный акт, а не план приватизации послужил основанием для госрегистрации права собственности общества в 2006 году на газопроводы протяженностью 3130 п/м (245-м. +435-м. + 2450-м.). По утверждению администрации, муниципальное образование не оспаривает право собственности общества на указанные газопроводы, т.е. на газопроводы протяженностью 3130 п/м.
Обществом и администрацией заключены с ООО "Дагестангазсервис" договоры аренды газопроводов, расположенных в г. Южно-Сухокумске, с протяженностью соответственно 21982 п/м и 23,2 км. При этом не представили в материалы дела доказательства, свидетельствующие, что обществом и муниципальным образованием зарегистрированы права собственности на одни и те же газопроводы, сданы в аренду одни и те же газопроводы, не проведена инвентаризация (сверка) газопроводов, а также не заявлены ходатайства о назначении по этому вопросу судебной экспертизы.
Таким образом, у сторон до настоящего времени препятствий в пользовании имуществом и споров в отношении имущества не возникали, т.е. у ООО "Дагестангазсервис" (арендатор), ОАО "Даггаз" и МО ГО "город Южно-Сухокумск" в лице администрации не возникли какие-либо затруднения при исполнении обязательств по договорам аренды газопроводов, а также в процессе их эксплуатации, связанных с невозможностью индивидуализации объектов аренды.
Проектно-сметная документация на строительство газопроводов, на которые зарегистрированы права собственности сторон, акты выноса в натуру земельных участков под строительство газопроводов в материалы дела не представлены.
Как следует из материалов дела, основанием для регистрации права собственности муниципального образования на газопроводы протяженностью 23,2 км послужили совместный приказ "Дагнефть" и "Даггаз" от 30.12.1993 N 1993 N 125/99, акт приема-передачи газовых сетей, установок от 15.01.1994, справка о балансовой принадлежности от 04.08.2006 N 21. Однако на основании указанных документов газопроводы переданы с баланса Жилищно-коммунальной конторы ПО "Дагнефть" на баланс ПЭУ "Южно-Сухокумскгаз".
Доказательства, подтверждающие, что ПЭУ "Южно-Сухокумскгаз" учреждено муниципальным образованием или его органами, согласно постановлению Совета Министров - Правительства Республики Дагестан от 27.12.1993 N 256 газопроводы приняты на баланс по актам приемки или в последующем они переданы в муниципальную собственность, администрация в материалы дела не представила.
Администрацией не представлены подтверждающие факт передачи спорного имущества в муниципальную собственность документы, предусмотренные Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.
Перечень газопроводов, которые ПО "Дагнефть" по акту приемки-передачи газовых сетей и установок передало ПЭУ "Южно-Сухокумскгаз", и разделительный баланс, который составлен согласно приказу N 99 от 01.01.1994, администрация также не представила в материалы дела.
Более того, согласно постановлению от 29.04.2010 N 10/22 факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Фактическое владение объектом недвижимости в силу ст. ст. 213, 209, 218 ГК РФ, п. 36 постановления Пленума ВС РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", не может само по себе свидетельствовать о наличии у сторон правомочий собственника в отношении спорного имущества.
Следовательно, указанные документы также не могли служить основанием для возникновения права собственности муниципального образования и госрегистрации права его собственности на газопроводы протяженностью 23,2 км.
Из части 4 пункта 52 постановления от 29.04.2010 N 10/22 следует, что право на предъявление иска об оспаривании обременения (признание права отсутствующим) имеет лицо, владеющее этим имуществом.
Владение спорным объектом может проявлять себя в таких фактах, как осуществление эксплуатационных расходов. Доказывание владения осуществляется путем установления названных фактов. Факт владения не может основываться на предположениях.
В подтверждение факта владения газопроводами ОАО "Даггаз" представило в материалы дела копии договоров аренды N 6-33-97 и N 6-33-95 от 01.05.2011, согласно которым газопроводы протяженностью 3130 м, право на которые зарегистрировано за обществом и 21982 м, которые находятся на стадии оформления, переданы в аренду арендатору - ООО "Дагестангазсервис". При этом не представило доказательства, подтверждающие, что договор аренды от 01.05.2011 N 56-33-95 прошел госрегистрацию. Кроме того, решением от 27.03.2013 по делу N А15-1991/2012 установлено, что сторонами подписано соглашение от 26.04.2012 о расторжении договора N 6-33-95 с прекращением всех предусмотренных им обязательств. Обязательства арендатора в части расчетов с арендодателем сохраняются до их прекращения надлежащим исполнением на условиях, предусмотренных договором.
Этими сторонами подписан акт сдачи-приемки имущества (газопроводов) от 26.04.2012,согласно которому арендатор в соответствии с условиями договора N 56-33-95 сдал, а арендодатель принял имущество и документацию согласно пункту 1.1 договора N 6-33-95. Однако вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.07.2013 по делу N А15-2048/12 и от 30.06.2014 по делу N А15-4093/13 по искам ОАД "Даггаз" к ООО "Дагестангазсервис" установлено, что ООО "Дагестнгазсервис" (арендатор), подписав акт приема-передачи от 26.04.2012, фактически не возвратило газопроводы ОАО "Даггаз" (арендодателю) и продолжает осуществлять деятельность по транспортировке газа во исполнение договора транспортировке газа от 27.12.2011 N 80-8-02539/12, заключенного с ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск". При рассмотрении указанных дел принимал участие представитель администрации МО ГО "город Южно-Сухокумск", который не заявил какие-либо требования относительно предмета спора, при этом не предъявляя требования о взыскании задолженности за фактическое пользование газопроводами, в том числе газопроводами протяженностью 21,982 м., расположенными в г. Южно-Сухокумске. Исковые требования по этим делам также мотивированы тем, что после прекращения договора аренды от 01.05.2011 N 6-33-95 и подписания акта приема-передачи от 26.04.2012 ООО "Дагестангазсервис" фактически не возвратило имущество и необоснованно продолжает пользоваться им.
Доказательства фактического возврата газопроводов во владение ОАО "Даггаз" на день рассмотрения спора в материалы дела общество не представило.
Отсутствуют в деле и доказательства предъявления обществом требований к ООО "Дагсетангазсервис" о возврате газопроводов в связи с расторжением договора. На день рассмотрения данного дела они фактически находятся во владении и пользовании ООО "Дагестангазсервис", что не оспаривает общество.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии в материалах дела доказательств фактического владения обществом спорного имущества является верным и соответствующим имеющимся в материалах дела доказательствам.
Из договора от 24.11.2008 N 06-33-139, предметом которого являются газопроводы протяженностью 21982 п/м, не следует передача в ООО "Дагестангазсервис" указанного имущества.
Сторонами в материалы дела представлены договора аренды, заключенные ими с ООО "Дагестангазсервис", а также копии платежных поручений, из которых следует, что арендатор - ООО "Дагестангазсервис" оплачивало за период 2011 -2012 г. обществу, а за период с 2013-2014 гг. - администрации г. Южно-Сухокумска по этим договорам арендные платежи.
В платежных поручениях, представленных обществом в материалы дела, отсутствуют ссылки на то, что оплата произведена за аренду именно газопроводов, расположенных в г. Южно-Сухокумске. Какие-либо доказательства, подтверждающие, что указанные в них суммы или часть ее были зачтены в счет погашения задолженности за спорные газопроводы, в материалы дела также не представило.
Несостоятельна ссылка общества и на приказы ФСТ РФ, поскольку из них не вытекает, что при утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа газораспределительным сетям ОАО "Даггаз" была включена протяженность спорных газопроводов.
Представленные доказательства несения расходов на содержание спорного имущества в материалы дела не представлены, иные представленные доказательства обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку в г. Южно-Сухокумске имеются газопроводы, право на которых зарегистрировано за обществом и не оспаривается администрацией.
С учетом изложенных обстоятельств, отсутствия доказательств фактического владения обществом спорными объектами, право собственности на которое зарегистрировано за ответчиком, который и является его фактическим владельцем, вывод суда об избрании обществом ненадлежащего способ защиты нарушенного права является верным.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно Закону РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", действующего в период разграничения государственной собственности, газораспределительные организации относились (и относятся в настоящее время) к субъектам естественных монополий, которые занимают доминирующее положение на рынке оказания услуг по транспортировке газа.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 2 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 предприятия всех отраслей народного хозяйства, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации занимающими доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местных рынках товаров (работ, услуг), относятся к федеральной собственности и могут передаваться в государственную собственность республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
10.03.1993 Президиум Верховного Совета Республики Дагестан принял постановление "О разграничении государственной собственности в Республике Дагестан на федеральную, государственную и муниципальную собственность". Согласно приложению N 2 к нему ПО "Даггаз" отнесено к государственной собственности Республики Дагестан. Однако в последующем Президиум Верховного Совета Республики Дагестан внес изменения в постановление от 10.03.1993 и исключил ОАО "Даггаз" из перечня объектов, отнесенных к государственной собственности, и включил его в перечень объектов государственной собственности, находящихся в совместной собственности Российской Федерации и Республики Дагестан. Следовательно, не все газопроводы отнесены к федеральной собственности.
Согласно статье 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, независим от Единой системы газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях. Региональная система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; ее деятельность контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях.
Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Судом установлено, что спорные газопроводы строились ПО "Дагнефть" для г. Южно-Сухокумска и использовались с момента ввода их в эксплуатацию для подачи газа исключительно потребителям г. Южно-Сухокумска.
Постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приёмке в эксплуатацию законченных строительством объектов", действовавший в период указанный в актах приемки газопроводов в эксплуатацию, был предусмотрен порядок приёмки объектов производственного назначения в эксплуатацию.
СНиП 3.05.02-88 "Строительные нормы и правила. Газоснабжение" предусматривают приёмку заказчиком в эксплуатацию построенного подрядчиком объекта системы газоснабжения, то есть проверку соответствия выполненных подрядчиком работ по строительству, а не приёмку законченного строительством объекта недвижимости государственной приёмочной комиссией.
Как следует из материалов дела, спорные газопроводы были построены до 1993 г.
Следовательно, на момент их строительства регулирование правоотношений по введению в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимого имущества осуществлялось постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приёмке в эксплуатацию законченных строительством объектов". Названным нормативным правовым актом установлена необходимость приёмки в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приёмочными комиссиями.
В силу пункта 1 постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 объекты, законченные строительством в соответствии с утверждённым проектом и подготовленные к эксплуатации, предъявляются заказчиком (застройщиком) к приёмке государственным приёмочным комиссиям.
Приёмка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приёмочными комиссиями оформляется актами (пункт 8 постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105). Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта гос. приёмочной комиссией. Датой ввода в эксплуатацию объекта, принимаемого в эксплуатацию рабочей комиссией согласно пункту 5 названного постановления, считается дата подписания акта рабочей комиссией.
Таким образом, приемка сооружений (газопроводов) в эксплуатацию именно до 1993 г. как объекта недвижимого имущества должна осуществляться государственной приемочной комиссией, в состав которой входит представитель органа, осуществляющего допуск сооружения в эксплуатацию как газопровода.
Акты приемки газопроводов в эксплуатацию государственной приемочной комиссией, в состав которой входит представитель органа, осуществляющего допуск сооружения в эксплуатацию как газопровода, оформленные в порядке, установленном названными правовым актами, стороны в материалы дела не представили.
Администрация представила в материалы дела копия договора аренды N 06-21-47 от 24.12.2007, согласно которому МО "город Южно-Сухокумск" (арендодатель) предоставляет за плату во временное владение и пользование ООО "Дагестангазсервис" объекты газоснабжения, принадлежащие ему на праве собственности, общей протяженностью 23,2 км со сроком до 27.12.2008.
Согласно договору от 01.02.2012, заключенному по результатам открытого аукциона, Управлением муниципального имущества ГО "город Южно-Сухокумск" (арендодатель) спорные газопроводы по акту приема-передачи от 01.02.2012 переданы во временное владение и пользование ООО "Дагестангазсервис" (арендатор) со сроком до 01.02.2017. Договор прошел госрегистрацию.
При этом не представлено доказательств несения расходов на их содержание с 1994 года до заключения договоров от 27.12.2008 и 01.02.2012.
Администрация не представила также доказательства оспаривания распоряжения Совета Министров - Правительства Республики Дагестан N 572-р от 27.12.1993, которым предложено передать на баланс вновь организованного в г. Южно-Сухокумске ПЭУ газопроводы и другое оборудование, относящееся к газовому хозяйству, а также здания и сооружения, необходимые для размещения эксплуатационных служб, с последующим включением в уставной капитал АО "Даггаз".
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу п. 3 ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
При внесении недвижимого имущества в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал юридического лица право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права за таким юридическим лицом в ЕГРП.
Таким образом, учитывая, что в силу положений п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом, ОАО "Даггаз" обязано было зарегистрировать право собственности на спорные газопроводы, если сделка по передаче указанного имущества в уставный капитал общества совершалась позднее 1999 года (с учетом госрегистрации права в 2012 году).
Доказательства, подтверждающие, что сделка по передаче спорных газопроводов согласно распоряжению Совета Министров - Правительства Республики Дагестан N 572-р от 27.12.1993 состоялась до 1999 года, общество в материалы дела также не представило.
При таких обстоятельствах в удовлетворении иска общества и встречного иска муниципального образования в лице администрации отказано правомерно.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию заявителей с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.02.2015 по делу N А15-588/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.А. Бейтуганов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-588/2013
Истец: Республиканское открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Даггаз"
Ответчик: Администрация городского округа "город Южно- Сухокумск", Муниципальное образование Городской округ "город "Южно-Сухокумск"
Третье лицо: ООО "Дагестангазсервис", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД (Управление Росреестра по РД), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (Управление Росреестра по РД)
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6509/15
23.06.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3018/13
03.02.2015 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-588/13
17.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-953/14
27.11.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3018/13
05.08.2013 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-588/13