г. Краснодар |
|
02 ноября 2015 г. |
Дело N А53-5254/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Бабаевой О.В. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Водоканал Ростов-на-Дону" (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167543470) - Мишиной А.В. (доверенность от 10.02.2015), в отсутствие ответчика - федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области" (ИНН 61410042310, ОГРН 102610840710), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.05.2015 (судья Чебанова Л.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 (судьи Пономарева И.В., Ванин В.В., Еремина О.А.) по делу N А53-5254/2015, установил следующее.
АО "Водоканал Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ФКУ "Исправительная колония N 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области" (далее - учреждение) о взыскании 2 235 349 рублей 50 копеек платы за сброс загрязняющих веществ с превышением предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) с августа по октябрь 2014 года.
Решением от 26.05.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.07.2015, с учреждения в пользу общества взыскано 2 235 349 рублей 50 копеек задолженности и 34 176 рублей 75 копеек судебных расходов по уплате государственной пошлины. Судебный акт мотивирован тем, что учреждение допустило сброс сточных вод с превышением ПДК загрязняющих веществ.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, применение к рассматриваемым отношениям по аналогии порядка расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, вносимой предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) природоохранным органам, недопустимо ввиду отличия правовой природы платежей, имеющих публично-обязательный характер, от платы за услуги по гражданско-правовым договорам, получаемой предприятиями ВКХ от своих абонентов (решение Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2009 ГКПИ09-1238). Взыскание с учреждения повышенной платы за превышение нормативного сброса загрязняющих веществ неправомерно, поскольку в едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения от 30.01.2014 N 75 (далее - договор водоснабжения) отсутствует способ ее расчета и ссылка на конкретные нормативные акты. Общество не представило доказательств возникновения у него убытков, несения расходов в связи с превышением нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты. Предоставленный истцом расчет платы за сброс загрязняющих веществ основан на результатах лабораторных исследований, проведенных ведомственной лабораторией истца, что свидетельствует о заведомой заинтересованности общества в результатах исследования. Протокол лабораторных испытаний от 03.09.2014 N 541 не может служить основанием для расчета платы за сброс загрязняющих веществ, так как содержит противоречивую информацию части указания температуры воды во время отбора проб.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в ее удовлетворении, указывая, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя общества, поддержавшего доводы отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 30.01.2014 общество (организация ВКХ) и учреждение (абонент) заключили договор водоснабжения, предметом которого является отпуск питьевой воды и прием сточных вод, предоставляемые абоненту на перечисленных в договоре условиях. Абонент обязан соблюдать установленные нормы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, соблюдать нормы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения. Абонент обязан производить оплату по договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с договором, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту (подпункты "т" и "е" пункта 14 договора).
28 августа 2014 года в присутствии представителя ответчика представители общества отобрали пробы сточных вод из контрольных колодцев учреждения по адресу: г. Батайск, ул. М. Горького, 356, что зафиксировано в акте от 28.08.2014 N 2808/2/1, подписанным ответчиком без замечаний. Параллельную пробу сточных вод ответчик не проводил.
Согласно пункту 9.2.6 постановления мэра г. Ростова-на-Дону от 14.03.2003 N 495 "Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Ростова-на-Дону" (далее - Условия приема загрязняющих веществ) анализ проб сточных вод абонента осуществляет лаборатория общества или любая другая лаборатория (организация), аккредитованная на техническую компетентность и независимость в области анализа сточных вод.
Взятые пробы сточных вод были направлены в аккредитованную химико-бактериологическую лабораторию общества.
Согласно протоколу лаборатории от 03.09.2014 N 541 качество сточной воды, сбрасываемой учреждением в системы канализации г. Батайска, не соответствует Условиям приема загрязняющих веществ.
За сброс сточных вод с превышением ПДК в системы канализации г. Ростова-на-Дону общество начислило учреждению плату в размере 2 235 349 рублей 50 копеек с августа по октябрь 2014 года.
В претензии от 06.02.2015 общество сообщило о задолженности и предложило погасить ее.
Неуплата спорной суммы явилась основанием для обращения общества с иском в арбитражный суд.
В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в частности, сбросы загрязняющих веществ. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ (далее - постановление N 1310).
Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ростовской области (далее - Порядок N 348).
Согласно пункту 4 Порядка N 348 фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации включает в себя: услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, соответствующие установленным нормативам водоотведения; прием загрязняющих веществ по временным условиям приема (льготным условиям, стимулирующим водоохранную деятельность абонентов); сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ. В силу пункта 22.3 Порядка N 348 плата за сброс абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты в пределах установленных лимитов, умноженных на разницу между фактической концентрацией и ДК или ВДК загрязняющих веществ, а также на пятикратно повышающий коэффициент к нормативам платы за лимитное загрязнение окружающей среды, на коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, на коэффициент индексации базовых нормативов платы, на коэффициент, равный 2, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системы канализации при приеме загрязняющих веществ в сточных водах с превышением норм ДК или ВДК и объемы фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения до очередного отбора проб организациями ВКХ, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
В силу пункта 65 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией ВКХ. Отбор проб удостоверяется актом, который подписывают представители организации ВКХ и абонента (пункт 66 Правил N 167).
В обоснование своих доводов общество представило акты отбора проб сточных вод от 28.08.2014 N 2808/2/1 и протокол лаборатории.
Взятые пробы общество направляло в лабораторию для проведения независимого анализа. Результат зафиксирован в протоколе анализа отбора проб сточных вод от 03.09.2014 N 541, согласно которым в сточных водах абонента обнаружены загрязняющие вещества с превышением норм ПДК.
Суд, исследовав акт отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации, установил, что он является надлежащими доказательствами.
Довод учреждения о том, что то в договоре водоснабжения отсутствуют ссылки на конкретные нормативные акты и порядок определения платы за превышение ДК, следует отклонить. Согласно пункту 11 договора водоснабжения размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции установил, что постановление N 1310 и Правила N 167 разграничивают компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых осуществляет деятельность тот или иной абонент, относя к компетенции первых порядок взимания платы, включая определения ее размера путем установления повышающих коэффициентов к утвержденным тарифам при превышении хозяйствующими субъектами нормативов ПДК загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, а к компетенции вторых - сами нормы ПДК с учетом местных условий.
В соответствии с пунктом 5 постановления администрации Ростовской области от 04.05.2012 N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" нормативами водоотведения по качеству являются допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов установленные исходя из условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, разрабатываемых организациями ВКХ и утверждаемые органами местного самоуправления. Допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов содержат перечень и допустимые концентрации загрязняющих веществ, принимаемых в системы канализации, а также иные ограничения по сбросу загрязняющих веществ. Согласно пункту 8 указанного постановления условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, разрабатываются организациями ВКХ исходя из предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ на выпусках систем канализации населенного пункта в водные объекты - приемники сточных вод с учетом фактической и нормативной эффективности очистки (задержания) загрязняющих веществ на очистных сооружениях систем канализации населенного пункта, допустимых концентраций загрязняющих веществ для канализационных сетей и биологической очистки с учетом предотвращения заиливания, зажиривания, закупорки труб, агрессивного влияния на материал труб, колодцев, оборудования, а также нарушения технологического режима очистки.
Величины допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в горканализацию, определены Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Батайска, утвержденными постановлением мэра г. Батайска от 26.11.2012 N 3111.
Ссылка заявителя на то, что предоставленный истцом расчет платы за сброс загрязняющих веществ основан на результатах лабораторных исследований, проведенных ведомственной лабораторией истца и это свидетельствует о заведомой заинтересованности общества в результатах исследования, несостоятельна.
Право организаций ВКХ на проведение анализов контрольных проб сточных вод лабораториями организаций ВКХ или по усмотрению организаций ВКХ в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории) предусмотрены пунктом 67 Правил N 167.
Анализы пробы сточных вод проведены в лаборатории химико-бактериологического и технологического контроля ОАО "ПО Водоканал" (аттестат аккредитации "РОСС RU0001.511128 действителен до 14.04.2019), имеющей все условия, необходимые для выполнения измерений в закрепленной за лабораторией деятельности. Пунктом 68 Правил N 167 предусмотрено право абонента при отборе представителем организации водопроводно-канализационного хозяйства проб отобрать параллельную пробу сточных вод и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
Довод заявителя о том, что в протоколе лабораторных испытаний от 03.09.2014 N 541 температура воды во время отбора проб не соответствует температуре, указанной в акте отбора проб от 28.08.2014 N 2808/2/1, оценен судом апелляционной инстанции и правомерно отклонен. Суд установил, что температурные показатели, указанные в акте контрольного отбора проб (26°С) и протоколе контрольно-химического анализа (24°С), соответствуют нормативным требованиям и цели исследования (ГОСТ Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб"). Согласно протоколу результата анализа сточных вод от 03.09.2014 N 541 пробы подвергнуты лабораторному исследованию в течение сроков, регламентированных методом определения конкретного показателя, установленного в нормативных документах. Учреждение не воспользовалось правом на проведение параллельного отбора проб.
Основания для изменения или отмены решения и постановления, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.05.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 по делу N А53-5254/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Леонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.