г. Краснодар |
|
18 ноября 2015 г. |
Дело N А63-2231/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Гиданкиной А.В. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Ханты-Мансийский банк "Открытие"" (ИНН 8601000666, ОГРН 1028600001880) в лице филиала "Ростовский" - Федоренко Г.В. (доверенность от 02.11.2015), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508), извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Ханты-Мансийский банк "Открытие"" в лице филиала "Ростовский" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.05.2015 (судья Алиева А.К.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 (судьи Семенов М.У., Л.В. Афанасьева Л.В., Белов Д.А.) по делу N А63-2231/2015, установил следующее.
ПАО "Ханты-Мансийский банк "Открытие"" в лице филиала "Ростовский" (далее - банк) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 05.02.2015 N 848 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде наложения 101 тыс. рублей штрафа.
Решением от 12.05.2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015, в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебные акты мотивированы тем, что банк в нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространяет рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации, чем вводит в заблуждение потребителей рекламы.
В кассационной жалобе банк просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, выводы судов основаны на ненадлежащих доказательствах. Примененные судами методы исследования требуют специальных познаний в области офтольмалогии и геометрии. Однако специалисты, обладающие специальными познаниями, к участию в деле судом не привлекались, соответствующая экспертиза не назначалась.
В судебном заседании представитель банка поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя участвующего в заседании лица, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как видно из материалов дела и установили суды, 23.10.2014 в городе Ставрополе в районе улицы Ленина, 251 должностные лица управления в ходе осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов выявили факт размещения наружной рекламы следующего содержания: "11% годовых по вкладу, большой процент в большом банке. 8 800 500 30 03 (звонок по России бесплатный). ОТКРЫТИЕ банк. В жизни всегда есть место открытию openbank.ru". Данный факт зафиксирован с помощью съемки на цифровой фотоаппарат.
Исследовав рекламный баннер, антимонопольный орган установил, что в его нижней части приводилась дополнительная информация в виде сноски мелким и сложно читаемым шрифтом: "Вклад "Комфортный". Открытие вклада с 15.09.2014 по 31.01.2015. Ставка 11% годовых для вклада в рублях на сумму 700 000 рублей РФ и более на срок 546 дней. Проценты выплачиваются в конце срока на счет вклада. При досрочном снятии суммы вклада или ее части договор считается расторгнутым, а проценты выплачиваются из расчета фактического количества дней нахождения денежных средств на счете вклада исходя из ставки по вкладу "До востребования", действующей на дату расторжения договора. Возможность пополнения и частичного изъятия не предусмотрена. Полные тарифы и условия размещены на сайте www.openbank.ru. ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" (Банк). 119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, 11, стр. 13, Генеральная лицензия Банка России N 2179 от 07.02.2014".
Управление пришло к выводу о фактическом отсутствии информации, указанной мелким шрифтом в нижней части рекламы, поскольку данная информация недоступна для прочтения потребителям и нераспознаваема.
По данному факту антимонопольный орган составил в отношении банка протокол об административном правонарушении от 23.01.2015 N 9 и вынес постановление от 05.02.2015 N 848 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса в виде наложения 101 тыс. рублей штрафа.
Банк, не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Оценив представленные в дело доказательства и доводы сторон, суды отказали банку в удовлетворении заявленных требований. При этом судебные инстанции исходили из наличия в действиях банка состава административного правонарушения, выразившегося в нарушении законодательства о рекламе. Суды указали следующее.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198, статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения в сфере рекламы, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Законом о рекламе. Целями названного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1 Закона о рекламе).
В пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе содержится понятие рекламы как информации, распространяемой любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ненадлежащей согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 7 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается, в частности не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий. Таким образом, при наличии в рекламе банковской услуги, связанной с принятием вклада, пользованием им, хотя бы одного из условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся данной услугой лица, в ней следует указывать иные условия, которые влияют на фактическую сумму доходов.
Частью 1 статьи 14.3 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав фактические обстоятельства дела и представленные в дело доказательства, установили следующее. Общая площадь рекламного макета на бумажном носителе формата А4 составляет 330,2 кв. см (26 см * 12,7 см). Общая площадь сноски, в которой приводится вся обязательная в соответствии с рекламным законодательством информация - 26 кв. см (26 см * 1 см). Площадь сноски составляет 7,8% от общей площади указанного рекламного макета. Высота шрифта, которым указана привлекательная информация ("11%"), составляет 2,7 см от рекламного макета и занимает 1/4 от общей высоты рекламного макета. Высота шрифта в сноске составляет 1 мм и занимает 1/12 от общей высоты рекламного макета. Пропорция для рекламного щита 3 * 6 м будет составлять ~ 1:18. Таким образом, на рекламном щите 3 * 6 м высота информации "11%" составляет 486 мм; высота букв мелкого шрифта, расположенного в нижней части рекламы, составляет 18 мм. Исходя из стандартного метода проверки остроты зрения с помощью тест-таблицы Сивцева Д.А. нормальное зрение (1,0), когда человек видит каждым глазом с расстояния 5 метров десятую строку, в которой высота букв составляет 7 мм. Учитывая изложенное, буквы высотой 18 мм, какими выполнен мелкий шрифт, расположенный в нижней части рекламы, человек сможет увидеть с расстояния 13 метров. Информация, указанная мелким шрифтом в нижней части рекламы, в которой содержатся условия предоставления вклада, не могла быть доведена до потребителей в связи с тем, что реклама размещена вдоль дороги на высоте более 4,5 метров (ГОСТ Р 52044-2003). На рекламном щите часть букв вышеуказанного мелкого текста вообще отсутствует так как попадала на разрезы движущихся элементов рекламной конструкции "призматрон". Реклама была представлена на обозрение 24 часа в сутки (освещенность в разное время суток различная). Потребители, проезжающие на автотранспорте и пешеходы, проходящие по тротуару, рекламную информацию воспринимают сбоку. Совокупность указанных особенностей распространения рекламы лишает возможности потребителей получить полный текст (информацию) рекламы, делая доступным только основной текст, в котором указано только одно из условий предоставления вклада - процентная ставка 11% годовых.
Учитывая изложенное, суды правомерно указали, что в рекламной информации банка отражены только привлекательные для потенциального потребителя рекламы условия. Другие условия, сформированные рекламой и являющиеся существенной информацией для потребителей (способной обмануть их ожидания), присутствовали, однако форма их представления такова, что они не воспринимаются потребителями. Оценив в совокупности и по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды сделали обоснованный вывод о том, что формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяющим потребителю воспринимать данные сведения, не может рассматриваться как их наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно ряда условий. Поэтому вывод судебных инстанций о наличии в действиях банка вмененного ему состава правонарушения основан на правильном применении норм права к установленным фактическим обстоятельствам и соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам. Отсутствие в законодательстве о рекламе требований к размеру шрифта не свидетельствует о том, что рекламодатель вправе указать необходимую информацию таким образом, что она не воспринималась или плохо воспринималась потребителем.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела по существу, им дана правильная правовая оценка. Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что противоречит требованиям статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.05.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 по делу N А63-2231/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.