Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.В. Кривулько к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.В. Кривулько оспаривает конституционность статей 315 "Оплата труда" и 317 "Процентная надбавка к заработной плате" Трудового кодекса Российской Федерации, а также следующих положений Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации":
абзаца первого пункта 5 статьи 15, согласно которому пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях, а пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи; пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи;
абзацев первого, сорокового и сорок первого пункта 1 статьи 19, которыми, соответственно, определены состав ежемесячного денежного вознаграждения судьи и условия выплаты судье, пребывающему в отставке и имеющему не менее 10 лет стажа работы судьей, ежемесячного пожизненного содержания в полном объеме; предоставлено право на назначение и выплату судьям, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15, а в приравненных к ним местностях 20 календарных лет и ушедшим (удаленным) в отставку, ежемесячного пожизненного содержания и ежемесячного денежного содержания по инвалидности с учетом районного коэффициента к ежемесячному денежному вознаграждению независимо от их места жительства и времени обращения за указанным содержанием.
Кроме того, заявитель просит проверить конституционность пункта 6 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4994-I "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которому исчисление размера выходного и единовременного пособия и пожизненного содержания производится в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" из расчета ежемесячного денежного вознаграждения, выплат по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях), надбавок за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями; выплаты по коэффициентам и надбавкам при исчислении размера пожизненного содержания осуществляются при условии проживания судьи в местности, где такие коэффициенты предусмотрены.
По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют статьям 7 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3), 118 (часть 1) и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, позволяют отказывать судье в отставке, которому ежемесячное пожизненное содержание было установлено в размере, исчисленном с учетом процентной надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в перерасчете данной выплаты при переезде в населенный пункт, отнесенный к районам Крайнего Севера, исходя из размера процентной надбавки, применяемого в указанных районах, периоды работы в которых были включены в стаж работы в должности судьи при назначении ежемесячного пожизненного содержания.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Абзац первый пункта 5 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", являющийся, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 февраля 2002 года N 5-П, базовым положением, закрепляющим право на ежемесячное пожизненное содержание, предусматривает, что судье, пребывающему в отставке и имеющему необходимую продолжительность стажа работы судьей, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание. При этом установлены и специальные правила обеспечения ежемесячным пожизненным содержанием пребывающих в отставке судей, имеющих стаж работы в должности судьи менее 20 лет, в частности достигших возраста 55 (для женщин - 50) лет, которым размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи, а также для достигших возраста 60 лет (женщины - 55 лет), которые при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет (с зачетом в такой стаж времени работы как на должности судьи, так и на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 названного Закона), в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере (абзац первый пункта 5 статьи 15 и абзац сороковой первый пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "абзац сороковой первый пункта 1 статьи 19" имеется в виду "абзац сороковой, сорок первый пункта 1 статьи 19"
Поскольку данная выплата производится в целях компенсации заработка (денежного вознаграждения), получаемого судьей в период замещения должности судьи и утраченного в силу прекращения полномочий в связи с выходом в отставку, федеральный законодатель при определении порядка расчета размера ежемесячного пожизненного содержания основывается на необходимости компенсации именно тех видов выплат, которые фактически были установлены судье на момент его ухода (удаления) с должности (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 828-О-О, от 29 мая 2018 года N 1325-О и N 1326-О).
Ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи, месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет и некоторых иных выплат (абзац первый пункта 1 статьи 19 названного Закона).
В частности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к ежемесячному денежному вознаграждению судьи, ежеквартальному денежному поощрению судьи и другим выплатам, предусмотренным соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливаются районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац тридцать седьмой пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").
Статьи 315 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, положения которого в силу статьи 22 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" распространяются на судей в части, не урегулированной названным Законом, предусматривают, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов, а также процентных надбавок к заработной плате, которые выплачиваются лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы в данных районах или местностях.
При этом сообразно единому для системы пенсионного обеспечения подходу, предполагающему сохранение для граждан, имеющих необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определенного с учетом районного коэффициента размера пенсий при выезде с этих территорий (часть вторая статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", абзац шестнадцатый пункта 3 и абзац сорок второй пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), судьям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и ушедшим (удаленным) в отставку, ежемесячное пожизненное содержание и ежемесячное денежное содержание по инвалидности назначаются и выплачиваются с учетом районного коэффициента к ежемесячному денежному вознаграждению независимо от их места жительства и времени обращения за указанным содержанием (абзац сорок первый пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").
Таким образом, оспариваемые заявителем положения Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Трудового кодекса Российской Федерации выступают элементами правового механизма специального пенсионного обеспечения судей, в равной мере распространяются на всех судей, проработавших определенный период в экстремальных природно-климатических условиях Севера, а потому не могут расцениваться как нарушающие права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Что касается пункта 6 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4994-I, то применение данной нормы в деле заявителя представленными копиями судебных постановлений не подтверждается, в связи с чем его жалоба и в этой части не может быть признана отвечающей требованиям допустимости.
Изменение же правил перерасчета размера ежемесячного пожизненного содержания в части учета процентной надбавки при переезде судьи в отставке из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в населенные пункты, отнесенные к районам Крайнего Севера, составляет прерогативу федерального законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кривулько Вадима Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2023 г. N 933-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кривулько Вадима Владимировича на нарушение его конституционных прав статьями 315 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями статей 15 и 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", а также пунктом 6 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-