г. Краснодар |
|
24 ноября 2015 г. |
Дело N А15-189/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Трифоновой Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (ИНН 0541001139, ОГРН 1020502625835) (направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие) и заинтересованного лица - государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Комплексный центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании "Дербентский район"" (ИНН 0512084155, ОГРН 1060542001090), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 21308 9, 21307 2, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.05.2015 (судья Магомедова Ф.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 (судьи Белов Д.А., Параскевова С.А., Семёнов М.У.) по делу N А15-189/2015, установил следующее.
Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - учреждение, фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Комплексный центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании "Дербентский район"" (далее - бюджетное учреждение, страхователь) 424 814 рублей 46 копеек задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам.
Решением суда от 29.05.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.08.2015, фонду в удовлетворении требования отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что выплаченные бюджетным учреждением компенсационные выплаты социальным работникам на приобретение специальной одежды, обуви и инвентаря установлены в целях возмещения работникам затрат, связанными с исполнением ими профессиональной деятельности, а также разъездами, не входят в систему оплаты труда и, следовательно, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхования, что исключает начисление страховых взносов, пеней и штрафов по указанному основанию.
В кассационной жалобе учреждение просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что ежемесячные денежные компенсации социальным работникам на приобретение специальной одежды, обуви и инвентаря не подлежат обложению страховыми взносами при условии их документального подтверждения.
Отзыв на жалобу не представлен.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что фонд провел плановую выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхования за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составил акт от 09.06.2014 N 30/01-182 и принял решение от 09.07.2014 N 30/01-182 о начислении 326 821 рубля 82 копеек за 2011 - 2013 годы, 13 984 рублей 17 копеек пеней, 65 364 рублей 37 копеек штрафа по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Требованием от 01.08.2014 N 01701940106290 бюджетному учреждению предложено добровольно уплатить 424 814 рублей 46 копеек задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в срок до 22.08.2014, неисполнение которого повлекло обращение фонда в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, судебные инстанции обосновано руководствовались следующим.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Законом N 212-ФЗ.
Плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (подпункт "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей с 2011 года) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, перечисленным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Закрытый перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, содержится в статье 9 Закона N 212-ФЗ. К таким выплатам относятся, в частности, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ).
Следовательно, в отличие от оплаты труда (вознаграждения за труд) работников, получаемой ими в соответствии с условиями заключенных трудовых договоров и системой оплаты труда, установленной у работодателя, компенсационные выплаты социальным работникам на приобретение специальной одежды, обуви и инвентаря в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в том числе, субъекта Российской Федерации, не подлежат обложению страховыми взносами.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (статья 29 Трудового кодекса).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (статья 135 Трудового кодекса).
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в редакции, действовавшей в спорный период) меры социальной поддержки социальных работников, занятых в государственном секторе социального обслуживания, осуществляются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 13 закона Республики Дагестан от 11.04.2004 "О социальном обслуживании населения в Республике Дагестан" (в редакции от 12.05.2009) при исполнении служебных обязанностей социальные работники государственной системы социальных служб имеют право в том числе на обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение. Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки социальным работникам государственной системы социальных служб (далее - социальные работники) определяются Правительством Республики Дагестан.
Пунктом 3 постановления Правительства Республики Дагестан от 05.09.2007 N 246 "О порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки социальным работникам государственной системы социальных служб" Министерству труда и социального развития Республики Дагестан предписано определить порядок выплаты денежной компенсации в случае самостоятельного приобретения социальными работниками специальной одежды, обуви и инвентаря при выполнении ими профессиональной деятельности, связанной с разъездами.
Приказами Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 27.02.2011 N 03-47, 08.02.2012 N 03-33, 13.02.2013 N 03-116 "О мерах по обеспечению выплат денежных компенсаций социальным работникам" установлены размеры ежемесячных денежных компенсаций социальным работникам на приобретение специальной одежды, обуви и инвентаря (172 рубля - 2011 год, 172 рубля - 2012 год, 207 рублей - 2013 год). Пунктами 3.2 этих приказов установлено, что денежная компенсация на приобретение специальной одежды, обуви инвентаря и денежная компенсация расходов по проезду на транспорте общего пользования (кроме такси) при выполнении профессиональной деятельности, связанной с разъездами, выплачивается исключительно социальным работникам, осуществляющим социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что спорные выплаты, осуществленные работникам бюджетного учреждения, учитывались страхователем как компенсация на приобретение специальной одежды, обуви и инвентаря в установленном размере и выплачивались исключительно социальным работникам.
Проверяя довод фонда о наличии у бюджетного учреждения обязанности дополнительно подтверждать документальные расходы на приобретение специальной одежды, обуви и инвентаря по мотиву возможного наличия у такой компенсации признаков дохода (экономической выгодой) работника, судебные инстанции обоснованно указали, что само по себе наличие трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Такие нормы установлены частью 2 статьи 13 закона Республики Дагестан от 11.04.2004 "О социальном обслуживании населения в Республике Дагестан".
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" не установлена обязанность социальных работников представлять какие-либо документы, подтверждающие целевое использование спорной компенсации. Не установлены какие-либо ограничения о том, на основании каких документов, в какие периоды выплачивается эта компенсация.
Денежная компенсация на приобретение специальной одежды, обуви и инвентаря должна выплачиваться ежемесячно всем социальным работникам, состоящим в трудовых отношениях с социальными учреждениями. Спорные выплаты работодатель производит независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности.
При этом законодательство не предусматривает представление работниками каких-либо отчетных документов о ее использовании, а также наличие в целом порядка выплаты и использования этой компенсации, то есть законодательно не закреплен механизм выплаты компенсации, который содержал бы указание на определение условий и порядка ее выплаты каким-либо органом власти.
Статьей 36 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право своими решениями определять только размер ежемесячной денежной компенсации для социальных работников.
Спорная ежемесячная денежная компенсация, в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций, имеет особую правовую природу, поскольку она установлена с определенной целью - содействия обеспечения социальных работников необходимыми средствами труда для качественного осуществления социальной деятельности.
Следовательно, вывод суда об отнесении ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению социальных работников необходимыми специальной одеждой, обувью и инвентарем для качественного осуществления социальной деятельности к категории не признаваемой объектом обложения страховыми взносами при отсутствии у социального работника обязанности по документальному подтверждению понесенных в связи с их приобретением расходов основан на правильном применении норм права к установленным обстоятельствам.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.05.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 по делу
N А15-189/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.