г. Ессентуки |
|
24 августа 2015 г. |
Дело N А15-189/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Параскевовой С.А., Семенова М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чарчевым Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29 мая 2015 года по делу N А15-189/2015,
по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (ИНН 0541001139, ОГРН 1020502625835)
к Государственному бюджетному учреждению Республики Дагестан "Комплексный центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании "Дербентский район" (ОГРН 1060542001090, ИНН 0512084155),
о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 406 170 руб. 36 коп. (судья Магомедова Ф.И.),
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению Республики Дагестан "Комплексный центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании "Дербентский район" (далее - ответчик, учреждение, ГБУ РД КЦСОН в МО "Дербентский район") о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 424 814 руб. 46 коп.
Решением от 29.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Пенсионный фонд не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение просит оставить решение суда от 29.05.2015 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан "Комплексный центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании "Дербентский район" зарегистрировано в качестве юридического лица и состоит на учете в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя.
09 июня 2014 года на основании решения заместителя Управляющего ГУ-ОПФР по РД от 22.04.2014 N 30/01-182 проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ГБУ РД КЦСОН в МО "Дербентский район".
22 апреля 2014 года директору учреждения вручено требование N 30/01-182 от 22.04.2014 "О предоставлении документов".
Проверкой установлено занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за проверяемый период - не включены в базу для начисления страховых взносов компенсационные выплаты социальным работникам на приобретение специальной одежды, обуви и инвентаря (отсутствует документальное подтверждение расходов на их приобретение) на сумму 1161168 руб.
Результаты выездной проверки оформлены актом от 09.06.2014 N 30/01-182.
По результатам рассмотрения указанного акта Пенсионный фонд вынес решение от 09.07.2014 N 30/01-182, которым заинтересованное лицо привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 65 364 руб. 37 коп. за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Кроме того, в ходе проверки выявлена недоимка по уплате учреждением страховых взносов, образовавшаяся в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в общей сумме 326 821 руб. 82 коп., на которую фонд начислил 13 984 руб. 17 коп. пени.
Требованием от 01.08.2014 N 01701940106290 заинтересованному лицу предложено добровольно уплатить недоимку, пени и штраф в общей сумме 424 814 руб. 46 коп. в срок до 22.08.2014.
Однако требование Пенсионного фонда в добровольном порядке учреждением не исполнено, что послужило основанием для обращения с заявлением о взыскании спорной суммы в судебном порядке.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что страхователями и плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Закрытый перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, содержится в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
В силу подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Трудовым кодексом Российской Федерации установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 названного Кодекса) и компенсации (главы 24-28 данного Кодекса).
Заработная плата (оплата труда работника) в силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Федеральный закон N 212-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Законодатель выделяет два вида компенсационных выплат: компенсации, связанные с особыми условиями труда и согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации являющиеся элементами оплаты труда; компенсации, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Согласно части 2 статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных данным Кодексом или другими федеральными законами.
На основании ст. 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой рассматриваемой статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в редакции, действовавшей в спорный период) меры социальной поддержки социальных работников, занятых в государственном секторе социального обслуживания, осуществляются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 13 закона Республики Дагестан от 11.04.2004 "О социальном обслуживании населения в Республике Дагестан" (в ред. от 12.05.2009) при исполнении служебных обязанностей социальные работники государственной системы социальных служб имеют право на обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение; на бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) при выполнении ими профессиональной деятельности, связанной с разъездами; на компенсацию за эксплуатацию личного автотранспорта, используемого для оказания социальных услуг.
Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки социальным работникам государственной системы социальных служб определяются Правительством Республики Дагестан.
Постановлением Правительства Республики Дагестан N 246 от 05.09.2007 "О порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки социальным работникам государственной системы социальных служб" утвержден Перечень норм и выдачи специальной одежды, обуви и инвентаря, предоставляемых бесплатно социальным работникам государственной системы социальных служб при исполнении ими служебных обязанностей (далее Перечень N246).
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления Министерству труда и социального развития Республики Дагестан указано определить порядок выплаты денежной компенсации в случае самостоятельного приобретения социальными работниками специальной одежды, обуви и инвентаря при выполнении ими профессиональной деятельности, связанной с разъездами.
Ежегодными приказами Министерства труда и социального развития Республики Дагестан N 03-47 от 27.02.2011, N 03-33 от 08.02.2012, N 03-116 от 13.02.2013 "О мерах по обеспечению выплат денежных компенсаций социальным работникам" установлены размеры ежемесячных денежных компенсаций социальным работникам на приобретение специальной одежды, обуви и инвентаря (172 руб. - 2011 год, 172 руб. -2012 год, 207 руб. - 2013 год).
Согласно пункту 3.2. указанных приказов денежная компенсация на приобретение специальной одежды, обуви инвентаря и денежная компенсация расходов по проезду на транспорте общего пользования (кроме такси) при выполнении профессиональной деятельности, связанной с разъездами, выплачивается исключительно социальным работникам, осуществляющим социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
Судом первой инстанции установлено, что спорные выплаты, осуществленные работникам учреждения, учтены как компенсация на приобретение специальной одежды, обуви и инвентаря.
Пенсионный фонд не оспаривает, что спорные выплаты произведены социальным работникам при выполнении ими профессиональной деятельности, связанной с разъездами, как компенсация на приобретение специальной одежды, обуви и инвентаря.
Из материалов дела следует, что представители Пенсионного фонда пояснили в судебном заседании, что спорные ежемесячные денежные компенсации социальным работникам на приобретение специальной одежды, обуви и инвентаря могут признаваться компенсационными выплатами и не подлежат обложению страховыми взносами только в том случае, если расходы на приобретение вышеуказанной специальной одежды, обуви и инвентаря подтверждены документально, сославшись, в обоснование своих доводов, на письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 06.11.2013 N 17-3/1838. Поскольку при проверке учреждением не были представлены документальные подтверждения расходов на приобретение специальной одежды, обуви и инвентаря, указанные суммы были включены в базу для начисления страховых взносов, что послужило также основанием для привлечения учреждения к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ.
Указанные доводы Пенсионного фонда судом первой инстанции правомерно отклонены, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками, в том числе на основании трудового договора, не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Аналогичная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012.
Таким образом, в отличие от оплаты труда (вознаграждения за труд) работников, получаемой ими в соответствии с условиями заключенных трудовых договоров и системой оплаты труда, установленной у работодателя, выплаты социальным работникам на приобретение специальной одежды, обуви и инвентаря, установленные действующим законодательством, в том числе, субъекта Российской Федерации, не подлежит обложению страховыми взносами.
Приказами Министерства труда и социального развития Республики Дагестан установлены фиксированные размеры указанной ежемесячной денежной компенсации, учреждение ежемесячно представляет в Министерство труда и социального развития РД отчеты о расходовании средств, выделенных для предоставления мер социальной поддержки социальным работникам.
В рассматриваемой ситуации, учреждение не должно представлять дополнительные документы, подтверждающие расходы на приобретение специальной одежды, обуви и инвентаря, поскольку исходя из направленности и экономического содержания спорных выплат, они не могут являться доходом (экономической выгодой) работника. Ссылка Пенсионного фонда в подтверждение своей позиции на письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 06.11.2013 N 17-3/1838 не принимается судом, поскольку данное письмо по своей правовой природе не является официальным документом, носит рекомендательный характер для Пенсионного фонда и не обязательно к применению судебными инстанциями.
Кроме того, доказательства, подтверждающие, что названные выплаты являются оплатой труда работников в рамках трудовых отношений (с учетом понятия, приведенного в ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации), зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, материалы дела не содержат.
При названных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что выплаченные учреждением компенсационные выплаты, установлены в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими профессиональной деятельности, связанной с разъездами, не входят в систему оплаты труда и, следовательно, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, что исключает начисление страховых взносов, пеней и штрафа по указанному основанию.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Законом установлена ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона N 212-ФЗ виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для вынесения решения о привлечении учреждения к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, доначисления учреждению страховых взносов, штрафа, пени в результате невключения страхователем в состав облагаемой базы для начисления страховых взносов в общей сумме 406 170 руб. 36 коп.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования комитета.
Доводы Пенсионного фонда, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 29 мая 2015 года по делу N А15-189/2015.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29 мая 2015 года по делу N А15-189/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-189/2015
Истец: ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан
Ответчик: ГБУ РД , Комплексный центр социального обслуживания населения в МО "Дербентский район"
Третье лицо: Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан "Комплексный центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании "Дербентский район"