г. Краснодар |
|
26 ноября 2015 г. |
Дело N А01-723/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Трифоновой Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (ИНН 0105044446 ОГРН 1050100535429) и заинтересованного лица - закрытого акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475 ОГРН 1022301598549), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.06.2015 (судья Афашагов М.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 (судьи Илюшин Р.Р., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А01-723/2015, установил следующее.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "Тандер" (далее - ЗАО "Тандер", общество) к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением от 30.06.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.08.2015, суд привлек ЗАО "Тандер" к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.33 Кодекса в виде 200 тыс. рублей штрафа.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества вмененного ему состава административного правонарушения, соблюдением порядка и срока привлечения к ответственности и отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы считает, что Управление допустило нарушения прав и законных интересов общества, нарушило нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление в рамках контроля исполнения ранее выданного обществу предписания от 23.01.201 N 1470 на основании распоряжения (приказа) от 15.04.2015 N 364 провело внеплановую выездную и документарную проверку ЗАО "Тандер".
Распоряжением (пункт 11) установлен перечень документов, подлежащих представлению обществом к началу проведения проверки (23.04.2015), для достижения целей и задач проводимой проверки: - список доверенных лиц, уполномоченных принимать участие в проверке и обеспечить присутствие на объекте (с наличием соответствующих подтверждающих полномочия документов); - документы, подтверждающие выполнение предписания (программа производственного контроля, сведения об изъятии из оборота владельцем некачественных пищевых продуктов по результатам производственного контроля, рекламации, протоколы испытания продукции, смывов с оборудования, инвентаря, товаросопроводительные документы на реализуемую продукцию; договоры на проведения производственного лабораторного контроля.
Общество извещено административным органом о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктами 2, 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ в период с 23.04.2015 по 15.05.2015 путем вручения 16.04.2015 директору гипермаркета "Магнит" ЗАО "Тандер" Джафарову Г.Ф. уведомления от 15.04.2015 N 364, а также 15.04.2015 посредством факсимильного уведомления на телефонный номер 8 861 2109 810, принадлежащий ЗАО "Тандер" и указанный на официальном сайте общества.
Управление на основании информации Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены эпидемиологии в Республике Адыгея" от 06.04.2015 N 1027, протокола лабораторных исследований от 07.04.2015 N 2691 установило, что при лабораторном исследовании пробы филе сельди деликатесное "Матиас", оригинальное производства 22.02.2015 ООО "Санта Бремор", Республика Беларусь, отобранной 02.04.2015 в магазине "Пурпурный" ЗАО "Тандер" по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, пос. Тульский, ул. Ленина, 43, обнаружено несоответствие продукции по определяемым показателям (микробиологическим) требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов".
Согласно информации Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены эпидемиологии в Республике Адыгея" от 08.04.2015 N 1061, протоколу лабораторных исследований от 04.04.2015 N 2546 при лабораторных исследованиях по производственному контролю пробы молока цельного сгущенного с сахаром пастеризованного "Торговый Дом Сметанин", производства 25.02.2015 ООО "Верховский молочно-консервный завод", отобранной в магазине "Магнит Архыз" ЗАО "Тандер" по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, пос. Каменномостский, ул. Мира, 62а, установлено несоответствие продукции требованиям безопасности технического регламента Таможенного союза 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67.
На основании информации Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены эпидемиологии в Республике Адыгея" от 14.04.2015, протокола лабораторных исследований от 13.04.2015 N 3008 административный орган установил, что при лабораторных исследованиях по производственному контролю пробы био-кефира 2,5%, производства ОАО "Вимм Билль Данн", отобранной в магазине "Магнит Радон" ЗАО "Тандер" по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Пржевальского, 1, выявлено несоответствие продукции (по микробиологическим показателям) требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов".
Согласно информации Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены эпидемиологии в Республике Адыгея" от 17.04.2015 N 1185 по факту оборота в магазине "Магнит Радон" ЗАО "Тандер" по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Пржевальского, 1, мясной продукции (полуфабрикат цыпленка бройлера "Благояр" охлажденный упакованный в лоток производства 10.04.2015 ЗАО "Ставропольский бройлер"), установлено, что продукция не соответствует требованиям безопасности технического регламента Таможенного союза 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68.
Согласно представленной Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены эпидемиологии в Республике Адыгея" информации от 20.04.2015 N 1194 на основании исследования пробы рыбной продукции - филе (кусочки) сельди в масле, производства ООО "Океан Трейдинг Компани П", отобранной в магазине "Магнит Прямой" ЗАО "Тандер" по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Шоссейная, 2а, установлено несоответствие продукции (по микробиологическим показателям) требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов".
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 30.12.2001 N 195-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 195-ФЗ) в адрес общества направлены требования N 1285, 1286, 1337, 1439 и 1441 о предоставлении по фактам выявленных нарушений документов об остатках некачественной продукции в магазинах; сведений о результатах производственного технологического контроля документов, подтверждающих происхождение продукции; копии журналов производственного контроля при обороте партии товара. Указанные документы подлежали представлению в течение трехдневного срока по месту нахождения управления.
В связи с непредставлением документов и сведений управлению в сроки, установленные распоряжением (приказом) от 15.04.2015 N 364 и требованиями N 1285, 1286, 1337, 1439, 1441 административный орган составил в отношении ЗАО "Тандер" протокол от 24.04.2015 N 000710 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.33 Кодекса и, руководствуясь статьей 23.1 Кодекса, обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ЗАО "Тандер" к административной ответственности.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об обоснованности заявленного управлением требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 19.33 Кодекса непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.23, частью 2 статьи 13.4, статьями 13.8 и 14.37 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 44 Закона N 52-ФЗ федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в том числе организацию и проведение проверок соответствия продукции, реализуемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, требованиям технических регламентов, государственный надзор за соблюдением которых возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу положений части 1 статьи 50 Закона N 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе: - проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок; - беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; - проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Контролем (надзором) за соблюдением требований технических регламентов является проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.
При этом в силу положений статьи 34 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ органы государственного контроля (надзора) вправе, в том числе, осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и требовать от изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Системный анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что управление, как орган государственной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, уполномочен на проведение обозначенных выше контрольных мероприятий, и его требования, связанные с обеспечением возможности проведения таких мероприятий, являются обязательными для юридических лиц.
Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что федеральным законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии прямо предусмотрено право контролирующего органа производить контрольно-надзорные мероприятия в отношении изготовителей и продавцов, в том числе путем отбора образцов производимой и реализуемой ими продукции для проверки факта соблюдения требований технических регламентов.
Судебные инстанции, установив, что при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО "Тандер" должностными лицами управления выявлены факты нахождения на реализации продукции, не соответствующей требованиям технического регламента о безопасности пищевой продукции по микробиологическим показателям и общество не исполнило требования административного органа о предоставлении документов и сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 19.33 Кодекса.
Установив, что общество не представило доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения ЗАО "Тандер" законных требований административного органа о предоставлении управлению документов и сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств и по объективным, не зависящим от общества причинам, судебные инстанции сделали правильный вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Выводы судебных инстанций основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы общества выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценку которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.06.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу N А01-723/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.