Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам от 15 мая 2023 г.
на проект федерального закона N 355868-8 "О денонсации Российской Федерацией Договора об обычных вооруженных силах в Европе"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 355868-8 "О денонсации Российской Федерацией Договора об обычных вооруженных силах в Европе" (далее - Договор).
Указанный Договор, подписанный в городе Париже 19 ноября 1990 года и вступивший в силу 9 ноября 1992 года, был направлен на укрепление европейской безопасности путем создания системы количественных ограничений на пять основных категорий обычных вооружений и техники в обычных вооруженных силах государств - участников Договора - боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерию, ударные вертолеты и боевые самолеты.
В связи с произошедшими с начала 1990-х годов военно-политическими изменениями в Европе государствами - участниками Договора 19 ноября 1999 года в городе Стамбуле было подписано Соглашение об адаптации Договора, которое было ратифицировано Российской Федерацией в 2004 году, но не вступило в силу. Новая система ориентирована на укрепление безопасности каждого государства - участника без учета его принадлежности к военно-политическим союзам.
Принимая во внимание тот факт, что Российская Федерация выполнила все договоренности, необходимые для вступления в силу адаптированного Договора, а большая часть государств - участников Соглашение об адаптации Договора не ратифицировала, в 2007 году на основании Указа Президента Российской Федерации от 13.07.2007 N 872 "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров" был принят Федеральный закон от 29.11.2007 г. N 276-ФЗ "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе".
Совершенно очевидно, что страны Североатлантического альянса не только не стремятся укрепить европейскую безопасность, но и беспрецедентно наращивают силы и военный потенциал НАТО. В сложившихся обстоятельствах Российская Федерация вынуждена предпринимать все необходимые меры для защиты своей национальной безопасности и национальных интересов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 и пунктом 1 статьи 37 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Президент Российской Федерации вносит в Государственную Думу предложение о прекращении действия международного договора Российской Федерации, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона. Прекращение (в том числе денонсация) действия международного договора Российской Федерации осуществляется органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации. Так как Договор был ратифицирован Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 8 июля 1992 года N 3243-1, то решение о его денонсации принимается в форме федерального закона.
На основании пункта "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" Президент Российской Федерации 10 мая 2023 года внес в Государственную Думу соответствующий проект о денонсации Российской Федерацией Договора.
Комитет Государственной Думы по международным делам считает, что в сложившихся военно-политических условиях достижение целей Договора не представляется возможным и не является целесообразным, а его исполнение противоречит безопасности и интересам Российской Федерации.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять закон "О денонсации Российской Федерацией Договора об обычных вооруженных силах в Европе".
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.