г. Краснодар |
|
04 декабря 2015 г. |
Дело N А32-23698/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от третьих лиц: закрытого акционерного общества "Верп" (ИНН 7701838026, ОГРН 1097746273679) - Зеленского Е.В. (доверенность от 20.05.2014), закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Порт Кавказ"" (ИНН 2352041757, ОГРН 1072352001501) - Сперанского В.К. (доверенность от 25.11.2015), в отсутствие представителей заявителя - Федерального агентства морского и речного транспорта (ИНН 7707516988, ОГРН 1047796291950), от заинтересованных лиц: администрации муниципального образования Темрюкский район, открытого акционерного общества "Труженик моря" (ИНН 2352033450, ОГРН 1022304746188), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ВЕРП" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2015 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-23698/2013, установил следующее.
Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным постановления главы муниципального образования Темрюкский район от 18.12.2007 N 4713 "О приведении правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с законом" (далее - постановление от 18.12.2007 N 4713); признании недействительным постановления муниципального образования Темрюкский район от 22.08.2008 N 575 "О приведении правового акта органа местного самоуправления в соответствие с законом" (далее - постановление от 22.08.2008 N 575); признании недействительным постановления администрации муниципального образования Темрюкский район от 05.09.2011 N 1794 "О внесении изменений в постановление главы Темрюкского района Краснодарского края от 15.09.1997 N 1454 "О предоставлении земельного участка в аренду ОАО "Порт Кавказ" под строениями и сооружениями на Косе Чушка" (далее - постановление от 05.09.2011 от 1794); признании недействительным постановления администрации муниципального образования Темрюкский район от 18.04.2011 N 778 "О предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: Темрюкский район, для строительства линии смешанного посола" (далее - постановление от 18.04.2011 N 778); признании недействительным договора купли-продажи от 26.04.2011 N 2780 земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59, заключенного администрацией муниципального образования Темрюкский район (далее - администрация) и ОАО "Труженик моря" (далее - общество); возложении на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата) обязанности снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 4,28 га с кадастровым номером 23:30:0101013:59, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район; признании права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 15,1 га, границы которого определены государственным актом серии КК-2 N 25180000132, выданным администрацией (с учетом изменения предмета заявленных требований; т. 5, л. д. 83 - 85).
Требования мотивированы отнесением спорного земельного, расположенного на территории порта, к федеральному уровню собственности и отсутствии у администрации полномочий по его распоряжению.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление).
Решением от 04.06.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.08.2015, заявленные требования удовлетворены в части. Суд признал недействительными постановления от 18.12.2007 N 4713, от 22.08.2008 N 575, от 05.09.2011 N 1794, от 18.04.2011 N 778 и договор купли-продажи земельного участка от 26.04.2011 N 2780. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал. Принимая во внимание заключение эксперта от 23.05.2014 N 001/2014 и установленные по делу обстоятельства, суды сочли доказанным факт расположения спорного земельного участка на территории морского порта "Кавказ". Территория морского порта является федеральной собственностью. Расположение на территории морского порта отдельных объектов инфраструктуры, находящихся в частной собственности, не изменяет принадлежность земель порта Российской Федерации, ввиду чего администрация не имела полномочий на распоряжение спорным земельным участком, поэтому оспариваемые постановления не соответствуют действовавшим на момент их издания статьям 9, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и являются недействительными. Суды также указали, что спорный земельный участок является ранее учтенным, следовательно, не подлежит снятию с учета по правилам статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). Заявитель избрал ненадлежащий способ защиты права, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований в указанной части. Отказывая в удовлетворении требований о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 15,1 га, границы которого определены государственным актом серии КК-2 N 25180000132, выданным администрацией, суды установили пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305006:172 с границами участка 23:30:0101013:59.
В кассационной жалобе ЗАО "Верп" (далее - акционерное общество) просит изменить мотивировочные части судебных актов обеих инстанций, указав, что договор купли-продажи земельного участка от 26.04.2011 N 2780 подлежит признанию судом недействительным еще и по мотиву отсутствия государственной регистрации согласно пункту 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Отзывы на кассационную жалобу не поступили. В судебном заседании представитель акционерного общества поддержал доводы жалобы. Представитель ЗАО "Управляющая компания "Порт Кавказ"" (далее - управляющая компания) просил оставить судебные акты без изменения. Иные лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
От Росморречфлота поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. Судебное разбирательство поведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей управляющей компании и акционерного общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты отмене не подлежат по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, за рыболовецким колхозом "Труженик моря" исполнительный комитет Темрюкского районного (городского) Совета народных депутатов на праве бессрочного и бесплатного пользования закрепил 5125,62 га земли в целях несельскохозяйственного использования, в подтверждение чего правообладателю выдан государственный акт серии А-I N 247346.
Постановлением главы администрации от 29.01.1993 N 122 на основании договора от 24.06.1992 купли-продажи рыбцеха на косе Чушка и решения общего собрания членов рыбколхоза "Труженик моря" (протокол от 14.03.1990 N 2) в постоянное пользование АООТ "Лиманное" передан земельный участок площадью 4,28 га (далее - постановление от 29.01.1993 N 122).
Решением Малого Совета Темрюкского районного Совета народных депутатов Краснодарского края от 14.10.1992 N 74 разрешена реконструкция и техническое перевооружение рыбцехов на косе Чушка в порту "Азово-Черноморский".
Постановлением главы администрации от 02.02.1993 N 135 (далее - постановление от 02.02.1993 N 135) земли рыбколхоза "Дружба" площадью 3,6 га, рыбколхоза им. В.И. Чапаева площадью 7,2 га, АООТ "Лиманное" площадью 4,28 га (общей площадью 15,1 га) с их согласия переданы в постоянное пользование АООТ "Порт Азово-Черноморский". Постановление от 02.02.1993 N 135 явилось основанием выдачи АООТ "Порт Азово-Черноморский" государственного акта серии КК-2 N 5180000132.
Постановлением главы Темрюкского района от 15.09.1997 N 1454 земельный участок площадью 15,1 га изъят из пользования АООТ "Порт Азово-Черноморский" и предоставлен в аренду на 49 лет ОАО "Порт-Кавказ".
Постановлением от 18.12.2007 N 4713 признано недействительным с момента издания постановление от 29.01.1993 N 122, а из постановления от 02.02.1993 N 135 исключена часть, касающаяся передачи в постоянное пользование АООТ "Порт Азово-Черноморский" земли АООТ "Лиманное" площадью 4,28 га с согласия последнего.
Постановлением главы администрации Темрюкского района от 11.08.1993 N 1662 АО "Порт Азово-Черноморский" принято решение о выдаче государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 48,12 га на Косе Чушка, в том числе под постройками АООТ Лиманное" площадью 4,28 га.
На основании постановления от 02.02.1993 N 135 АО "Порт Азово-Черноморский" выдан государственный акт КК-2 N 251810000132 на право постоянного (бессрочного) пользования 15,1 га земель для эксплуатации строений.
Постановлением от 22.08.2008 N 575 в постановление от 11.08.1993 N 1662, на основании которого АО "Порт Азово-Черноморский выдан государственный акт, внесены изменения - вместо 48,12 га указано 43,84 га, слова акционерное общество открытого типа "Лиманное 4,28 га (под постройками) исключены.
Постановлением от 05.09.2011 N 1794 площадь 15, 1 га заменена на 10,82 га.
Постановлением от 18.04.2011 N 778 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования общества на земельный участок площадью 4,28 га, который предоставлен ему в собственность за плату для строительства линии смешанного посола.
Из кадастрового паспорта от 16.01.2014 следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:30:0101013:59 земель сельскохозяйственного назначения площадью 42 800 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет 21.04.1980, имеет уточненные границы и площадь. Отсутствие регистрации прав и обременений на земельный участок подтверждается уведомлением регистрационной службы от 22.09.2014.
На основании постановления от 18.04.2011 N 778 администрация и общество заключили договор купли-продажи от 26.04.2011 N 2780 земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенного для строительства линии смешанного посола.
Сообщением регистрационной службы от 24.10.2011 в государственной регистрации перехода права собственности к обществу на указанный участок отказано в связи с непредставлением необходимых правоустанавливающих документов.
Из кадастрового паспорта от 29.03.2010 земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305006:172 площадью 151 тыс. кв. м следует, что его граница не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Отсутствие регистрации прав и обременений на исследуемый земельный участок подтверждается уведомлением регистрационной службы от 22.09.2014.
Решением кадастровой палаты по Краснодарскому краю от 26.07.2011 N 2343/5/11-150570 в учете изменений земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305006:172 отказано. Одним из оснований отказа послужило пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305006:172 с границами участка 23:30:0101013:59.
Ссылаясь на отнесение земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59, расположенного на территории порта, к федеральному уровню собственности и отсутствие у администрации полномочий на распоряжение им, заявитель обратился в арбитражный суд.
В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
На основании пункта 2 статьи. 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ) управление федеральным имуществом в морском порту осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в соответствии с указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, Росморречфлот является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.
В соответствии с названным Положением, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, Росморречфлоту предоставлены полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству (пункт 5.2); предоставлению земельных участков, резервированию земель для государственных нужд в целях строительства и расширения морских портов, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты (пункт 5.3.11).
Таким образом, в силу Закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ Росморречфлот осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и расположенных на территории морских портов.
В подтверждение довода о местонахождении земельного участка на территории морского порта общество представило письмо капитана морского порта "Кавказ" от 06.05.2013 N 442.
В целях установления факта расположения спорного земельного участка на территории морского порта назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "ЭР ПИ ЛИ ГРУПП" Репину П.В.
Согласно заключению эксперта от 23.05.2014 N 001/2014 спорный земельный участок площадью 4,28 га входит в состав земельного участка площадью 15,1 га, из которого впоследствии сформирован земельный участок площадью 57 га, входящий в территорию морского порта "Кавказ" согласно постановлениям администрации морских портов "Темрюк", "Кавказ" и "Тамань".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.07.2013 N A32-38305/2012 по иску общества к акционерному обществу, управляющей компании, ОАО "Порт Кавказ" об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59 площадью 4,28 га установлено, что на данном участке расположен ряд объектов недвижимости, входящих в состав имущественного портового комплекса, принадлежащих на праве собственности акционерному обществу, управляющей компании, ОАО "Порт Кавказ". Права на объекты недвижимости зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в установленном законом порядке. Какие-либо объекты, имущество, принадлежащие обществу, на участке площадью 4,28 га не находятся. В удовлетворении иска общества отказано в полном объеме.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2013 по делу N А32-24336/2012 обществу отказано в иске к администрации о признании постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В судебном порядке установлено, что участок площадью 4,28 га не находится в фактическом владении общества.
В 2012 году общество обращалось в арбитражный суд с иском к управляющей компании, ОАО "Порт Кавказ" о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 15,1 га в Темрюкском районе (дело N А32-17428/2012). Решением от 02.04.2013 по названному делу, вступившим в законную силу, обществу в иске отказано. Суд установил, что на земельном участке площадью 15,1 га, построены следующие объекты: причал N 24 общей площадью 7500 кв. м (с открылком, Южной набережной и берегоукреплениями) с объектами береговой инфраструктуры: здание дизель-генераторной, общей площадью 648, 6 кв. м; здание проходной, общей площадью, 408, 7 кв. м; здание склада временного хранения, общей площадью 455,0 кв. м; здание административного корпуса, общей площадью 170,1 кв. м; склад, общей площадью 331,5 кв. м; склад, общей площадью 1 424, 8 кв. м; мех. мастерские, общей площадью 490,3 кв. м; ж/д путь, 2 295 п. м; бетонные площадки 46 004 кв. м; здание культурно-бытового назначения (лаборатория, медпункт), общей площадью 116,8 кв. м; здание столовой общей площадью 565 кв. м; здание гостиницы, общей площадью 136 кв. м.
Указанные объекты от АООТ "Порт Азово-Черноморский" посредством ряда сделок переданы в собственность ООО "Порт Азово-Черноморский".
Имущественный комплекс морского порта расположен на земельном участке, предоставленном ОАО "Порт Азово-Черноморский" для целей реконструкции бывших рыбцехов на Косе Чушка в порту "Азово-Черноморский".
Из материалов землеустроительного дела от 1993 года N 247 следует, что АО "Порт Азово-Черноморский" предоставлен земельный участок площадью 57 га для строительства порта. При этом документом, дающим право указанному лицу осуществлять строительство порта на рассматриваемом земельном участке, является отмененное оспариваемым постановлением от 18.12.2007 N 4713, постановление от 02.12.1992 N 135. Также подтвержден факт реконструкции и техперевооружения рыбцехов на косе Чушка, ранее принадлежащих рыбколхозу, в объекты портового комплекса.
Постановлением главы администрации Темрюкского района от 30.03.2001 N 710 "Об окончании строительства объекта: пусковой комплекс 1-й очереди причала N 24 по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, порт Кавказ, Коса Чушка" утверждены акты приемочной комиссии, в связи с чем строительство объекта "Пусковой комплекс 1-й очереди причала N 24" по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, порт Кавказ, Коса Чушка, признано оконченным.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.05.2012 по делу N А32-41441/2011, вступившим в законную силу, в удовлетворении заявления общества о признании незаконными действий администрации, выразившихся в отказе в отмене постановления от 30.03.2001 N 710, отказано в полном объеме.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, заключение эксперта от 23.05.2014 N 001/2014, иные материалы дела, суды признали доказанным факт расположения спорного земельного участка на территории морского порта "Кавказ".
Согласно решению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.09.2010 N ВАС-17774/09, земельный участок площадью 15,1 га не включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 1150-р "Об установлении границ морского порта Кавказ" в границы морского порта "Кавказ" в связи с тем, что он не был поставлен на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке. В ходе рассмотрения данного дела представитель Правительства Российской Федерации пояснил суду, что общество не лишено возможности обратиться с заявлением о включении спорных участков в границы морского порта после оформления права собственности на них и постановки на кадастровый учет. В случае принятия положительного решения Правительством Российской Федерации могут быть внесены изменения в границы порта.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ на момент предоставления земельного участка заявителю) до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 35 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в редакции Закона Краснодарского края от 15.07.2005 N 907-КЗ) до разграничения государственной собственности на землю органы местного самоуправления в Краснодарском крае, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Законом, распоряжаются земельными участками, находящимися в государственной собственности, в том числе незастроенными земельными участками, площадь которых не превышает 1 тыс. кв. м, при предоставлении в аренду гражданам и юридическим лицам для строительства объектов торговли, общественного питания, социально-бытового и иного назначения в соответствии с землеустроительной и градостроительной документацией исключительно путем продажи права аренды земельных участков на торгах (аукционах, конкурсах).
Согласно пункту 4 раздела IV приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 N 3020-1 предприятия и объекты отраслей речного и морского флота как объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, включены в перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии со статьей 60 Кодекса торгового мореплавания СССР (утратил силу с 01.05.1999 в соответствии со статьей 428 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ) морские порты, предназначенные для обслуживания судов, указанных в статье 9 упомянутого Кодекса, находились в ведении Министерства морского флота СССР (морские торговые порты).
Согласно статье 67 Кодекса торгового мореплавания СССР территорию морского порта составляют отведенные порту земли.
Территория и акватория морского торгового порта используются для эксплуатации флота и портовых сооружений. С разрешения Министерства морского флота СССР допускалось предоставление портом отдельных участков территории или акватории порта, а также находящихся на территории порта складов, зданий, сооружений и устройств по договорам во временное пользование другим организациям для нужд, связанных с деятельностью морского транспорта, с возмещением этими организациями расходов по содержанию переданных участков по ставкам, установленным Министерством морского флота СССР (статья 68 Кодекса торгового мореплавания СССР).
В соответствии со статьей 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
Согласно пункту 13 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" территория морского порта - земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки.
Границами морского порта являются границы его территории и акватории (часть 1 статьи 5 Закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ земельные участки в границах действующего морского порта могут относиться к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения или к другой категории земель с разрешенным использованием для размещения морского порта.
К объектам инфраструктуры морского порта Закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ относит в том числе и перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути и иные устройства, оборудование, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения оказания услуг в морском порту (пункт 1 статьи 4).
Владельцами объектов инфраструктуры морского порта могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании (пункт 6 статьи 4 Закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ земельные участки в границах морского порта не предоставляются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность.
Условия предоставления во владение и в пользование находящихся в государственной собственности земельных участков в границах морского порта путем передачи таких земельных участков в аренду регулируются статьей 31 Закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ.
Передача в аренду указанных земельных участков осуществляется в соответствии с их целевым назначением в порядке, установленном данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. По смыслу норм Закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ морской порт является объектом федерального транспорта, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области транспорта; строительство и расширение морского порта осуществляются на основании схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта (пункт 1 статьи 6).
В силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Из системного анализа указанных норм следует, что территория морского порта является федеральной собственностью. Расположение на территории морского порта отдельных объектов инфраструктуры, находящихся в частной собственности, не изменяет принадлежность земель порта Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 32 Закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ закреплено, что до установления границ морского порта Правительством Российской Федерации под указанными границами понимаются сложившиеся границы морского порта.
О возможности в последующем включить распоряжением Правительства Российской Федерации спорный земельный участок после его постановки на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Земельного кодекса в границы морского порта Кавказ указано в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.09.2010 N ВАС-17774/09.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
В силу статьи 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Таким образом, поскольку спорный земельный участок находится на территории морского порта, он отнесен к собственности Российской Федерации в силу прямого указания закона, соответственно, государственная собственность на него разграничена.
Поскольку администрация не имела полномочий на распоряжение спорным земельным участком, суды обоснованно дали оценку оспариваемым постановлениям как не соответствующим действовавшим на момент их принятия статьям 9, 36 Земельного кодекса, признав их недействительными.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса).
В связи с изложенным, договор от 26.04.2011 N 2780 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59, заключенный администрацией и обществом, является недействительным (ничтожным).
Относительно отказа в удовлетворении требования о возложении на кадастровую палату обязанности снять с государственного кадастрового учета земельный участок 23:30:0101013:59 суды правомерно исходили из порядка, предусмотренного Законом о кадастре.
В силу пункта 6 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в порядке, установленном статьей 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Поскольку спорный участок является учтенным (статья 45 Закона кадастре), он не подлежит снятию с учета по правилам статьи 24 Закона о кадастре.
Требования истца о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 15,1 га, границы которого определены государственным актом серии КК-2 N 25180000132, выданным администрацией, оставлены без удовлетворения, так как при наличии пересечения границ земельных участков признание права собственности на участок в сформулированном истцом виде невозможно.
Признанию права собственности должны предшествовать действия, направленные на уточнение местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305006:172 с отражением их результатов в государственном кадастре недвижимости, а также снятие с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод, приведенный в кассационной жалобе, о недействительности спорного договора в связи с отсутствием его государственной регистрации коллегия признает правомерным, поскольку он согласуется с позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 по делу N А32-23698/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.