город Ростов-на-Дону |
|
17 августа 2015 г. |
дело N А32-23698/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
от ЗАО "Верп": Никитина Э.А., паспорт, по доверенности от 16.01.2015
другие лица участвующие в деле своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Труженик моря"; Администрации муниципального образования Темрюкский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2015 по делу N А32-23698/2013, принятое судьей Савиным Р.Ю., по заявлению Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) к Администрации муниципального образования Темрюкский район; открытому акционерному обществу "Труженик моря"; Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю третьи лица: закрытое акционерное общество "Верп"; закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Порт Кавказ"; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании недействительными постановлений, договора купли-продажи ничтожным, снятии с кадастрового учета земельного участка, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) обратилось в Арбитражный суд с заявлением, в котором просит с учетом уточнения требований признать недействительными как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации:
- постановление главы муниципального образования Темрюкский район от 18.12.2007 N 4713 "О приведении правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с законом";
- постановление муниципального образования Темрюкский район от 22.08.2008 N 575 "О приведении правового акта органа местного самоуправления в соответствие с
законом";
- постановление администрации муниципального образования Темрюкский район от 05.09.2011 N 1794 "О внесении изменений в постановление главы Темрюкского района Краснодарского края от 15 сентября 1997 года N 1454 "О предоставлении земельного участка в аренду ОАО "Порт Кавказ" под строениями и сооружениями на Косе Чушка";
- постановление администрации муниципального образования Темрюкский район от 18.04.2011 N 778 "О предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: Темрюкский район, для строительства линии смешанного посола";
- обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:30:0101013:59 площадью 4,28 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район;
- признать недействительным договор N 2780 от 26.04.2011 купли-продажи земельного участка кадастровый номер 23:30:0101013:59, заключенный между администрацией муниципального образования Темрюкский район и ОАО "Труженик моря";
- признать право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 15,1 га, границы которого определены государственным актом, выданным администрацией Темрюкского района Краснодарского края серии КК-2 N 25180000132.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2015 заявленные требования удовлетворены в части. Суд признал недействительными: постановление главы муниципального образования Темрюкский район от 18.12.2007 N 4713 "О приведении правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с законом"; постановление муниципального образования Темрюкский район от 22.08.2008 N575 "О приведении правового акта органа местного самоуправления в соответствие с законом"; постановление администрации муниципального образования Темрюкский район от 05.09.2011 N 1794 "О внесении изменений в постановление главы Темрюкского района Краснодарского края от 15 сентября 1997 года N 1454 "О предоставлении земельного участка в аренду ОЛО "Порт Кавказ" под строениями и сооружениями на Косе Чушка"; постановление администрации муниципального образования Темрюкский район от 18.04.2011 N 778 "О предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: Темрюкский район, для строительства линии смешанного посола"; признал недействительным договор N 2780 от 26.04.2011 купли-продажи земельного участка кадастровый номер 23:30:0101013:59, заключенный между администрацией муниципального образования Темрюкский район и ОАО "Труженик моря". В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Труженик моря" и Администрация муниципального образования Темрюкский район обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение.
Апелляционные жалобы Администрации и общества "Труженик моря" мотивированны тем, что избранный истцом способ защиты не соответствует содержанию права и характеру нарушения. Оспаривание обществом ненормативных правовых актов органа местного самоуправления направлено на разрешение спора о праве на земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0101013:59 и 23:30:1305006:172, однако все постановления органа местного самоуправления реализованы, вследствие чего оспаривание данных правовых актов не способно восстановить права заявителя на земельные участки. Также податели жалоб указали, что границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации. Порт Кавказ включен в реестр морских портов. Границы морского порта Кавказ установлены распоряжением Правительства РФ N 1150-р от 12.08.2009, т.е. спорные земельные участки не включены в границы морского порта Кавказ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Администрации муниципального образования Темрюкский район поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
В судебном заседании представитель ЗАО "Верп" не согласился с доводами апелляционной жалобы.
Другие лица участвующие в деле своих представителей в судебное заседание не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела за рыболовецким колхозом "Труженик моря" исполнительным комитетом Темрюкского районного (городского) Совета народных депутатов на праве бессрочного и бесплатного пользования были закреплены 5125,62 га земли в целях несельскохозяйственного использования, в подтверждение чего правообладателю выдан государственный акт серии А-I N 247346.
Постановлением главы администрации от 29.01.1993 N 122 на основании договора от 24.06.1992 купли-продажи рыбцеха на косе Чушка и решения общего собрания членов рыбколхоза "Труженик моря" (протокол от 14.03.1990 N 2) в постоянное пользование АООТ "Лиманное" передан земельный участок площадью 4,28 га (далее - постановление N 122).
Решением Малого Совета Темрюкского районного Совета народных депутатов Краснодарского края от 14.10.1992 N 74 разрешена реконструкция и техническое перевооружение рыбцехов на косе Чушка в порт "Азово-Черноморский".
Постановлением главы администрации от 02.02.1993 N 135 (далее - постановление N 135) земли рыбколхоза "Дружба" площадью 3,6 га, рыбколхоза им. В.И. Чапаева площадью 7,2 га, АООТ "Лиманное" площадью 4,28 га (общей площадью 15,1 га) с их согласия переданы в постоянное пользование АООТ "Порт Азово-Черноморский".
Постановлением главы Темрюкского района от 15.09.1997 N 1454 земельный участок площадью 15,1 га изъят из пользования АООТ "Порт Азово-Черноморский" и предоставлен в аренду на 49 лет открытому акционерному обществу "Порт-Кавказ".
Постановлением N 4713 признано недействительным с момента издания постановления N 122, а из постановления N 135 исключена часть, касающаяся передачи в постоянное пользование АООТ "Порт Азово-Черноморский" земли АООТ "Лиманное" площадью 4,28 га с согласия последнего.
Постановлением главы администрации Темрюкского района от 11.08.1993 N 1662, АО "Порт Азово-Черноморский" принято решение о выдаче государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 48,12 га на Косе Чушка, в том числе под постройками АООТ Лиманное" площадью 4,28 га.
На основании постановления главы администрации Темрюкского района от 02.02.1993 N 135 АО "Порт Азово-Черноморский" выдан государственный акт КК-2 N 251810000132 на право постоянного (бессрочного) пользования 15,1 га земель для эксплуатации строений.
Постановлением муниципального образования Темрюкский район от 22.08.2008 N 575 "О приведении правового акта органа местного самоуправления в соответствие с законом" в постановление главы администрации Темрюкского района от 11.08.1993 N 1662, на основании которого АО "Порт Азово-Черноморский был выдан государственный акт, внесены изменения - вместо слов 48,12 га читать 43,84 га, слова акционерное общество открытого типа "Лиманное 4,28 га (под постройками) исключить.
Постановлением администрации муниципального образования Темрюкский район от 05.09.2011 N 1794 "О внесении изменений в постановление главы Темрюкского района Краснодарского края от 15 сентября 1997 года N 1454 площадь 15, 1 га заменена на 10,82 га.
Постановлением администрации муниципального образования Темрюкский район от 18.04.2011 N 778 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Труженик моря" на земельный участок площадью 4,28 га, земельный участок предоставлен ОАО "Труженик моря" в собственность за плату для строительства линии смешанного посола.
Из кадастрового паспорта от 16.01.2014 следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 23:30:0101013:59 земель сельскохозяйственного назначения площадью 42800 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет 21.04.1980, имеет уточненные границы и площадь.
Уведомлением Росреестра по Краснодарскому краю от 22.09.2014 подтверждается отсутствие регистрации прав и обременений на указанный земельный участок.
На основании указанного постановления от18.04.2011 N 778 между администрацией МО Темрюкский район и ОАО "Труженик моря" заключен договор купли-продажи N 2780 от 26.04.2011 земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенного для строительства линии смешанного посола.
Сообщением Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 24.10.2011 в государственной регистрации перехода права собственности к ОАО "Труженик моря" на указанный земельный участок отказано в связи с непредставлением необходимых правоустанавливающих документов.
Из кадастрового паспорта от 29.03.2010 земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305006:172 площадью 151000 кв.м. следует, что его граница не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Уведомлением Росреестра по Краснодарскому краю от 22.09.2014 подтверждается отсутствие регистрации прав и обременений на указанный земельный участок.
Решением Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Краснодарскому краю от 26.07.2011 N 2343/5/11-150570 отказано в учете изменений земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305006:172. Одним из оснований отказа послужило пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305006:172 с границами земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59.
Истец в обоснование требований и отсутствие у администрации полномочий на распоряжение спорным участком ссылается на то, что спорный земельный участок расположен на территории морского порта Кавказ.
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 261-ФЗ управление федеральным имуществом в морском порту осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в соответствии с указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.
Росморречфлоту в соответствии с Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, предоставлены полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного Федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству (п.5.2); предоставлению земельных участков, резервированию земель для государственных нужд в целях строительства и расширения морских портов, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты (п. 5.3.11).
Таким образом, в силу Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ Росморречфлот осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и расположенных на территории морских портов.
В подтверждение довода о местонахождении земельного участка на территории морского порта общество представило письмо капитана морского порта Кавказ от 06.05.2013 N 442.
Судом первой инстанции в целях установления факта расположения спорного земельного участка на территории морского порта Кавказ была назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено эксперту ООО "ЭР ПИ ЛИ ГРУПП" Репину П.В.
Согласно заключению эксперта от 23.05.2014 N 001/2014 спорный земельный участок площадью 4,28 га входит в состав земельного участка площадью 15,1 га, из которого впоследствии был сформирован земельный участок площадью 57 га, входящий в территорию морского порта Кавказ согласно постановлений администрации морских портов Темрюк, Кавказ и Тамань.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.07.2013 N A32-3 8305/2012 по иску ОАО "Труженик моря" к ЗАО "ВЕРП", ЗАО "УК "Порт Кавказ", ОАО "Порт Кавказ" об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59 площадью 4,28 га установлено, что на земельном участке площадью 4,28 га расположен ряд объектов недвижимости, входящих в состав имущественного портового комплекса, принадлежащих на праве собственности ЗАО "ВЕРП", ЗАО "УК "Порт Кавказ", ОАО "Порт Кавказ". Права на вышеназванные объекты недвижимости зарегистрированы в ЕГРП в установленном законом порядке. Какие-либо объекты, имущество, принадлежащее ОАО "Труженик моря", на земельном участке площадью 4,28 га не располагаются.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.07.2013 по данному делу в удовлетворении иска ОАО "Труженик моря" отказано в полном объеме.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2013 по делу А32-24336/2012 ОАО "Труженик моря" отказано в иске к администрации МО Темрюкский район о признании постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Решением суда установлено, что участок площадью 4,28 га не находится в фактическом владении ОАО "Труженик моря".
Отсутствие на спорном земельном участке принадлежащих ОАО "Труженик моря" объектов недвижимости подтверждено представителем ОАО "Труженик моря" в ходе рассмотрения настоящего дела, кроме того, судом также установлено, что ОАО "Труженик моря" спорным земельным участком не владеет.
В 2012 году ОАО "Труженик моря" обращалось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ЗАО "Управляющая компания "Порт Кавказ", ОАО "Порт Кавказ" о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 15,1 га в Темрюкском районе (дело N А32-17428/2012).
Решением суда от 02.04.2013, вступившим в законную силу, ОАО "Труженик моря" в иске отказано. Суд установил, что на земельном участке, общей площадью 15,1 га, были построены следующие объекты:
- причал N 24 общей площадью 7 500 кв.м. (с открылком, Южной набережной и берегоукреплениями) с объектами береговой инфраструктуры:
- здание дизельгенераторной, общей площадью 648, 6 кв.м.;
- здание проходной, общей площадью, 408, 7 кв.м.;
- здание склада временного хранения, общей площадью 455,0 кв.м.;
- здание административного корпуса, общей площадью 170,1 кв.м.;
- склад, общей площадью 331,5 кв.м.;
- склад, общей площадью 1 424, 8 кв.м.;
- мех. мастерские, общей площадью 490,3 кв.м.;
- ж/д путь, 2 295 п.м.;
- бетонные площадки 46 004 кв.м. здание культурно-бытовой назначения (лаборатория, медпункт), общей площадью 116, 8 кв.м.;
- здание столовой, общей площадью 565 кв.м.;
- здание гостиницы, общей площадью 136 кв.м.
Указанные объекты от АООТ "Порт Азово-Черноморский" были посредством ряда сделок переданы в собственность ООО "Порт Азово-Черноморский", которое приобрело право собственности на объекты в результате совершения различных сделок.
Имущественный комплекс морского порта расположен на земельном участке, предоставленном ОАО "Порт Азово-Черноморский" для целей реконструкции бывших рыбцехов на Косе Чушка в порт "Азово-Черноморский".
Из материалов землеустроительного дела N 247 от 1993 года следует, что АО "Порт Азово-Черноморский" был предоставлен земельный участок площадью 57 га для строительства порта.
При этом документом, дающим право АО "Порт Азово-Черноморский" осуществлять строительство порта на вышеназванном земельном участке, является отменённое оспариваемым постановлением от 18.12.2007 N 4713, постановление главы администрации Темрюкского района от 02.12.1992 N 135.
Также материалами землеустроительного дела подтверждается факт реконструкции и техперевооружения рыбцехов на косе Чушка, ранее принадлежащих рыбколхозу, в объекты портового комплекса.
Постановлением главы администрации Темрюкского района от 30.03.2001 N 710 утверждены акты приемочной комиссии, в связи с чем строительство объекта "Пусковой комплекс 1-ой очереди причала N 24" по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, порт Кавказ, Коса Чушка, признано оконченным.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.05.2012 по делу N А32-41441/2011, вступившим в законную силу, в удовлетворении заявления ОАО "Труженик моря" о признании незаконными действий администрации МО Темрюкский район, выразившихся в отказе в отмене Постановления главы Темрюкского района Краснодарского края от 30.03.2001 г. N 710 "Об окончании строительства объекта: пусковой комплекс 1-ой очереди причала N 24 по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, порт Кавказ, Коса Чушка" отказано в полном объеме.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, заключение эксперта от 23.05.2014 N 001/2014, иные материалы дела, суд первой инстанции обоснованно счел доказанным факт расположения спорного земельного участка на территории морского порта Кавказ.
Довод апелляционных жалоб о том, что спорные земельные участки не включены в границы морского порта Кавказ, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно Решения ВАС РФ от 16 сентября 2010 г. N ВАС-17774/09, земельный участок площадью 15,1 га не был включен распоряжением Правительства РФ от 12.08.2009 N 1150-р "Об установлении границ морского порта Кавказ" в границы морского порта Кавказ в связи с тем, что он не был поставлен на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке. В ходе рассмотрения данного дела представитель Правительства РФ пояснил суду, что общество не лишено возможности обратиться в Правительство РФ с заявлением о включении спорных участков в границы морского порта после оформления права собственности на них и постановки на кадастровый учет. В случае принятия положительного решения Правительством РФ могут быть внесены изменения в границы порта.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ - на момент предоставления земельного участка заявителю) до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 35 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в редакции Закона Краснодарского края от 15.07.2005 N 907-КЗ) до разграничения государственной собственности на землю органы местного самоуправления в Краснодарском крае, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Законом, распоряжаются земельными участками, находящимися в государственной собственности, в том числе незастроенными земельными участками, площадь которых не превышает 1000 кв.м, при предоставлении в аренду гражданам и юридическим лицам для строительства объектов торговли, общественного питания, социально-бытового и иного назначения в соответствии с землеустроительной и градостроительной документацией исключительно путем продажи права аренды земельных участков на торгах (аукционах, конкурсах).
Согласно п.4 раздела IV приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 N 3020-1 предприятия и объекты отраслей речного и морского флота как объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, включены в перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии со ст.60 Кодекса торгового мореплавания СССР (утратил силу с 01.05.1999 в соответствии со статьей 428 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81 -ФЗ) морские порты, предназначенные для обслуживания судов, указанных в ст.9 упомянутого Кодекса, находились в ведении Министерства морского флота СССР (морские торговые порты).
Согласно ст.67 Кодекса торгового мореплавания СССР территорию морского порта составляют отведенные порту земли.
Территория и акватория морского торгового порта используются для эксплуатации флота и портовых сооружений. С разрешения Министерства морского флота СССР допускалось предоставление портом отдельных участков территории или акватории порта, а также находящихся на территории порта складов, зданий, сооружений и устройств по договорам во временное пользование другим организациям для нужд, связанных с деятельностью морского транспорта, с возмещением этими организациями расходов по содержанию переданных участков по ставкам, установленным Министерством морского флота СССР (ст. 68 Кодекса торгового мореплавания СССР).
В соответствии со статьей 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
Согласно п. 13 ст.4 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 261-ФЗ территория морского порта - земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки.
Границами морского порта являются границы его территории и акватории (ч.1 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ).
В соответствии с ч.2 ст.32 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ земельные участки в границах действующего морского порта могут относиться к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения или к другой категории земель с разрешенным использованием для размещения морского порта.
К объектам инфраструктуры морского порта Федеральный закон от 08.11.2007 N 261 -ФЗ относит в том числе и перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути и иные устройства, оборудование, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения оказания услуг в морском порту (п.1 ст.4).
Владельцами объектов инфраструктуры морского порта могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании (п.6 ст.4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ).
В соответствии с ч.3 статьи 28 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ земельные участки в границах морского порта не предоставляются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность.
Условия предоставления во владение и в пользование находящихся в государственной собственности земельных участков в границах морского порта путем передачи таких земельных участков в аренду регулируются ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ.
Передача в аренду указанных земельных участков осуществляется в соответствии с их целевым назначением в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. По смыслу норм Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ морской порт является объектом федерального транспорта, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области транспорта; строительство и расширение морского порта осуществляются на основании схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта (п.1 ст.6).
В силу п.4 ст.87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Из системного анализа указанных норм следует, что территория морского порта является федеральной собственностью. Расположение на территории морского порта отдельных объектов инфраструктуры, находящихся в частной собственности, не изменяет принадлежность земель порта Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении АС СКО от 05.05.2015 по делу N А53-23497/2014.
П. 4 ст. 32 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ предусмотрено, что до установления границ морского порта Правительством Российской Федерации под указанными границами понимаются сложившиеся границы морского порта.
О возможности в последующем включить распоряжением Правительства Российской Федерации спорный земельный участок после его постановки на кадастровый учет в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ в границы морского порта Кавказ указано в приведенном выше Решении ВАС РФ от 16.09.2010 N ВЛС-17774/09.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод истца о том, что причиной отсутствия постановки земельного участка на кадастровый учет являлось принятие главой администрации Темрюкского района оспариваемого в настоящем деле постановления от 28.12.2007 N 4713, которым был отменен государственный акт 1993 года на земельный участок 15,1 га, предоставлявший АООТ "Порт Азово-Черноморский" право постоянного (бессрочного) пользования на 15,1 га, включающий в себя 4,2 га.
Согласно пп.9 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В соответствии со ст. 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В силу ст. 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно ст.3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Таким образом, поскольку спорный земельный участок находится на территории морского порта, он отнесен к собственности Российской Федерации в силу прямого указания закона, соответственно, государственная собственность на него разграничена.
Следовательно, администрация муниципального образования Темрюкский район не имела полномочий на распоряжение спорным земельным участком.
Из содержания части 1 статьи 4 АПК РФ следует, что обращение лица в суд должно преследовать цель защиты его нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ к способам защиты гражданских прав относится признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, а также применение последствий недействительности ничтожной сделки.
Сделка, в силу статей 166, 168 ГК РФ недействительна по основаниям, установленным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации). Учитывая, что Кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ).
В связи с изложенным, договор N 2780 от 26.04.2011 купли-продажи земельного участка кадастровый номер 23:30:0101013:59, заключенный между администрацией муниципального образования Темрюкский район и ОАО "Труженик моря", является недействительным (ничтожным).
Поскольку администрация Темрюкского района не имела полномочий на распоряжение спорным земельным участком, оспариваемые постановления не соответствовали действовавшим на момент их принятия ст. ст. 9, 36 Земельному кодексу РФ и обоснованно признаны судом недействительными.
Также истец просил обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:30:0101013:59.
Вместе с тем снятие объекта недвижимости с кадастрового учета возможно только с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Так, положения данного Закона предусматривают возможность снятия с учета земельного участка в следующих случаях:
- земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости (раздел, объединение, перераспределение); такой земельный участок согласно п.2 ст.25 Закона о кадастре подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст.24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости;
- сведения о земельном участке носят временный характер; согласно п.4 ст.24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч.3 ст.24 Закона о кадастре случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 N 42 внесение в АИС ГКН сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса "внесенные", который изменяется на "временные", "учтенные", "ранее учтенные", "архивные" или "аннулированные" в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения.
В отношении образованных объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "учтенный", а в отношении преобразуемых объектов недвижимости - на "архивный" в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости. Исключением из данного правила является образование земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения. В таком случае основанием для изменения статуса кадастровых сведений является поступление документов о зарегистрированных вещных правах хотя бы на один из образованных земельных участков.
"Временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный" в случае:
истечения срока действия "временного" статуса сведений ГКН и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах па объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него;
представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, сведения ГКН о котором имеют "временный" статус;
представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости или лицом, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права, заявления о снятии с кадастрового учета части объекта недвижимости, сведения ГКН о которой имеют "временный" статус.
Согласно п.1 ст. 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Закона (с 01.03.2008) или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 настоящего Закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее -объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Понятие преобразования земельного участка дано в Законе о кадастре (п.2 ч.2 ст.7), составляющем наряду с ГК РФ, Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами правовую основу регулирования кадастровых отношений.
Согласно п.п.2 п.2 ст.7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного соответствующего законодательству РФ действия с которым (далее -преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости (далее - образование объекта недвижимости) (п.2 в редакции Федерального закона от 22.07.2008
N 141 -ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 24 Закона о кадастре в случае образования двух и более объектов недвижимости предоставляется одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет таких документов недвижимости осуществляется одновременно.
Из материалов дела видно, что спорный земельный участок имеет статус учтенного.
В силу п.6 ст.27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в порядке, установленном статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, поскольку спорный земельный участок является учтенным (ст.45 Закона кадастре), он не подлежит снятию с учета по правилам ст. 24 Закона о кадастре.
Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении ФАС СКО от 23.11.2011 по делу N А12-23510/2010.
Земельный кодекс РФ, Закон о кадастре содержат правила о возможности реализации собственником земель своего статуса в полном объеме посредством использования механизма выдела, раздела, перераспределения, объединения земельных участков.
Обратное толкование положений Закона о кадастре создало бы по существу условия для уничтожения вещей - сформированных земельных участков без образования вместо них других вещей - иных сформированных земельных участков.
Защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре (статья 12 ГК РФ).
Требовать в судебном порядке исполнения обязанности в натуре возможно только у лица, у которого такая обязанность имеется в силу закона или в силу добровольно принятого на себя обязательства - по гражданско-правовой сделке.
У ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому отсутствует перед истцом обязанность по снятию с кадастрового учета спорного земельного участка.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель избрал ненадлежащий способ защиты своего права, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований в указанной части.
Требования истца о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 15,1 га, границы которого определены государственным актом, выданным администрацией Темрюкского района Краснодарского края серии КК-2 N 25180000132, также не подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, и подтверждается кадастровым паспортом от 29.03.2010, граница земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305006:172 площадью 151000 кв.м. не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных названным Федеральным законом, сведений о недвижимом имуществе.
Государственный кадастровый учет, в силу части 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Решением ФБУ "Кадастровая палата" по Краснодарскому краю от 26.07.2011 N 2343/5/11-150570 истцу отказано в учете изменений земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305006:172. Одним из оснований отказа послужило пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305006:172 с границами земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59.
При наличии пересечения границ указанных земельных участков признание права собственности на земельный участок в сформулированном истцом виде невозможно.
Признанию права собственности на земельный участок должны предшествовать действия, направленные на уточнение местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305006:172 с отражением их результатов в государственном кадастре недвижимости, а также снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2015 по делу N А32-23698/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23698/2013
Истец: Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот)
Ответчик: Администрация муниципального образования Темрюкский район, ОАО "Труженик моря", Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
Третье лицо: ЗАО "ВЕРП", ЗАО "Управляющая компания "Порт Кавказ", Территориальное управление Федеральногот агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Управление Росреестра по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8257/15
17.08.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12240/15
04.06.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-23698/13
25.06.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5696/14
23.12.2013 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21831/13
18.12.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20582/13