г. Краснодар |
|
23 декабря 2015 г. |
Дело N А32-27721/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2310109450, ОГРН 1052305770230) - Верхотуровой А.Ю. (доверенность от 21.09.2015), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Альбион" (ИНН 2308213284, ОГРН 1142308010074), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2015 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьёва М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-27721/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Альбион" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, административный орган) от 21.07.2015 N 700300/243 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 400 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 28.08.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.10.2015, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы недоказанностью в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, общество нарушило не только срок, но и порядок уведомления управления о привлечении иностранных граждан к трудовой деятельности. Законодатель внес существенные изменения в часть 3 статьи 18.15 Кодекса, которая предусматривает ответственность и за нарушение порядка уведомления управления о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя административного органа, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Суды установили, что 30.06.2015 в управление поступили сведения о нарушении обществом срока уведомления о заключении трудового договора с гражданином Республики Армении.
После проведения административного расследования установлено, что общество заключило 13.11.2014 трудовой договор с гражданином Республики Армении Арутюняном Оганесом Гагиковичем. Уведомление получено управлением 28.11.2014.
Административный орган вменил обществу нарушение части 3 статьи 18.15 Кодекса, пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), приказа Федеральной миграционной службы от 28.06.2010 N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" (далее - приказ N 147).
15 июля 2015 года управление составило протокол, а 21.07.2015 вынесло постановление N 700300/243 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса в виде 400 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Часть 3 статьи 18.15 Кодекса (в редакции спорного периода) предусматривает ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо неуведомление соответствующего органа о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником или о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
В силу пункта 8 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Пункт 8 статьи 13 Закона N 115-ФЗ введен в действие с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 357-ФЗ() и не может распространять своё действие на правоотношения, возникшие до его введения, то есть до 01.01.2015.
В силу пункта 9 статьи 13.1 Закона N 115-ФЗ (в редакции, действующей в момент совершения правонарушения) работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 приложения N 6 к приказу N 147 (в редакции до 01.01.2015) установлена обязанность в срок не более 3 рабочих дней с даты заключения / расторжения трудового договора уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы.
Уведомление представляется уведомителем либо его законным представителем непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы или направляется почтовым отправлением в указанные органы через организацию федеральной почтовой связи в соответствии с данным порядком (пункт 6 приложения N 6 к приказу N 147).
Пунктом 9 приложения N 6 к приказу N 147 предусмотрено, что в случае направления уведомления почтовым отправлением работник организации федеральной почтовой связи производит прием заполненных бланков уведомления от уведомителя либо его законного представителя и осуществляет их пересылку письмами с объявленной ценностью и описью вложения в территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган службы занятости населения, а также в установленном порядке возврат лицу, подавшему уведомление, отрывных частей бланков уведомления с проставленной в них отметкой.
Согласно пункту 10 приложения N 6 к приказу N 147 подтверждением выполнения уведомителем обязанности по уведомлению территориального органа Федеральной миграционной службы и органа службы занятости населения является наличие отметки о приеме уведомления, проставляемой в установленном порядке в отрывной части бланка уведомления указанными органами либо в случае направления уведомления почтовым отправлением - организацией федеральной почтовой связи.
Управлением принято уведомление общества 28.11.2014.
Довод управления о том, что нарушение срока направления уведомления является нарушением порядка его осуществления и, соответственно, части 3 статьи 18.15 Кодекса, рассмотрен судами и обоснованно отклонен.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" частью 3 статьи 18.15 Кодекса устанавливается ответственность за неуведомление управления, а не за уведомление его с нарушением срока.
Суды обоснованно отклонили довод управления о неотносимости данного разъяснения к диспозиции части 3 статьи 18.15 Кодекса в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 207-ФЗ, поскольку указанная редакция также не предусматривала нарушение срока уведомления.
Нарушение срока уведомления как наказуемое деяние введено в диспозицию части 3 статьи 18.15 Кодекса Законом N 357-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2015.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса в редакции Закона N 357-ФЗ административная ответственность предусмотрена за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом. Т
Поэтому вывод судов о том, что нарушение трехдневного срока уведомления предусмотрено законодателем в качестве составообразующего действия только с 01.01.2015 (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2015 N 308-АД15-12514), является правильным.
На основании изложенного суды сделали правильный вывод об отсутствии состава вмененного обществу административного правонарушения.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 по делу N А32-27721/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.