Решение Омского областного суда от 11 января 2023 г. N 3а-90/2023
"О признании частично недействующими пункта 16 таблицы 1 приложения N 1 к Приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 28.12.2021 N 677/97 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2022 год", пункта 12 приложения N 2 к Приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 28.12.2021 года N 679/97 "Об утверждении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области"
Апелляционным определением СК по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 мая 2023 г. N 66а-780/2023 настоящее решение оставлено без изменения
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Кондратенко Е.В.,
при секретаре Курдюмовой К.В.,
с участием прокурора Матузовой А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 января 2023 года административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гранат" к Региональной энергетической комиссии Омской области об оспаривании отдельных положений приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 28 декабря 2021 года N 679/97 "Об утверждении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области", приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 28 декабря 2021 года N 677/97 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2022 год", установил:
- приказом Региональной энергетической комиссией Омской области от 28 декабря 2021 года N 679/97 "Об утверждении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров регулирования и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области" (далее - приказ N 679/97) установлены:
- долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций (приложение N 1 к приказу);
- необходимая валовая выручка сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) (приложение N 2 к приказу);
- индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (приложение N 3 - 5 к Приказу).
Пунктом 12 приложения N 2 к приказу РЭК Омской области N 679/97 для ООО "Гранат" установлена необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2020 год в размере <...>., на 2021 год в размере <...>., на 2022 год в размере <...>., на 2023 год в размере <...> на 2024 год в размере <...>
Приказом РЭК Омской области от 28 декабря 2021 года N 677/97 (далее - приказ N 677/97) установлены и введены в действие единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2022 год.
Пунктом 16 таблицы 1 N приложения N 1 к приказу N 677/97 для ООО "Гранат" установлена необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь), учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской федерации в размере <...>., величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов) в размере <...>
Тексты приказов опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 декабря 2021 года.
ООО "Гранат" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими с даты принятия пункта 12 приложения N 2 к приказу РЭК Омской области от 28 декабря 2021 года N 679/97 "Об утверждении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области"в части установления для ООО "Гранат" необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь на 2022 год в размере <...>., а также пункта 16 таблицы N 1 к приложению N 1 приказа РЭК Омской области от 28 декабря 2021 года N 677/97 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2022 год" в части установления для ООО "Гранат" необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации в размере <...>.
В обоснование требований указано, что при определении необходимой валовой выручки общества на 2022 год РЭК Омской области незаконно была исключена сумма в размере 7 239,34 тыс. руб. как экономически необоснованные расходы. Размер расходов к изъятию был исчислен ответчиком в экспертном заключении по рассмотрению дела об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Гранат" на 2021 год и определен в сумме 10 859,02 тыс. руб. При этом частичное изъятие в сумме <...> произведено при формировании необходимой валовой выручки на 2021 год. В качестве обоснования изъятия регулирующий орган сослался на пункт 7 Основ ценообразования и Представление Прокуратуры Омской области от 28 сентября 2020 года, внесенное по результатам проведенной проверки, в ходе которой выявлено, что при установлении базового уровня подконтрольных расходов на очередной долгосрочный период регулирования (2020 - 2024 годы) органом регулирования не исключались экономически необоснованные подконтрольные расходы по результатам анализа деятельности организаций по передаче электрической энергии. Считают, что при расчете необходимой валовой выручки на 2022 год у регулирующего органа отсутствовали основания для пересмотра такого долгосрочного параметра регулирования как базовый уровень подконтрольных расходов. Базовым годом для долгосрочного периода регулирования 2020 - 2024 годы являлся 2020 год, соответственно уровень подконтрольных расходов на 2022 год должен рассчитываться на уровне расходов 2020 года с применением необходимых индексов. Анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования (2015 - 2019 годы), производиться не мог. Кроме того, указано, что к ООО "Гранат" не могут быть применены положения абзаца 11 пункта 7 Основ ценообразования, поскольку необходимая валовая выручка общества за последние три периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Гранат" Потапова А.Л. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске (л.д. 3-9).
Представитель РЭК Омской области Стельмашек Б.Н. против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на принятие приказов в пределах компетенции и с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении оспариваемых тарифов (л.д. 189-192).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Матузовой А.Е., полагавшей, что имеются основания для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующим выводам.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
Организация экономических отношений в сфере электроэнергетики строится на принципах соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики (статья 6, пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которым корреспондирует принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
Так, согласно пункту 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике, при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Названный закон также предусматривает, что цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат государственному регулированию (пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
Услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов (статья 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
Правоотношения субъектов электроэнергетики урегулированы таким образом, что потребители (покупатели) приобретают и оплачивают как электроэнергию, так и весь комплекс услуг, связанный с её обращением, в том числе услуги по её передаче (пункт 2 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ, пункты 69, 73 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат государственному регулированию.
В силу естественно - монопольной деятельности электросетевых организаций цена услуг по передаче электроэнергии (тарифы) устанавливается государством на очередной финансовый год путём принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов решения об установлении тарифа, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ, пункт 63 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике").
Тариф устанавливается по инициативе конкретной организации, осуществляющей поставку ресурса или оказывающей услуги по передаче таких ресурсов. При установлении тарифа учитываются расходы, которые планирует понести субъект естественно - монопольной деятельности и необходимая валовая выручка, планируемая к получению в результате расчетов с потребителями за поставленные ресурсы.
На основании Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п, указанная комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области (пункт 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п).
К полномочиям РЭК Омской области относится установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) (подпункт 1 пункта 9 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п).
Согласно пункту 3 данного Положения РЭК Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка принятия, а также опубликования, установленного пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области".
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
В силу требований пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.
Общие положения и требования, которые должны быть исполнены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также система долгосрочного тарифного регулирования в сфере передачи электрической энергии определены Основами ценообразования и предусматривают применение, в том числе метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (пункт 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике).
Так, из пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования, к которым относится, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами.
Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
В силу пункта 2 Основ ценообразования, под долгосрочными параметрами регулирования понимаются параметры расчета долгосрочных цен (тарифов), устанавливаемые на долгосрочный период регулирования. При этом долгосрочный период регулирования - это период сроком не менее 5 лет (не менее 3 лет при установлении впервые долгосрочных цен (тарифов), их предельных уровней), на который рассчитываются долгосрочные параметры регулирования.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который, в том числе включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учёта (статья 16 - 18 Основ ценообразования).
Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждены приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методика N 98-э).
В соответствии с пунктом 5 Методики N 98-э, долгосрочные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет (при установлении впервые тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования - на срок не менее, чем три года), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода.
Согласно пунктам 9, 10 Методики 98-э, в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
Регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом:
- величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования;
- результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования.
Результаты деятельности регулируемой организации учитываются при определении ежегодной корректировки необходимой валовой выручки в порядке, определенном пунктом 11 названных Методических указаний, из которого следует, что при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
В силу вышеприведенного пункта Методики 98-э, необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования определяется по формулам (1) и (2), где i - год долгосрочного периода (i > 1).
Возможности превышения подконтрольных расходов сверх скорректированной величины названная методика не предусматривает.
Пункт 2 Основ ценообразования, определяя понятие и признаки экономии подконтрольных (операционных) расходов, указывает на то, что такая экономия должна быть выражена в снижении уровня фактических подконтрольных (операционных) расходов по сравнению с уровнем плановых расходов предыдущего года, за вычетом величины, характеризующей изменение уровня расходов, предусмотренного индексом эффективности подконтрольных (операционных) расходов.
Из содержания абзацев 1 - 3 пункта 7 Основ ценообразования следует, что при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:
расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;
учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящего документа).
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний N 98-э тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются на долгосрочный период регулирования отдельно на каждый финансовый год и ежегодно корректируются.
Из материалов дела следует, что ООО "Гранат" является территориальной сетевой организацией, владеющей на законном основании электросетевыми объектами, через которые на территории Омской области осуществляется снабжение электрической энергией конечных потребителей, непосредственно или опосредованно присоединенных к данным электросетевым объектам.
ООО "Гранат" обратилось в РЭК Омской области с заявлением об открытии дела и утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год в границах Омской области с приложением обосновывающих материалов.
Приказом РЭК Омской области от 28 декабря 2021 года N 679/97 установлены необходимая валовая выручка, долгосрочные параметры и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области".
Пунктом 12 приложения N 2 к указанному приказу РЭК Омской области для ООО "Гранат" установлена необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2020 год в размере <...> на 2021 год в размере <...> на 2022 год <...> на 2023 год в <...>., на 2024 год в размере <...>.
Приказом РЭК Омской области от 28 декабря 2021 года N 677/97 установлены и введены в действие единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2022 год.
Пунктом 16 таблицы N 1 приложения N 1 к указанному приказу ООО "Гранат" установлена необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь), учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской федерации в размере 6 451,98 тыс. руб., величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрически сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов) в размере 1,489 млн кВт. ч.
При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетам ООО "Гранат" на 2022 год РЭК Омской области, в том числе, проведен анализ обоснованности расходов, понесенных в прошедшем долгосрочном периоде регулирования 2015 - 2019 годы, по результатам которого были выявлены экономически необоснованные расходы, понесенные в период 2015 - 2019 годов и покрытые за счет поступлений от регулируемого вида деятельности в сумме <...>. (пункт 6.4 Экспертного заключения - л.д. 154).
При этом размер расходов к изъятию был исчислен РЭК Омской области в Экспертном заключении по рассмотрению тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Гранат" на 2021 год и определен в размере <...>., а частичное изъятие в сумме <...>. было произведено ответчиком при формировании необходимой валовой выручки на 2021 год.
Поскольку в 2019 году тарифы и необходимая валовая выручка ООО "Гранат" определены на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годы, 2022 год (год действия оспариваемых тарифов) является не базовым, а i-м (в данном случае третьим) годом долгосрочного периода регулирования.
Таким образом, административный ответчик фактически пересмотрел ранее установленный для ООО "Гранат" размер НВВ на 2022 год, усмотрев для себя основания этому в положениях абзаца 1 пункта 7 Основ ценообразования.
С учетом изложенного, суд полагает, что решение органа регулирования в вышеуказанной части основано на неверном применении положений пункта 7 Основ ценообразования и принято вопреки требованиям пунктов 6, 10, 11 Методических указаний N 98-э об учете результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Как следует из материалов дела, указанные расходы выявлены по результатам проведенного органом регулирования в 2020 году анализа деятельности ООО "Гранат" за 2015 - 2019 годы в связи с поступлением в РЭК Омской области представления прокурора Омской области от 28 сентября 2020 года N 7/3-01/38-2020, установившего, что органом тарифного регулирования при установлении тарифов на 2020 - 2024 годы долгосрочного периода регулирования, в нарушение требований законодательства в сфере тарифного регулирования, фактически не осуществлялся анализ расходов общества за прошедший долгосрочный период регулирования (2015 - 2019 годы).
В то же время, согласно пункту 6 Методических указаний N 98-э долгосрочные тарифы определяются на основе долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются. К ним относится, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами: сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда; другие подконтрольные расходы, в том числе расходы на обслуживание заемных средств, а также расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний N 98-э перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов: индекс потребительских цен, определенный в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации; размер активов, определяемый регулирующими органами; величина неподконтрольных расходов; величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861; величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации; цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.
Согласно абзацу 12 пункта 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов), в том числе во исполнение решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).
При таких обстоятельствах, довод административного ответчика о том, что анализ расходов ООО "Гранат" за прошедший долгосрочный период регулирования произведен во исполнение представления прокуратуры Омской области, отклоняется судом, поскольку представление прокуратуры не относится к числу оснований, влекущих возможность пересмотра долгосрочных параметров регулирования (одного либо нескольких) в течение долгосрочного периода регулирования, следовательно, у органа регулирования отсутствовали правовые основания для пересмотра (изменения) при принятии оспариваемых приказов такого долгосрочного параметра как базовый уровень подконтрольных расходов, влекущего изменение (в данном случае в сторону уменьшения) размера необходимой валовой выручки организации.
Таким образом, нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по установлению регулируемых тарифов в сфере электроэнергетики, не предусмотрена возможность органов тарифного регулирования изменять в течение долгосрочного периода регулирования фактическую величину подконтрольных расходов над величиной, определенной при установлении тарифов на базовый год, а корректировка необходимой валовой выручки производится с учетом отклонений фактических значений параметров расчета тарифа от планируемых значений. Уровень подконтрольных расходов на 2022 год в данном случае должен рассчитываться на уровне расходов 2020 года с применением необходимых индексов. В данном случае корректировка возможна только в целях исключения из необходимой валовой выручки доходов и расходов, выявленных по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемых организаций, относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования с учетом отклонения фактических значений от планировавшихся, к которым относятся в том числе и неподконтрольные расходы.
В части довода административного истца о непринятии ответчиком во внимание при расчете оспариваемого изъятия расходов факта не превышения 10% суммарной необходимой валовой выручки административного истца за 3 последних периода регулирования, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, суд полагает необходимым отметить следующее.
В силу абзаца 11 пункта 7 Основ ценообразования исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации Из содержания указанного абзаца следует, что предусмотренная в указанном пункте пятилетняя продолжительность (пятилетний период) установлен в отношении периода, в котором осуществляется сглаживание изменения тарифов (нового долгосрочного), и не относится к периоду регулирования, в котором у организаций возникли экономически необоснованные доходы и расходы, подлежащие последующему исключению.
Таким образом, поскольку указанное нормативное положение содержит прямой запрет на применение абзаца 11 пункта 7 Основ ценообразования в отношении организаций, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, РЭК Омской области неправомерно применила к ООО "Гранат" названные положения, распределив выявленные за период 2015 - 2019 годы экономически необоснованные расходы.
На основании изложенного, поскольку судом установлено противоречие оспариваемых частей приказов положениям Основ ценообразования, а также Методическим указаниям N 98-э, допущенные РЭК Омской области нарушения являются основанием для признания оспариваемых нормативных положений не действующими.
Судом принята во внимание ссылка административного ответчика на то, что оспариваемый административным истцом приказ РЭК Омской области от 28 декабря 2021 года N 679/97 утратил силу в связи с принятием РЭК Омской области приказа от 28 декабря 2022 года N 527/67, между тем, при рассмотрении дела установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, применение, в том числе, указанного нормативного правового акта в отношении административного истца, следовательно возможность оспорить утративший силу нормативный правовой акт сохраняется до тех пор, пока он непосредственно затрагивает права и законные интересы административного истца.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "от 28 ноября 2022 года"
В соответствии с положениями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты имеет ограниченный срок действия, суд приходит к выводу о необходимости признания их недействующими с даты принятия, поскольку признание их недействующими с даты вступления настоящего решения суда в законную силу, не приведет к восстановлению нарушенных прав административного истца.
Также суд считает необходимым возложить на РЭК Омской области принять нормативный правовой акт (акты), заменяющий названные выше постановления РЭК Омской области в признанных не действующими частях, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части 1 статьи 111, статьи 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Учитывая, что главой 21 КАС РФ, регламентирующей производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов, вопрос о судебных расходах должен быть разрешен в соответствии с вышеприведенными правилами главы 10 КАС РФ.
Из материалов административного дела усматривается, что при обращении в суд с административным исковым заявлением ООО "Гранат" уплачена государственная пошлина в размере <...> (л.д. 10). Указанные расходы административного истца в силу положений части 1 статьи 103, части 1 статьи 111, статьи 112 КАС РФ подлежат возмещению РЭК Омской области.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое общества с ограниченной ответственностью "Гранат" удовлетворить.
Признать не действующим с даты принятия нормативного правового акта пункт 12 Приложения N 2 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 28 декабря 2021 года N 679/97 "Об утверждении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области" в части установления для общества с ограниченной ответственностью "Гранат" необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь на 2022 год в размере <...>.
Признать не действующим с даты принятия нормативного правового акта пункт 16 таблицы N 1 приложения N 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 28 декабря 2021 года N 677/97 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2022 год" в части установления для общества с ограниченной ответственностью "Гранат" необходимой валовой выручки сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации в размере <...>.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Омской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гранат" судебные расходы в сумме <...>.
Обязать Региональную энергетическую комиссию Омской области принять нормативный правовой акт (акты), заменяющий названные выше постановления Региональной энергетической комиссии Омской области в признанных не действующими частях, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Кондратенко |
Мотивированное решение изготовлено 25 января 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 11 января 2023 г. N 3а-90/2023 "О признании частично недействующими пункта 16 таблицы 1 приложения N 1 к Приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 28.12.2021 N 677/97 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2022 год", пункта 12 приложения N 2 к Приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 28.12.2021 N 679/97 "Об утверждении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области"
Опубликование:
-
Апелляционным определением СК по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 мая 2023 г. N 66а-780/2023 настоящее решение оставлено без изменения