г. Краснодар |
|
24 декабря 2015 г. |
Дело N А32-8218/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Денека И.М., судей Андреевой Е.В. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от заявителя - Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар - Деребинко Е.И. (доверенность от 22.12.2015), Цимбалова А.В. (доверенность от 16.11.2015), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Еременко С.Г. (доверенность от 06.07.2015), от третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодара" - Харенко А.Ю. (доверенность от 28.04.2015), Шмыковой А.М. (доверенность от 08.04.2015), от общества с ограниченной ответственностью "Мемориал" - Белоглядовой К.Ю. (доверенность от 12.05.2015), в отсутствие Управления записи актов гражданского состояния Краснодарского края, иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.07.2015 (судья Купреев Д.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 (судьи Илюшин Р.Р., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А32-8218/2015, установил следующее.
Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган, управление) от 12.12.2014 по делу N 221/2014.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодара", ООО "Мемориал", Управление записи актов гражданского состояния Краснодарского края.
Решением суда от 23.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.09.2015, в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебные акты мотивированы тем, что департамент нарушил часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Заявитель создал необоснованные преимущества на рынке ритуальных услуг хозяйствующему субъекту - ООО "Мемориал". Ненормативный акт управления соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В кассационной жалобе департамент просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы указывает, что выводы судов по вопросу создания необоснованного преимущества на рынке ритуальных услуг являются предположительными, материалами дела не подтверждены. ООО "Мемориал" не оказывает услуги по погребению умерших (погибших) и не является посредником между физическими лицами и специализированной службой по вопросам похоронного дела при организации похорон. Общество не обращается в департамент с целью оформления свидетельств о регистрации захоронений. Общество оказывает услуги по уборке могил, изготовлению и установке надгробных сооружений, изготовлению и реализации ритуальных принадлежностей. Расположение сотрудников департамента в здании общества не влияет на финансовую деятельность юридического лица и не нарушает положений действующего антимонопольного законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Управление указывает, что департамент действительно действует в рамках своих полномочий по регистрации захоронений, но свои действия работники департамента осуществляют на территории хозяйствующего субъекта, непосредственно заинтересованного в том, чтобы услуги по регистрации захоронений оказывались в непосредственной близости от ритуальных услуг, оказываемых ООО "Мемориал".
В судебном заседании представители департамента поддержали доводы жалобы, просили суд кассационной инстанции отменить оспариваемые акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы также поддержал представитель ООО "Мемориал".
Представитель управления возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Представители ООО "Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодара" поддержали позицию управления и просили оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в управление поступило обращение ООО "Специализированное предприятие ритуальных услуг города Краснодара" (далее - ООО "СПРУ города Краснодара") на действия администрации муниципального образования город Краснодар и управления ЗАГС по Краснодарскому краю с признаками нарушения антимонопольного законодательства (т. 1, л. д. 293 - 295).
Из заявления ООО "СПРУ города Краснодара" управление установило следующее.
Государственная регистрация смерти осуществляется единственным специализированным структурным подразделением отдела ЗАГС Краснодарского края, организованным на базе МУП "Ритуальные услуги".
МУП "Ритуальные услуги" является юридическим лицом, находящимся в ведении департамента (т. 1, л. д. 261).
Выдача свидетельств о государственной регистрации смерти осуществляется сотрудниками специализированного отдела ЗАГС Краснодарского края по государственной регистрации смерти города Краснодара, размещенными в здании ООО "Мемориал", расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. 4-я Линия, 57.
Основанием для размещения специализированного отдела ЗАГС Краснодарского края в помещениях ООО "Мемориал" является договор о безвозмездном пользовании от 27.09.2012 N 16, заключенный управлением ЗАГС Краснодарского края и ООО "Мемориал" (т. 1, л. д. 282 - 286). В указанном помещении сотрудники департамента в соответствии с Порядком регистрации захоронений на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 14.04.2014 N 2340, также производят документальное оформление выделения участка для захоронения и регистрацию самих захоронений (ведется книга регистрации захоронений).
Таким образом, все действия по оформлению официальной документации о смерти любого умершего в городе Краснодаре совершаются исключительно в помещениях ООО "Мемориал", специализирующейся на оказании ритуальных услуг населению.
По мнению ООО "СПРУ города Краснодара", подобная ситуация не только создает трудности при организации похорон родственникам умерших из-за территориальной удаленности места оформления необходимой документации о смерти от фактического места захоронения умершего, но и препятствует развитию конкуренции на рынке ритуальных услуг, поскольку у ООО "Мемориал" появляются необоснованные преимущества ввиду того, что всем родственникам умерших в обязательном порядке приходится посещать территорию, занимаемую данной организацией, предлагающей услуги по оформлению и проведению похорон.
Антимонопольный орган приказом от 16.06.2014 N 281 возбудил дело N 221/2014 по признакам нарушения администрацией муниципального образования город Краснодар и департаментом части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения обращения ООО "СПРУ города Краснодара" управление приняло решение от 12.12.2014 по делу N 221/2014, которым в действиях администрации муниципального образования города Краснодар не установлено факта нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции; в действиях департамента установлено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Антимонопольный орган указал, что департамент осуществил действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, при осуществлении документального оформления выделения участка для захоронения, ведении архива, а также регистрации самих захоронений в условиях размещения в помещениях коммерческой организации, специализирующейся на оказании ритуальных услуг населению.
Департамент, не согласившись с решением антимонопольного органа, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено в том числе, что органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Для квалификации действий (бездействия) как нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, обязательно установление обстоятельств, подтверждающих реальные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и такими последствиями. Установленный частью 1 статьи 15 Закона запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные функции, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких актов закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, руководствовались следующим.
Регистрация захоронений и ведение книг регистрации захоронений осуществляются в соответствии с Положением об отделе по благоустройству и санитарии, утвержденным 04.12.2014, и должностными инструкциями ведущих специалистов отдела по благоустройству и санитарии департамента.
Порядок выделения мест для погребения умерших (погибших) на территории кладбищ муниципального образования город Краснодар, открытых для погребений, определен постановлением главы городского самоуправления - мэра города Краснодара от 22.02.2000 N 326 "Об улучшении похоронного обслуживания населения города Краснодара", распоряжением главы муниципального образования город Краснодар от 06.12.2005 N 3499-р "Об определении участка для почетных захоронений на территории Славянского городского кладбища", постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 16.04.2013 N 2704 "О внесении изменения в постановлением главы городского самоуправления - мэра города Краснодара от 22.02.2000 N 326 "Об улучшении похоронного обслуживания населения города Краснодара" и постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 14.04.2014 N 2340 "Об утверждении Порядка регистрации захоронений на территории муниципального образования город Краснодар и формы свидетельства о регистрации захоронения на кладбище, расположенном на территории муниципального образования город Краснодар".
Земельные участки, на территории которых расположены кладбища муниципального образования город Краснодар, в настоящее время предоставлены муниципальному казенному учреждению "Управление коммунального хозяйства и благоустройства" муниципального образования город Краснодар на праве постоянного бессрочного пользования.
Положение о специализированных службах по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Краснодар утверждено решением городской Думы Краснодара от 13.07.2006 N 13 "Об утверждении положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Краснодар".
В настоящее время специализированной службой по вопросам похоронного дела является МУП "Ритуальные услуги", находящееся в ведении департамента (юридический и фактический адрес: г. Краснодар, ул. 4-я Линия, дом N 57).
Таким образом, на территории города Краснодара документальное оформление выделения участка для захоронения, а также регистрация самих захоронений (ведется книга регистрации захоронений) осуществляется сотрудниками департамента, которые территориально располагаются в здании ООО "Мемориал", расположенном по адресу:
г. Краснодар, ул. 4-я Линия, 57 (право пользования помещениями основано на договоре безвозмездного пользования, заключенного обществом и МУП "Ритуальные услуги").
Из пункта 3 устава ООО "Мемориал" следует, что одним из основных видов деятельности общества является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (т. 1, л. д. 109). ООО "Мемориал" оказывает ритуальные услуги, что подтверждено представленной в рамках дела N 221/2014 оборотно-сальдовой ведомостью по счету 90.1 за 2013 год, выручка за который составила более 105 млн рублей (т. 1, л. д. 175); прайс- ценами на продукцию и ритуальные услуги ООО "Мемориал" (т. 1, л. д. 137 - 175).
Статьей 4 Закона о защите конкуренции установлено, что конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Судебные инстанции обоснованно указали, что департамент создал необоснованные преимущества на рынке ритуальных услуг хозяйствующему субъекту ООО "Мемориал". Департамент осуществляет свою деятельность на территории хозяйствующего субъекта, который заинтересован в том, чтобы услуги по регистрации захоронений оказывались в непосредственной близости от ритуальных услуг, оказываемых ООО "Мемориал".
Нахождение в помещении ООО "Мемориал" сотрудников, регистрирующих захоронения умерших, выдающих необходимые документы, обязывает всех заинтересованных лиц посетить здание общества, которое оказывает весь спектр ритуальных услуг. Указанные обстоятельства содействуют увеличению доходов ООО "Мемориал" и ставит его в исключительное положение на рынке ритуальных услуг города Краснодара по сравнению с другими участниками данного рынка.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали департаменту в удовлетворении заявленного требования, поскольку управление правомерно квалифицировало действия заявителя как нарушающие часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов и получили соответствующую правовую оценку. Переоценка доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.07.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 по делу N А32-8218/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.М. Денека |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.