г. Краснодар |
|
25 декабря 2015 г. |
Дело N А32-14510/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Волкова Я.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - департамента имущественных отношений Краснодарского края - Исаева М.Р. (доверенность от 05.08.2015), в отсутствие представителя заявителя - закрытого акционерного общества "Текстильсервис" (ИНН 2312068311, ОГРН 1022301988840), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2015 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 (судьи Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-14510/2015, установил следующее.
ЗАО "Текстильсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского крася с заявлением о признании незаконным отказа департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) в предоставлении обществу отчета по состоянию на 18.09.2013 N К-13-100-443 ООО "АСК-оценка" об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 1453 кв. м с кадастровым номером 23:33:0101001:9, расположенного в Туапсинском районе, г/п Джубгинское, бухта Инал, городок 1 в полном объеме, возложении на департамент обязанности по предоставлению обществу данного отчета.
Решением от 02.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.09.2015, заявленные требования удовлетворены, отказ в предоставлении обществу отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 1453 кв. м с кадастровым номером 23:33:0101001:9, расположенного в Туапсинском районе, г/п Джубгинское, бухта Инал, городок 1 в полном объеме, признан незаконным. На департамент возложена обязанность по предоставлению данного отчета обществу в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу. Суды исходили из надлежащего способа судебной защиты права, избранного обществом. Оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя как арендатора спорного участка, имеющего намерение проверить законность и обоснованность размера определенной ему департаментом как арендодателем арендной платы. Положения Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) не содержат запрета предоставления отчетов об оценке иным лицам. Отчет о рыночной оценке земельного участка не относится к конфиденциальной информации, не подлежащей предоставлению арендатору земельного участка.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что судебные акты приняты о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле. Сведения, приведенные в отчете ООО "АСК-оценка", представляют для оценщика ценность и являются конфиденциальными. В соответствии с пунктом 9.1 раздела 9 "Конфиденциальность" государственного контракта на проведение оценки от 30.04.2013 N 0318200003913000008, заключенного департаментом и ООО "АСК-оценка", стороны обязуются не разглашать без взаимного согласия конфиденциальную информацию, полученную друг от друга или от третьих лиц в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Обязательства по соблюдению конфиденциальности и использованию информации, возложенные на стороны данным контрактом, не будут распространяться на общедоступную информацию, а также на информацию, которая станет известна не по их вине. В соответствии с пунктом 9.2 контракта заказчик обязуется сохранять методы работы исполнителя в тайне. Предоставление отчета об оценке приведет к нарушению департаментом пункта 9.2 контракта и разглашению метода работы исполнителя отчета.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судебных инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, подчеркнув, что необходимость в привлечении к участию в деле третьего лица отсутствовала, поскольку судебные акты не затрагивают права и обязанности ООО "АСК-оценка". Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:33:0101001:9 касается выполнения обязанностей общества по внесению арендных платежей и не относится к сведениям, круг доступа к которым ограничен. Поэтому отказ в предоставлении информации, отраженной в отчете, противоречит требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Общество явку процессуального представителя в арбитражный суд округа не обеспечило, извещено на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено согласно статье 284 Кодекса.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя подателя кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 19.09.2013 департамент (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения N 00000003194 (далее - договор), согласно которому арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор - принять на условиях договора земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов, с кадастровым номером 23:33:0101001:9, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, б/о "Дельфин", Краснодарский край, Туапсинский район, г/п Джубгское, бухта Инал, городок 1, под существующую базу отдыха "Дельфин".
В соответствии с пунктом 2.1 договора и приложения к нему, расчет арендной платы производится в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 "О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" (далее - постановление N 50), согласно которому размер арендной платы за земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель общего пользования устанавливается в размере 1,5% от рыночной стоимости земельного участка. Рыночная стоимость земельного участка определена на основании подготовленного ООО "АСК-оценка" по заказу департамента в рамках государственного контракта от 30.04.2013 N 0318200003913000008 (л. д. 108 - 112) и задания на оценку от 12.09.2013 N 52-15084/13-23.27 отчета о рыночной оценке от 19.09.2013 N К-13-100-433.
Согласно резюме отчета, рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 18.09.2013 составила 12 750 тыс. рублей (л. д. 16).
12 декабря 2014 года общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении отчета в полном объеме (л. д. 40).
13 января 15 года департамент отказал обществу в предоставлении отчета, сославшись на то, что он хранится у департамента и заказчика оценки, предоставление отчетов о рыночной оценке действующим законодательством не предусмотрено, Законом N 135-ФЗ предусмотрена обязанность не разглашать информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности, и которая получена от заказчика в ходе проведения оценки (л. д. 41, 42).
22 января 15 года общество обратилось с обращением на неправомерный отказ департамента в предоставлении отчета к прокурору Краснодарского края (л. д. 43, 44).
24 февраля 15 года прокуратура Краснодарского края по обращению общества дала ответ о том, что в связи с выявленными в ходе прокурорской проверки нарушениями действующего законодательства со стороны департамента приняты меры прокурорского реагирования, обществу разъяснена возможность оспаривания отказа в судебном порядке (л. д. 45).
3 марта 2015 года общество повторно обратилось в департамент с заявлением о предоставлении отчета в полном объеме (л. д. 46).
31 марта 2015 департамент письмом N 52-5747/15-32.20 отказал обществу в предоставлении отчета со ссылкой на государственный контракт на проведение оценки от 30.04.2013 N 0318200003913000008, заключенный департаментом и ООО "АСК- оценка", по которому департамент как заказчик работ обязан сохранять методы работы исполнителя в тайне. Отчет об оценке содержит указание на методы оценки, примененные при ее проведении, и хранится в департаменте как у заказчика, направление отчета об оценке третьим лицам условиями контракта не предусмотрено. Обществу разъяснено право в случае несогласия - обратиться за судебной защитой (л. д. 47).
Ссылаясь на незаконность отказа департамента в предоставлении отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке, установленном главой 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Правовые отношения, возникающие при осуществлении права на получение информации, регулируются Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (далее - Закон N 149-ФЗ), что следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 1 данного Закона.
Статьей 3 Закона N 149-ФЗ закреплены принципы правового регулирования отношений в сфере информации, к числу которых относятся открытость информации, в частности, о деятельности государственных и муниципальных органов, установление ограничений доступа к информации только федеральными законами, достоверность информации и своевременность ее предоставления.
Как установлено частью 3 статьи 8 Закона N 149-ФЗ, организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
В пункте 4 приведенной статьи определен перечень видов информации, доступ к которой не может быть ограничен вне зависимости от того, касается она прав и обязанностей организации, запрашивающей ее или нет.
В частности, не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды; информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Таким образом, законом установлен прямой запрет на ограничение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).
Пунктом 5 статьи 8 Закона N 149-ФЗ установлена прямая обязанность государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивать доступ к информации о своей деятельности. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345, департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, по выдаче квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, по управлению игорной зоной, созданной на территории Краснодарского края.
Проверив и оценив представленные доказательства (статья 71 Кодекса), суды первой и апелляционной инстанций заключили, что общество как арендатор имеет право на получение от департамента как арендодателя полной и открытой информации о том, на основании чего и каким способом определен размер арендной платы по договору. Департамент нарушил права общества на обеспечение необходимой и касающейся его прав информацией.
Коллегия арбитражного суда округа считает, что при разрешении спора суды не учли следующее.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ) пользователями информацией являются граждане (физические лица), организации (юридические лица), общественные объединения, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с названным Федеральным законом.
Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются, в частности, открытость и доступность информации, достоверность информации и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом (статья 4 Закона N 8-ФЗ).
Как следует из пункта 1 статьи 1 Закона N 8-ФЗ, под информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Апелляционный суд исходил из того, что форма отчетов о рыночной оценке является стандартизированной, методики и способы оценки определены так же на нормативном уровне стандартами оценки, в связи с чем не могут носить секретного, конфиденциального характера. Специалисту-оценщику не предоставлено права на установление конфиденциального характера составленного им отчета. Предоставление отчета об оценки не означает разглашения методов работы исполнителя данного отчета. Департамент не представил информации о том, что сообщил оценщику для проведения оценки, либо оценщик ему какую-либо конфиденциальную информацию. Кроме того, ссылка департамента на условия контракта о нераспространении конфиденциальной информации не подтверждается нормами закона.
Учитывая приведенные выводы апелляционной инстанции относительно прав специалиста-оценщика, касающихся установления конфиденциальности отчета, принимая во внимание, что в обоснование своей позиции департамент ссылается на наличие правоотношений с ООО "АСК-оценка", возникших из государственного контракта на проведение оценки от 30.04.2013 N 0318200003913000008, пунктом 9.1 раздела 9 ("Конфиденциальность") которого закреплено, что стороны обязуются не разглашать без взаимного согласия конфиденциальную информацию, полученную друг от друга или от третьих лиц в ходе проведения оценки, вывод судебных инстанций о том, что возложение на департамент обязанности представить в полном объеме отчет ООО "АСК-оценка" не затрагивает права последнего, сделан без учета всех обстоятельств данного дела.
Поэтому коллегия арбитражного суда округа считает, что суды неполно выяснили (исследовали) фактические обстоятельства (доказательства) дела, что в силу части 3 статьи 288 Кодекса является основанием для отмены решения от 02.07.2015 и апелляционного постановления от 30.09.2015 с направлением дела в Арбитражный суд Краснодарского края.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенные указания суда кассационной инстанции, в силу статьи 289 Кодекса обязательные для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, устранить выявленные недостатки, исследовать и оценить представленные доказательства, в числе которых государственный контракт от 30.04.2013 N 0318200003913000008, рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле ООО "АСК-оценка", после чего правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 по делу N А32-14510/2015 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.