г. Краснодар |
|
29 декабря 2015 г. |
Дело N А53-7992/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Денека И.М. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" - Симанихиной Г.И. (доверенность от 26.12.2014), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Опруженкова А.В. (доверенность от 03.02.2015), Коробейникова Н.А. (доверенность от 26.01.2015), в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "АСТ-2007", надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.07.2015 (судья Колесник И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А53-7992/2015, установил следующее.
ОАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными решения управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 10.02.2015 N 2284/02 в части и предписания от 10.02.2015 N 75/02.
Решением суда от 14.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.10.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды посчитали доказанным факт нарушения антимонопольного законодательства. Суды сделали вывод о законности и обоснованности оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции от 14.07.2015 и постановление апелляционного суда от 06.10.2015, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что выводы судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами неправильно применены нормы права.
Общество представило уведомление о смене своего наименования с ОАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" на публичное акционерное общество "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" и просило произвести соответствующую замену наименования заявителя. В обоснование заявленного ходатайства общество представило выписку из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 18.12.2015. Таким образом, ходатайство общества удовлетворено судом кассационной инстанции.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представители управления просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Суды установили, что в управление поступило заявление ОАО "АСТ-2007" по поводу неправомерных действий общества, выразившихся в отказе (уклонении) от выдачи технических условий на подключение к газораспределительной сети.
12 ноября 2014 года управление на основании приказа N 529 возбудило дело N 2284/02 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в действиях общества.
Антимонопольный орган установил, что 03.09.2014 ООО "АСТ-2007", руководствуясь пунктами 6, 7, 8 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314), обратилось в общество с заявкой о выдаче технических условий на присоединение к газораспределительной сети объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, Истоменское сельское поселение, кадастровый номер газифицируемого участка N 61:02:0600017:2822 (далее - объект капитального строительства).
Общество письмом от 30.09.2014 N 03-1-1-04/4584 отказало ООО "АСТ-2007" в выдаче технических условий, нарушив установленный 14-дневный срок для направления ответа на запрос (выдачу технических условий либо мотивированный отказ в выдаче технических условий).
10 февраля 2015 года решением управления общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), обществу выдано предписание N 75/02 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с указанными актами управления, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Положениями статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" транспортировка газа по трубопроводам отнесена к деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Вместе с тем при рассмотрении споров о нарушениях, совершенных лицом, не включенным в реестр хозяйствующих субъектов, не может быть отказано в признании его занимающим доминирующее положение на рынке лишь в связи с тем, что такое лицо в данный реестр не включено.
Судами установлено, что согласно пункту 2.1 устава общества основной целью общества является надежное и безаварийное газоснабжение потребителей и получение прибыли, обеспечивающей устойчивое и эффективное экономическое благосостояние общества, создание здоровых и безопасных условий труда и социальную защиту работников общества.
В силу пункта 2.2. устава для реализации своих целей общество осуществляет следующие виды деятельности: 2.2.1 оказание услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям; 2.2.5 подключение, пуск газа, врезки в действующие газопроводы, строительство станций катодной защиты, наладка автоматики котельных, ремонт и установка счетчиков, приборов, поверка приборов, хранение и перевалка СУГ и др.
В силу технологических особенностей производства услуги, предоставляемые обществом, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
Процесс транспортировки газа неразрывно связан с процессом технологического присоединения к газораспределительной сети.
При таких обстоятельствах, суды сделал правильный вывод о том, что на деятельность общества распространяются ограничения, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства установлен в Правилах N 1314.
В пункте 3 Правил N 1314 установлен порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется.
Суды установили, что 03.09.2014 ООО "АСТ-2007", руководствуясь пунктами 6, 7 и 8 Правил N 1314, обратилось к обществу с заявкой о выдаче технических условий на присоединение к газораспределительной сети объекта капитального строительства.
Общество в письме от 30.09.2014 N 03-1-1-04/4584 отказало ООО "АСТ-2007" в выдаче технических условий, нарушив установленный 14-дневный срок для выдачи технических условий либо мотивированного отказа в выдаче технических условий, тем самым ущемило интересы общества, что недопустимо в соответствии частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Суды обоснованно отклонили довод общества об отсутствии нарушений, поскольку ООО "АСТ-2007" обратилось к нему не с запросом о предоставлении технических условий в соответствии с пунктом 6 Правил подключения, а с заявлением о выдаче технических условий, ответ на который направляется заявителю в 30-дневный срок в порядке пункта 37 Правил N 1314.
Правилами N 1314, в зависимости от обстоятельств, предусмотрено два вида заявок (запросов):
- запрос о выдаче технических условий подключения, который рассматривается в 14-дневный срок (пункт 7 Правил N 1314) с последующей выдачей технических условий подключения (присоединения);
- заявка о подключении, которая рассматривается в 30-дневный срок (пункты 37, 64) Правил N 1314) с последующей выдачей договора о подключении, вместе с техническими условиями подключения (присоединения).
Вышеуказанные запросы (заявка) являются различными по форме, природе и целям получения результатов данных запросов (заявок), что также обусловлено предоставлением к данным запросам (заявкам) различных перечней сведений и документов в соответствии с Правилами N 1314.
Запрос о предоставлении технических условий должен содержать: а) полное и сокращенное (при наличии) наименования заявителя, его организационно-правовую форму, местонахождение и почтовый адрес (для юридического лица) либо фамилию, имя, отчество, местожительство и почтовый адрес (для физического лица (индивидуального предпринимателя); б) планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации); в) планируемую величину максимального часового расхода газа (мощности) отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек (пункт 7 Правил N 1314).
К запросу о предоставлении технических условий прилагаются следующие документы: а) копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) принадлежащий заявителю объект капитального строительства (далее - земельный участок); б) ситуационный план расположения земельного участка с привязкой к территории населенного пункта; в) расчет планируемого максимального часового расхода газа (не требуется в случае планируемого максимального часового расхода газа не более 5 куб. метров); г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если запрос о предоставлении технических условий подается представителем заявителя) (пункт 8 Правил N 1314).
В заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, ранее получившим технические условия, указываются следующие сведения: а) реквизиты заявителя (для юридических лиц полное наименование и государственный регистрационный номер записи, вносимой в Единый государственный реестр юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - государственный регистрационный номер записи, вносимой в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, дата ее внесения в реестр и для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, почтовый адрес и иные способы обмена информацией - телефоны, факс, адрес электронной почты); б) наименование и местонахождение объекта капитального строительства, который необходимо подключить (технологически присоединить) к сети газораспределения; в) характер потребления газа (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей); г) сроки проектирования, строительства и поэтапного введения в эксплуатацию объекта капитального строительства (в том числе по этапам и очередям); д) планируемые распределение максимального часового расхода газа и сроки ввода объекта капитального строительства (по этапам и очередям); е) номер и дата выдачи технических условий, полученных ранее заявителем (в случае если заявителю ранее предоставлялись технические условия) (пункт 65 Правил N 1314).
В случае если заявитель ранее не получал технические условия, в заявке о подключении (технологическом присоединении) дополнительно к сведениям и документам, указанным в пунктах 7 и 8 названных Правил, указываются следующие сведения: а) правовые основания владения и (или) пользования земельным участком; б) максимальный часовой расход газа отдельно по различным точкам (если их несколько) подключения (технологического присоединения) с обоснованием необходимости нескольких точек подключения (технологического присоединения) (пункт 67 Правил 1314).
Суды оценили в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) текст заявки ООО "АСТ 2007", приложенные к ней документы, непосредственно волеизъявление потребителя (абонента), и сделали обоснованный вывод о том, что общество обратилось в газораспределительную организацию с запросом о выдаче технических условий, который рассматривается в 14-дневный срок (пункт 6 Правил N 1314).
Суды обоснованно отклонили доводы общества о неопределенности спорного запроса (заявки).
При соблюдении условий, указанных в пункте 13 Правил N 1314, исполнитель в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что антимонопольный орган доказал нарушение обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, решение и предписание управления соответствуют действующему законодательству, основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса. У суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Кодекса отсутствуют основания для переоценки установленных по делу обстоятельств.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалованных судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены. Таким образом, основания для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.07.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по делу N А53-7992/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.