В соответствии со статьями 214, 218 Трудового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьёй 39 Устава муниципального образования "Макаровский городской округ, администрация муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области
постановляет:
1. Утвердить Положение о системе управления профессиональными рисками в администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Новая газета", разместить на официальном сайте муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Мэр муниципального образования |
С.А. Фертиков |
Утвержден
постановлением администрации
муниципального образования
"Макаровский городской округ"
Сахалинской области
от 05.05.2023 N 420
Положение
о системе управления профессиональными рисками в администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе управления профессиональными рисками разработано в целях обеспечения правильности и полноты установления опасностей, воздействующих на муниципальных служащих и работников администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области в процессе служебной (трудовой) деятельности, а также источников этих опасностей для эффективной реализации процедуры управления профессиональными рисками в системе управления охраной труда.
1.2. Положение разработано в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков) на рабочих местах.
1.3. Положение распространяется на всех муниципальных служащих (работников) администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области.
1.4. Положение разработано в соответствии со статьями 214, 218 Трудового кодекса Российской Федерации, а также с учетом приказов Минтруда России.
2. Организация идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков
2.1. Работу по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков (далее - ОПР), разработке мер управления рисками в органе возглавляет вице-мэр муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области, курирующий внутреннюю политику (далее - вице-мэр).
2.2. Вице-мэр осуществляет координацию деятельности по организации и проведению идентификации опасностей, ОПР, документированию результатов ОПР и последующей разработке мероприятий.
2.3. В целях реализации процедур и мероприятий по управлению профессиональными рисками распоряжением администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области создается комиссия по проведению ОПР (далее - комиссия), в состав которой в обязательном порядке включается директор областного казенного учреждения "Макаровский центр занятости населения".
Комиссия действует на основании настоящего Положения и законодательства Российской Федерации по охране труда.
Для полноты ОПР к работе могут быть привлечены муниципальные служащие (работники), обладающие достаточным опытом и компетенциями для выполнения данной работы.
2.4. Лица, проводящие ОПР, должны знать опасности, присущие оцениваемой деятельности, и применяемые меры по их управлению.
2.5. Муниципальный служащий (работник), осуществляющий функции специалиста по охране труда, информирует муниципальных служащих (работников) о результатах ОПР, связанных с выполняемой ими деятельностью, под подпись согласно приказам Минтруда России от 29.10.2021 N 773н "Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда" (далее - приказ Минтруда N 773н), от 20.04.2022 N 223н "Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве" (далее - приказ Минтруда N 223н).
2.6. Информирование муниципальных служащих (работников) об опасностях и рисках на своих рабочих местах, а также разработанных в их отношении мерах управления осуществляется в рамках функционирования системы управления охраной труда с учетом специфики деятельности администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области с учетом форм (способов) и рекомендаций, утвержденных приказами Минтруда N 773н, от 17.12.2021 N 894 "Об утверждении рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда".
3. Порядок выявления (идентификации) опасностей и ОПР
3.1. Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, включающий в себя выявление опасностей, ОПР и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
3.2. На первом этапе осуществляется классификация, обнаружение, распознавание и описание опасностей, а также источников этих опасностей. При выявлении опасностей комиссия руководствуется приказами Минтруда от 29.10.2021 N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда" (далее - приказ Минтруда N 776н), от 31.01.2022 N 36 "Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей" (далее - приказ Минтруда N 36).
Выявленные опасности классифицируются следующими способами:
1) по видам профессиональной деятельности муниципальных служащих (работников) согласно приложению N 1 к приказу Минтруда N 36;
2) по причинам возникновения опасностей на рабочих местах, при выполнении работ, при нештатной (аварийной) ситуации согласно приложению N 2 к приказу Минтруда N 36;
3) по опасным событиям вследствие воздействия опасности согласно приложению N 1 к приказу Минтруда N 776н.
3.3. На втором этапе формируется Перечень (реестр) выявленных опасностей (далее - Перечень) с привязкой к объектам исследования.
В Перечень включаются следующие позиции:
1) наименование объекта исследования (рабочего места/рабочей зоны/вида выполняемых работ/нештатной (аварийной) ситуации);
2) наименование предварительно идентифицированной опасности;
3) описание потенциального опасного события;
4) наименование объектов возникновения опасности;
5) перечень рабочих мест и иных объектов исследования, которые подвергаются воздействию опасности;
6) сведения о классе (подклассе) условий труда по соответствующему фактору по результатам специальной оценки условий труда для опасностей, связанных с факторами производственной среды и трудового процесса (при необходимости);
7) перечень существующих мер контроля риска (защиты от опасности) в соответствии с идентифицированными в соответствии с таблицей N 1 приказа Минтруда N 36 требованиями с указанием ссылок на нормативные правовые акты и иные документы, содержащие данные требования;
8) оценку вероятности опасного события (заполняется предварительно);
9) оценку потенциальных последствий опасного события (заполняется предварительно);
10) уровень профессионального риска (высокий, средний, низкий) (заполняется предварительно);
11) дополнительные меры по контролю риска (защите от опасности) (заполняется для высоких рисков и при необходимости для умеренных рисков).
3.4. Сформированный Перечень корректируется путем обследования рабочих мест. Опасности определяются на всех объектах исследования, где находится муниципальный служащий (работник) или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, путем:
1) обхода рабочих мест с осмотром территории, административного здания, маршрутов проходов на рабочие места, места выполнения работ и путей эвакуации;
2) наблюдения за выполнением муниципальными служащими (работниками) порученной им работы и их действиями;
3) опроса муниципальных служащих (работников);
4) выявления источников опасностей и (или) опасных ситуаций (инициирующих событий), связанных с выполняемыми работами, и иных аналогичных действий;
5) оценки исправности и режимов работы оборудования.
3.5. Указанные в пункте 3.3 позиции 8-11 окончательно заполняются после применения соответствующего метода оценки риска в соответствии с приказом Минтруда от 28.12.2021 N 926 "Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков".
3.6. На третьем этапе проводится оценка рисков от выявленных опасностей (оценка вероятности и степени тяжести возможных последствий).
На этом этапе определяются критерии степени тяжести и вероятности наступления негативного события.
Для оценки уровня профессионального риска используется матричный метод на основе бальной оценки. Матрица рассматриваемого метода оценки риска строится на соотношении вероятности причинения ущерба от выявленной опасности и тяжести последствий ущерба, где вероятность и тяжесть имеют свои весовые коэффициенты (баллы), а уровень риска рассчитывается путем перемножения баллов по показателям вероятности и тяжести по каждой идентифицированной опасности.
3.7. Тяжесть последствий идентифицированных опасных событий оценивается на предмет принадлежности к одной из 5-ти категорий тяжести риска:
1. Незначительная - незначительные повреждения.
2. Низкая - заболевания и микротравмы, подразумевающие оказание только первой помощи (включая незначительные порезы, синяки и ссадины, повреждения здоровья, вызывающие легкий дискомфорт).
3. Средняя - заболевание или травма, подразумевающие оказание медицинской помощи (включая порезы, ожоги, растяжения, вывихи и легкие переломы, дерматиты и иные повреждения конечностей в процессе работы).
4. Значительная - несчастный случай с тяжелыми последствиями или угрожающее жизни профессиональное заболевание (включая ампутацию, серьезные и множественные переломы, групповые несчастные случаи, профессиональные раковые заболевания, острые отравления, инвалидность и глухоту).
5. Катастрофическая - смертельные травмы или заболевания, групповые несчастные случаи.
3.8. Вероятность проявления последствий опасного события оценивается на предмет ее принадлежности к одной из 5-ти категорий вероятности риска:
1. Почти невозможно - не должно произойти, но возможность есть.
2. Маловероятно - не должно произойти при штатных условиях.
3. Может быть - возможно или уже были случаи.
4. Вероятно - случается периодически.
5. Почти наверняка - случается регулярно, что подтверждено статистикой.
3.9. Уровень профессионального риска определяется как произведение тяжести и вероятности последствий конкретного опасного события согласно таблице 1 "Матрица определения уровня риска".
В зависимости от величины и значимости риски, определяемые на основе матрицы, подразделяются на три степени:
- низкие (величина риска находится в пределах Н1:Н4);
- средние (величина риска находится в пределах С5:С12);
- высокие (величина риска находится в пределах В15:В25).
Таблица 1.
Матрица определения уровня риска
Вероятность | ||||||
Тяжесть |
|
почти невозможно 1 |
маловероятно 2 |
может быть 3 |
вероятно 4 |
почти наверняка 5 |
катастрофическая 5 |
С5 |
С10 |
В15 |
В20 |
В25 |
|
значительная 4 |
Н4 |
С8 |
С12 |
В16 |
В20 |
|
средняя 3 |
Н3 |
С6 |
С9 |
С12 |
В15 |
|
низкая 2 |
Н2 |
Н4 |
С6 |
С8 |
С10 |
|
незначительная 1 |
Н1 |
Н2 |
Н3 |
Н4 |
С5 |
3.10. Четвертый этап - разработка мер по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков.
При профессиональном риске оцененном как высокий, принимаются срочные меры по его снижению.
Если профессиональный риск оценен как средний, разрабатывается план мероприятий по его снижению с учетом приказа Минтруда от 29.10.2021 N 771н "Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней".
Профессиональные риски, оцененные как низкие, не требуют выполнения дополнительных мероприятий, но требуют фиксации действующих мер контроля таких рисков, обеспечивающих недопущение повышения их уровня. В этих целях используются превентивные меры управления рисками (наблюдение за состоянием здоровья муниципального служащего (работника), осведомление и консультирование об опасностях и профессиональных рисках на рабочих местах, обучение по охране труда и др.).
3.11. Для идентифицированных опасностей определяются существующие меры управления (рациональное размещение оборудования, соблюдение эргономических характеристик рабочего места, обеспечение достаточного уровня освещенности и контрастности на рабочих местах, обеспечение достаточной видимости и восприятия информации, приобретение дополнительных средств для комфортной работы, кондиционирование воздуха, использование противоскользящих напольных покрытий, своевременный ремонт и техническое обслуживание электрооборудования, отработка действий в нештатных и аварийных ситуациях и др.), которые вносятся в Перечень.
4. Документирование результатов оценки профессиональных рисков
4.1. Пятый этап - документирование процедуры оценки уровня профессиональных рисков с составлением перечня (реестра) всех выявленных опасностей, для каждой из которых фиксируются:
- результаты оценки уровня профессионального риска, связанного с каждой опасностью согласно таблице 2 "Перечень (реестр) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков, ранжированный в зависимости от оцененного уровня каждого риска":
Таблица 2
Перечень (реестр)
опасностей и оценки уровней профессиональных рисков, ранжированный в зависимости от оцененного уровня каждого риска
Наименование объекта исследования (рабочего места) |
Наименование предварительно идентифицированной опасности |
Описание потенциального опасного события |
Наименование объектов возникновения опасности |
Перечень существующих мер управления/ контроля риска |
Оценка вероятности опасного события |
Оценка потенциальных последствий опасного события |
Уровень профессионального риска |
Дополнительные меры по контролю риска (для высоких и средних рисков) |
: |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
- действующие предупредительные и защитные меры согласно таблице 3 "Перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков"):
Таблица 3
Перечень
мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков
N |
Опасность |
Меры управления профессиональными рисками |
Периодичность |
Ответственный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
- перечень мероприятий, запланированных для снижения уровней высоких и средних профессиональных рисков, и недопущения их повышения (в случае увеличения уровня риска, выявленного при осуществлении контроля и пересмотра имеющихся рисков в рамках их регулярного анализа оценки).
5. Хранение информации
5.1. Документация о проведении процедуры ОПР хранится у лица, осуществляющего функции специалиста по охране труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области от 5 мая 2023 г. N 420 "Об утверждении Положения о системе управления профессиональными рисками в администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области"
Вступает в силу с 20 мая 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области (makarov.sakhalin.gov.ru) 19 мая 2023 г.