Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 мая 2023 г. N 66а-374/2023 настоящее решение оставлено без изменения
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Осипов А.В.
при секретаре Красюк А.В.,
с участием прокурора Козыревой М.В.,
представителя административного истца ООО "Свинокомплекс "Тюменский" Лазоренко Е.Б., представителей административного ответчика Правительства Тюменской области Кораевой К.В., Мизернюк М.С., представителя заинтересованного лица Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области Бабушкиной Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Свинокомплекс "Тюменский" в лице представителя Лазоренко Е.Б. о признании недействующим Постановления Правительства Тюменской области от 08 апреля 2013 года N 107-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления субсидий из средств областного и федерального бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займа, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах" в части, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Свинокомплекс "Тюменский" (далее - административный истец, ООО "Свинокомплекс "Тюменский", Общество) обратилось в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Тюменской области от 08 апреля 2013 года N 107-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления субсидий из средств областного и федерального бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах" в части.
Требования мотивированы тем, что с 2016 года ООО "Свинокомплекс "Тюменский" является получателем субсидии в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитному договору с АО "Газпромбанк" от 09 октября 2015 года N 1115-053-ЛТ. Данный кредитный договор был заключен с целью финансирования строительства свиноводческого комплекса в Нижнетавдинском районе Тюменской области. Строительство свинокомплекса было включено в перечень инвестиционных проектов, подлежащих субсидированию. Субсидирование инвестиционных проектов в Тюменской области осуществляется на основании постановления Правительства Тюменской области от 08 апреля 2013 года N 107-п. Постановлением Правительства Тюменской области от 13 июля 2021 года N 395-п внесены изменения в Постановление N 107-п, в результате которых из пункта 1.2 Приложения N 1 исключено одно из направлений предоставления иных межбюджетных трансфертов, ранее включенное в Постановление N 107-п. Поскольку инвестиционный проект административного истца субсидировался в рамках исключенного направления, в настоящее время общество лишено возможности обратиться за получением соответствующей субсидии в связи с тем, что в законодательном акте субъекта Российской Федерации отсутствует субсидируемое направление. Административный истец обращался в Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области с требованием привести оспариваемое постановление в соответствие с федеральным нормативным актом путем внесения соответствующих изменений в Постановление N 107-п. Административный истец полагает, что несоответствие нормативного правового акта Тюменской области федеральному законодательству в части исключения одного из направлений субсидирования нарушает права административного истца в сфере предпринимательской деятельности, поскольку лишает его права на получении субсидии в виде компенсации части затрат на уплату процентов по кредиту, гарантированного федеральным законодательством.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Свинокомплекс "Тюменский" Лазаренко Е.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала. Суду пояснила, что в рамках инвестиционного проекта был построен свинокомплекс. В 2017 году административному истцу была выдана субсидия, в 2019 году в предоставлении субсидии было отказано в связи с отсутствием бюджетных средств. В настоящее время административный истец не может обратиться с заявлением о предоставлении субсидии, поскольку направление в рамках которого осуществлялось строительство свинокомплекса исключено. Дополнительно указала, что процедуру принятия Постановления N 107-п административный истец не оспаривает. Полагала, что оснований для исключения инвестиционного проекта не имелось, проекты должны субсидироваться до погашения кредита.
Представители административного ответчика Правительства Тюменской области Кораева К.В., Мизернюк М.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснили, что оспариваемое постановление не противоречит действующему законодательству, принято в пределах полномочий Правительства Тюменской области с соблюдением процедуры принятия и опубликования. Постановление N 107-п предполагает софинансирование из федерального и областного бюджетов, получатели субсидий определяются исходя из направлений, установленных Постановлением N 1063. Вопросы поддержки сельскохозяйственного производства относятся к полномочиям органа власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения.
Представитель заинтересованного лица Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области Бабушкина Л.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. В 2017 году административный истец обратился в Департамент для предоставления субсидии, субсидия была предоставлена. В 2018 году Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сообщило, что данный проект не подлежит дальнейшему субсидированию. В 2019 года административному истцу было отказано в предоставлении субсидии в связи с отсутствием лимита бюджетных обязательств.
Прокурор Козырева М.В. полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. В соответствии с порядком отбора инвестиционных проектов для реализации Тюменской областью инвестиционного проекта с целью предоставления межбюджетного Министерством сельского хозяйства РФ был отобран проект ООО "Свинокомплекс "Тюменский". 03 сентября 2018 года Министерством сельского хозяйства РФ принято решение о том, что субсидирование инвестиционного проекта ООО "Свинокомплекс "Тюменский" не поддерживается, поскольку отборы инвестиционных проектов не приводились, обеспечения для реализации данного мероприятия в Тюменской области отсутствуют. Критерием отбора для предоставления трансферта является наличие расходных обязательств, связанных с возмещением части затрат по кредитным договорам, заключенным на реализацию инвестиционных проектов, отобранных до 31 декабря 2016 года включительно. Предоставление средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации на поддержку сельского хозяйства получателем субсидий осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами субъектов. Тюменская область как субъект вправе самостоятельно определять расходы по осуществлению своих полномочий в пределах областного бюджета. К компетенции Правительства Тюменской области отнесены полномочия по осуществлению регулирования вопросов предоставления субсидий из бюджета субъекта в пределах доходной части областного бюджета, в том числе перечня мероприятий, направленных на поддержку сельскохозяйственного производства в Тюменской области.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства Российской Федерации не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
На основании ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации сельское хозяйство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Положениями пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), разработки и реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, в том числе основания и порядок предоставления бюджетных ассигнований, включая субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг могут быть предоставлены субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ).
В соответствие с пунктом 3 части 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 данного Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ предусмотрено предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 данного Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации.
В целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ правительством Тюменской области принято постановление от 08 апреля 2013 года N 107-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления субсидий из средств областного и федерального бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах".
Приложением N 1 к Постановлению N 107-п утвержден Порядок предоставления субсидий из средств федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе.
Правительство Тюменской области - высший исполнительный орган государственной власти области (статья 3 "Устава Тюменской области" от 30.06.1995 года N 6).
Согласно статье 43 "Устава Тюменской области" от 30 июня 1995 года N 6, статей 6,11 Закона Тюменской области от 07 марта 2003 года N 121 "О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области" нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области являются постановления.
В силу положений пункта 3 статьи 11 указанного выше закона постановление Правительства Тюменской области подписывается Губернатором Тюменской области.
Таким образом, оспариваемое Постановление N 107-п принято полномочным лицом Правительством Тюменской области с соблюдением формы.
В подтверждении порядка согласования, суду представлены листы согласования изменений в постановление Правительства Тюменской области N 107-п (в том числе и Постановление Правительства Тюменской области от 13 июля 2021 года N 395-п) в которых содержится подписи Заместителя Губернатора, начальника главного правового управления Правительства Тюменской области, директора Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области, также представлен протокол заочного голосования членов президиума Правительства Тюменской области от 13 июля 2021 года (т.1 л.д.204 - 207).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на "Официальном интернет-портале правовой информации", официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования), необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке (пункт 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Официальным опубликованием нормативного правового акта Губернатора Тюменской области, Правительства Тюменской области, исполнительного органа государственной власти Тюменской области считается первая публикация его полного текста в одной из газет - "Тюменская правда", "Парламентская газета "Тюменские известия", "Тюменская область сегодня" - или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (пункте 2.1 статьи 32 Закона Тюменской области от 07 марта 2003 года N 121 "О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области". Публикация в одном печатном издании оспариваемых постановлений нарушением процедуры опубликования не является.
Оспариваемое административным истцом постановление Правительства Тюменской области от 08 апреля 2013 года N 107-п опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области http://www.admtyumen.ru, 11 апреля 2013 года (т.2 л.д.99-100).
Постановлением Правительства Тюменской области от 13 июля 2021 года N 395-п "О внесении изменений в постановление от 08 апреля 2013 года N 107-п" в постановление N 107-п внесены изменения, пункт 1.2 Приложения N 1 изложен в новой редакции.
Постановление N 395-п было опубликовано на официальном интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 15 июля 2021 года (т.2 л.д.98).
В настоящее время постановление N 107-п действует в редакции постановления Правительства Тюменской области от 05 августа 2022 года N 553-п "О внесении изменений в постановление от 08 апреля 2013 года N 107-п".
Установленные выше обстоятельства свидетельствует о том, что Постановление N 107-п опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области, процедура опубликования нормативного правового акта соблюдена, данный нормативный акт вступил в законную силу.
Таким образом, Постановление N 107-п является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия, опубликованию и введению в действие.
Постановление Правительства РФ от 06 сентября 2018 года N 1063 "О предоставлении и распределении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе" утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (далее - Правила N 1063).
В соответствии с п.п. а, б п. 10 Правил N 1063 предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется при выполнении следующих условий:
а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок и условия предоставления средств из бюджета субъекта Российской Федерации по указанным в пункте 2 настоящих Правил направлениям и включающего требования к заемщикам, размеры ставок, перечень документов, необходимых для получения средств из бюджета субъекта Российской Федерации, и сроки их рассмотрения, которые не должны превышать 10 рабочих дней;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на предоставление средств из бюджета субъекта Российской Федерации по указанным в пункте 2 настоящих Правил направлениям.
Постановлением N 107-п утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из средств федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам в агропромышленном комплексе.
Пунктом 1.2 Положения установлено, что субсидии предоставляются в целях реализации государственной программы Тюменской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 699-п, и достижения результатов предоставления субсидии, установленных пунктом 2.22 настоящего Положения, на возмещение затрат на уплату процентов.
С 2016 года ООО "Свинокомплекс "Тюменский" являлся получателем субсидии в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитному договору с АО "Газпромбанк" N 1115-053-ЛТ от 09 октября 2015 года, заключенного в целях финансирования инвестиционного проекта - строительство свиноводческого комплекса в Нижнетавдинском районе Тюменской области (т.1 л.д. 67 - 69).
Постановлением Правительства Тюменской области от 13 июля 2021 года N 395-п внесены изменения в Постановление N 107-п, которым исключено направление субсидирования получателем которого был административный истец. Административный истец фактически не согласен с данным постановление.
Доводы представителя заинтересованного лица о прекращении производства по делу не могут быть приняты судом, в соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя. Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
Учитывая, что административный истец являлся получателем субсидии в порядке, установленном Постановление N 107-п, при этом Постановлением Правительства Тюменской области от 13 июля 2021 года N 395-п исключено направление субсидирования получателем которого был административный истец, что, по его мнению, нарушает его право на обращение за получением субсидии, суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу.
Пунктом 2 Правил N 1063 предусмотрены направления, по которым осуществляется софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
Доводы представителя административного истца, о том, что при принятии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок и условия предоставления средств из бюджета субъекта Российской Федерации в нем должны быть предусмотрены все направления, указанные в п. 2 Правил N 1063 являются не обоснованными.
Так в соответствии с п. 10 (1) Правил N 1063 критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления иных межбюджетных трансфертов является наличие расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по кредитным договорам (договорам займа), заключенным на реализацию инвестиционных проектов, отобранных до 31 декабря 2016 г. включительно, а также инвестиционных проектов, реализация которых начата ранее 2010 года и которые не проходили процедуру отбора в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил.
Согласно ч. 1, 2 ст. 3 Закона Тюменской области от 28 декабря 2004 года N 305 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области" условия и порядок государственной поддержки сельскохозяйственного производства устанавливаются в соответствии с действующим законодательством законами Тюменской области и (или) нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области; конкретные формы и направления государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Тюменской области определяются реализуемыми исполнительными органами государственной власти Тюменской области государственными программами Тюменской области, проектами и иными мероприятиями.
При этом какого-либо императивного предписания о включении в нормативно правовые акты субъектов Российской Федерации всех направлений, указанных в Правила N 1063, Постановление Правительства РФ от 06 сентября 2018 года N 1063 "О предоставлении и распределении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе" не содержит.
Таким образом из системного толкования положений Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 06 сентября 2018 года N 1063 "О предоставлении и распределении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе", Закона Тюменской области от 28 декабря 2004 года N 305 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области", постановления Правительства Тюменской области от 08 апреля 2013 года N 107-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления субсидий из средств областного и федерального бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" следует, что полномочия по осуществлению регулирования вопросов предоставления субсидий из бюджета Тюменской области, определению направлений и мероприятий, направленных на поддержку сельскохозяйственного производства в Тюменской области относится к полномочиям Правительства Тюменской области.
Доводы представителя административного истца об отсутствии у Правительства Тюменской области оснований для исключения направления субсидирования и наличие у общества законных оснований для получения субсидии на весь период кредита не подлежат оценке в рамках рассмотрения настоящего административного дела.
Поскольку в соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу того, что оспариваемые положения постановления Правительства Тюменской области от 08 апреля 2013 года N 107-п (в редакции Постановления Правительства Тюменской области от 13 июля 2021 года N 395-п) соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, соразмерны конституционно значимым целям и соответствуют критериям, определенным Конституцией Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
В силу пункта 2 части 4 статья 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете "Тюменская область сегодня", обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Правительство Тюменской области.
Руководствуясь статьями 208-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "Свинокомплекс "Тюменский" в лице представителя Лазоренко Е.Б. о признании недействующим Постановления Правительства Тюменской области от 08 апреля 2013 года N 107-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления субсидий из средств областного и федерального бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах" (в редакции Постановления Правительства Тюменской области от 13 июля 2021 года N 395-п) в части - отказать.
Возложить на Правительство Тюменской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 01 декабря 2022 года.
Судья Тюменского областного суда |
А.В. Осипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменского областного суда от 17 ноября 2022 г. N 3а-69/2022 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим постановления Правительства Тюменской области от 08.04.2013 N 107-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления субсидий из средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах"
Опубликование:
официальный сайт Тюменского областного суда (www.oblsud-tum.sudrf.ru)
Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 мая 2023 г. N 66а-374/2023 настоящее решение оставлено без изменения