г. Краснодар |
|
11 февраля 2016 г. |
Дело N А63-14301/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Артамкиной Е.В. и Фефеловой И.И., в отсутствие в судебном заседании заявителей: администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края (ИНН 2627012993, ОГРН 1022603425547), Думы города-курорта Железноводска Ставропольского края (ИНН 2627015666, ОГРН 1022603425536), заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ОГРН 1102635006462), третьего лица - федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства"" (ОГРН 1022601610680), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города-курорта Железноводска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.07.2015 (судья Керимова М.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 (судьи Сомов Е.Г., Бейтуганов З.А., Джамбулатов С.И.) по делу N А63-14301/2014, установил следующее.
Администрация города-курорта Железноводска Ставропольского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - Росимущество, заинтересованное лицо) о признании незаконными его действий, выразившихся в принятии пунктов 2 - 5, 7 распоряжения от 16.10.2014 N 1027 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства", в собственность муниципального образования городского округа города-курорта Железноводска Ставропольского края" и утверждении акта приема-передачи имущества от 27.11.2014, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства", передаваемого в муниципальную собственность городского округа города-курорта Железноводска Ставропольского края (уточненные требования по делу N А63-14301/2014).
Дума города-курорта Железноводска Ставропольского края (далее - дума) обратилась в суд с аналогичными требованиями к Росимуществу, делу присвоен N А63-685/2015.
Определением суда от 02.04.2015 указанные дела объединены в одно производство, делу присвоен N А63-14301/2014.
Решением от 31.07.2015, оставленным без изменения постановлением от 30.10.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы указывает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, судами нарушены нормы материального права. По мнению заявителя, правовых оснований для передачи спорного имущества не имеется. В материалах дела отсутствует согласие думы и администрации на передачу автомобильной дороги из федеральной собственности в собственность муниципального образования города-курорта Железноводска.
В отзыве на кассационную жалобу дума поддержала доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" автомобильная дорога Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения и относится к федеральной собственности.
Указанная автомобильная дорога общего пользования федерального значения до 2007 года проходила через (сквозь) поселок Иноземцево (ул. Гагарина), входящий в состав муниципального образования город-курорт Железноводск Ставропольского края.
В 2007 году осуществлено строительство и ввод в эксплуатацию обхода поселка Иноземцево, в результате чего конфигурация федеральной автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильной дороги М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой изменилась.
Автомобильная дорога М-29 "Кавказ" - участок автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильной дороги М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой км 359+360- км 368+167, протяженностью 8,8070 км (далее - автомобильная дорога), проходящий через поселок Иноземцево, стал являться уличной дорожной сетью пос. Иноземцево (ул. Гагарина), и дублирующим направление федеральной автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильной дороги М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, которая идет в обход поселка Иноземцево.
В письме от 17.09.2013 N 2005/1302 первый заместитель главы администрации выразил согласие принять в муниципальную собственность указанный участок автомобильной автодороги, проходящий через (сквозь) поселок Иноземцево (ул. Гагарина).
Распоряжением Росимущества от 16.10.2014 N 1027 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства", в собственность муниципального образования городского округа города-курорта Железноводска Ставропольского края" участок автомобильной дороги, проходящий через поселок Иноземцево (ул. Гагарина), передан в муниципальную собственность.
В письме от 18.11.2014 администрация сообщила о невозможности подписания акта приема-передачи участка автомобильной дороги, в связи с отсутствием согласия органа местного самоуправления на принятие автомобильной дороги, и несоответствием автомобильной дороги установленным нормативным требованиям.
24 ноября 2014 года Росимущество в одностороннем порядке оформило акт от 27.11.2014 приема-передачи имущества находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства", передаваемого в муниципальную собственность городского округа города-курорта Железноводска Ставропольского края, и направило его администрации.
Администрация и дума, считая указанное распоряжение Росимущества и действия по утверждению акта приема-передачи незаконными, обратились в суд с заявлениями.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 04.12.2007 N 828-О-П, следует, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ), устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества, в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают не только необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, но также и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Процедура такой передачи приведена в части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ.
Правом распоряжения федеральным имуществом в силу постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" обладает Росимущество как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника федерального имущества.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании соответствующих решений в соответствии с передаточным актом.
В соответствии с частью 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьями 11 и 13 Закона N 257-ФЗ разграничены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в соответствии с которыми к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в указанной области относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения; к полномочиям органов местного самоуправления - осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпунктов 7, 7.1 пункта 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды с учетом ответа Федерального дорожного агентства г. Москва от 18.06.2015 N 01-26/17506 установили, что спорный участок дороги утратил статус федерального значения, проходит по ул. Гагарина через поселок Иноземцево, входящий в состав муниципального образования город-курорт Железноводск, и располагается в границах муниципального образования. Автомобильная дорога используется жителями муниципального образования как объект транспортной инфраструктуры городского округа. Движение по федеральной автомобильной дороге Р-217 "Кавказ" автомобильной дороге М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой осуществляется в обход поселка Иноземцево.
Таким образом, учитывая, что автомобильная дорога, переданная оспариваемым распоряжением в муниципальную собственность, предназначена для решения вопросов местного значения муниципального образования город-курорт Железноводск, в настоящее время используется по своему фактическому назначению как объект транспортной инфраструктуры, доказательств того, что дорога находится в аварийном состоянии, ее использование недопустимо и угрожает жизни и здоровью граждан, не представлено, суды правомерно отклонили довод заявителя о том, что имущество может быть отнесено лишь к федеральному уровню собственности, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Отклоняя довод заявителя жалобы об отсутствии волеизъявления администрации на принятие спорного имущества, суды руководствовались правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.12.2013 N 10278/13, о том, что необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом, и исходили из того, что передача спорного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в муниципальную собственность обусловлена объективной необходимостью для реализации органом местного самоуправления своих полномочий, поскольку спорный объект предназначен для решения вопросов местного значения. Кроме того, в рассматриваемом случае орган местного самоуправления до принятия оспариваемого распоряжения явно выразил свое согласие на принятие имущества в муниципальную собственность (в письме от 17.09.2013), что фактически инициировало последующую процедуру безвозмездной его передачи в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, и вынесение обжалуемого распоряжения.
Оснований для отмены или изменения решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам не установлено, поскольку они не опровергают правильности выводов судов, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что недопустимо в силу установленных статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали материалы дела, установили фактические обстоятельства, представленным сторонами доказательствам дали правовую оценку. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.07.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 по делу N А63-14301/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.