Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 декабря 2002 г. N КА-А40/8228-02
Министерство имущественных отношений, Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Департаменту государственного и муниципального имущества г. Москвы с иском о признании недействительным распоряжения Москомимущества от 29.08.1996 г. N 2645.
Решением от 01.08.2002 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.10.2002 г. Арбитражного суда г. Москвы, иск удовлетворен.
Не согласившись с судебными актами, Департамент имущества города Москвы в кассационной жалобе просит об их отмене в связи с тем, что суд нарушил нормы материального и процессуального права, а именно: Распоряжение Президента Российской Федерации N 114-рп от 18.01.1992 г., статью 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановление Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Федеральный Закон Российской Федерации от 15.04.1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению ответчика, оспариваемое распоряжение ДГМИ не нарушает законные права и интересы истца.
Общероссийское общественное объединение "Российско-Японский университет" в кассационной жалобе также просит об отмене состоявшихся судебных актов в связи с нарушением арбитражным судом норм материального права, а именно: ФЗ от 15.04.1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1, ст. 15 закона РСФСР от 03.07.1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", Закон Российской Федерации от 25.12.1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", ст. 217 ГК РФ, Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 г. N 123-ФЗ, ФЗ N 178-ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества".
По мнению третьего лица, выводы арбитражного суда не соответствуют установленным им по делу фактическим обстоятельствам и действовавшему законодательству.
В отзыве на кассационную жалобу ответчика Минимущество России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, как необоснованную.
В судебном заседании представители ответчика и третьего лица поддержали доводы и требования кассационных жалоб, а представители истца просили оставить эти жалобы без удовлетворения, как необоснованные.
Проверив материалы дела, правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Выводы арбитражного суда о том, что ответчик нарушил требования действовавшего законодательства при издании оспариваемого распоряжения от 29.08.1996 г. являются правильными.
Как видно из материалов дела, комплекс зданий, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Петровка, д. 14, строения 1-5 А, Б, В, 7 были проданы распоряжением Комитета по управлению имуществом от 29.08.1996 г. N 2645-р в собственность Общероссийской общественной организации "Российско-Японский университет" (том 1, л.д. 5).
Часть зданий была передана в собственность третьему лицу безвозмездно.
Арбитражным судом первой и апелляционной инстанции установлено, что Распоряжением Совета Министров СССР от 19.02.1968 г. N 356-р спорные помещения были предоставлены Минпромстрою СССР и финансировались из государственного бюджета СССР (л.д. 5, том 2).
Нахождение спорных помещений на балансе Министерства промышленного строительства СССР с 18 октября 1978 г. подтверждается техническим паспортом на домовладение N 14 по ул. Покровка, 14. (л.д. 159, том 1, л. д. 6, том 2). Спорные нежилые помещения были переданы ООО "Российско-Японский университет" Постановлением Правительства города Москвы N 330 от 26.05.1992 г. на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.03.1992 г., однако они являются федеральной собственностью. Правомерность продажи и безвоздмездной передачи нежилых помещений ответчик не доказал.
Согласно пункту 3 раздела 2 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3030-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (в редакции Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.01.1993 N 4375-1, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.09.1993 N 15-П) имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР относится исключительно к федеральной собственности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вероятно, имеется в виду пункт 3 раздела 2 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1994 г. N 96 полномочия Правительства Российской Федерации по управлению федеральной собственностью были переданы Госкомимуществу России (впоследствии Минимущество Российской Федерации), поэтому обоснованным является вывод арбитражного суда о том, что на момент издания распоряжения от 26.08.1996 г. N 2645 Москомимущество не вправе было распоряжаться федеральной собственностью, т.е. вышло за пределы своих полномочий при издании ненормативного акта.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены постановления, арбитражным судом не нарушены.
Доводы кассационных жалоб не могут служить основанием для отмены судебных актов, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм материального или процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 1 августа 2002 г. и постановление от 1 октября 2002 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-14294/02-84-81 оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 декабря 2002 г. N КА-А40/8228-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании