Руководителям органов местного
самоуправления, осуществляющих
управление в сфере образования
Руководителям
муниципальных методических служб
Руководителям
общеобразовательных организаций
Уважаемые коллеги!
Министерством образования и науки Челябинской области совместно с ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" подготовлено методическое письмо о реализации федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2023/2024 учебном году с целью организационно-методического сопровождения образовательного процесса в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Челябинской области. Методическое письмо разработано в соответствии с федеральными образовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Электронная версия методического письма размещена на сайте Министерства образования и науки Челябинской области (www.minobr74.ru) и на сайте ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" (www.ipk74.ru).
Начальник управления общего образования |
Е.В. Бухмастова |
Приложение
Об особенностях преподавания учебных предметов по образовательным программам в соответствии с обновлёнными федеральными образовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования
в 2023/2024 учебном году
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 273-ФЗ) организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами.
В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, в соответствии с частью 6.5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 273-ФЗ) утверждены федеральные образовательные программы начального общего 1, основного общего 2 и среднего общего образования 3 (далее по тексту - ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО).
Введение ФООП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Общеобразовательные организации разрабатывают основные образовательные программы (далее по тексту - ООП) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее по тексту - ФГОС) общего образования и соответствующими ФОП общего образования. ФОП общего образования состоят из трех разделов: целевого, содержательного и организационного, что соответствует требованиям ФГОС общего образования.
Содержание и планируемые результаты разработанных общеобразовательными организациями ООП должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП соответствующего уровня образования.
С 1 сентября 2023 г. общеобразовательным организациям рекомендуется реализовывать обновлённый ФГОС НОО с 1 по 4 классы, в этом случае разрабатывается одна ООП на уровне начального общего образования.
На уровне основного общего образования общеобразовательные организации реализуют две ООП, а именно, в 5-7 классах ООП ООО в соответствии с обновлённым ФГОС ООО 4 и ФОП ООО, в 8-9 классах ООП ООО в соответствии с ФГОС ООО 5 и ФОП ООО.
На уровне среднего общего образования в 10 классах реализуется ООП СОО в соответствии с ФГОС СОО 6 и ФОП СОО и в 11 классах ООП СОО в соответствии с ФГОС СОО 7 и ФОП СОО.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту - ОВЗ) на уровне начального и основного общего образования утверждены федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 8, федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 9 (далее по тексту - ФАОП НОО для ОВЗ, ФАОП ООО для ОВЗ). ФАОП для ОВЗ предусматривают варианты для обучающихся с нарушениями слуха, слепых, слабовидящих, для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра.
С 1 сентября 2023 г. преподавание учебных предметов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется согласно утвержденным федеральным адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10 (далее по тексту - ФАОП с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями), ФАОП ООО для обучающихся
ОВЗ, ФАОП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 11.
Обращаем внимание на исключение из нормативных документов понятия "Примерная основная образовательная программа", "Примерные рабочие программы" по учебным предметам, учебным курсам, модулям 12. В настоящее время в сфере образования используются понятия "Федеральная образовательная программа", "Федеральная рабочая программа".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона N 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статьи 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", основные общеобразовательные программы всех общеобразовательных организаций Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с федеральными основными программами не позднее 1 сентября 2023 г.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 2 Федерального закона 273-ФЗ ФОП включают учебно-методическую документацию: федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, федеральную рабочую программу воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы.
Согласно части 6.4. статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ общеобразовательные организации вправе непосредственно применять при реализации соответствующих основных общеобразовательных программ ФОП начального, основного и среднего общего образования.
Важно отметить, что общеобразовательные организации согласно части 6.3 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по учебным предметам "Русский язык", "Литературное чтение" и "Окружающий мир" (начальное общее образование), "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание", "География" и "Основы безопасности жизнедеятельности" (основное общее и среднее общее образование).
При этом федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углублённого изучения предмета.
Педагоги вправе использовать федеральные рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям без изменений 13. Вместе с тем отмечаем отсутствие в федеральной рабочей программе тематического планирования, которое является обязательным компонентом программы в соответствии с ФГОС общего образования 14. Рекомендуем проверить наличие в общеобразовательной организации локального акта о структуре рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям. Положение о рабочей программе общеобразовательная организация разрабатывает на основании требований обновлённого ФГОС общего образования. Рабочая программа учебного предмета или курса должна содержать три обязательных раздела:
- содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
- планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
- тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Отбор цифровых образовательных ресурсов при корректировке рабочих программ осуществляется в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации 15.
В федеральных рабочих программах есть пояснительная записка, которую не требует разрабатывать ФГОС общего образования. Если общеобразовательной организацией используется федеральная рабочая программа по учебному предмету, курсу, модулю, то необходимо добавить в нее тематическое планирование. В тематическом планировании необходимо указать количество академических часов, которые отведены на освоение каждой темы. Также необходимо добавить примечание об учёте при обучении рабочей программы воспитания 16.
Напоминаем, что на сайте "Единое содержание общего образования" (https://edsoo.ru/) ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" размещен рекомендуемый для использования информационный ресурс "Конструктор рабочих программ".
Обращаем внимание, в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы "Родной язык", "Литературное чтение на родном языке", "Родная литература" и "Второй иностранный язык" могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии образовательной организации необходимых условий (ФГОС общего образования).
В ФОП НОО представлены пять вариантов 17 федерального учебного плана:
- для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке (5-дневная и 6-дневная учебная неделя), варианты 1, 3;
- для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском или родном языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России (5-дневная учебная неделя), вариант 2;
- для образовательных организаций, в которых образование ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов Российской Федерации (6-дневная учебная неделя), вариант 4.
- для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на родном (нерусском) языке (6-дневная учебная неделя), вариант 5.
Общеобразовательная организация вправе выбрать один или несколько вариантов федерального учебного плана 18.
В ФОП ООО представлены шесть вариантов 19 федерального учебного плана:
- варианты 1, 3, 4 - для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке для 5-дневной и 6-дневной учебной недели (1-й и 3-й варианты), а также с учетом изучения второго иностранного языка (4-й вариант);
- варианты 2, 5 - для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из государственных языков республик Российской Федерации и (или) один из языков народов Российской Федерации, для 5-дневной и 6-дневной учебной недели;
- вариант 6 - для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке из числа языков народов Российской Федерации.
При реализации 1-2, 4-6 вариантов федерального учебного плана количество часов на физическую культуру составляет 2 часа, третий час рекомендуется реализовывать образовательной организацией за счёт часов внеурочной деятельности и (или) за счёт посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта.
ФОП СОО включает 19 вариантов 20 федерального учебного плана. Для каждого из профилей обучения предлагается от двух до семи вариантов учебного плана с учетом соблюдения требований ФГОС среднего общего образования: включение не менее 13 учебных предметов ("Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "Информатика", "История", "Обществознание", "География", "Физика", "Химия", "Биология", "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности") и изучение не менее 2 учебных предметов на углублённом уровне. Рекомендуется разрабатывать учебный план для классов психолого-педагогической направленности на основе одного из вариантов учебного плана гуманитарного профиля. При этом общеобразовательная организация должна учесть Концепцию профильных психолого-педагогических классов.
Общеобразовательная организация обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения: естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического, технологического, универсального.
Необходимо учитывать, что все профили обучения (в том числе универсальный профиль) предусматривают обязательное изучение предметов на углублённом уровне. В случае выбора универсального профиля обучения комбинация учебных предметов, выбранных для углублённого изучения, может быть индивидуальной (по выбору участников образовательных отношений). Например, для изучения на углублённом уровне может быть выбрана такая комбинация учебных предметов как "Математика" и "Иностранный язык" или любые другие сочетания учебных предметов отличные от учебных планов профилей.
Для формирования учебного плана профиля необходимо:
1. Определить профиль обучения.
2. Выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей, учебные предметы на базовом уровне. Включить в план не менее двух учебных предметов на углублённом уровне, которые будут определять направленность образования в данном профиле.
3. Дополнить учебный план индивидуальным(-и) проектом(-ами).
4. Учитывать, что в обновлённом ФГОС СОО изменена учебная нагрузка, за 2 года на одного обучающегося составляет не менее 2170 часов и не более 2516 часов (не более 37 часов в неделю) 21.
5. Определить суммарное количество часов для 10 классов общеобразовательных организаций, отводимых на изучение учебных предметов. Если полученное количество часов меньше времени, предусмотренного ФГОС СОО (2170 часов), можно дополнить учебный план профиля ещё каким-либо учебным предметом (учебными предметами) на базовом или углублённом уровнях, либо увеличить количество часов на изучение выбранных учебных предметов; завершить формирование учебного плана профиля дополнительными учебными предметами, курсами по выбору обучающихся.
6. Учитывать, что если суммарное количество часов для 10 классов общеобразовательных организаций больше или равно минимальному количеству часов, но меньше максимально допустимого (2516 часов), то можно завершить формирование учебного плана, или увеличить количество часов на изучение отдельных предметов, или включить в план другие курсы по выбору обучающихся.
Федеральный календарный учебный график устанавливает начало и окончание учебного года, продолжительность учебных четвертей и каникул, продолжительность уроков, перемен и распределение образовательной недельной нагрузки на обучающихся. При этом на основании статей 12 и 28 Федерального закона N 273-ФЗ, образовательная организация вправе самостоятельно разработать календарный учебный график. Так, при составлении календарного учебного графика образовательная организация может использовать организацию учебного года по триместрам.
Таким образом, учебный план начального, основного и среднего общего образования составляется на весь учебный год или иной период обучения, включая различные недельные учебные планы с учетом специфики календарного учебного графика общеобразовательной организации. Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели. В соответствии с ФГОС общего образования в учебный план входят обязательные для изучения предметные области, учебные предметы, учебные курсы, учебные модули.
В интересах обучающихся и их родителей (законных представителей) в учебный план может быть включено изучение 3 и более учебных предметов на углублённом уровне. При этом образовательная организация самостоятельно распределяет количество часов, отводимых на изучение учебных предметов.
При реализации ФОП не в первый год изучения учебного предмета, общеобразовательным организациям необходимо предусмотреть особый порядок учебного планирования.
Учебный предмет "Математика" предметной области "Математика и информатика" включает в себя учебные курсы "Алгебра", "Геометрия", "Вероятность и статистика".
В учебном плане и электронном журнале успеваемости (Модуль "Сетевой город. Образование") в 7 классах следует указать три учебных курса: "Алгебра", "Геометрия" и "Вероятность и статистика" (для каждого учебного курса отводится отдельная страница в электронном журнале успеваемости).
В 8, 9 и 11 классах рекомендуется добавить в обязательную часть учебного плана по 1 часу на изучение учебного курса "Вероятность и статистика" из части, формируемой участниками образовательных отношений. В случае отсутствия такой возможности изучение тем вероятностно-статистического содержания возможно организовать в рамках учебного курса "Алгебра", а также рекомендуется использовать ресурсы часов внеурочной деятельности для реализации программы курса в настоящий и предшествующие годы обучения. Для каждого учебного курса ("Алгебра", "Геометрия" и "Вероятность и статистика") в электронном журнале успеваемости отводится отдельная страница.
Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы основного общего и среднего общего образования по учебному предмету "Математика" в рамках государственной итоговой аттестации включает результаты освоения рабочих программ учебных курсов "Алгебра", "Геометрия", "Вероятность и статистика" 22.
В 9 и 11 классах в аттестат обучающегося выставляется отметка как среднее арифметическое годовых отметок по трем учебным курсам выпускника и экзаменационной отметки по учебному предмету "Математика".
При реализации модуля "Введение в Новейшую историю России" в курсе "История России" количество часов на изучение учебного предмета "История" в 9 классе увеличивается на 14 учебных часов.
В случае если в 2022/2023 учебном году в общеобразовательной организации не реализовывалось преподавание в 5 классе учебного предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России", при внедрении ФОП ООО целесообразно включить в учебный план 6 класса помимо одного часа, предусмотренного федеральным учебным планом, дополнительно ещё один час в неделю за счёт внеурочной деятельности на освоение образовательной программы основного общего образования.
При проведении занятий по родному (нерусскому) языку из числа языков народов Российской Федерации в общеобразовательных организациях, где наряду с русским языком изучается родной (нерусский) язык, осуществляется деление класса на две и более группы при наличии потребности в изучении нескольких родных языков народов Российской Федерации, государственных языков республик, деление класса на две группы с учетом уровней владения родным языком (владеющие и не владеющие).
ФОП предусматривают возможность и механизмы разработки индивидуальных учебных планов, в том числе для ускоренного обучения. А также - индивидуальных учебных планов (далее по тексту - ИУП), в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося. Реализация ИУП должна сопровождаться тьюторской поддержкой.
В 11 классах 2023/2024 учебного года возможна реализация учебного плана профиля, который был разработан до введения ФОП. При этом общеобразовательные организации должны привести рабочие программы в содержательном разделе в соответствие с ФОП СОО.
Обучение осуществляется по учебникам и учебным пособиям, которые входят в действующий Федеральный перечень учебников 23, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Педагогам рекомендуется особое внимание уделять изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных пособий, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
Особенности организации непрерывности экологического образования в образовательных организациях Челябинской области в 2023/2024 учебном году
В соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 20.12.2013 г. N 23-П "Об утверждении Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года", приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2020 г. N 01/2091 "Об утверждении Концепции непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области", приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2022 г. N 01/1979 "Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по формированию непрерывности системы экологического образования Челябинской области на 2022-2024 годы" в 2023/2024 учебном году в общем (дошкольном, начальном общем, основном общем и среднем общем) образовании одним из приоритетных направлений является обеспечение непрерывности экологического образования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Постановления Правительства Челябинской области N 23-П следует читать как "20 февраля 2013 г."
Экологическое образование в образовательных организациях Челябинской области осуществляется посредством включения вопросов экологической направленности при изучении учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), дисциплин, модулей:
- на уровне начального общего образования: при реализации рабочей программы учебного курса внеурочной деятельности "Практическая экология для младших школьников";
- на уровне основного общего образования (5-6 классы): при реализации рабочей программы учебного курса внеурочной деятельности "Экологическая безопасность";
- на уровне основного общего образования (7-9 классы): при реализации рабочих программ учебных предметов "Основы безопасности жизнедеятельности", "Математика", "Химия", "Физика" с включением модуля "Экология Челябинской области";
- на уровне среднего общего образования: реализация рабочей программы курса внеурочной деятельности "Экология Челябинской области и устойчивое развитие".
При организации образовательной деятельности, проектировании и реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральной образовательной программой начального общего, основного общего и среднего общего образования общеобразовательным организациям рекомендуется:
1) при подготовке и проведении экоурока в 2023-2024 учебном году использовать "Рекомендации по проведению экоурока в образовательных организациях Челябинской области" (издательство: ЧИППКРО, 2022 год);
2) при реализации учебного курса внеурочной деятельности "Практическая экология для младших школьников" (1-4 классы) использовать учебные пособия "Практическая экология для младших школьников" для обучающихся 1-х, 2-х и 3-х классов. Обращаем внимание, что вышеуказанные учебные пособия издаются издательством ООО "Русское слово-учебник", которое входит в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий (приказ Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 г. N 699 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования") и издаются как учебно-методический комплект (учебное пособие для обучающегося и методические материалы для учителя);
3) при реализации учебных курсов внеурочной деятельности экологической направленности использовать учебное пособие "Методика экологического образования в начальной школе: внеурочная деятельность" (издательство: ЧИППКРО; 2022 год), в котором раскрываются особенности методики проектирования экологического образования в начальной школе при организации внеурочной деятельности;
4) при реализации учебного курса внеурочной деятельности в 5-6 классах использовать учебно-методическое пособие "Экологическая безопасность" (5-6 классы) (издательство: ЧИППКРО, 2022 год), в котором представлены учебно-методические материалы для проведения учебного курса внеурочной деятельности "Экологическая безопасность", а также практико-ориентированные задания с учётом региональной специфики;
5) при реализации рабочих программ учебных предметов "Математика", "Физика", "Химия", "Основы безопасности жизнедеятельности в основном общем образовании", разработанных на основе федеральных рабочих программ учебных предметов, использовать учебно-методические материалы "Экология Челябинской области": учебно-методические материалы учебных модулей в учебных предметах основного общего образования "Основы безопасности жизнедеятельности", "Математика", "Химия", "Физика" (издательство: ЧИППКРО, 2022 год);
6) при реализации рабочей программы учебного курса внеурочной деятельности "Экология Челябинской области" (7-9 класс) использовать учебно-методические материалы "Экология Челябинской области" (7-9 класс) (издательство: ЧИППКРО, 2022 год);
7) при реализации рабочей программы учебного курса внеурочной деятельности "Экология Челябинской области и устойчивой развитие" (10-11 кл.) использовать учебно-методические материалы "Экология Челябинской области и устойчивой развитие" (10-11 кл.) (издательство: ЧИППКРО, 2023 год);
8) при реализации рабочей программы воспитания использовать учебно-методическое пособие "Методика экологического воспитания в урочной деятельности" (издательство: ЧИППКРО, 2023 год). В учебно-методическом пособии описываются подходы к организации экологического воспитания на уроках в начальном общем, основном общем и среднем общем образовании.
---------------------------------------------
1Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 г. N 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования".
2Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 г. N 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования".
3Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 г. N 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования".
4Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
5Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
6Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. N 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 13".
7Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования".
8Приказ Минпросвещения России (Министерства просвещения РФ) от 24 ноября 2022 г. N 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
9Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. N 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
10Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
11 Министерство просвещения Российской Федерации департамент государственной политики и управления в сфере общего образования. Письмо от 16 января 2023 г. N 03-68 "О направлении информации".
12Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ.
13Ч. 6.4 ст. 12 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ.
14П. 31.1. ФГОС НОО, п. 32.1. ФГОС ООО, п. 18.2.2 ФГОС СОО.
15Приказ Минпросвещения РФ от 2 августа 2022 г. N 653 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
16П. 31.1. ФГОС НОО, п. 32.1. ФГОС ООО, п. 18.2.2 ФГОС СОО.
17Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 N 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"
18Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).
19Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 N 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования".
20Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 N 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования".
21Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. N 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413"
22Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
23Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 25 мая 2023 г. N 5472 "Об особенностях преподавания учебных предметов по образовательным программам в соответствии с обновлёнными ФОП НОО, ООО и СОО в 2023/2024 учебном году"
Опубликование:
официальный сайт Министерства образования и науки Челябинской области (minobr74.ru) 25 мая 2023 г.