Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2023 г. N 77-КГ23-1-К1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В. и Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 апреля 2023 г. кассационную жалобу представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области по доверенностям Ретунской Юлии Николаевны и дополнения к кассационной жалобе представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области по доверенностям Курсаева Александра Викторовича на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 21 апреля 2022 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 сентября 2022 г.
по делу N 2-103/2022 Правобережного районного суда г. Липецка по иску Колодеева Олега Анатольевича к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области, федеральному казённому учреждению "Центр социальной работы Министерства внутренних дел Российской Федерации" о взыскании единовременного пособия с учётом индексации, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., объяснения представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области, федерального казённого учреждения "Центр социальной работы Министерства внутренних дел Российской Федерации" по доверенностям Курсаева А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя Колодеева О.А. по доверенности Молюкова А.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене в части взыскания индексации единовременного пособия,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Колодеев Олег Анатольевич через представителя по доверенности Молюкова А.Н. 14 октября 2021 г. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области (далее - УМВД России по Липецкой области), федеральному казённому учреждению "Центр социальной работы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ФКУ "Центр социальной работы МВД России") о взыскании единовременного пособия с учётом индексации, компенсации морального вреда, почтовых расходов.
В обоснование исковых требований Колодеев О.А. указал, что проходил службу в органах внутренних дел в различных должностях, последняя занимаемая им должность - ... милиции специального назначения Управления внутренних дел по Липецкой области (далее - УВД по Липецкой области), специальное звание - майор милиции.
23 мая 2005 г. Колодеев О.А., находясь в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, при исполнении служебных обязанностей по обеспечению правопорядка и общественной безопасности получил минно-взрывную травму, ...
Заключением военно-врачебной комиссии Медико-санитарной части УВД по Липецкой области от 31 марта 2009 г. Колодеев О.А. признан ограниченно годным к военной службе, причинная связь полученного Колодеевым О.А. 23 мая 2005 г. увечья определена в формулировке "военная травма".
Приказом начальника УВД по Липецкой области от 24 апреля 2009 г. N 904 л/с майор милиции Колодеев О.А. уволен со службы в органах внутренних дел по пункту "з" части седьмой статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе).
19 мая 2009 г. органом медико-социальной экспертизы Колодееву О.А. впервые установлена II группа инвалидности с указанием причины инвалидности "военная травма", с 1 июня 2012 г. II группа инвалидности в формулировке "военная травма" установлена Колодееву О.А. бессрочно.
27 сентября 2021 г. Колодеев О.А. обратился в МВД России с заявлением о выплате ему единовременного пособия, предусмотренного пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", как лицу, принимавшему участие в борьбе с терроризмом и получившему при проведении контртеррористической операции увечье, повлёкшее за собой наступление инвалидности. Данное заявление было переадресовано в УМВД России по Липецкой области.
Письмом начальника управления по работе с личным составом УМВД России по Липецкой области от 2 ноября 2021 г. Колодееву О.А. сообщено о том, что в связи с отсутствием ответа от Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России о предоставлении в адрес УМВД России по Липецкой области необходимых документов для решения вопроса о выплате единовременного пособия принять обоснованное и законное решение не представляется возможным.
Полагая, что он имеет право на получение единовременного пособия, предусмотренного пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", Колодеев О.А. обратился в суд с настоящим иском и, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд взыскать с ответчиков указанное единовременное пособие с учётом его индексации в соответствии со статьями 318 и 1091 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции от 26 ноября 2002 г.) за период с 2010 года по 2022 год в размере 193 626 руб. 27 коп., компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб. и почтовые расходы.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 21 апреля 2022 г. с МВД России за счёт средств федерального бюджета в пользу Колодеева О.А. взыскано единовременное пособие в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" с учётом индексации в размере 196 501 руб. 42 коп. и почтовые расходы в сумме 118 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований Колодеева О.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 18 июля 2022 г. решение Правобережного районного суда г. Липецка от 21 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 сентября 2022 г. решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
В поданных в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе и дополнениях к ней представителей МВД России и УМВД России по Липецкой области ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Правобережного районного суда г. Липецка от 21 апреля 2022 г., определения судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 сентября 2022 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы и дополнений к ней представителей МВД России и УМВД России по Липецкой области судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 19 января 2023 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. от 27 марта 2023 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации истец Колодеев О.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, не явился, сведений о причинах неявки не представил. Представитель Колодеева О.А. по доверенности Молюков А.Н. сообщил, что Колодееву О.А. известны время и место рассмотрения кассационной жалобы и дополнений к ней (телефонограмма от 19 апреля 2023 г., 9 час. 30 мин.). Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью четвёртой статьи 390 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит кассационную жалобу и дополнения к ней подлежащими удовлетворению в части содержащихся в них доводов, поскольку имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судебными инстанциями в части, касающейся взыскания с МВД России за счёт средств федерального бюджета суммы индексации единовременного пособия, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Колодеев О.А. с 30 июня 1998 г. по 27 апреля 2009 г. проходил службу в органах внутренних дел в различных должностях, последняя занимаемая им должность - ... милиции специального назначения УВД по Липецкой области, специальное звание - майор милиции.
С 26 марта по 19 сентября 2005 г. Колодеев О.А., занимавший в тот период должность ... милиции УВД по Липецкой области, находился в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, где принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
23 мая 2005 г. при проведении спасательной операции по деблокированию группы военнослужащих, блокированных боевиками, и эвакуации командира группы на северной окраине населённого пункта Дарго Веденского района Чеченской Республики Колодеев О.А. получил минно-взрывную травму, ...
Заключением военно-врачебной комиссии Медико-санитарной части УВД по Липецкой области от 31 марта 2009 г. причинная связь увечья Колодеева О.А. (последствия минно-взрывной травмы, ...), полученного 23 мая 2005 г., определена в формулировке "военная травма", установлена категория годности к службе - "В" - ограниченно годен к военной службе (свидетельство о болезни N ...).
Приказом начальника УВД по Липецкой области от 24 апреля 2009 г. N 904 л/с майор милиции Колодеев О.А. уволен со службы в органах внутренних дел по пункту "з" части седьмой статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе).
В соответствии с приказом начальника УВД по Липецкой области от 5 мая 2009 г. N 939 л/с Колодееву О.А. выплачено единовременное пособие на основании части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции".
19 мая 2009 г. органом медико-социальной экспертизы Колодееву О.А. впервые установлена II группа инвалидности с указанием причины инвалидности "военная травма", с 1 июня 2012 г. II группа инвалидности в формулировке "военная травма" установлена Колодееву О.А. бессрочно.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 28 ноября 2011 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 16 января 2012 г., Колодееву О.А. отказано в удовлетворении исковых требований к МВД России и УМВД России по Липецкой области о взыскании единовременного пособия в размере 300 000 руб., предусмотренного частью 3 статьи 21 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
27 сентября 2021 г. Колодеев О.А. обратился в МВД России с заявлением о выплате ему как лицу, принимавшему участие в борьбе с терроризмом и получившему увечье, повлёкшее за собой наступление инвалидности, единовременного пособия, предусмотренного пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом". Названное заявление было переадресовано в УМВД России по Липецкой области.
22 октября 2021 г. УМВД России по Липецкой области Колодееву О.А. письменно сообщено, что срок рассмотрения его заявления от 27 сентября 2021 г. продлён в связи с проведением дополнительных проверочных мероприятий для решения вопроса о наличии оснований для выплаты Колодееву О.А. единовременного пособия в размере 50 000 руб.
Письмом начальника управления по работе с личным составом УМВД России по Липецкой области от 2 ноября 2021 г. до сведения Колодеева О.А. доведено, что его обращение о выплате единовременного пособия, предусмотренного пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", рассмотрено, в связи с отсутствием ответа из Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России в Северо-Кавказском регионе о предоставлении необходимых документов для решения вопросов о выплате такого пособия принять обоснованное и законное решение не предоставляется возможным. При поступлении документов по результатам их рассмотрения будет принято окончательное решение, о котором заявитель будет уведомлен дополнительно.
Разрешая спор и принимая с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 29 марта 2019 г. N 16-П, решение о праве Колодеева О.А. на единовременное пособие, предусмотренное пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (данный закон действовал на дату получения Колодеевым О.А. увечья 23 мая 2005 г.), в размере 50 000 руб., суд первой инстанции исходил из того, что истец, являясь сотрудником органов внутренних дел, принимал участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получил увечье, повлёкшее за собой наступление инвалидности, в связи с чем ему должно быть выплачено названное единовременное пособие.
Суд первой инстанции со ссылкой на разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в пункте 36 постановления от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", удовлетворил требования Колодеева О.А. о взыскании с МВД России за счёт средств федерального бюджета единовременного пособия, предусмотренного пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", с индексацией его за период с 2010 года (как заявлено истцом) по 2022 год в общей сумме 196 501 руб. 42 коп. Суд указал, что истец имеет право на индексацию получаемых сумм в установленном законом порядке и применил механизм индексации этого единовременного пособия за 2010 - 2011 годы с учётом уровня инфляции в соответствии с положениями статей 318 и 1091 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции от 26 ноября 2002 г., а за период с 2012 по 2022 г.г. - с учётом величины прожиточного минимума на душу населения в Липецкой области в связи с изменениями, внесёнными в статьи 318 и 1091 Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 363-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, не установила нарушения либо неправильного применения ими норм материального или процессуального права, дополнительно отметив, что выплата единовременного пособия в размере, установленном статьёй 20 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", без учёта индексации приведёт к нарушению прав истца на полное возмещение причинённого вреда здоровью как лицу, получившему увечье при участии в мероприятиях по борьбе с терроризмом, повлёкшее за собой наступление инвалидности.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций в части взыскания с МВД России за счёт средств федерального бюджета суммы индексации единовременного пособия основаны на неправильном толковании и применении норм права, регулирующих спорные отношения.
Согласно преамбуле Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", действовавшего на дату получения Колодеевым О.А. увечья 23 мая 2005 г., данный федеральный закон определял правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.
Правовая и социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, была предусмотрена главой V Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (статьи 19-22 этого закона).
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (здесь и далее нормы федерального закона приведены в редакции, действовавшей на дату получения Колодеевым О.А. увечья - 23 мая 2005 г.) лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства. Правовой и социальной защите в силу подпункта 1 данной нормы подлежат военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно участвующие (участвовавшие) в борьбе с терроризмом. Социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется с учётом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 19 названного закона).
Вред, причинённый здоровью или имуществу лиц, перечисленных в статье 19 этого федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, возмещается в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом").
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" было предусмотрено, что в случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлёкшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере 50 000 рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" утратил силу с 1 января 2007 г. в связи с принятием Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (статья 21 вступила в силу с 1 января 2007 г.) в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлёкшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счёт средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере 300 000 руб. и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Часть 6 статьи 21 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" в редакции, действовавшей до 18 марта 2020 г., предусматривала, что при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 марта 2019 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности части 6 статьи 21 Федерального закона "О противодействии терроризму" и части 15 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в связи с жалобой гражданина Е.А. Понкратова" признал часть 6 статьи 21 Федерального закона "О противодействии терроризму" и часть 15 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" не соответствующими Конституции Российской Федерации, её статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 59 (части 1 и 2), в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, они рассматриваются как исключающие возможность предоставления одному и тому же лицу из числа военнослужащих, получившему военную травму при участии в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к прохождению военной службы, единовременных пособий как в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", так и на основании пункта 1 части 12 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в названном постановлении, единовременное пособие, выплачиваемое при увольнении военнослужащего с военной службы в связи с признанием его негодным к военной службе вследствие военной травмы, и единовременное пособие, выплачиваемое в случае получения военнослужащим увечья при осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, повлёкшего за собой наступление инвалидности, не могут рассматриваться как однородные и могут быть выплачены одному и тому же лицу.
Приведённая правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу, по существу носит общий характер и может служить основой для разрешения вопроса о праве сотрудников органов внутренних дел, получивших при участии в мероприятиях по противодействию терроризму увечье, повлёкшее за собой наступление инвалидности, и которым выплачены пособия, установленные для сотрудников органов внутренних дел, получивших в ходе осуществления служебной деятельности телесные повреждения, препятствующие дальнейшему прохождению службы, на получение единовременного пособия, предусмотренного специальным законодательством (абзац седьмой пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-О "По жалобе гражданина Величко Андрея Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью шестой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции", пунктом 5 статьи 20 Федерального закона "О борьбе с терроризмом" и частью 9 статьи 43 Федерального закона "О полиции").
С учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 29 марта 2019 г. N 16-П, в часть 6 статьи 21 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" были внесены изменения и она изложена в следующей редакции: "Единовременные пособия, предусмотренные частями 2 - 4 данной статьи, выплачиваются независимо от других единовременных пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации". Данные изменения вступили в силу 18 марта 2020 г. (Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 54-ФЗ).
Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (в редакции, действовавшей на дату получения Колодеевым О.А. увечья - 23 мая 2005 г.) в части третьей статьи 29 было установлено, что при получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" утратил силу с 1 марта 2011 г. в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", которым в части 5 статьи 43 (в редакции Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) определено, что при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.
Из приведённых нормативных положений с учётом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в системе правового регулирования отношений по социальной защите лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, был создан специальный публично-правовой механизм возмещения этим лицам (в их числе сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации) вреда, причинённого увечьем или иным повреждением здоровья в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей, предназначение которого - восполнение понесённых такими лицами материальных потерь.
Единовременное пособие, выплачиваемое лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, в случае получения ими увечья, повлёкшего за собой наступление инвалидности (пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", часть 3 статьи 21 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму") является элементом этого специального публично-правового механизма возмещения вреда таким лицам, возможность его выплаты независимо от других единовременных пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, была введена Федеральным законом от 18 марта 2020 г. N 54-ФЗ, вступившим в силу с 18 марта 2020 г.
Названное единовременное пособие имеет дополнительный характер, поскольку как ранее в силу пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", так и в силу части 2 статьи 20 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учётом правового статуса этих лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (в том числе Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции") в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
При этом каких-либо положений, устанавливающих порядок, условия, размеры индексации единовременного пособия, то есть его увеличения с учётом уровня инфляции или величины прожиточного минимума на душу населения Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" не содержал.
Не предусмотрен механизм индексации единовременного пособия, выплачиваемого лицам, принимавшим участие в борьбе с терроризмом и получившим увечье, повлёкшее за собой наступление инвалидности, и нормами действующего в настоящее время Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования Колодеева О.А. к МВД России в части взыскания за счёт средств федерального бюджета единовременного пособия, предусмотренного пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", с учётом индексации за период с 2010 по 2022 гг., неправильно истолковали положения приведённого специального законодательства о праве лиц, принимавших участие в борьбе с терроризмом, на возмещение причинённого их здоровью вреда в виде выплаты единовременного пособия и, как следствие, неправильно применили к отношениям сторон, касающимся индексации названного единовременного пособия, нормы гражданского законодательства - статей 318 и 1091 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 318 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции от 26 ноября 2002 г., действовавшей на дату получения Колодеевым О.А. увечья (23 мая 2005 г.), предусматривала, что сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях - индексируется с учётом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом.
Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" в статью 318 Гражданского кодекса Российской Федерации были внесены изменения, она была изложена в следующей редакции: "Если иное не предусмотрено законом, сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, в том числе в возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, либо по договору пожизненного содержания, увеличивается пропорционально повышению установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума".
В статье 1091 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции от 26 ноября 2002 г., действовавшей на дату получения Колодеевым О.А. увечья (23 мая 2005 г.), было установлено, что суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке (статья 318).
С 1 декабря 2011 г. вступили в силу изменения, внесённые в статью 1091 Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 363-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", эта норма была изложена в следующей редакции: "Суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью потерпевшего, подлежат изменению пропорционально росту установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства потерпевшего, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины данные суммы должны быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации".
Из содержания статей 318 и 1091 Гражданского кодекса Российской Федерации и их места в системе действующих правовых средств возмещения вреда следует, что установленный этими нормами гражданского законодательства механизм индексации сумм выплачиваемого гражданину возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью, подлежит применению в рамках гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда.
Основания, порядок, объём и характер возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина, а также круг лиц, имеющих право на такое возмещение, определены главой 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064-1101).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Вред, причинённый жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 данного кодекса, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности (статья 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.2 постановления от 15 июля 2009 г. N 13-П, гражданско-правовой институт деликтных обязательств предназначен для регулирования отношений, возникающих из причинения вреда, в том числе вреда здоровью лица в связи с осуществлением им трудовой или служебной деятельности. Как правило, обязанность возместить вред является мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда, а также вину причинителя вреда. При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью сотрудника органов внутренних дел в порядке главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации за счёт соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда. Если же вина государственных органов или их должностных лиц в причинении вреда жизни или здоровью сотрудника органов внутренних дел отсутствует, обязанность по его возмещению по указанным в данной главе основаниям на государство не возлагается.
Применяя при разрешении исковых требований Колодеева О.А. о взыскании с МВД России единовременного пособия, предусмотренного пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", механизм индексации, установленный положениями статьи 318 Гражданского кодекса Российской Федерации об увеличении сумм, выплачиваемых по денежному обязательству на содержание гражданина, и статьи 1091 (глава 59 "Обязательства вследствие причинения вреда") Гражданского кодекса Российской Федерации об индексации размера возмещения вреда, суды первой и апелляционной инстанций не учли то обстоятельство, что МВД России и Колодеев О.А. не являются субъектами обязательства вследствие причинения вреда, регулируемого главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. Гражданско-правовая ответственность по возмещению вреда жизни или здоровью сотрудника органов внутренних дел в порядке главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации за счёт соответствующей казны возникает в случае установления вины государственного органа в причинении этого вреда, однако МВД России каких-либо противоправных действий по отношению к Колодееву О.А. не совершало, причинителем вреда его здоровью не является.
Возмещение Колодееву О.А. вреда, причиненного его здоровью, в виде единовременного пособия, выплачиваемого в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", осуществляется в рамках установленного публично-правового механизма на основании специального закона (Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом"), а потому не может быть произведена индексация этого единовременного пособия по правилам статей 318, 1091 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, вывод судов первой и апелляционной инстанций об индексации подлежащего выплате МВД России Колодееву О.А. в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" единовременного пособия с применением положений статей 318 и 1091 Гражданского кодекса Российской Федерации является неправомерным, нарушающим нормы материального права.
Ошибочна и ссылка судов первой и апелляционной инстанций в обоснование вывода о праве истца на индексацию получаемых сумм в установленном законом порядке на разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в постановлении от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", поскольку они касаются обязательств вследствие причинения вреда, а в настоящем случае имеют место отношения, в которых государство в лице МВД России выступает не как причинитель вреда и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах.
УМВД России по Липецкой области при разрешении спора судом первой инстанции и при рассмотрении дела в апелляционном порядке, возражая против иска Колодеева О.А., приводило доводы об отсутствии законных оснований для индексации суммы заявленного Колодеевым О.А. к взысканию единовременного пособия, однако в нарушение положений пункта 2 части четвёртой статьи 198, пункта 5 части второй статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судами первой и апелляционной инстанций в судебных постановлениях не отражены мотивы, по которым судами отклонены эти доводы ответчика, какой-либо правовой оценки судов первой и апелляционной инстанций указанные доводы не получили.
Суд кассационной инстанции, проверяя по кассационной жалобе МВД России, УМВД России по Липецкой области законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379 6 и частей первой-третьей статьи 379 7 ГПК РФ.
Соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части, касающейся взыскания с МВД России за счёт средств федерального бюджета суммы индексации единовременного пособия, кассационный суд общей юрисдикции, как и суды нижестоящих инстанций, не принял во внимание правовое регулирование отношений по возмещению вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, и высказал не основанное на законе суждение о том, что выплата единовременного пособия в размере, установленном статьёй 20 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", без учёта индексации приведёт к нарушению права истца на полное возмещение причинённого вреда здоровью как лица, получившего увечье при участии в мероприятиях по борьбе с терроризмом, повлёкшее за собой наступление инвалидности.
Однако кассационным судом общей юрисдикции не было учтено, что названное единовременное пособие в силу пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" носит дополнительный характер, на момент получения 23 мая 2005 г. Колодеевым О.А. телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, в возмещение причинённого вреда здоровью сотрудникам органов внутренних дел, получившим такое увечье, производилась выплата единовременного пособия в соответствии с частью третьей статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции". Такая выплата Колодееву О.А. была произведена на основании приказа начальника УВД по Липецкой области от 5 мая 2009 г. N 939 л/с.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также полагает необходимым обратить внимание на то, что установление порядка, условий и критериев индексации выплат в возмещение вреда, причинённого здоровью лица в связи со служебной деятельностью, или их изменение является прерогативой законодателя и определяется федеральными законами.
Так, часть третья статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", устанавливая право сотрудников милиции на единовременное пособие в размере, обусловленном величиной денежного содержания, каких-либо положений об индексации такого единовременного пособия не предусматривала.
В части 10 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", введённой Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, законодатель предусмотрел, что размеры единовременных пособий, выплачиваемых в соответствии с частями 3 и 5 этой статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем законодателем в Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" не были включены нормы об индексации предусмотренного пунктом 3 статьи 20 данного закона единовременного пособия, являющегося элементом специального публично-правового механизма возмещения вреда сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Исходя из приведённого выше обжалуемые судебные постановления судов первой, апелляционной и кассационной инстанций Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признаёт незаконными в части взыскания с МВД России за счёт средств федерального бюджета суммы индексации единовременного пособия, как принятые с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела. Без устранения таких нарушений невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителей кассационной жалобы и дополнений к кассационной жалобе, что согласно статье 390 14 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в указанной части и направления дела в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 390 14 - 390 16 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Правобережного районного суда г. Липецка от 21 апреля 2022 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 сентября 2022 г. отменить в части взыскания с МВД России за счёт средств федерального бюджета суммы индексации единовременного пособия.
Направить дело в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Правобережный районный суд г. Липецка в ином составе суда.
Председательствующий |
Л.М. Пчелинцева |
Судьи |
С.В. Фролкина |
|
Т.Ю. Вавилычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2023 г. N 77-КГ23-1-К1
Опубликование:
-