Постановление Верховного Суда РФ от 5 мая 2023 г. N 20-АД23-3-К5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу директора ООО "Бакай" Тагирова А.К. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан от 31 марта 2021 года N 21-129, решение судьи Хивского районного суда Республики Дагестан от 10 июня 2021 года и постановление судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 04 мая 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Бакай" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан от 31 марта 2021 года N 21-129, оставленным без изменения решением судьи Хивского районного суда Республики Дагестан от 10 июня 2021 года и постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 04 мая 2022 года, ООО "Бакай" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, законный представитель Общества Тагиров А.К. выражает несогласие с вынесенными по настоящему делу об административном правонарушении актами и ставит вопрос об их отмене, указывая на необоснованное привлечение Общества к административной ответственности.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - влечет назначение административного наказания в виде административного штрафа, в частности на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации, в том числе юридические лица.
Пунктом 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ установлено, что респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пункт 7 статьи 2 Закона N 282-ФЗ).
Пунктом 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года N 620, установлено, что первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации в числе прочих юридическими лицами.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 данного Положения N 620 (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Субъекты официального статистического учета бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления.
Приказом Росстата от 29 декабря 2012 года N 676 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы" утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения 2-ТП (рекультивация) "Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы", предоставлять которую респонденты должны в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения не позднее 1 февраля, после отчетного периода.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ООО "Бакай" на основании лицензии от 11 апреля 2019 года серии МАХ N 00718 МП, выданной Департаментом по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу, осуществляет геологическое изучение недр, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (л.д. 23, 150).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 07 мая 2021 года одним из видов экономической деятельности Общества является добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев (л.д. 49-58).
Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора респонденты, в числе которых ООО "Бакай", уведомлены о необходимости предоставления статистических отчетов по форме 2-ТП (рекультивация) в срок не позднее 01 февраля, следующего за истекшим годом (л.д. 86-87).
Между тем, в срок не позднее 01 февраля 2021 года Общество в нарушение требований статьи 8 Закона N 282-ФЗ не представило в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения N 2-ТП (рекультивация) "Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы" за 2020 год.
Установленные должностным лицом административного органа и судами обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса, в том числе, виновность лица, совершившего противоправное деяние.
Действия ООО "Бакай", не принявшего, несмотря на имевшуюся возможность, все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства в области государственной статистики в Российской Федерации, квалифицированы по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в означенной сфере.
Доводы настоящей жалобы об отсутствии у Общества обязанности по представлению статистической формы N 2-ТП (рекультивация) ввиду неосуществления в 2020 году деятельности в связи с введенными из-за коронавирусной инфекции (2019-nCoV) ограничительными мероприятими и "нулевыми" показателями основаны на субъективном ошибочном толковании норм закона и являются безосновательными.
Законодателем прямо установлена обязанность респондентов по предоставлению первичных статистических данных субъектам официального статистического учета по установленной форме, в том числе путем заполнения титульного раздела формы в случае отсутствия наблюдаемых явлений.
Ссылка Общества на его привлечение к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение того же административного правонарушения безосновательная, поскольку по данной статье Общество привлечено к административной ответственности постановлением должностного лица территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан от 09 апреля 2021 года, то есть после вынесения постановления по рассматриваемом делу об административном правонарушении.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей назначено Обществу минимальное, предусмотренное санкцией части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Право Общества на защиту при производстве по делу не нарушено и реализовано по усмотрению его законного представителя.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены судами в установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан от 31 марта 2021 года N 21-129, решение судьи Хивского районного суда Республики Дагестан от 10 июня 2021 года и постановление судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 04 мая 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Бакай" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя Общества Тагирова А.К. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 5 мая 2023 г. N 20-АД23-3-К5
Опубликование:
-