В связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, а также лесопользователей по вопросу юридической квалификации несоответствия фактически заготовленного объема древесины и объема древесины, указанного в лесной декларации, а также в связи с принятием Федерального закона от 02.07.2021 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 304-ФЗ) Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает следующее.
Одной из основных задач при принятии Федерального закона N 304-ФЗ согласно пояснительной записке к законопроекту являлось введение правового института отвода и таксации лесосек, предшествующих проведению лесосечных работ и рубок лесных насаждений, в том числе искоренение практики, при которой в проекте освоения лесов и лесных декларациях указывался объем древесины, который "механически" переносится из материалов лесоустройства, но не соответствует фактическому объему древесины, который заготавливается на лесосеке.
В соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов осуществляется лесопользователем на основании лесной декларации. В числе прочего в ней утверждается допустимый объем рубки лесных насаждений на определенном участке в указанный в ней период времени. Такой объем определяется исходя из проекта освоения лесов, ежегодного объема заготовки древесины, установленного в договоре аренды лесного участка, и учитывает состав лесных насаждений, их возраст и другие характеристики, позволяющие осуществлять лесозаготовку без причинения вреда лесным запасам.
В соответствии с частью 3 статьи 16 и статьей 16.1 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, а сами лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины.
Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993, устанавливают, что в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке.
При таксации лесосек определяются качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке, при сплошных рубках и чересполосных выборочных рубках - с учетом по площади, при иных выборочных рубках - с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку.
Погрешность измерения объема древесины при таксации признается удовлетворительной, если его отклонение от объема заготовленной на лесосеке древесины не превышает 10% по общему объему и 12% по отдельным породам.
Документом, подтверждающим проведение работ по учету по площади и по количеству деревьев, назначенных в рубку, является ведомость перечета деревьев, назначенных в рубку (приложение 1 к Правилам заготовки древесины).
При этом сведения об объемах заготовки древесины указываются в приложении 1 к лесной декларации.
Таким образом, в лесной декларации должен указываться реальный объем и породный состав древесины, которая подлежит заготовке на лесосеке.
Обязанностью лесопользователя является отразить этот объем и породный состав в лесной декларации по итогам отвода лесосеки, а уполномоченных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации - проверить при необходимости эти данные.
Порядком заполнения и подачи лесной декларации, требованиями к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденными приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 539 (далее - Порядок), установлено, что уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным Порядком, проекту освоения лесов, достоверности указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в уполномоченном органе и не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение о приеме лесной декларации или извещение об отказе в приеме лесной декларации.
Таким образом, в случае, если данные, содержащиеся в лесной декларации, не соответствуют реальному объему и породному составу древесины на лесосеке (с учетом вышеназванных погрешностей) - она не может быть принята.
При этом, если лесная декларация соответствует фактическому состоянию лесосеки, но не соответствует материалами лесоустройства и государственного лесного реестра, в действующем законодательстве предусмотрен механизм внесения изменений в материалы государственного лесного реестра путем подготовки актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
При этом очевидно, что объем заготовки древесины по породам не может превышать ежегодный объем заготовки древесины, установленный в договоре аренды лесного участка.
Аналогичные императивные нормы по вопросам рубки лесных насаждений закреплены и в положениях главы 1.1 "Рубка и подсочка лесных насаждений" ЛК РФ (в редакции Федерального закона N 304-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 23.3 ЛК РФ (в редакции Федерального закона N 304-ФЗ) на основе данных отвода и таксации лесосек составляется таксационное описание лесосеки в соответствии со статьей 23.4 ЛК РФ.
Статьей 23.4 ЛК РФ (в редакции Федерального закона N 304-ФЗ) предусмотрено составление и направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия, определенные в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ (далее - уполномоченные органы), таксационного описания лесосеки в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, с правом проведения уполномоченными органами предварительного осмотра лесосеки.
В случае, если по итогам предварительного осмотра лесосеки данные таксационного описания лесосеки отличаются от фактического состояния лесосеки более чем на десять процентов по запасу и видовому (породному) составу, в таксационное описание лесосеки в обязательном порядке вносятся изменения с приложением акта предварительного осмотра лесосеки.
При этом Федеральным законом N 304-ФЗ предусмотрено обязательное проведение предварительного осмотра лесосеки в случае направления таксационного описания лесосеки лицом, которое два и более раза за предыдущий год предоставляло недостоверные таксационные описания лесосеки.
Также, по мнению Рослесхоза, необходимо обеспечивать обязательное проведение предварительного осмотра лесосеки в случае отвода и таксации лесосек на лесных участках с "неактуальными" материалами лесоустройства (давностью, превышающей сроки, предусмотренные пунктом 31 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122).
Указанные нормы ЛК РФ в редакции Федерального закона N 304-ФЗ вступают в силу с 01.03.2023 г.
В соответствии с пунктом 5 Правил учета древесины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2020 N 1898, объем срубленной древесины, ее породный состав фиксируются до вывоза древесины из леса.
Следовательно, в случае, если в ходе сплошной рубки установлено, что вырублен весь задекларированный объем и породный состав древесины (с учетом установленной погрешности), при этом на лесосеке остаются деревья, подлежащие рубке, лесопользователю необходимо приостановить заготовку древесины до внесения соответствующих изменений в государственный лесной реестр, проект освоения лесов и лесную декларацию.
Таким образом, данные положения действующего законодательства, а также положения Федерального закона N 304-ФЗ направлены на то, чтобы фактические объем и породный состав древесины, которые заготавливаются на лесосеке, данные лесных деклараций и данные государственного лесного реестра соответствовали друг другу. Это позволяет в полной мере обеспечить достоверность сведений о древесине и обеспечить невозможность переруба ежегодного объема заготовки древесины, установленного в договоре аренды лесного участка.
Вместе с тем, на практике выявляются случаи, когда лесопользователи, заведомо зная, что фактический объем древесины на лесосеке существенно превышает объем, указанный в материалах лесоустройства и государственном лесном реестре, не соблюдают вышеназванный порядок уточнения материалов государственного лесного реестра, а указывают в лесной декларации заниженные объемы древесины и осуществляют заготовку с существенным превышением данного задекларированного объема.
Полагаем, что в таких случаях данные действия необходимо рассматривать с учетом положений пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21, которым установлено, что заготовка древесины с превышением установленных соответствующими документами объемов заготовки древесины либо с нарушением породного состава является незаконной заготовкой и должна квалифицироваться в соответствии со статьей 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации в зависимости от размера причиненного вреда.
Руководитель |
И.В. Советников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 6 октября 2021 г. N ИС-02-54/22927 "О разъяснении"
Опубликование:
-