Постановление Верховного Суда РФ от 19 мая 2023 г. N 41-АД23-4-К4
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу директора МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" Ярошенко Н.П. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Зерноградского судебного района Ростовской области от 18 февраля 2022 года, решение судьи Зерноградского районного суда Ростовской области от 20 апреля 2022 года и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2022 года, вынесенные в отношении МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Зерноградского судебного района Ростовской области от 18 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Зерноградского районного суда Ростовской области от 20 апреля 2022 года и постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2022 года, МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее по тексту также - Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор Учреждения Ярошенко Н.П. выражает несогласие с вынесенными по делу судебными актами, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы приводит к следующим выводам.
Частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Согласно материалам дела об административном правонарушении основанием для привлечения МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" к административной ответственности по части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства и выводы судебных инстанций о невыполнении Учреждением в срок до 01 декабря 2021 года предписания начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Кагальницкому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 февраля 2021 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выразившихся в несоблюдении противопожарных расстояний между зданием Учреждения, расположенным по адресу: Ростовская область, Кагальницкий район, село Васильево-Шамшево, улица Жукова, дом 2 "А", и амбулаторно-поликлиническим отделением на прилегающем земельном участке, что было выявлено должностным лицом органа государственного контроля (надзора) в ходе проведения 16 декабря 2021 года внеплановой выездной проверки на предмет исполнения требований данного предписания (л.д. 2-3, 4-7, 8-9, 10-11).
Признавая Учреждение виновным в совершении вмененного противоправного деяния, мировой судья, с выводами которого согласились вышестоящие судебные инстанции, со ссылкой, в том числе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 02 августа 2021 года N 33а-11864/2021 (л.д. 16-19) исходил из факта невыполнения предписания в определенный в нем срок и непринятия Учреждением всех зависящих от него мер по его выполнению.
Однако в рассматриваемом случае имеются основания для отмены вынесенных в отношении МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" по настоящему делу судебных актов.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из диспозиции части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что установленная ею административная ответственность наступает в случае неисполнения законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, следовательно, в случае признания в установленном законодательством Российской Федерации выданного предписания незаконным лицо не может быть привлечено к административной ответственности по названной норме.
В рамках рассмотрения настоящей жалобы установлено, что решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 07 апреля 2021 года удовлетворен административный иск Центра социального обслуживания к Главному управлению МЧС России по Ростовской области, отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Кагальницкому району Главного управления МЧС России по Ростовской области об оспаривании предписания от 26 февраля 2021 года N 1/1/1 об устранении выявленного при эксплуатации Учреждением здания по указанному выше адресу нарушения, заключающегося в несоблюдении противопожарных расстояний между зданием и амбулаторно-поликлиническим отделением на прилегающем земельном участке (по административному делу N 2а-556/2021).
кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2021 года, названный судебный акт суда первой инстанции отменен, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований Учреждения.
Между тем кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2022 года N 41-КАД22-8-К4 кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2021 года отменены, оставлено в силе решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 07 апреля 2021 года.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 4 Зерноградского судебного района Ростовской области от 18 февраля 2022 года, решение судьи Зерноградского районного суда Ростовской области от 20 апреля 2022 года и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2022 года, вынесенные в отношении МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в деянии названного юридического лица состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
жалобу директора МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" Ярошенко Н.П. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 4 Зерноградского судебного района Ростовской области от 18 февраля 2022 года, решение судьи Зерноградского районного суда Ростовской области от 20 апреля 2022 года и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2022 года, вынесенные в отношении МБУ "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 19 мая 2023 г. N 41-АД23-4-К4
Опубликование:
-