Постановление Верховного Суда РФ от 2 мая 2023 г. N 16-АД23-3-К4
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Балюра Олеси Александровны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 116 Центрального судебного района Волгоградской области от 22 декабря 2021 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме), постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 31 августа 2022 г., вынесенные в отношении консультанта отдела предоставления земельных участков в собственность управления предоставления земельных участков комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее также - Облкомимущество) Балюра Олеси Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.26 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 г. N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности",
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 116 Центрального судебного района Волгоградской области от 22 декабря 2021 г., оставленным без изменения постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 31 августа 2022 г., производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.26 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 г. N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности", в отношении консультанта отдела предоставления земельных участков в собственность управления предоставления земельных участков Облкомимущества Балюра О.А. прекращено на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения, Балюра О.А. освобождена от административной ответственности с объявлением устного замечания.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Балюра О.А. просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении ее по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 13.26 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 г. N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности" нарушение должностным лицом органа исполнительной власти Волгоградской области или органа местного самоуправления, работником многофункционального центра порядка предоставления государственной (муниципальной) услуги, предоставляемой органом исполнительной власти Волгоградской области или органом местного самоуправления, установленного соответственно нормативными правовыми актами Волгоградской области или муниципальными нормативными правовыми актами, повлекшее непредоставление государственной (муниципальной) услуги заявителю либо предоставление, государственной (муниципальной) услуги заявителю с нарушением установленных сроков, если эти действия не подпадают под признаки уголовно наказуемого деяния или под признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на работников многофункциональных центров в размере от одной тысячи до четырех тысяч рублей; на должностных лиц органов исполнительной власти Волгоградской области и органов местного самоуправления - от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной собственности, может быть предоставлен в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 9 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 г. N 123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" (далее - Закон Волгоградской области N 123-ОД) установлено, что граждане, состоящие на учете, изъявившие желание получить в собственность бесплатно земельный участок, который не поставлен на государственный кадастровый учет, либо земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", подают в уполномоченный орган по месту постановки на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно заявление о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно (абзац первый).
Решение о возможности или невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно принимается уполномоченным органом и направляется заказным письмом или выдается гражданину под расписку в течение 30 рабочих дней со дня поступления от гражданина документов, указанных в настоящей части (абзац шестой).
Аналогичные требования закреплены в пункте 2.4 Административного регламента предоставления комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Предоставление земельных участков гражданам в собственность бесплатно", утвержденного приказом Облкомимущества от 15 июля 2015 г. N 19-н (далее - Административный регламент, положения административного регламента приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении).
Данный Административный регламент разработан в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", определяет сроки и последовательность административных процедур и действий, осуществляемых Облкомимуществом при предоставлении государственной услуги.
При этом из раздела III Административного регламента, которым определены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к их выполнению, следует, что предоставление государственной услуги включает в себя перечисленные в данном разделе административные процедуры, в том числе: прием и регистрация заявления о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно либо отказ в приеме к рассмотрению заявления и документов; формирование и направление межведомственных запросов документов (информации), необходимых для рассмотрения заявления о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно; рассмотрение заявления о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно, принятие решения по итогам рассмотрения.
Пунктами 3.3.2, 3.3.3 Административного регламента предусмотрено, что в течение двух рабочих дней со дня окончания приема документов и регистрации заявления должностное лицо Облкомимущества, ответственное за предоставление государственной услуги, готовит и направляет межведомственные запросы в органы, в распоряжении которых находятся документы и информация, необходимые для рассмотрения заявления о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
В случае если в распоряжении Облкомимущества имеется вся информация, необходимая для предоставления государственной услуги, должностное лицо Облкомимущества, ответственное за ее предоставление, переходит к исполнению следующей административной процедуры, предусмотренной Административным регламентом (абзац второй пункта 3.3.1 названного регламента).
Следующей является административная процедура, предусмотренная пунктом 3.4 Административного регламента, - рассмотрение заявления о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно, принятие решения по итогам рассмотрения.
Согласно пункту 3.4.9 Административного регламента максимальный срок исполнения данной административной процедуры - не более 18 календарных дней со дня получения должностным лицом Облкомимущества, ответственным за предоставление государственной услуги, всех документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги, поступивших, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Результатом исполнения административной процедуры является: выдача (направление) заявителю решения Облкомимущества о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно; выдача (направление) заявителю решения Облкомимущества о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно в виде мотивированного письма, содержащего основания для отказа (пункт 3.4.10 Административного регламента).
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой Волгоградской области проверки соблюдения в деятельности Облкомимущества требований законодательства при предоставлении земельных участков установлено, что 29 сентября 2021 г. в Облкомимущество поступило и зарегистрировано (вх. N 21/48663) заявление Родионовой С.А. о согласовании возможности предоставления в собственность земельного участка бесплатно.
В распоряжении Облкомимущества имелись документы, необходимые для предоставления государственной услуги, которые были получены в ходе рассмотрения ранее поданного обращения указанного лица (градостроительное заключение департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 15 июля 2021 г.; письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Волгоградской области от 31 марта 2021 г., 30 апреля 2021 г., 9 августа 2021 г.; заключения департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 26 июля 2021 г., муниципального казенного учреждения "Инженерно-кадастровый центр "ГеоГрад" (МКУ "ИКЦ "ГеоГрад") от 8 июля 2021 г. и государственного бюджетного учреждения "Волгоградский Областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры" (ГБУ "ВОНПЦ по охране памятников" от 7 июля 2021 г.).
Поскольку в распоряжении Облкомимущества имелись документы (информация), необходимые для предоставления государственной услуги (получены в рамках рассмотрения ранее поданного Родионовой С.А. заявления), формирование и направление межведомственных запросов документов (информации), предусмотренных пунктом 3.3 Административного регламента, не требовалось. Заявление Родионовой С.А. о согласовании возможности предоставления в собственность земельного участка бесплатно в соответствии с пунктом 3.4.9 Административного регламента подлежало рассмотрению в срок не более 18 календарных дней. Однако решение по данному заявлению (о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно) принято 20 октября 2021 г.
По результатам проверки прокурором сделан вывод о нарушении в рассматриваемом случае порядка предоставления государственной услуги, повлекшем предоставление государственной услуги с нарушением установленных сроков.
Эти действия не подпадают под признаки уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
6 декабря 2021 г. по данному факту первым заместителем прокурора Волгоградской области в отношении консультанта отдела предоставления земельных участков в собственность управления предоставления земельных участков Облкомимущества Балюра О.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.26 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 г. N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности".
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 3-7), копией должностного регламента (л.д. 15-26), сведениями о регистрации заявления (л.д. 27), копией решения от 20 октября 2021 г. о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно (л.д. 28-31), сведениями о направлении решения заявителю (л.д. 32-33), копией заявления Родионовой С. А. о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность (л.д. 34-35), копиями градостроительного заключения и заключений департамента городского хозяйства администрации Волгограда, МКУ "ИКЦ "ГеоГрад", ГБУ "ВОНПЦ по охране памятников", Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области (л.д. 39-51) и иными материалами дела, получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно приказам Облкомимущества от 2 марта 2015 г. N 135-к и от 3 мая 2018 г. N 191-к Балюра О.А. является консультантом отдела предоставления земельных участков в собственность управления предоставления земельных участков указанного органа.
Пунктом 4.1.2 Административного регламента установлено, что специалисты Облкомимущества (ответственные исполнители), участвующие в предоставлении государственной услуги, несут персональную ответственность за полноту и качество предоставлении государственной услуги, за соблюдение и исполнение положений данного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги.
Должностные лица Облкомимущества, ответственные за организацию предоставления государственной услуги, несут персональную ответственность за предоставление государственной услуги в соответствии с Административным регламентом и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к предоставлению государственной услуги, за обеспечение полноты и качества предоставления государственной услуги (пункт 4.3 Административного регламента).
Согласно пункту 8.3 должностного регламента консультанта отдела предоставления земельных участков в собственность управления предоставления земельных участков Облкомимущества, утвержденного руководителем указанного органа 28 апреля 2018 г., в должностные обязанности лица, замещающего данную должность, входит оказание государственных услуг по представлению земельных участков гражданам в собственность бесплатно.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии консультанта отдела предоставления земельных участков в собственность управления предоставления земельных участков Облкомимущества Балюра О.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.26 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 г. N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности", соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Действия указанного лица, не подпадающие под признаки уголовно наказуемого деяния и административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами подлежащего применению законодательства.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Довод жалобы об отсутствии события и состава административного правонарушения с указанием на то, что должностным лицом Облкомимущества Балюра О.А. был соблюден общий срок предоставления услуги, предусмотренный абзацем шестым части 4 статьи 9 Закона Волгоградской области N 123-ОД и пунктом 2.4 Административного регламента (30 рабочих дней со дня поступления от гражданина документов), и на то, что судебными инстанциями необоснованно не разграничены понятия "предоставления государственной услуги" и "выполнения административной процедуры", был предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу и правомерно признан основанным на неправильном толковании норм, подлежащих применению в деле.
В силу раздела III Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя перечисленные в данном разделе административные процедуры.
Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что общий срок (30 рабочих дней со дня поступления от гражданина документов) установлен в качестве максимального с учетом времени, которое требуется на выполнение всех административных процедур, необходимых для предоставления соответствующей государственной услуги (в том числе формирования и направления межведомственных запросов, получения ответов на них). Сокращенные сроки выполнения административных процедур и соответственно предоставления государственной услуги действуют в случае отсутствия необходимости формирования и направления межведомственных запросов. Максимальный срок исполнения административной процедуры "рассмотрение заявления о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно, принятие решения по итогам рассмотрения", которая завершается направлением заявителю результата государственной услуги в целом, с учетом требований Административного регламента составляет не более 18 календарных дней со дня получения всех документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги.
Выводы судебных инстанций о нарушении должностным лицом Облкомимущества Балюра О.А. порядка предоставления государственной услуги, установленного названными выше нормативными правовыми актами Волгоградской области, являются правильными. Вопреки утверждению заявителя данное нарушение порядка предоставления государственной услуги повлекло ее предоставление с нарушением установленных сроков. Указанные действия влекут административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 13.26 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 г. N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности".
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу фактических обстоятельств дела. Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы материального права применены правильно. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Совершенное должностным лицом Облкомимущества Балюра О.А. административное правонарушение признано мировым судьей, с выводами которого согласились вышестоящие судебные инстанции, малозначительным, производство по делу прекращено, на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанное лицо освобождено от административной ответственности с объявлением устного замечания.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 31 августа 2022 г., в котором ошибочно указано, что состав административного правонарушения, совершение которого вменено должностному лицу Облкомимущества Балюра О.А., предусмотрен частью 1 статьи 13.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из содержания данного судебного акта следует, что при рассмотрении жалобы, поданной Балюра О.А. на постановление мирового судьи и статей 30.12 - 30.14 названного кодекса, и вынесении означенного постановления судья кассационного суда руководствовался частью 1 статьи 13.26 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 г. N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности".
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 31 августа 2022 г., вынесенное в отношении консультанта отдела предоставления земельных участков в собственность управления предоставления земельных участков Облкомимущества Балюра О.А. по настоящему делу об административном правонарушении, подлежит изменению путем указания в его вводной, мотивировочной и резолютивной частях состава административного правонарушения, за совершение которого это лицо привлечено к административной ответственности, - часть 1 статьи 13.26 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 г. N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности" вместо часть 1 статьи 13.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части данный акт, а также постановление мирового судьи судебного участка N 116 Центрального судебного района Волгоградской области от 22 декабря 2021 г. и решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 1 марта 2022 г., вынесенные в отношении консультанта отдела предоставления земельных участков в собственность управления предоставления земельных участков Облкомимущества Балюра О.А. по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 31 августа 2022 г., вынесенное в отношении консультанта отдела предоставления земельных участков в собственность управления предоставления земельных участков Облкомимущества Балюра О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.26 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 г. N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности", изменить, указать в его вводной, мотивировочной и резолютивной частях состав административного правонарушения, за совершение которого это лицо привлечено к административной ответственности, - часть 1 статьи 13.26 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 г. N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности" вместо часть 1 статьи 13.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части данный акт, а также постановление мирового судьи судебного участка N 116 Центрального судебного района Волгоградской области от 22 декабря 2021 г. и решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 1 марта 2022 г., вынесенные в отношении консультанта отдела предоставления земельных участков в собственность управления предоставления земельных участков Облкомимущества Балюра О.А. по настоящему делу об административном правонарушении, оставить без изменения, жалобу Балюра О.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 2 мая 2023 г. N 16-АД23-3-К4
Опубликование:
-