В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 37 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 980, пунктом 4.3.2.2 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 декабря 2021 г. N 1091-п, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад о результатах правоприменительной практики Министерства промышленности и торговли Пермского края при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов за 2022 год.
2. Утвердить прилагаемый доклад о результатах правоприменительной практики Министерства промышленности и торговли Пермского края при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2022 год.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра, начальника управления потребительского рынка и лицензирования Министерства промышленности и торговли Пермского края.
И.о. заместителя председателя Правительства - министра |
Е.В. Дегтярева |
УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства промышленности
и торговли Пермского края
от 18.05.2023 N 03-01-03-102
Доклад
о результатах правоприменительной практики Министерства промышленности и торговли Пермского края при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов за 2022 год
Министерство промышленности и торговли Пермского края (далее - Министерство) в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 26 апреля 2013 г. N 350-п, а также Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 980 (далее - Положение о лицензировании), является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, а также федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов на территории Пермского края.
По состоянию на 31 декабря 2022 года на территории Пермского края действовало 357 лицензий (за 2021 год - 340) на 466 объектах (за 2021 год - 425), из них:
на черные, цветные металлы - 298 лицензий (за 2021 год - 280) на 403 объектах (за 2021 год - 362);
на черные металлы - 26 лицензий (за 2021 год - 28) на 29 объектах (за 2021 год - 30);
на цветные металлы - 33 лицензии (за 2021 год - 32) на 34 объектах (за 2021 год - 33).
В рамках полномочий по лицензированию деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов Министерством за 2022 год принято 23 решения о предоставлении лицензии (за 2021 год - 29), 27 решений о переоформлении лицензии (за 2021 год - 19), 7 решений о прекращении действия лицензии (за 2021 год - 20).
Также принято 2 решения об отказе в предоставлении лицензии и 1 решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий.
Основаниями для отказа в предоставлении лицензии послужил пункт 2 части 7 статьи 14 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), а именно:
1. несоответствие подпункту "г" пункта 8(1) Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 369 (утратило силу с 01 сентября 2022 года) (далее - Правила обращения), подпункту "б" пункта 5 и подпункту "б" пункта 7 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 1287 (утратило силу с 01 сентября 2022 года) (далее - Положение), выраженное в отсутствии у соискателя лицензии на заявленном производственном объекте одной единицы любого из следующих видов оборудования, наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования: пресс для пакетирования лома черных металлов; пресс-ножницы; установка для дробления и сортировки легковесного лома; оборудование для сортировки или измельчения стружки; копер для разбивки металлолома;
2. несоответствие подпункту "б" пункта 5 Положения о лицензировании, пункту 9 Правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 980, выраженное в отсутствии у соискателя лицензии на заявленном производственном объекте работника, прошедшего соответствующую подготовку и аттестацию на должность контролера лома и отходов металла с квалификацией не ниже II разряда.
Основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий послужил пункт 2 части 7 статьи 14 Федерального N 99-ФЗ, а именно:
несоответствие подпункту "а" пункта 5 Положения, выраженное в отсутствии у лицензиата на праве собственности или ином законном основании земельного участка или зданий, строений, сооружений, помещений, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов. Заявленный производственный объект имел вид разрешенного использования "Водный транспорт". Согласно пункту 4 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ земельные участки с видом разрешенного использования "Водный транспорт" не могут предоставляться для осуществления деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
За 2022 год Министерством в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов проведено 49 выездных оценок соответствия соискателей лицензий (лицензиатов) (за 2021 год - 42) и 53 документарных оценок соответствия сведений, содержащихся в представленных документах (за 2021 год - 48).
Количество лицензиатов по сравнению с 2021 годом увеличилось на 5%, также произошло увеличение лицензионных объектов на 9,6%. Наличие отказов в предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) свидетельствует о недостаточной осведомленности соискателей лицензии и лицензиатов о действующих лицензионных требованиях.
Федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов
В течение 2022 года Министерством в соответствии с утвержденным Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год проведена 1 плановая выездная проверка, в результате которой нарушения обязательных требований выявлены не были.
Проведение 9 плановых выездных проверок в 2022 году отменено на основании постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Совместные проверки с иными органами государственного контроля (надзора) в 2022 году не проводились.
В целях соблюдения лицензионных требований и предупреждения совершения административных правонарушений Министерством в 2022 году в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" контролируемым лицам объявлялись предостережения.
За 2022 год Министерством направлено 53 предостережения (в 2021 году - 33) о недопустимости нарушения обязательных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
За непредставление или несвоевременное представление информации, в том числе и об исполнении предостережения, статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа (на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот До пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей).
Отчетные показатели программы профилактики
Отчетным показателем программы профилактики является уровень соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований (Усоб), в процентах.
Показатель рассчитывается по формуле:
где Усоб - уровень соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований;
- количество подконтрольных субъектов, допустивших нарушения обязательных требований;
- общее количество подконтрольных субъектов.
Уровень соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований в 2022 году составляет:
100% - (0 / 357) = 100%
По итогам 2022 года плановый уровень соблюдения обязательных требований должен был составить не менее 80%. Фактически он составил 100%.
Изменения в законодательстве по лицензированию деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов
Основные изменения в законодательстве по лицензированию деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, вступившие в силу в 2022 - 2023 годах.
1. Согласно изменениям в Федеральный закон N 99-ФЗ, вступившим в силу с 01 марта 2022 года (Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"), ответственные должностные лица лицензирующих органов вместо проверки соискателей лицензий и лицензиатов должны проводить оценку соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований (часть 2.1 статьи 7 Федерального закона N 99-ФЗ).
Оценка соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований проводится с применением оценочного листа (списка контрольных вопросов). Результаты оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям оформляются актом оценки.
2. Взамен переоформления лицензии введено понятие "внесение изменений в реестр лицензий" (статья 18 Федерального закона N 99-ФЗ). Основания для внесения изменений остались практически такие же, как были и при переоформлении лицензии (часть 1 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ), но важно отметить, что лицензиаты теперь имеют возможность самостоятельно внести изменения в реестр лицензий, в части номера телефона и адреса электронной почты.
Внесение изменений в реестр лицензий осуществляется в следующих случаях:
1) реорганизация юридического лица в форме преобразования, слияния (при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица по состоянию на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности), присоединения лицензиата к другому юридическому лицу;
2) изменение наименования лицензиата, изменение наименования филиала лицензиата в случае, если нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено внесение в реестр лицензий сведений о филиале лицензиата, изменение наименования филиала иностранного юридического лица;
3) изменение адреса места нахождения лицензиата, изменение адреса места нахождения филиала лицензиата в случае, если нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено внесение в реестр лицензий сведений об адресе места нахождения филиала лицензиата, изменение адреса места нахождения на территории Российской Федерации филиала иностранного юридического лица;
4) изменение имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя;
5) изменение места жительства индивидуального предпринимателя;
6) изменение реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;
7) изменение номера телефона, адреса электронной почты лицензиата;
8) изменение мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
9) изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
10) изменение в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности;
11) иные случаи, предусмотренные Федеральным законом N 99-ФЗ.
Сведения, предусмотренные частями 1 - 6 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ, лицензирующий орган вносит в реестр лицензий в автоматическом режиме на основании полученной из государственных информационных систем информации без поданного в лицензирующий орган заявления о внесении изменений в реестр лицензий.
3. Отменено взимание платы за предоставление выписки из реестра лицензий (часть 2 статьи 10 Федерального закона N 99-ФЗ).
Ранее плата за выписку из реестра лицензий на бумажном носителе составляла 3000 руб. (Приказ Минэкономразвития России от 06 ноября 2020 г. N 742 "Об установлении размера платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе, порядка ее взимания, случаев и порядка возврата").
4. Реализована возможность подачи заявления через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) - https://www.gosuslugi.ru/600222/1/form?_=1662114542063, а также через региональный портал "Услуги и сервисы Пермского края" - https://www.gosuslugi.ru/600222/1/form. Для подачи заявления у юридического лица или индивидуального предпринимателя должна быть подтвержденная учетная запись на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
5. Закреплена возможность отозвать заявление о предоставлении лицензии (о внесении изменений в реестр лицензий) до принятия лицензирующим органом соответствующего решения (часть 11 статьи 13 Федерального закона N 99-ФЗ).
6. В случае выявления грубых нарушений лицензионных требований при проведении оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям по заявлению о внесении изменений в реестр лицензий лицензирующий орган должен направить лицензиату уведомление о необходимости устранения таких нарушений в предусмотренный уведомлением срок, при этом указанный срок должен составлять не менее десяти дней (часть 15 статьи 19.1 Федерального закона N 99-ФЗ).
В срок, предусмотренный уведомлением о необходимости устранения грубых нарушений лицензионных требований, лицензиат обязан устранить указанные нарушения и уведомить об этом лицензирующий орган. Лицензирующий орган осуществляет оценку устранения лицензиатом грубых нарушений в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения от лицензиата уведомления об устранении грубых нарушений лицензионных требований (часть 17 статьи 19.1 Федерального закона N 99-ФЗ).
В случае если лицензиат в установленный срок не устранил грубые нарушения лицензионных требований, выявленные в рамках оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям, то данное бездействие является основанием для приостановления лицензии лицензирующим органом (пункт 6 части 1 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ).
7. Внесено новое основание для прекращения действия лицензии, а именно установление факта представления лицензиатом заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, на основании которых лицензирующим органом принято решение о предоставлении лицензии или о внесении после проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям изменений в реестр лицензий (пункт 5 части 13 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ).
8. Сокращен срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии и внесении изменений в реестр лицензий до 10 рабочих дней со дня приема заявления (пункты 7 и 8 Положения о лицензировании).
9. Утверждено 3 категории риска: высокий риск; средний риск; низкий риск.
Отнесение объектов лицензионного контроля к определенной категории риска осуществляется ежегодно, до 1 августа текущего года, для применения в следующем календарном году. Сведения об объектах лицензионного контроля и присвоенной им категории риска размещаются на официальном сайте лицензирующего органа в сети "Интернет".
К категории высокого риска, относится деятельность, осуществляемая лицензиатами, которые в течение 3 лет, предшествующих формированию плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, были привлечены к административной ответственности за грубое нарушение лицензионных требований или им было назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.
К категории среднего риска относится деятельность, осуществляемая лицензиатами, которые в течение 3 лет, предшествующих формированию плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, были привлечены к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении нарушения лицензионных требований, либо в отношении которых в течение 3 лет, предшествующих формированию лицензирующим органом плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, не были проведены плановые контрольные (надзорные) мероприятия либо оценка соответствия лицензионным требованиям при получении ими лицензии.
К категории низкого риска относится деятельность, осуществляемая лицензиатами, которая не была отнесена к высокой и средней категории риска.
Лицензиат вправе подать в лицензирующий орган заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности в случае ее соответствия иной категории риска. Данное заявление рассматривается в течение 5 рабочих дней (пункты 22 - 24 Положения о лицензировании).
10. Установлены 3 вида контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении лицензионного контроля:
а) выездная проверка. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней;
б) инспекционный визит. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов, которые в соответствии с лицензионными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта лицензионного контроля;
в) документарная проверка. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- получение письменных объяснений;
- истребование документов
(пункты 27, 31, 32, 33 Положения о лицензировании).
11. Определена периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от присвоенной категории риска:
а) для категории высокого риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
выездная проверка - 1 раз в течение 2 лет;
инспекционный визит - 1 раз в течение 2 лет;
б) для категории среднего риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
выездная проверка - 1 раз в течение 3 лет;
инспекционный визит - 1 раз в течение 3 лет.
Для категории низкого риска плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся (пункты 28 - 29 Положения о лицензировании).
12. Установлены виды профилактических мероприятий при осуществлении лицензионного контроля (пункты 35 - 50 Положения о лицензировании):
а) информирование.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Министерства, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах;
б) обобщение правоприменительной практики.
Обобщение правоприменительной практики оформляется в виде доклада лицензирующим органом ежегодно, который утверждается руководителем либо заместителем руководителя лицензирующего органа и представляется в электронной форме посредством ГАС "Управление" не позднее 01 марта года, следующего за отчетным. Доклад размещается на официальном сайте Министерства в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня представления такого доклада посредством ГАС "Управление";
в) объявление предостережения.
Предостережение объявляется лицензиату в случае наличия у лицензирующего органа сведений о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение лицензионных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, с предложением принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований.
В течение 10 дней со дня получения предостережения лицензиат вправе подать в лицензирующий орган, направивший предостережение, возражение;
г) консультирование.
Консультирование может осуществляться должностным лицом лицензирующего органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование, включая письменное консультирование, осуществляется по следующим вопросам:
- разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих лицензионные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках лицензионного контроля;
- периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- порядок обжалования решений лицензирующего органа, действий (бездействия) должностных лиц лицензирующего органа;
- гарантии и защита прав лицензиатов.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц лицензирующих органов;
д) профилактический визит.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении лицензиатов, приступающих к осуществлению деятельности по заготовке, хранению, переработке, реализации лома черных и (или) цветных металлов, а также в отношении объектов лицензионного контроля, отнесенных к категории высокого риска.
В ходе обязательного профилактического визита лицензиат информируется о лицензионных требованиях, предъявляемых к его деятельности, а также о периодичности и содержании контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объектов лицензионного контроля различных категорий риска. В ходе обязательного профилактического визита должностным лицом лицензирующего органа может осуществляться консультирование.
Лицензиат должен быть уведомлен о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 1 рабочий день.
Лицензиат вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом лицензирующий орган не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
Важно отметить, что в марте 2022 года Правительством Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, устанавливающие ряд послаблений, в том числе и для деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Так, на основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", запланированные к проведению в 2023 году плановые выездные мероприятия в рамках осуществления лицензионного контроля были отменены.
Также согласно пункту 9 постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" не требуется производить оплату государственной пошлины по заявлениям о предоставлении лицензии и о внесении изменений в реестр лицензий в период до 31 декабря 2023 года.
УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства промышленности
и торговли Пермского края
от 18.05.2023 N 03-01-03-102
Доклад
о результатах правоприменительной практики Министерства промышленности и торговли Пермского края при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2022 год
Министерство промышленности и торговли Пермского края (далее - Министерство) в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 26 апреля 2013 г. N 350-п, является лицензирующим органом и осуществляет в том числе:
лицензирование розничной продажи алкогольной продукции (за исключением лицензирования розничной продажи, определенной абзацем двенадцатым пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ);
направляет в электронной форме сведения, содержащиеся в декларациях об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в федеральный орган по контролю и надзору;
проводит региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В 2022 году Министерством рассмотрены и приняты решения по 546 заявлениям на 1066 торговых объектов, в том числе:
на получение лицензии - 73;
на продление срока действия лицензии - 102;
на переоформление лицензии - 371.
В 2021 году Министерством рассмотрены и приняты решения по 976 заявлениям на 1855 торговых объектов, в том числе:
на получение лицензии - 63;
на продление срока действия лицензии - 186;
на переоформление лицензии - 296.
Значительное снижение количества принятых заявлений на выдачу, продление срока действия и переоформление лицензий обусловлено принятием постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" (далее - постановление N 353). Приложением N 19 к постановлению N 353 срок действия лицензий, сроки действия которых заканчивались в период с 14 марта по 31 декабря 2022 года, были продлены автоматически.
В 2022 году Министерством в выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензии отказано 14 организациям по 15 торговым объектам.
Причинами принятия отрицательного решения является несоблюдение соискателями лицензий и лицензиатами лицензионных требований:
отсутствие зарегистрированного договора аренды - 2 (10);
отсутствие документа, подтверждающего право владения стационарным торговым объектом и складским помещением либо стационарным объектом предприятия общественного питания в форме собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (нарушение пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ);
нахождение входа в торговый объект в границах прилегающих территорий - 7 (за 2021 год - 12);
нахождение входа в торговый объект в границах прилегающих территорий к некоторым объектам, на которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции или розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (нарушение пункта 2 статьи 16 Федерального закона 171-ФЗ);
отсутствие подключения к ЕГАИС - 4 (за 2021 год - 5);
отсутствие подключения к ЕГАИС (нарушение пункта 2 статьи 8, пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ);
отсутствие контрольно-кассовой техники - 1 (за 2021 год - 1);
отсутствие контрольно-кассовой техники (нарушение пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ);
отсутствие складского помещения - 1 (за 2021 - 1 год)
(нарушение пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ).
По заявлениям соискателей лицензий и лицензиатов о выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий в 2022 году проводились внеплановые выездные и документарные проверки, а также оценка соответствия обязательным лицензионным требованиям посредством оценки сведений, содержащихся в представленных заявителем и (или) документах, без выезда к заявителю (оценка без выезда) и при непосредственном выезде к заявителю (выездная оценка)
По заявлениям на продление срока действия лицензий проверки проводились дистанционным способом с применением фото-, видеофиксации.
Внеплановые выездные проверки по согласованию с органами прокуратуры также не проводились.
Всего за 2022 году Министерством составлено 72 протокола об административном правонарушении, вынесено 41 постановление о привлечении к административной ответственности, направлено в судебные инстанции 66 материалов, по постановлениям Министерства и решениям судов наложено штрафов на общую сумму 1 млн. 404 тыс. рублей, вынесено 6 предупреждений:
Статья КоАП РФ |
2022 год (ЮЛ/ИП) |
2021 год (ЮЛ/ИП) |
Всего |
72 |
379 |
Часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ |
- |
75/75 |
Часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ |
19/4/15 |
15/6/9 |
Часть 1 статьи 14.17 КоАП РФ |
5/5 |
11/11 |
Статья 14.17.3 КоАП РФ |
- |
1/1 |
Статья 14.19 КоАП РФ |
48/16/32 |
24/16/8 |
Статья 15.13 КоАП РФ |
- |
252/137/115 |
Статья 19.7 КоАП РФ |
- |
1/1 |
Административное наказание | ||
Штраф, тыс. руб. |
1404/1110/294 |
3355/3175/180 |
Предупреждение |
6/3/3 |
82/33/49 |
Рассмотрим подробнее, какие административные нарушения совершены лицензиатами в сфере оборота алкогольной продукции и как предотвратить и не допустить такие нарушения.
Часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ: Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
По данной статье Министерством составлено 19 протоколов об административном правонарушении в отношении следующих организаций: 4 в отношении юридических лиц и 15 - индивидуальных предпринимателей. Протоколы составлены по материалам и актам гражданского контроля общественной организации.
Рассмотрение административных протоколов по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ входит в компетенцию должностного лица исполнительного органа государственной власти Пермского края.
Рассмотрим какие нарушения являются наиболее частыми:
продажа алкоголя после 23:00 часов:
наложено 4 административных штрафа на общую сумму 90 тыс. рублей и выдано 4 предупреждения;
продажа алкоголя в невскрытой таре:
выдано 3 предупреждения.
Эти хозяйствующие субъекты работают как предприятия общественного питания и в данном случае должны соблюдать требования по продаже алкоголя во вскрытой таре, на практике бутылки не вскрываются;
отсутствие зала обслуживания для посетителей:
наложен 1 административный штраф на общую сумму 20 тыс. рублей и выдано 1 предупреждение.
Фактически продажа осуществляется в магазине, а не в предприятии общественного питания.
Часть 1 статьи 14.17 КоАП РФ: Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Рассмотрение протоколов об административном правонарушении и привлечение к административной ответственности по данной статье относится к компетенции судебных органов.
По данной статье Министерством составлено 5 протоколов об административном правонарушении: наложен 1 административный штраф на общую сумму 50 тыс. рублей и выдано 2 предупреждения.
Требования к предприятиям общественного питания установлены в пунктах 4 и 4.1 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ. В Пермском крае размер площади зала обслуживания для посетителей в предприятиях общественного питания, расположенных в многоквартирных домах, в соответствии с Законом Пермского края от 19 июня 2020 г. N 545-ПК "Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях (в части увеличения размера площади зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания), на территории Пермского края" составляет не менее 30 кв. м. И это должно быть действительно предприятие общественного питания, а не магазин с витринами и холодильниками и с одним столом и одним стулом;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В статье 1 отсутствует пункт 4.1
за нарушение лицензионных требований, выявленных в ходе рассмотрения заявлений на продление срока действия лицензии и переоформлении лицензии, а это такие два наиболее частые нарушения - отсутствие договора аренды на помещение (договор закончился, вовремя не продлили срок действия) и несвоевременное переоформление в связи с изменением юридического адреса.
Напомню, что заявление на переоформление лицензии в связи с изменением юридического адреса, изменения места нахождения торгового объекта, иных сведений должно быть подано в лицензирующий орган в течение 30 дней с момента этих изменений. Это требование установлено в статье 19 Федерального закона N 171-ФЗ.
Статья 14.19 КоАП РФ: Нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
По этой статье Министерством в 2022 году составлено 48 протоколов об административном правонарушении: 16 в отношении юридических лиц и 32 в отношении индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции должен фиксироваться в единой государственной автоматизированной информационной системе, данное требование распространяется в том числе и на оборот пива, пивных напитков в части подтверждения закупа.
Согласно приказу Росалкогольрегулирования от 17 декабря 2020 г. N 397 "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - приказ N 397) с 1 января 2021 года введены новые сроки подтверждения накладных и актов в ЕГАИС, сообщать в ЕГАИС о поступлении продукции нужно в течение рабочего дня и это касается всех розничных магазинов и заведений общепита, в ассортименте которых есть крепкий алкоголь, пиво, сидр, медовуха, пуаре и другие спиртосодержащие напитки.
Росалкогольрегулированием в 2022 году проводился ежеквартальный мониторинг по исполнению требований приказа N 397, информация о нарушителях направлялась в исполнительные органы государственной власти субъектов. По данным материалам Министерством возбуждались административные дела. Надо отметить, что административные материалы для принятия решения Министерством направлялись в суды и суды в основном применяли наказание в виде денежного штрафа, а он для юридических лиц немаленький - от 150 до 200 тыс. рублей.
Также нарушения по фиксации оборота алкогольной продукции выявляются органами полиции, в основном это индивидуальные предприниматели, торгующие пивом. При проверке у них отсутствуют товарно-транспортные накладные на продукцию. Материалы поступают в Министерство, где в свою очередь должностные лица Министерства начинают проверку подключения предпринимателя к ЕГАИС, а также как он отображает оборот продукции в системе. В 30 процентах случаев выявляется, что он вообще не подключен к ЕГАИС, и таким образом занимается нелегальной продажей алкогольной продукции.
В общей сложности к административной ответственности в 2022 году привлечено 30 хозяйствующих субъектов, из них 10 - юридические лица и 20 - индивидуальные предприниматели. Денежные штрафы наложены на 70 хозяйствующих субъектов на общую сумму 1 млн. 264 тыс. рублей.
В случае прекращения деятельности на одном из объектов и исключения его из лицензии необходимо заранее обеспечить, чтобы на этом объекте не было остатков алкогольной продукции. Если при прекращении действия лицензии лицензирующий орган может открыть лицензиату лицензию после прекращения на 2 месяца для списания остатков, то при исключении объекта из лицензии это сделать невозможно. КПП исключенного объекта уже нет в ЕГАИС, а алкогольная продукция на нем осталась, и уже ничего нельзя с ней сделать законно. И это уже повод для возбуждения дела об административном правонарушении. Поэтому заблаговременно при планировании исключения объекта нужно списать все, что списывается, остальное можно перенести на другие объекты.
В целях соблюдения лицензионных требований и предупреждения совершения административных правонарушений Министерством в соответствии с положениями статьи 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ объявляются предостережения. В 2022 году Министерством объявлено 170 предостережений, в 2021 году - 139.
Отчетные показатели программы профилактики
Отчетным показателем программы профилактики является уровень соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований (Усоб), в процентах.
Показатель рассчитывается по формуле:
где Усоб - уровень соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований;
- количество подконтрольных субъектов, допустивших нарушения обязательных требований;
- общее количество подконтрольных субъектов.
Уровень соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований в 2022 году составляет:
100% - (72 / 3160) = 97,7%
По итогам 2022 года плановый уровень соблюдения обязательных требований должен был составить не менее 80%. Фактически он составил 97,7%.
Подводя итог обзору правоприменительной практики, хочется еще раз призвать наших лицензиатов не нарушать действующее законодательство и соблюдать лицензионные требования в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности и торговли Пермского края от 18 мая 2023 г. N 03-01-03-102 "Об утверждении Докладов о результатах правоприменительной практики Министерства промышленности и торговли Пермского края"
Вступает в силу с 18 мая 2023 г.
Опубликование:
-