Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Стратегическая цель и описание сценариев развития
2.1. Стратегическая цель и приоритеты
Главными показателями развития муниципального образования являются его удобство для постоянного проживания людей, благоприятная экономическая ситуация, способствующая росту социально-экономической стабильности.
Стратегическая цель муниципального округа Красноселькупский район Ямало-Ненецкого автономного круга до 2035 - повышение эффективности и устойчивости экономики, улучшение качества жизни населения.
На основе полученных данных диагностики социально-экономического развития Красноселькупского района, основных конкурентных преимуществах муниципального образования и его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз предложены возможные сценарии развития.
Сценарии социально-экономического развития Красноселькупского района базируются на основных сценариях развития Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года, с учетом прогнозов развития мировой экономики и политики, долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Достижение поставленной цели возможно в результате решения пяти основополагающих направлений, которые представлены на рисунке 31:
1. Устойчивый экономический рост: развитие приоритетных направлений экономики, предпринимательской активности населения, потребительского рынка.
2. Повышение качества жизни: создание комфортных условий жизнедеятельности, развитие отраслей социальной сферы, повышение образовательного и культурного уровня населения.
3. Сохранение и устойчивое развитие КМНС: сохранение традиционных практик хозяйствования, этнокультурных особенностей и исторического наследия КМНС; обеспечение высокого качества образования, здравоохранения, доступности государственных и муниципальных услуг.
4. Рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности: адаптация к климатическим изменениям, предотвращение загрязнения и улучшение состояния природной среды, создание эффективной системы обращения с отходами.
5. Эффективное управление: улучшение качества и адресности государственных и муниципальных услуг населению, упрощение доступа к ним за счет цифровизации; повышение обоснованности и открытости принятия управленческих решений с использованием цифровых технологий и отраслевых систем управления; определение приоритетов на основе постоянного диалога с бизнесом и обществом.
В рамках приоритетных направлений развития предусмотрен комплекс ключевых мероприятий, реализация которых станет основой для разработки муниципальных программ Красноселькупского района.
Рисунок 31. Основная стратегическая цель и приоритеты социально-экономического развития Красноселькупского района
2.2. Пространственное развитие Красноселькупского района
Основные новые направления пространственного развития Красноселькупского района будут связаны с развитием топливно-энергетического комплекса и обеспечением их транспортной доступности Красноселькупского района.
Образование новых населенных пунктов не планируется.
Развитие транспортной инфраструктуры, позволит решить задачу пространственного развития Красноселькупского района и развить новые направления в экономике.
В рамках создания опорной сети автомобильных дорог предполагается:
- строительство к 2035 г. автомобильной дороги Коротаемо - Красноселькуп;
К 2035 г. автомобильные дороги будут обеспечены покрытием сигналом сотовой связи, районный центр село Красноселькуп и село Толька, в которых проживает более 500 человек будут подключены к магистральным линиям связи на скорости 1 Гбит/с и выше.
Общими чертами пространственного развития Красноселькупского района, характерными для всех районов автономного округа станут:
развитие комфортной среды для проживания, в том числе создание современных общественно-деловых пространств, зон отдыха и развлечений;
переселение населения из аварийных жилых домов;
развитие рынка арендного жилья;
развитие сектора потребительского рынка (развитие розничной торговли, платных услуг делового и бытового обслуживания и общественного питания);
развитие индустрии развлечений и негосударственного сектора персональных услуг в сфере здравоохранения, культуры и искусства, общего и дополнительного образования, туризма и спорта;
развитие малого и среднего бизнеса;
развитие современного и комфортного общественного транспорта;
повышение качества и доступности услуг учреждений социальной сферы;
обеспечение доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
ликвидация незаконных свалок, создание эффективной системы обращения с отходами;
строительство и/или реконструкция систем и сооружений водоснабжения и водоотведения в ряде населенных пунктов;
строительство подъездных дорог к административным центрам и населенным пунктам;
обеспечение круглогодичного транспортного сообщения между населёнными пунктами;
сокращение разрыва в качестве и доступности услуг учреждений социальной сферы между городскими округами и муниципальными округами, муниципальным районом;
строительство спортивных объектов;
создание многофункциональных культурных центров;
обеспечение блочными водоочистными сооружениями и насосными станциями небольших поселков;
газификация населенных пунктов и строительство новых электростанций.
При формировании сценариев учитывались следующие основные факторы социально-экономического развития Красноселькупского района:
- Разнообразие экосистем района, который при этом обладает сложными природно-климатическими условиями для развития многих отраслей социальной и экономической инфраструктуры;
- Тенденция снижения численности населения и заметный дисбаланс возрастного состава, выраженный в сокращении числа жителей трудоспособного возраста в сочетании с сохранением дефицита квалифицированных кадров;
- Сложная транспортная инфраструктура, которая негативным образом сказывается на развитии различных социально-культурных, экономических и социально-бытовых системах Красноселькупского района;
- Высокие показатели физического и морального износа материальной базы, зданий, инженерных инфраструктур и жилья;
- Ресурсная бюджетная ограниченность, зависимость от региональных трансфертов и рост социальной нагрузки на бюджет;
- Недостаточный объем инвестиций для реализации туристического, промышленного, инновационного потенциала района.
- В прогнозном периоде развитие района будет определяться следующими основными тенденциями:
- развитие систем транспорта и связи;
- ликвидация аварийного жилищного фонда и строительство нового жилья;
- развитие малого и среднего предпринимательства как в традиционных сферах деятельности, так и в других направлениях (агропромышленный комплекс, бытовые и персональные услуги);
- развитие туристического потенциала района: исторического, этнографического и экологического.
Экономические приоритеты Красноселькупского района на ближайшие годы будут преимущественно локализованы:
- в аграрном секторе, в котором целесообразно создание производственных цепочек, позволяющих эффективно перерабатывать местное сырье. В этой связи перспективным направлением является глубокая переработка продуктов (как сельского хозяйства, так и дикоросов);
- в инвестиционной сфере целесообразно обеспечение государственной поддержки, в частности софинансирование за счет средств окружного бюджета мероприятий по строительству объектов социальной сферы с целью повышения качества жизни населения и достижения базовых социальных стандартов;
- развитие малого и среднего предпринимательства.
- в туристско-рекреационный комплекс, в рамках развития которого представляется возможным создание туристического направления на базе исторических объектов, традиций и обычаев местного населения, а также природного потенциала района.
Структура видов экономической деятельности в секторе малого и среднего бизнеса не претерпит существенных изменений, причем основными видами деятельности малых и средних предприятий, по-прежнему, будут выступать оптовая и розничная торговля, транспорт и строительство, в то же время планируется развитие бытовых и персональных услуг для населения района, развитие производства продукции и местного сырья.
Конкурентоспособность отраслей района практически не изменится, что будет оказывать негативное влияние на динамику социально-экономического развития Красноселькупского района.
Развитие новых направлений, связанных с инновациями, высокими технологиями, а также различные направления малого и среднего бизнеса, будут весьма ограничены.
Демографическое развитие муниципального образования Красноселькупский район характеризуется сохранением текущего уровня показателей естественного движения населения, притоком мигрантов в трудоспособном возрасте и оттоком населения в возрасте старше трудоспособного. Приток мигрантов объясняется устойчивым ростом региональной экономики, что будет создавать дополнительный спрос на рынке труда на фоне стабилизации численности населения трудоспособного возраста. В результате тенденции повышения уровня и качества жизни пенсионеров в целом в стране, реализации государственных программ позволяющих приобретать жилье за пределами муниципального образования Красноселькупский район и автономного округа, сохранится тенденция оттока населения в возрасте старше трудоспособного.
Таким образом, экономический рост будет обеспечен, в первую очередь, за счет традиционных отраслей промышленности и потребительского сектора и сельского хозяйства.
Сохраниться тенденция медленного повышения платежеспособности населения Красноселькупского района. Уровень безработицы в муниципальном образовании практически не изменится.
Направления социальной сферы: образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, социальная защита, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортная инфраструктура, инфраструктура связи будут развиваться в соответствии с ранее заданными трендами.
Будут проводится стимулирующие мероприятия для повышения качества жизни населения, которые заданы в программах развития района.
В бюджетной сфере будут происходить процессы сохранения достигнутого уровня бюджетных доходов и социальной ориентации структуры бюджетных расходов.
Приоритетами развития Красноселькупского района, согласно данному сценарию, являются - повышение качества жизни населения и создание предпосылок для обеспечения устойчивости экономики.
Стратегические приоритеты и цели развития Красноселькупского района будут сопряжены с национальными целями Российской Федерации, которые направлены на прорывное развитие социально-экономической системы (укрепление демографического и экономического потенциала территории, повышение уровня жизни населения, обеспечение качественных условий для жизнедеятельности граждан и возможностей их самореализации).
Качество жизни населения будет обеспечиваться развитием социально-культурных и социально-бытовых направлений, что потребует значительных инвестиционных вливаний в эти сферы деятельности (жилищно-коммунальная сфера, ликвидация аварийного жилищного фонда и развитие жилищного строительства и рынка жилья, сфера услуг).
Повышение качества жизни приведет к росту численности населения и притоку трудовых ресурсов. Произойдет закрепление конкурентоспособных кадров на предприятиях Красноселькупского района.
В рамках сценария развития района планируется увеличение ассортимента и объема производства продовольственных товаров, ориентированных в основном на внутренне потребление в районе.
Производственные издержки будут снижаться за счет внедрения ресурсосберегающих технологий, что позволит повысить конкурентоспособность продукции предприятий района.
Механизмами, обеспечивающими внедрение приоритетов развития Красноселькупского района, являются проектное управление и проектный подход в муниципальном управлении; институты гражданского общества, призванные предельно демократизировать процессы разработки и внедрения мероприятий по реализации Стратегии.
Для выполнения данной цели все усилия органов местного самоуправления должны быть направлены, в первую очередь, на дальнейшее повышение качества и эффективности муниципального управления, расширение спектра оказываемых услуг, главным образом, за счет предприятий промышленного производства, малого и среднего бизнеса. Рост доходов бюджета будет происходить преимущественно за счет доходов от собственности, предпринимательской активности.
2.3. Этапы реализации Стратегии
Стратегия разрабатывается до 2035 г., но учитывает и перспективу до 2050 г. До 2035 г. выделяются три этапа по пять лет, по завершении каждого этапа Стратегия будет обновляться, в рамках периодов при необходимости будет проходить оперативная корректировка. Четвертый этап - на стратегическую перспективу 2036 - 2050 гг.
Первый этап (2021 - 2025 гг.) будет сфокусирован на повышении качества жизни населения автономного округа путем развития социальной и потребительской сфер, повышении конкурентоспособности, эффективности и управляемости экономики и преодолении последствий кризиса 2020 г. Проекты этого этапа будут тесно скоординированы с системой национальных проектов Российской Федерации.
В силу ряда глобальных и российских факторов темпы роста в рамках первого этапа будут относительно невысокими. Развитие в условиях продолжающегося кризиса, сохранения международных санкций в отношении ряда российских граждан и компаний, усиления ограничений на международных рынках капитала в совокупности с низкой ценой на нефть и газ, а также вызванного указанными факторами ухудшения экономической ситуации и возможного продолжения спада российской экономики сопряжено с существенными рисками.
Второй этап (2026 - 2030 гг.) сфокусирован на дальнейшей реализации инициатив по повышению качества жизни населения (привлечение, развитие, удержание). В рамках этапа ускорятся инвестиционные процессы во всей ТЭК-ориентированной экономике и потребительской сфере, что обеспечит выход на траекторию устойчивого экономического роста.
Третий этап (2031 - 2035 гг.) будет отмечен дальнейшим повышением качества жизни населения, ростом конкурентоспособности и диверсификации экономики.
Таблица 11
Ключевые инфраструктурные проекты Стратегии
Название проекта |
Сценарий |
|||||||
инерционный |
целевой |
|||||||
начало |
конец |
начало |
конец |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
Развитие транспортно-логистического комплекса | ||||||||
Аэропорт "Красноселькуп" |
2012 |
2022 |
2012 |
2021 |
||||
Вертолетные площадки (модернизация существующей наземной инфраструктуры) |
2021 |
2035 |
2021 |
2035 |
||||
Автодорога Коротчаево - Красноселькуп |
2026 |
2033 |
2024 |
2030 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.