На основании части 4 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пункта 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике Департамента общего образования Томской области при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2022 год (далее - Доклад).
2. Разместить Доклад на официальном сайте Департамента общего образования Томской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 июня 2023 года.
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на Гнездюкову О.Г., председателя комитета по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования.
Начальник Департамента |
И.Б. Грабцевич |
Утвержден
приказом
Департамента общего образования
Томской области
от 30.05.2023 N 133
Доклад
о правоприменительной практике Департамента общего образования Томской области при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2022 год
I. Общие положения
Доклад о правоприменительной практике Департамента общего образования Томской области при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2022 года (далее - Доклад) подготовлен на основании статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и пункта 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997.
Доклад содержит результаты обобщения правоприменительной практики, проводимого для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Департамент на основании Положения, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 13.11.2015 N 132, осуществляет полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и пунктом 5 статьи 6.3 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
В рамках реализации переданных полномочий в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 273-ФЗ Департамент осуществляет:
1) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Томской области, за исключением организаций, федеральный государственный контроль (надзор) в отношении которых отнесен законодательством к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в соответствии с частью 3 статьи 93 Федерального закона N 273-ФЗ являются:
- соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей,
- соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
- исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзор) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 (далее - Положение N 997).
2) государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.
Предметом государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования в соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения в сфере образования, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.
Государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На 1 января 2022 общее количество подконтрольных субъектов составляло 892, из них:
- 872 юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на территории Томской области, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности,
- 20 органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ.
II. Отнесение объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
Согласно Федеральному закону N 248-ФЗ государственный контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных надзорных мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
Контрольный (надзорный) орган для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из категорий риска причинения вреда (ущерба).
Положением о федеральном государственном контроле (надзор) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997, определены 3 вида риска (высокий, средний и низкий), а также установлены критерии отнесения указанных объектов к категориям риска в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Низкий риск: деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - контролируемые лица), по реализации одной или нескольких основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию образовательной деятельности (за исключением образовательных программ дошкольного образования, основных программ профессионального обучения), и (или) дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций (далее - образовательная деятельность контролируемых лиц).
Средний риск:
1) образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки или органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору), от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований и (или) исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска.
2) образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2 (в части сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении) в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска.
Высокий риск: образовательная деятельность контролируемых лиц при одновременном наличии критериев вероятности несоблюдения обязательных требований, установленных для средней категории риска.
Распоряжением Департамента общего образования Томской области от 24.09.2021 N 1554-р "Об отнесении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" образовательная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Томской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") отнесена к определенной категории риска, в соответствии с которой в отношении контролируемых лиц проводились контрольные (надзорные) и профилактические мероприятия в 2022 году (из расчета количества контролируемых лиц на дату отнесения):
1) к категории высокого риска отнесены 15 подконтрольных лиц, что составляет 1,7 % от общего количества подконтрольных лиц;
2) к категории среднего риска отнесены 148 подконтрольных лиц, что составляет 16,9 % от общего количества подконтрольных лиц;
3) к категории низкого риска отнесены 715 подконтрольных лица, что составляет 81,4 % от общего количества подконтрольных лиц.
Отнесение объекта государственного контроля (надзора) к одной из категорий риска осуществляется контрольным (надзорным) органом ежегодно на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска. В случае поступления от контролируемого лица в контрольный (надзорный) орган о соответствии объекта государственного контроля (надзора) критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска иной категории риска контрольный (надзорный) орган в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска такого объекта.
Сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска, может осуществляться в ходе профилактического визита.
III. Организация и проведение профилактических мероприятий
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. Государственный контроль (надзор) должен быть направлен на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.
Положение N 997 устанавливает, что при осуществлении государственного контроля (надзора) контрольный (надзорный) орган в сфере образования проводит следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
В течение 2022 года Департамент реализовывал перечень мероприятий, который был предусмотрен Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемы законом ценностям в сфере образования на 2022 год, утвержденной распоряжением Департамента от 15.12.2021 N 1947-р.
В рамках реализации указанной Программы профилактики на 2022 год Департаментом были проведены все профилактические мероприятия, предусмотренные Положением N 997.
Информирование Департаментом проводилось в следующих формах:
1) направление письменных разъяснений по основным вопросам осуществления образовательной деятельности (всего направлено 6 информационных писем);
2) участие в совещаниях с руководителями и специалистами организаций, осуществляющих образовательную деятельность (принято участие в 9 совещаниях), в том числе по вопросам:
- обеспечения и закупки учебной литературы общеобразовательными организациями Томской области в 2022 году с учетом введения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов;
- вопросам качества подготовки кандидатов в водители транспортных средств;
- правил ведения официального сайта образовательной организации;
- сочетания различных форм получения образования и форм обучения при организации образовательного процесса;
- внесения сведений о выданных документах об образовании в ФИС ФРДО в период приемной кампании 2022 года;
- альтернативного изучения отдельных школьных предметов в частных образовательных организациях;
- обязательных требований к порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
- обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования в части обеспечения образовательного процесса учебниками и учебными пособиями.
Консультирование контролируемых лиц осуществлялось специалистами Департамента в ходе профилактических визитов по вопросам по вопросам соблюдения обязательных требований, а также по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора).
В соответствии с Программой профилактики на 2022 год специалистами Департамента были проведены профилактические визиты в образовательные организации и организации, осуществляющие обучение. Всего в 2022 году проведено 108 профилактических визита, из них:
- 5 обязательных профилактических визита в отношении контролируемых лиц, объекты контроля которых отнесены к высокой категории риска (в первый год со дня принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории высокого риска);
- 8 обязательных профилактических визита в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности;
- 69 профилактических визита в отношении иных контролируемых лиц в соответствии с Программой профилактики на 2022 год;
- 26 профилактических визита по инициативе контролируемых лиц.
Профилактические визиты проводились в 2022 году в отношении следующих
категорий контролируемых лиц:
- общеобразовательных организаций - 56;
- автошкол - 20;
- организаций среднего профессионального образования - 4;
- дошкольных образовательных организаций - 12;
- иных юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей - 16.
Профилактические визиты в автошколы проводились в 2022 году на основании
обращения Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Томской области от 03.03.2022 N 20/2526 "О предоставлении информации" с целью повышения качества подготовки кандидатов в водители организациями, осуществляющими образовательную деятельность по подготовки водителей транспортных средств категории "В".
В течение 2022 года специалистами отдела контроля и надзора было рассмотрено более 50-и обращений по вопросам соблюдения прав граждан на получение образования и нарушений обязательных требований в сфере образования. В результате рассмотрения всех обстоятельств, изложенных в обращениях, в 2022 году объявлено 17 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, из них трем организациям, осуществляющим образовательную деятельность, предостережения объявлялись два и более раз.
В связи с наличием у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, полученных в результате рассмотрения поступивших в Департамент в 2022 год обращений Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), образовательным организациям было объявлено 7 предостережений:
- 5 предостережений объявлено по вопросам несоблюдения обязательных требований, предусмотренных частью 9 статьи 98 Федерального закона N 273-ФЗ, пунктами 4, 6, 11 Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 N 825;
2 предостережения по вопросу несоблюдения обязательных требований, установленных пунктом 21 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.10.2020 N 546, в части выдачи аттестатов о среднем общем образовании с отличием участникам ГИА-11 (выпускникам), не соответствующим установленным требованиям к претендентам на получение такого аттестата.
Всего по итогам 2022 года объявлено 47 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в сфере образования:
- общеобразовательным организациям - 22 предостережения;
- организациям дополнительного образования - 15 предостережений;
- профессиональным образовательным организациям - 3 предостережения;
- организациям дополнительного профессионального образования - 3 предостережения;
- дошкольным образовательным организациям - 2 предостережения;
- организациям, осуществляющим обучение, - 2 предостережения.
Наибольшее количество предостережений (13) было объявлено по вопросу невнесения или несвоевременного внесения образовательными организациями сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении.
В 2022 году на одно предостережение контролируемым лицом было подано возражение в соответствии с пунктом 16 Положения N 997. Возражение было рассмотрено в установленные сроки, по результатам рассмотрения возражения было принято решение об отказе в удовлетворении возражения в отношении предостережения в связи с отсутствием оснований.
IV. Организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий
На основании статьи 56 Федерального закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) мероприятия могут быть проведены как посредством взаимодействия с контролируемым лицом, так и без взаимодействия.
При осуществлении государственного контроля (надзора) взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).
Согласно части 2 статьи 56 Федерального закона N 248-ФЗ к контрольным (надзорным) мероприятиям, проводимым посредством взаимодействия относятся: контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка, а к контрольным (надзорным) мероприятиям, проводимым без взаимодействия, на основании части 3 указанной статьи - наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование.
При этом контрольные (надзорные) мероприятия из числа указанных в части 2 статьи 56 Федерального закона N 258-ФЗ, проводимые в рамках конкретного вида контроля, устанавливаются Положением о виде контроля. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия не требуют дополнительного указания в положении о виде контроля на их проведение.
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий посредством взаимодействия с контролируемым лицом
В соответствии с Положением N 997 при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования посредством взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
- документарная проверка
- выездная проверка.
Документарная проверка проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа в сфере образования. Срок проведения документарной проверки составляет 10 рабочих дней.
Положением N 997 определен перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в ходе документарной проверки:
а) истребование документов;
б) получение письменных объяснений;
в) экспертиза.
Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица и (или) его филиалов. Выездная проверка может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи. Срок проведения выездной проверки составляет 5 рабочих дней. В отношении контролируемого лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов. Срок проведения выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, составляет 10 рабочих дней.
Положением N 997 определен перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в ходе выездной проверки:
а) осмотр;
б) опрос;
в) истребование документов;
г) получение письменных объяснений;
д) экспертиза.
Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году осуществлялось в соответствии с Планом проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год, утвержденным распоряжением Департамента от года N 1900-р (далее - План проверок на 2022 год).
План Проверок на 2022 год предусматривал проведение плановых выездных проверок в отношении 82-х объектов контроля (надзора), отнесенных к высокой (9 объектов) и средней (73 объекта) категории риска.
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", устанавливающего запрет (ограничение) на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, Департаментом принято распоряжение от 11.03.2022 N 308-р "О внесении изменений в План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год", согласно которому из Плана проверок на 2022 год были исключены 69 контрольных (надзорных) мероприятий.
В связи с этим в 2022 году Департаментом проведено 13 плановых проверок. С учетом внесенных изменений, связанных с исключением проверок, План проверок на 2022 год исполнен в полном объеме.
Помимо проведения плановых проверок, в 2022 году проведено 2 внеплановые выездные проверки (в 2021 году - 1), основанием для проведения которых послужила информация, полученная из обращений граждан о нарушении обязательных требований со стороны организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Одна внеплановая проверка проведена до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", вторая - по согласованию с органами прокуратуры Томской области в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 данного постановления при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
В 2022 году в ходе плановых проверок, проведенных в рамках федерального государственного контроля (надзора) выявлено 128 нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования. Среднее количество нарушений обязательных требований законодательства, выявленных в ходе одной плановой проверки в 2022 году, составило 9,8 нарушений.
При проведении плановых проверок в 2022 году выявлено 9 правонарушений (в 2021 году - 16). Доля правонарушений в общем числе выявленных в 2022 году нарушений составляет 7 %. При проведении внеплановых проверок в 2022 году выявлено 3 нарушения обязательных требований, а также 1 правонарушение.
По результатам проведенных плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
1) организациям, осуществляющим образовательную деятельность, выдано 15 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере образования;
2) составлено и передано в суд для рассмотрения 10 протоколов о правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в т.ч.:
- 7 протоколов по части 3 статьи 19.20. КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна));
- 1 протокол по части 2 статьи 19.20. КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна));
- 1 протокол по части 5 статьи 19.30. КоАП РФ (нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию);
- 1 протокол по части 1 статьи 5.57. КоАП РФ (нарушение прав граждан на получение образования).
По итогам рассмотрения судами 10-ти дел об административных правонарушениях к административной ответственности привлечено 9 должностных лиц (руководителей) организаций, осуществляющих образовательную деятельность:
- вынесено 6 предупреждений;
- наложено 2 административных штрафа на общую сумму 90 тысяч рублей;
- 1 дело прекращено в связи с истечением сроков давности.
С привлечением экспертов проведено 8 плановых проверок, что составляет 61,5% от общего количества проверок в 2022 году (в 2021 году - 47,8%).
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований;
- выездное обследование.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится в отношении объектов государственного контроля (надзора) на основании задания руководителя (заместителя руководителя) Департамента. При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) проводится сбор, анализ данных об объектах государственного контроля (надзора), имеющихся у контрольного (надзорного) органа в сфере образования, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных из государственных информационных систем, а также информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет".
Под выездным обследованием понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
В целях реализации положений Федерального закона N 248-ФЗ в 2022 году Департаментом проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) по следующим темам:
- соблюдение порядка и сроков внесения сведений о документах об образовании в ФИС "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
- соблюдение организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам в области физической культуры и спорта, требований, установленных к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации;
- соблюдение обязательных требований Российской Федерации в сфере образования организациями, осуществляющими обучение частных охранников.
По результатам мониторингов выдано 23 предостережения, из них:
- 8 предостережений по нарушению порядка и сроков внесения сведений в ФИС "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
- 12 предостережений по несоблюдению требований, установленных к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации;
3 предостережения по несоблюдению требований, установленных законодательством к организации образовательного процесса по программам обучения частных охранников.
2) выездное обследование: проведено 1 выездное обследование, основанием для проведения которого послужило обращение гражданина об отсутствии в общеобразовательной организации условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования.
V. Типичные нарушения, выявленные в 2022 году в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных Департаментом в 2022 году в отношении юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), можно выделить ряд типичных нарушений обязательных требований:
В части нарушений лицензионных требований (всего 7 организаций):
1) нарушение подпункта "д" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности" (далее - Положение о лицензировании N 1490), пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ - отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии (указанное нарушение выявлено в 4-х общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок);
2) нарушение подпункта "в" пункта 7 Положения о лицензировании N 1490, пунктов 2.2, 2.8, 2.9 (с приложением N 7 "варианты 7.1, 7.2") ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598, (указанные нарушения выявлены в 3-х общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок):
- отсутствует адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1);
- отсутствует адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2);
- учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2), не содержит обязательные для обучающихся по АООП ЗПР (вариант 7.2) коррекционные курсы: "Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)", "Ритмика"; установлено отсутствие рабочих программ перечисленных коррекционно-развивающих курсов, а также установлено отсутствие в структуре учебного плана обязательного элемента "Коррекционно-развивающей области" (не менее 5-ти часов в неделю);
19.12.2014 нарушение подпункта "в" пункта 7 Положения о лицензировании N 1490, части 1 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ, пунктов 2.9.3, 2.9.8 (с приложением "Таблица N 1" - вариант 2) ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от N 1599:
- отсутствие рабочей программы обязательного коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия" (указанное нарушение выявлено в 2-х общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок);
- отсутствие рабочей программы обязательных коррекционных курсов "Сенсорное развитие", "Двигательное развитие", "Альтернативная коммуникация", "Коррекционно-развивающие занятия", реализация которых является обязательной при обучении по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям), тяжелыми и множественными нарушениями развития. В ходе проверки установлено, что указанные коррекционные курсы в образовательной организации не реализуются, рабочие программы курсов отсутствуют, расписанием занятий и журналами текущего контроля успеваемости факт реализации коррекционных курсов не подтверждается (указанное нарушение выявлено в 1-м общеобразовательном учреждении в ходе плановой проверки);
3) нарушение подпункта "а" пункта 7 Положения о лицензировании N 1490, части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" - образовательная деятельность осуществляется по адресам не заявленным в приложении к лицензии (указанное нарушение выявлено в 1-м общеобразовательном учреждении в ходе плановой проверки).
В части нарушений к разработке образовательных программ (всего 6 организаций):
1) нарушение части 7 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, пункта 2.9.3 (с учётом приложения) ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от N 1599, - в организационном разделе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью учебный план по структуре не соответствует требованиям стандарта: в нем не представлен перечень обязательных коррекционно-развивающих курсов в соответствии с требованием стандарта (указанное нарушение выявлено в 4-х общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок), наименования предметов не соответствуют требованиям стандарта (указанное нарушение выявлено в 2-х общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок;
2) нарушение части 6 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, пункта 2.13 ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155, - основная образовательная программа дошкольного образования не содержит дополнительный раздел с текстом ее краткой презентации, ориентированной на родителей (законных представителей) детей (указанное нарушение выявлено в 4-х общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок);
3) нарушение части 7 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, пункта 14 ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897, - в содержательном разделе Основной образовательной программы основного общего образования не представлена рабочая программа воспитания (указанное нарушение выявлено в 3-х общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок);
4) нарушение части 7 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, пункта 16 ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 - в содержательном разделе Основной образовательной программы начального общего образования не представлена рабочая программа воспитания (указанное нарушение выявлено в 2-х общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок);
В части нарушений требований к сайту (всего 8 организаций):
Нарушение части 2 статьи 29 Федерального закона N 273-ФЗ, Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831 - на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" в специальном разделе "Сведения об образовательной организации" представлена информация, которая по своей структуре не соответствует установленным требованиям (указанное нарушение выявлено в 8-и общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок).
В части нарушений требований к уровню квалификации педагогических работников, организации прохождения повышения квалификации, аттестации на подтверждение занимаемой должности (всего 10 организаций):
19.12.2014 нарушение пункта 5 части 3 статьи 28, пункта 2 части 5 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ, пунктов 3.1, 3.4 ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от N 1598:
- не организовано обучение по программам дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации) педагогических работников (учителей начальных классов), реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования, в части получения образования обучающимися с ОВЗ (указанное нарушение выявлено в 5-ти общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок);
- не организовано обучение по программам дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации) педагогических работников по профилю педагогической деятельности (указанное нарушение выявлено в 10-ти общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок);
1) нарушение части 1 статьи 46 Федерального закона N 273-ФЗ - на педагогические должности "учитель", "педагог дополнительного образования" приняты сотрудники, не отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационном справочнике - Едином квалификационном справочнике должностей руководителей специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 года N 761н (указанное нарушение выявлено в 2-х общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок);
2) нарушение части 2 статьи 49 Федерального закона N 273-ФЗ, пункта 5 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 N 276, - не подтверждено/не организовано проведение аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности в установленные сроки педагогических работников (указанное нарушение выявлено в 6-и общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок);
В части нарушений при организации приема обучающихся (всего 7 организаций):
1) нарушение частей 1, 2 статьи 53 Федерального закона N 273-ФЗ - издание распорядительного акта о приеме на обучение по образовательной программе дошкольного образования предшествует заключению договора об образовании (указанное нарушение выявлено в 1-м общеобразовательном учреждении в ходе плановой проверки);
2) нарушение требований подпунктов "в", "ж", "и", "к", "м", "н" пункта 9, пункта 15 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15.05.2020 N 236, - осуществлен прием обучающихся на обучение по программе дошкольного образования без личного заявления родителей (законных представителей), разработанная форма заявления родителей (законных представителей) о приеме ребенка в группу дошкольного образования, не соответствует указанным требованиям пункта 9 Порядка (указанное нарушение выявлено в 5-и общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок);
3) нарушение пункта 11 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15.05.2020 N 236, - в заявлении о приеме на обучение в группу дошкольного образования установлено необоснованное требование предоставления родителями (законными представителями) копии СНИЛС (указанное нарушение выявлено в 1-м общеобразовательном учреждении в ходе плановой проверки);
4) нарушение части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ, пункта 12 Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.03.2014 N 177, - отсутствие письменного уведомления исходной организации о номере и дате распорядительного акта о зачислении обучающегося в принимающую организацию (в течение двух рабочих дней) (указанное нарушение выявлено в 1-м общеобразовательном учреждении в ходе плановой проверки).
Нарушения в части организации реализации дополнительных общеобразовательных программ (всего 10 организаций):
1) нарушение части 4 статьи 75 Федерального закона N 273-ФЗ, пункта 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 N 196, - разработанный локальный нормативный акт, регламентирующий порядок осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, содержит неверные определения направленностей дополнительных общеобразовательных программ (указанное нарушение выявлено в 7-и общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок);
2) нарушение пункта 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 N 196, - направленности дополнительных общеобразовательных программ не верно определены или не определены (указанное нарушение выявлено в 5-и общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок).
Нарушения в части обеспечения безопасности и профилактики несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации (всего 10 организаций):
1) нарушение пунктов 8, 9 части 1 статьи 41 Федерального закона N 273-Ф3:
- в кабинете химии и биологии химические вещества (реагенты) не разведены по группам хранения (указанное нарушение выявлено в 6-и общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок);
- в кабинете информатики на компьютерах не установлена система контентной фильтрации, обеспечивающая ограничение доступа к интернет-ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания обучающихся (указанное нарушение выявлено в 1-м общеобразовательном учреждении в ходе плановой проверки, в 1-м учреждении в ходе внеплановой проверки);
- отсутствуют инструктажи (проведение не подтверждено документами) по технике безопасности с учащимися при проведении учебных и практических занятий в кабинетах химии, физики, технологии (указанное нарушение выявлено в 1-м общеобразовательном учреждении в ходе внеплановой проверки);
- не организована работа медицинского кабинета: отсутствует медицинский персонал и не проведено с 2020 года лицензирование (указанное нарушение выявлено в 1- м общеобразовательном учреждении в ходе внеплановой проверки);
- санитарное состояние учебных и вспомогательных помещений не соответствует требованиям, предъявляемым к соблюдению санитарно-эпидемиологического режима, в т.ч. не организована работа уборщиц служебных помещений (указанное нарушение выявлено в 1-м общеобразовательном учреждении в ходе внеплановой проверки);
- отсутствует журнал учета несчастных случаев с обучающимися (указанное нарушение выявлено в 1-м общеобразовательном учреждении в ходе внеплановой проверки);
2) нарушение пункта 11 части 1 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ - не организовано обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи (указанное нарушение выявлено в 5-и общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок);
Нарушения при организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов (всего 5 организаций):
1) нарушение части 3 статьи 55 Федерального закона N 273-ФЗ - без учета согласия родителей (законных представителей) организовано обучение по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью, для обучающихся с ОВЗ (указанное нарушение выявлено в 4-х общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок);
2) нарушение части 10 статьи 66 Федерального закона N 273-ФЗ - организовано обучение на дому детей-инвалидов, обучающихся по адаптированной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 2) без учета Порядка регламентации и оформления отношений областной государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, утвержденного приказом Департамента общего образования Томской области от 24.09.2014 N 15 (далее - Порядок), и принятого на основании части 11 статьи 66 Федерального закона N 273-ФЗ, а именно:
- в нарушение пункта 3 Порядка в организации обучение организовано без заключения медицинской организации (указанное нарушение выявлено в 2-х общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок);
- в нарушение пункта 10 Порядка не определен объем максимальной недельной нагрузки ребенка при обучении на дому с учетом рекомендаций медицинской организации, психолого-медико-педагогической комиссии (указанное нарушение выявлено в 2-х общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок).
Нарушения в части организации образовательного процесса по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (всего 4 организаций):
1) нарушение пункта 3 части 4 статьи 41 Федерального закона N 273-Ф3 локальным нормативным актом, регламентирующим режим занятий обучающихся, без учета Требований к организации образовательного процесса (таблица 6.6) СанПиН 1.2.3685-21 (утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2) установлена продолжительность уроков в 1 классе с января по май 45 минут (указанное нарушение выявлено в 2-х общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок);
2) нарушение части 1 статьи 58 Федерального закона N 273-Ф3 локальным нормативным актом, регламентирующим порядок осуществления текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации учащихся предусмотрено проведение промежуточной аттестации со второго класса, а также предусмотрен допуск к промежуточной аттестации и освобождение от промежуточной аттестации отдельных категорий обучающихся (указанное нарушение выявлено в 2-х общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок);
3) нарушение части 5 статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ - осуществляется оставление на повторное обучение обучающихся, имеющих академическую задолженность, без установления сроков для ликвидации академической задолженности (не более двух раз в сроки, установленные образовательной организацией) (указанное нарушение выявлено в 1-м общеобразовательном учреждении в ходе плановой проверки).
Нарушения в части защиты прав обучающихся (всего 8 организаций):
1) нарушение части 5 статьи 43 Федерального закона N 273-ФЗ, пункта 2 Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2013 N 185 - произведено отчисление обучающегося по образовательным программам начального общего образования за неисполнение обучающимся договора в части дисциплинарных норм (систематическое поведение, унижающее честь и достоинство других учащихся, учителей, воспитателей; срывы учебного процесса на уроках; систематическое, осознанное невыполнение технологических, организационных требований, обеспечивающих образовательный процесс) (указанное нарушение выявлено в 1-м общеобразовательном учреждении в ходе внеплановой проверки);
2) нарушение части 3 статьи 45 Федерального закона N 273-ФЗ:
- комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создана с нарушением требования равного представительства совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность либо ЛНА, устанавливающий порядок создания комиссии, предусматривает создание комиссии с нарушением принципа равного представительства (указанное нарушение выявлено в 6-и общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок);
- не создана комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (указанное нарушение выявлено в 3-х общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок).
Нарушения в части исполнения образовательной организацией компетенций, установленных статьей 28 Федерального закона N 273-ФЗ (всего 8 организаций):
1) нарушение части 2 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ - не приняты локальные нормативные акты, определяющие: порядок приостановления образовательных отношений между организацией и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, режим занятий обучающихся (указанное нарушение выявлено в 3-х общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок)
2) нарушение части 3 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ - локальный нормативный акт, затрагивающий права обучающихся образовательной организации (Правила внутреннего распорядка обучающихся) принят без учета мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся (указанное нарушение выявлено в 2-х общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок);
3) нарушение пункта 7 части 3 статьи 28 N 273-ФЗ - программа развития образовательной организации не разработана и не согласована с учредителем (указанное нарушение выявлено в 5-и общеобразовательных учреждениях в ходе плановых проверок).
VI. Заключительные положения
В целях планирования проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год принято распоряжение Департамента от 08.09.2022 N 1424-р "Об отнесении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", согласно которому (из расчета количества контролируемых лиц на дату отнесения):
1) к категории высокого риска отнесены 16 контролируемых лиц, что составляет 1,9 % от общего количества контролируемых лиц (в 2021 году данный показатель составлял 1,7 %);
2) к категории среднего риска отнесены 220 контролируемых лиц, что составляет 25,7 % от общего количества подконтрольных лиц (в 2021 году - 16,9 %);
3) к категории низкого риска отнесены 619 контролируемых лиц, что составляет 72,4 % от общего количества подконтрольных лиц (в 2021 году - 81,4 %).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 248-ФЗ периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, определяются положением о виде контроля соразмерно рискам причинения вреда (ущерба).
На основании Положения N 997 плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных и документарных проверок в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
- для категории высокого риска - один раз в 3 года;
- для категории среднего риска - один раз в 4 года;
- в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) установлены ограничения на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок до 2030 года. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся при условии согласования с органами прокуратуры по основаниям, указанным в подпункте "а" пункта 3 Постановления N 336, без такого согласования - по перечню поручений и оснований, указанных в подпункте "б" данного пункта, с извещением органов прокуратуры - в отношении некоммерческих организаций по основаниям, указанным в подпункте "в". При этом согласно пункту 10 Постановления N 336 в отношении контролируемых лиц допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия. Проведение таких мероприятий не требует согласования с органами прокуратуры.
Таким образом, задачей государственного контроля на 2023 год прежде всего является предупреждение нарушений.
Распоряжением Департамента от 15.12.2022 N 2111-р в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования на 2023 год. Указанная программа размещена на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента общего образования Томской области от 30 мая 2023 г. N 133 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике Департамента общего образования Томской области при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2022 год"
Вступает в силу с 6 июня 2023 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 июня 2023 г. N 7001202306060006