Руководствуясь частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Доклад о правоприменительной практике Министерства образования и науки Пермского края при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2022 год.
2. Разместить Доклад о правоприменительной практике на официальном сайте Министерства образования и науки Пермского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Заместитель министра, начальник управления надзора и контроля в сфере образования |
С.С. Санникова |
УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства образования
и науки Пермского края
от 31.05.2023 N 26-01-06-547
Доклад
о правоприменительной практике Министерства образования и науки Пермского края при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2022 год
I. Общие положения
Настоящий доклад подготовлен в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), пунктом 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997 (далее - Положение о контроле в сфере образования).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), статьей 6 Закона Пермского края от 12 марта 2014 г. N 308-ПК "Об образовании в Пермском крае", Положением о Министерстве образования и науки Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 21 октября 2013 г. N 1460-п, полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории Пермского края осуществляет Министерство образования и науки Пермского края (далее - Министерство).
К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия:
1) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона N 273;
2) государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования;
3) лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона N 273;
4) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 6 Федерального закона N 273;
5) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.
В докладе отражены результаты обобщения Министерством правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности за 2022 год.
II. Предмет, цели и задачи федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Целью обобщения правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Министерства является предупреждение и профилактика нарушений обязательных требований в сфере образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
III. Объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
Объектом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования является образовательная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Пермского края, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона N 273-ФЗ.
Контролируемыми лицами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, зарегистрированные по месту нахождения (индивидуальные предприниматели, зарегистрированные по месту жительства) на территории Пермского края (за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно).
Общее количество контролируемых лиц на конец 2022 года составило 1624 юридических лица и индивидуальных предпринимателя, соотношение между которыми в общей численности представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также приравниваются индивидуальные предприниматели. Соотношение таких организаций в общей численности контролируемых лиц отражено на рисунке 2.
Рисунок 2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность
Учет объектов федерального государственного контроля (надзора) осуществляется посредством:
1) реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности;
2) государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам";
3) государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования;
4) федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
5) федеральной информационной системы "Единый государственный реестр юридических лиц";
6) федеральной информационной системы "Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей";
7) иных государственных и региональных информационных систем путем межведомственного информационного взаимодействия.
При осуществлении Министерством федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования применяется единый механизм организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий (проверок) в отношении объектов контроля.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска). Критерии отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям утверждены Положением о контроле в сфере образования.
Критерием вероятности несоблюдения обязательных требований с отнесением к средней категории риска является наличие одного из указанных ниже оснований:
1) образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки или органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору), от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований и (или) исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска;
2) образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2 (в части сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении), в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска.
Критериями вероятности несоблюдения обязательных требований с отнесением к высокой категории риска является образовательная деятельность контролируемых лиц при одновременном наличии критериев вероятности несоблюдения обязательных требований, указанных в пунктах 1) и 2).
На основании части 4 статьи 24 Федерального закона N 248-ФЗ в случае, если объект контроля не отнесен контрольным (надзорным) органом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
Отнесение объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к одной из категорий риска осуществляется Министерством ежегодно на основе сопоставления его характеристик с установленными критериями отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска и утверждается приказом.
Приказ Министерства от 30 августа 2022 г. N 26-01-06-820 "Об отнесении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям высокого и среднего риска" размещен на официальном сайте Министерства.
Применение риск-ориентированного подхода позволяет констатировать значительное снижение количества объектов федерального государственного контроля (надзора), отнесенных к высокой и средней категории риска.
Так, в 2021 году количество объектов контроля, отнесенных к категории высокого и среднего риска, составило 251 (16% от общего количества), в 2022 году - 103 (6% от общего количества) (рисунок 3).
Рисунок 3. Категорирование объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2021 - 2022 годы
В 2022 году в адрес Министерства заявлений от контролируемых лиц об изменении категории риска осуществляемой ими деятельности либо наличии оснований для отнесения их к иной категории риска не поступало.
IV. Обязательные требования законодательства в сфере образования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках контрольных (надзорных) мероприятий
Под обязательными требованиями в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) понимаются требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования).
Обязательные требования устанавливаются исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей (далее - охраняемые законом ценности).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 15 Федерального закона N 247-ФЗ с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года, несоблюдение обязательных требований, установленных такими нормативными правовыми актами, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 утвержден Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона (в отношении федерального государственного надзора в сфере образования - пункты 423 - 468).
В соответствии с требованиями пункта 5 Правил размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 г. N 1722 (далее - Правила), Министерством просвещения Российской Федерации по согласованию с Рособрнадзором 21 сентября 2021 года утвержден Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 7 Правил Перечень подлежит размещению в 10-дневный срок со дня его утверждения или актуализации на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, а также в 15-дневный срок со дня его утверждения - на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) или разрешительной деятельности.
Указанный Перечень размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://minobr.permkrai.ru/ в табличном виде с возможностью его скачивания для неограниченного круга лиц в формате XLSX (в ред. от 04.04.2022, 07.11.2022, 23.03.2023).
V. Контрольные (надзорные) мероприятия, основания их проведения, контрольные (надзорные) действия
Под контрольными (надзорными) мероприятиями понимается совокупность действий надзорных органов, связанных с проведением проверки выполнения контролируемыми лицами обязательных требований, осуществлением необходимых испытаний и экспертиз, с последующим оформлением результатов и принятием мер.
При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерством проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, может быть:
1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ;
6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.
Контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом включают в себя выездные и документарные проверки и могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, следующих контрольных (надзорных) действий:
1) осмотр;
2) опрос;
3) истребование документов;
4) получение письменных объяснений;
5) экспертиза.
Набор допустимых контрольно-надзорных действий отличается в зависимости от вида проверки.
Так, в ходе документарной проверки перечень допустимых контрольных (надзорных) действий содержит: истребование документов, получение письменных объяснений и экспертизу.
Для выездной проверки вышеуказанный перечень допустимых контрольных (надзорных) действий дополнен осмотром и опросом.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных и документарных проверок в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - один раз в 4 года.
В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом включают в себя наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), выездное обследование и проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа.
В 2022 году Министерством проведены следующие контрольные (надзорные) мероприятия.
План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год составлен на основе риск-ориентированного подхода с учетом допустимой периодичности проведения контрольных (надзорных) мероприятий утвержден приказом Министерства образования и науки Пермского края от 07 декабря 2021 г. N 26-21-08-21 "Об утверждении плана проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год" (далее - План проведения КНМ на 2022 год).
По итогам согласования с прокуратурой Пермского края в План проведения КНМ на 2022 год включено 43 объекта федерального государственного контроля (надзора), отнесенных к категории высокого и среднего риска.
В целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) в План проведения КНМ на 2022 год внесены изменения в части исключения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении 37 объектов федерального государственного контроля (надзора).
Действие постановления N 336 коснулось и проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий. В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 постановления N 336 для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году были предусмотрены следующие основания:
поручение Президента Российской Федерации;
поручение Председателя Правительства Российской Федерации, принятое после вступления в силу настоящего постановления;
поручение заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятое после вступления в силу настоящего постановления и согласованное с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В 2022 году в отношении контролируемых лиц осуществлено 21 контрольное (надзорное) мероприятие со взаимодействием, из них:
плановых - 6;
внеплановых - 15.
Все плановые контрольные (надзорные) мероприятия проведены в форме выездной проверки.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проведены в формах:
выездных проверок - 1;
документарных проверок - 14.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводились по следующим основаниям:
наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров - 2;
истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ, - 11;
по поручению Президента Российской Федерации - 0;
по поручению Председателя Правительства Российской Федерации - 0;
по поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации, - 0;
по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям - 2.
По окончании проведения плановых и внеплановых проверок Министерством составлены акты, в которых указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
В отношении одного юридического лица проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности).
Ввиду этого должностным лицом Министерства составлен акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом.
Данные обстоятельства свидетельствовали о наличии в действиях юридического лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, - действия (бездействия) воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшее невозможность проведения или завершения проверки.
По данному факту уполномоченным на возбуждение дела об административном правонарушении в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
Постановлением мирового суда юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.
С 1 марта 2022 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), которые предусматривают возможность приостановления действия лицензии на срок до трех месяцев со дня принятия лицензирующим органом решения о приостановлении по результатам рассмотрения акта о невозможности проведения периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям либо акта о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
В соответствии со статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ, статьей 20 Федерального закона N 99-ФЗ на основании акта проверки о невозможности проведения проверки в отношении контролируемого лица Министерством принято решение о приостановлении действия лицензии на право осуществления образовательной деятельности сроком на 3 месяца.
В силу того что контролируемое лицо в период приостановления действия лицензии не устранило причины, в результате которых проведение контрольных (надзорных) мероприятий оказалось невозможным, действие лицензии на осуществление образовательной деятельности было прекращено.
В 2022 году было проведено 1351 контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) проводился сбор, анализ данных об объектах государственного контроля (надзора), имеющихся в Министерстве, в том числе данных, которые поступали из Рособрнадзора посредством использования информационной системы, обеспечивающей автоматизацию контрольно-надзорной деятельности за органами государственной власти субъектов РФ, а также осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий, и данных, содержащихся в государственных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных.
В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) проводилась оценка соблюдения следующих обязательных требований:
- содержание информации на главной странице подраздела "Общие сведения" о местах осуществления образовательной деятельности, в том числе сведений об адресах мест осуществления образовательной деятельности, которые в соответствии с частью 4 статьи 91 Федерального закона N 273-ФЗ не включаются в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности.
По результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) 598 контролируемым лицам были выданы предостережения о нарушении обязательных требований в сфере образования.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов, не устанавливается срок его исполнения, соответственно, контролируемые лица не привлекаются к ответственности за непринятие мер по недопустимости нарушения обязательных требований.
VI. Сведения о реализации мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Виды профилактических мероприятий, которые проводятся при осуществлении государственного контроля (надзора), определяются положением о виде контроля.
В соответствии с Положением о контроле в сфере образования Министерство проводит следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
В 2022 году мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований, реализованы Министерством в соответствии с Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования Министерства образования и науки Пермского края на 2022 год, утвержденной приказом Министерства от 20 декабря 2021 г. N 26-01-06-1351 (далее - Программа профилактики).
Общее количество проведенных профилактических мероприятий в 2022 составило 1458, их соотношение по видам отражено на рисунке 4.
Рисунок 4. Общее количество проведенных профилактических мероприятий в 2022 году
В 2022 году Министерством проведено 502 информирования.
Информирование осуществлялось посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Министерства в сети "Интернет", направления информационных писем в адрес подведомственных учреждений и управлений образования муниципальных (городских) округов, участия в совещаниях в формате ВКС, а также в средствах массовой информации.
Обобщение правоприменительной практики по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования проводится Министерством ежегодно.
В 2022 году по итогам обобщения правоприменительной практики за 2021 год Министерством подготовлен доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Министерства по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее - Доклад о правоприменительной практике). Для обеспечения публичного обсуждения проект Доклада о правоприменительной практике за 2021 год был размещен на официальном сайте Министерства в сети "Интернет". В период публичного обсуждения предложения и замечания по структуре и содержанию доклада о правоприменительной практике в адрес Министерства не поступили.
Доклад о правоприменительной практике утвержден приказом Министерства от 31 мая 2022 г. N 26-01-06-517 "Об утверждении доклада о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства образования и науки Пермского края при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2021 год" и размещен на официальном сайте Министерства в сети "Интернет".
Министерство активно использует объявление предостережения как профилактическое мероприятие в случаях выявления сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований.
В 2022 году было объявлено 628 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, в том числе:
- по результатам проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) - 598;
- на основании поступившей информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, информации, содержащейся в поступивших в адрес Министерства обращениях и заявлениях, - 30.
Во всех предостережениях о недопустимости нарушения обязательных требований указано, какие конкретно действия (бездействие) контролируемых лиц могут привести или приводят к нарушению этих требований.
По результатам рассмотрения предостережения контролируемыми лицами в Министерство поступило 12 возражений, 9 из них удовлетворены.
Консультирование по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования, осуществляется Министерством по обращениям контролируемых лиц и в виде устных разъяснений на личном приеме; в виде устных разъяснений в ходе проведения профилактического визита; посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом, в случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей.
В 2022 году специалистами Министерства оказано 259 консультаций, в том числе:
- по телефону - 213,
- при личном приеме - 30,
- по электронной почте - 16.
Наиболее частыми были вопросы по направлениям:
- ведения официального сайта организации в сети "Интернет" - 88,
- внесения изменений в реестр лицензий - 36,
- содержания и порядка принятия локальных нормативных актов - 21,
- порядка аттестации педагогических работников, повышения квалификации - 13,
- внесения сведений в ФИС ФРДО - 11,
- порядка выдачи и оформления документов об образовании - 11,
- использования сетевой формы реализации образовательных программ - 10,
- внутренней системы оценки качества образования, промежуточной и итоговой аттестации - 10,
- разработки образовательных программ - 9,
- порядка приема в образовательную организацию - 9,
- деятельности комиссии по урегулированию споров - 8,
- правил оказания платных образовательных услуг - 7,
- государственной аккредитации образовательной деятельности, установления соответствия аккредитационным показателям - 4.
Еще одним видом профилактических мероприятий является профилактический визит.
В ходе проведения профилактических визитов контролируемые лица информируются об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности либо к принадлежащим им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения критериев риска, а также о видах содержания и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В соответствии с Программой профилактики в 2022 году запланировано проведение 79 профилактических визитов. Фактически проведено 68 профилактических визитов, 11 контролируемых лиц отказались от проведения профилактического визита, направив в Министерство уведомления об отказе, руководствуясь частью 6 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
VII. Результаты контрольных (надзорных) мероприятий. Типичные нарушения обязательных требований, причины, факторы и условия, способствующие возникновению указанных нарушений
К результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление должностным лицам Министерства информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применении контрольным (надзорным) органом мер.
По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году специалистами Министерства возбуждено 10 дел об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц:
по части 1 статьи 5.57 КоАП РФ за нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации - 4 дела;
по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - 2 дела;
по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - 2 дела;
по части 2 статьи 19.30.2 КоАП РФ за непредставление организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или должностным лицом такой организации в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации - 2.
В отношении одного юридического лица по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ дело прекращено с учетом вступивших в силу поправок в статью 2.1 КоАП РФ, которая дополнена частями 4 и 5 (Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности.
В отношении должностного лица назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
В результате рассмотрения судами дел об административных правонарушениях к административной ответственности в виде административного штрафа привлечено 2 юридических лица, 3 должностных лица.
За отсутствием состава административного правонарушения прекращено 1 дело.
Административное наказание в виде административного приостановления деятельности судами не применялось.
В отношении 1 юридического и 1 должностного лица применено административное наказание в виде предупреждения.
Основными причинами нарушений установленных требований, допускаемых образовательными организациями, являются:
низкая правовая культура части руководителей образовательных организаций;
неумение адаптироваться в изменениях законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
отсутствие в штате образовательных организаций сотрудников, отвечающих за учебную, методическую работу, работающих на постоянной основе, что приводит к несистемной работе и недостаточной компетентности работников, по совместительству выполняющих данные функции;
отсутствие у должностных лиц, допускающих нарушения в сфере образования, сформированного убеждения о недопустимости совершения действий, влекущих дисциплинарную и/или административную ответственность.
В силу пункта 8 постановления N 336 срок выданных в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" до дня вступления в силу настоящего постановления и действующих на день вступления в силу настоящего постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.
Три контролируемых лица воспользовались правом подачи ходатайства (заявления) о дополнительном продлении срока исполнения предписания.
По результатам рассмотрения уведомлений (отчетов) об исполнении предписаний и прилагаемых к ним документов, в связи с невозможностью оценить исполнение предписания на основании представленных документов и сведений либо полученной информации Министерством принято решение о проведении 11 внеплановых документарных проверок в целях установления факта исполнения (неисполнения) предписания об устранении выявленных нарушений.
Типичными нарушениями обязательных требований являются:
1) несоответствие содержания устава действующему законодательству;
2) нарушение требований к структуре и содержанию официального сайта образовательной организации в сети "Интернет";
3) неполнота внесения данных в ФИС ФРДО;
4) нарушение обязательных требований в сфере образования, предъявляемых к содержанию локальных актов образовательной организации;
5) нарушение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности;
6) несоблюдение порядка заполнения, выдачи, хранения и учета документов об образовании;
7) нарушение прав обучающихся на общедоступное и бесплатное образование;
8) создание и организация работы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
VIII. О результатах досудебного и судебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц
Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
Жалоба подается в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
IX. Предложения об актуализации обязательных требований
Предложения об актуализации обязательных требований отсутствуют.
X. Предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования
1. Перечень составов административных правонарушений, указанных в критериях вероятности несоблюдения обязательных требований (пункт 3 раздела II приложения I к Положению о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденному постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 997), дополнить частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, т.к. коммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность с нарушением лицензионных требований и условий, несут ответственность по статье 14.1 КоАП РФ.
2. Критерии вероятности несоблюдения обязательных требований (пункт 3 раздела II приложения I к Положению о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденному постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 997) дополнить сведениями, поступающими от государственных, муниципальных органов власти, вне зависимости от признания контрольным (надзорным) органом таких сведений обоснованными. Обязательность признания сведений обоснованными оставить лишь в отношении заявлений, жалоб, обращений физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
3. Разработать необходимые сервисы в государственной информационной системе по государственному контролю (надзору) (АКНДПП), позволяющие формировать отчеты по форме N 1-контроль и по приказу Рособрнадзора от 22 ноября 2021 г. N 1500 "Об утверждении формы отчета об осуществлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и требований к содержанию отчета и его составлению" в автоматическом режиме и заносить сведения в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий автоматически единовременно с занесением информации о контрольных (надзорных) мероприятиях в ИС АКНДПП.
4. Внести в Федеральный закон от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" изменения в части запрета на обращение лицензиата с заявлением в лицензирующий орган о повторном предоставлении лицензии, в случае если действие ранее выданной лицензии прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 13 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ.
XI. Рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься контролируемыми лицами в целях недопущения нарушений обязательных требований
1. Систематический мониторинг нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность.
2. Своевременное внесение изменений в образовательные программы, локальные нормативные акты в соответствии с обязательными требованиями законодательства в сфере образования, в том числе требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
3. Контроль за оформлением образовательных отношений с обучающимися (их родителями (законными представителями)) при приеме на обучение, переводе, отчислении.
4. Соблюдение правил формирования и ведения ФИС ФРДО.
5. Своевременное размещение и обновление информации и документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. Соблюдение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.
7. Учет в своей деятельности рекомендаций и разъяснений органов власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной (региональной) политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 31 мая 2023 г. N 26-01-06-547 "Об утверждении Доклада о правоприменительной практике Министерства образования и науки Пермского края при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2022 год"
Вступает в силу с 31 мая 2023 г.
Опубликование:
-