г. Краснодар |
|
29 июля 2016 г. |
Дело N А32-45856/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Сергиенко И.Г. (доверенность от 05.07.2016), в отсутствие заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.02.2016 (судья Пристяжнюк А.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-45856/2015, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра) в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:27:0205000:10089 площадью 735 кв. м, расположенный по адресу: Славянский район, с/п Черноерковское, охотбаза "Лозовская", участок N 44;
- обязать управление Росреестра зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Решением от 29.02.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.05.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что заявитель не представил правоустанавливающий документ, являющийся основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, в связи с чем заявителю правомерно было отказано в государственной регистрации заявленного права. Суд апелляционной инстанции признал ошибочным выводы суда первой инстанции об отсутствии доказательств отнесения спорного земельного участка к землям федеральной собственности, поскольку в рамках настоящего спора, рассматриваемого в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), суд не вправе разрешить спор о праве. В порядке производства по делам, возникающим из публичных отношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Разрешение данного вопроса возможно только по результатам рассмотрения судом в порядке искового производства спора.
В кассационной жалобе территориальное управление просит отменить решение и постановление и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, решением Славянского районного суда Краснодарского края от 10.06.2014 по делу N 2-364/2014 подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 23:27:0205000:10089 общей площадью 735 кв. м, расположенный по адресу: Славянский район, с/п Черноерковское, охотбаза "Лозовская", участок N 44, в силу прямого указания закона является федеральной собственностью. Следовательно, суды пришли к необоснованному выводу о правомерности отказа управления Росреестра.
В судебном заседании представитель управления Росреестра возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя управления Росреестра, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Суды установили, что вступившим в законную силу решением Славянского районного суда Краснодарского края от 10.06.2014 по делу N 2-364/2014 удовлетворены требования прокурора о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата в первоначальное состояние, путем обязания Ильина Н.Н. освободить и вернуть администрации земельный участок с кадастровым номером 23:27:0205000:10089 площадью 735 кв. м, расположенный по адресу: Славянский район, с/п Черноерковское, охотбаза "Лозовская", участок N 44. В решении суд пришел к выводам, что согласно Рамсарской конвенции от 02.02.1971 данная территория относится к водно-болотным угодьям.
В целях обеспечения выполнения Российской Федерации, вытекающих из Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, Правительством Российской Федерации издано постановление от 13.09.1994 N 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 02.02.1971", которым определен список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение, в состав которых включена группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник "Приазовский".
Согласно информации Управления в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 11.03.2014 охотбаза "Лозовская" и земельный участок с кадастровым номером 23:27:0205000:10089 общей площадью 735 кв. м входят в границы особо - охраняемых природных территорий водно-болотных угодий.
Изложенные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о том, что указанный земельный участок является федеральной собственностью в силу статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Заявитель обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации и прекращении права собственности Ильина Н.Н. на данный земельный участок.
В письме от 05.10.2015 N 23/001/606/2015-4069 Управление Росреестра отказало заявителю в государственной регистрации права со ссылкой на статью 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Основанием для отказа послужило отсутствие правоустанавливающих документов, подтверждающих возникновение у Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Считая отказ управления Росреестра незаконным, территориальное управление обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (статьи 9, 13, 17 Закона N 122-ФЗ).
В статье 20 Закона N 122-ФЗ предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации прав, к которым, в частности, относится непредставление документов, необходимых в соответствии с Законом N 122-ФЗ для государственной регистрации прав.
Управление Росреестра, отказывая в государственной регистрации права федеральной собственности на испрашиваемый участок, сослалось на непредставление заявителем правоустанавливающих документов.
Статья 30.1 Закона N 122-ФЗ закрепляет, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; кадастровый план земельного участка; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти, органом местного самоуправления или их предшественниками). Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРП.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что к заявлению территориального управления о государственной регистрации права необходимые документы, включая документ подтверждающий нахождение земельного участка в границах особо - охраняемой природной территории не приобщены. Данное обстоятельство свидетельствует о несоблюдении заявителем требований пункта 2 Перечня и не подтверждает факт нарушения управлением Росреестра норм Закона N 122-ФЗ.
Довод заявителя о том, что правоустанавливающим документом является решение Славянского районного суда Краснодарского края от 10.06.2014 по делу N 2-364/2014, суды правомерно отклонили.
В соответствии с пунктом 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"" основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии со статьей 28 Закона N 122-ФЗ являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации.
Резолютивная часть решения Славянского райсуда Краснодарского края от 10.06.2014 по делу N 2-364/2014 не содержит указания на принадлежность спорного земельного участка Российской Федерации. Таким образом, данный судебный акт не может служить основанием для государственной регистрации управлением Росреестра права собственности территориального управления на спорный земельный участок.
При этом, как верно отметил суд апелляционной инстанции, рассматривая заявление по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не вправе рассматривать в рамках этого требования спор о праве, а обязан дать оценку законности действий регистрирующего органа.
Поскольку документы, свидетельствующие о принадлежности спорного земельного участка Российской Федерации, заявитель в управление Росреестра не представил, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа незаконным (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 по делу N А32-45856/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.