9 июня вступил в силу Федеральный закон N 179-ФЗ от 29 мая 2023 г. "О денонсации Российской Федерацией Договора об обычных вооруженных силах в Европе".
В связи с этим российская сторона направила предусмотренные данным Договором (также известным как ДОВСЕ) уведомления его депозитарию (Нидерландам) и остальным государствам-участникам через их посольства в Москве, а также через делегации в Совместной Консультативной группе по ДОВСЕ в Вене.
Россия уведомила все государства-участники о своём решении выйти из ДОВСЕ через 150 дней после направления уведомления. Таким образом, это произойдёт в 00:00 часов 7 ноября с.г.
В наших уведомлениях отмечается, что Российская Федерация считает необходимым выйти из ДОВСЕ в связи с относящимися к Договору исключительными обстоятельствами, поставившими под угрозу ее высшие интересы. К таким обстоятельствам, в частности, относятся:
- Присоединение к НАТО новых государств без их присоединения к ДОВСЕ или перехода из "восточной" группы государств-участников ДОВСЕ в "западную", а также размещение обычных вооружений "старых" членов НАТО на территориях "новых" ее членов, в результате чего многократно осуществлялись обход либо превышение "групповых" ограничений ДОВСЕ.
- Невыполнение государствами-участниками ДОВСЕ, входящими в НАТО, принятых в Стамбуле 19 ноября 1999 года политических обязательств об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ, а также о понижении предусмотренных этим Соглашением уровней.
- Иные действия ряда государств-участников ДОВСЕ, идущие вразрез с целями Договора, в частности, действия, касающиеся передач обычных вооружений.
В связи с выходом из ДОВСЕ ещё два связанных с ним юридически обязывающих документа утратят силу в отношении Российской Федерации, о чем также проинформированы все государства-участники. Это т.н. Будапештское соглашение от 3 ноября 1990 г. о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и техники шести государств-участников Варшавского Договора, а также т.н. Фланговый Документ от 31 мая 1996 г. Первое имело целью определение уровней обычных вооружений для каждого из участников тогдашнего Варшавского Договора и механизма их изменения, а второй - временное решение проблемы фланговых ограничений, возникшей в связи с прекращением существования СССР.
Получив российское уведомление, депозитарий ДОВСЕ должен будет созвать в предусмотренный Договором срок (т.е. не позднее чем через 21 день) конференцию государств-участников с целью рассмотрения вопросов, связанных с выходом России из Договора. На конференции российская сторона изложит свою твёрдую позицию, опирающуюся на Федеральный закон о денонсации ДОВСЕ, публично вновь доведёт до стран НАТО и мирового сообщества свою точку зрения, что именно "коллективный Запад" своими разрушительными действиями сделал для нас невозможным пребывание в ДОВСЕ.
Напомним, Договор был заключён в 1990 г. между государствами-участниками Варшавского Договора и странами-членами НАТО. Он устанавливал равновесие сил участников этих военно-политических союзов на пониженных уровнях, ограничивал возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения. Однако последующие события - прекращение существования ОВД и СССР, возникновение очагов конфликтов на нашей территории, а впоследствии и начавшееся расширение НАТО на восток - потребовали его адаптации к новым реалиям. По настоянию России 19 ноября 1999 г. в Стамбуле было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ, которое, однако, так и не вступило в силу из-за деструктивной позиции западных государств-участников, отказавшихся его ратифицировать и продолжавших обход ограничений первоначального ДОВСЕ путём расширения альянса. В этих условиях Россия в 2007 г. приостановила действие ДОВСЕ, оставив открытой дверь для восстановления жизнеспособности европейского режима контроля над обычными вооружениями. У стран Запада было более чем достаточно времени, чтобы проявить здравый смысл, но они предпочли идти по пути конфронтации с Россией, что нашло, среди прочего, отражение в новой стратегической концепции НАТО, не говоря уже о всех их враждебных практических действиях в отношении нашей страны, в том числе о накачивании киевского режима вооружением и военной техникой.
Как подчеркивается в российских уведомлениях, недавнее присоединение к НАТО Финляндии, не являющейся государством-участником ДОВСЕ, но при этом граничащей с входящей в район применения Договора частью территории Российской Федерации, перспектива размещения в Финляндии обычных вооруженных сил третьих государств, равно как и продолжающиеся процедуры приема в альянс Швеции, также не являющейся государством-участником ДОВСЕ, существенным образом нарушают безопасный и стабильный баланс обычных вооруженных сил на севере Европы и являются "последней каплей", сделавшей необходимым выход Российской Федерации из Договора.
Еще в 2004 г., в ходе ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ Государственная Дума приняла заявление, в котором отмечалось, что в случае наступления исключительных обстоятельств, которые могут поставить под угрозу высшие интересы Российской Федерации, должны приниматься политические, дипломатические и иные меры в целях устранения таких обстоятельств, предусмотренные Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", затрагивающие режим ДОВСЕ и Соглашение об адаптации ДОВСЕ.
Понятно, что в новых условиях Договор окончательно стал пережитком прошлого. У наших оппонентов не должно быть иллюзий, что Россия может в него вернуться.
Очевидно, время для принятия рекомендованных в свое время нашими законодателями мер пришло. Об этом свидетельствует единогласное голосование за Федеральный закон о денонсации ДОВСЕ в обеих палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
МИД России предпримет все необходимые шаги для его неукоснительного исполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заявление МИД России от 9 июня 2023 г. "В связи с направлением Российской Федерацией уведомлений государствам-участникам Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ)"
Опубликование:
-