г. Краснодар |
|
15 августа 2016 г. |
Дело N А32-26166/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Кухаря В.Ф. и Леоновой О.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Нефрос"" (ИНН 2308173828, ОГРН 1102308010969) - Добренковой Н.В. (доверенность от 23.10.2014) и Бацман Е.В. (доверенность от 27.11.2015), от заинтересованного лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края (ИНН 2310021886, ОГРН 1022301607393) - Мурадовой Л.К. (доверенность от 08.04.2016) и Спириной И.И. (доверенность от 15.02.2016), рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Нефрос"" и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2016 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А32-26166/2014, установил следующее.
ООО "Медицинский центр "Нефрос" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Краснодарского края (далее - фонд) о признании действий фонда незаконными:
1) в части выводов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) - 252 743 рублей 62 копеек на приобретение лекарственных препаратов, расходных материалов и мягкого инвентаря для лечения пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе; 6 283 163 рублей 30 копеек на оплату транспортных услуг по перевозке пациентов; 10 307 885 рублей 93 копеек на приобретение лекарственных препаратов, не включенных в формулярный перечень учреждения и в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств; 3 212 300 рублей, списанных с расчетного счета за счет средств ОМС без подтверждающих документов;
2) в части выводов о неэффективном использовании средств ОМС - 11 099 007 рублей 37 копеек на арендную плату за нежилые помещения сверх необходимой потребности; 4 338 032 рублей 21 копейки на изделия медицинского назначения сверх текущей потребности;
3) в части выводов об организации и оказании медицинской помощи (пункт 5.2 акта проверки от 15.05.2014);
4) в части проверки организации гемодиализных процедур и перитонеального диализа.
Также общество просило признать недействительным требование от 02.07.2014 N 9007/07531-24 в части уплаты в бюджет денежных средств в сумме 20 056 092 рублей 85 копеек и штрафа в сумме 2 005 609 рублей 29 копеек (уточненные требования; т. 1, л. д. 142, 143).
Решением от 12.11.2014, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 25.05.2015, требования общества удовлетворены. Судебные инстанции исходили из того, что фондом сформирован ненадлежащий состав рабочей группы для проведения проверки (включены работники иных организаций), а также нарушен допустимый срок проведения проверки. Нецелевого и неэффективного использования средств ОМС заявитель не допустил. Выводы фонда о допущенных обществом нарушениях в части проведенной проверки организации и оказания медицинской помощи - не доказаны.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.10.2015 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд округа указал следующее. Суды не отразили, каким образом участие в комиссии работников других медицинских организаций повлияло на правильность выводов уполномоченных членов комиссии (работников фонда). Вывод о том, что нарушение сроков проведения проверки влечет недействительность выводов комиссии, не обоснован нормами права. Выводы о неэффективном использовании средств ОМС на арендную плату за нежилые помещения сверх необходимой потребности, а также о ненадлежащем использовании обществом средств ОМС на медицинские препараты и изделия медицинского назначения, не используемые в лечебном процессе более года, и на изделия медицинского назначения сверх текущей потребности не обоснованы и не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фонд не опроверг доводы общества, с которыми согласились суды, о том, что приобретенные обществом лекарственные препараты (по действующему веществу) соответствуют формулярному перечню, а использование обществом приобретенных препаратов не для целей оказания медицинской помощи застрахованным больным в соответствии с назначением врача фонд не доказал.
При новом рассмотрении дела общество заявило отказ от требований в части признания незаконными действий фонда:
- о нецелевом использовании 272 061 рубля средств ОМС в части оплаты транспортных услуг по перевозке сотрудников;
- о неэффективном использовании 1 494 603 рублей 01 копейки средств ОМС на арендную плату за нежилые помещения 4-го этажа площадью 587,6 кв. м в г. Анапе;
- о неэффективном использовании 263 571 рубля 56 копеек средств ОМС стоимости медицинских препаратов и изделий медицинского назначения не используемых в лечебном процессе более года (т. 4, л. д. 140).
В связи с частичным отказом от заявленных требований общество уточнило в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования и просит признать незаконными:
1) действия фонда в части выводов, изложенных в акте проверки от 15.04.2014:
- о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 252 743 рублей 62 копеек на приобретение лекарственных препаратов, расходных материалов и мягкого инвентаря для лечения пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе; в сумме 6 011 102 рублей 30 копеек на оплату транспортных услуг по перевозке пациентов; в сумме 10 307 885 рублей 93 копеек на приобретение лекарственных препаратов, не включенных в формулярный перечень учреждения и в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств; в сумме 3 212 300 рублей, списанных с расчетного счета за счет средств ОМС без подтверждающих документов;
- о неэффективном использовании средств ОМС - 9 607 404 рублей 36 копеек уплаченных в качестве арендной платы за нежилые помещения сверх необходимой потребности; 4 338 032 рублей 21 копейки - за изделия медицинского назначения сверх текущей потребности;
- в части выводов об организации и оказании медицинской помощи (пункт 5.2 акта проверки от 15.05.2014);
2) действия фонда в части проверки организации гемодиализных процедур и перитониального диализа общества;
3) отменить требование от 02.07.2014 N 9007/07531-24 в части уплаты в бюджет 19 784 031 рубля 85 копеек и 1 978 403 рублей 32 копеек штрафа (т. 4, л. д. 139).
Решением от 03.02.2016 требования общества удовлетворены. Признаны незаконными действия фонда в части выводов, изложенных в акте от 15.05.2014 проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности общества:
1) о нецелевом использовании средств ОМС в следующих суммах:
- 252 743 рублей 62 копеек на приобретение лекарственных препаратов, расходных материалов и мягкого инвентаря для лечения пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе;
- 6 011 102 рублей 03 копеек на оплату транспортных услуг по перевозке пациентов;
- 10 307 885 рублей 93 копеек на приобретение лекарственных препаратов, не включенных в формулярный перечень учреждения и в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств;
- 3 212 300 рублей, списанных с расчетного счета за счет средств ОМС без подтверждающих документов.
2) о неэффективном использовании средств ОМС в суммах:
- 9 607 404 рублей 36 копеек за арендную плату, уплаченную за нежилые помещения сверх необходимой потребности;
- 4 338 032 рублей 21 копейки за наличие изделий медицинского назначения сверх текущей потребности;
3) в части выводов об организации и оказании медицинской помощи (пункт 5.2. акта проверки от 15.05.2014). Признаны незаконными действия фонда в части проверки организации гемодиализных процедур и перитониального диализа общества. Признано незаконным (недействительным) и отменено требование от 02.07.2014 N 9007/07531-24 об уплате в бюджет 19 784 031 рубля 85 копеек и 1 978 403 рублей 32 копеек штрафа.
Решение мотивировано недоказанностью фондом допущенных обществом нарушений. Суд указал, что действия фонда в части оспариваемых выводов, в том числе в части обязания возвратить в бюджет денежные средства и привлечения к ответственности в виде штрафа, нарушают права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, являются незаконными, а заявленные требования правомерными.
Апелляционным постановлением от 11.05.2016 решение от 03.02.2016 изменено, из абзаца первого решения исключен текст о нецелевом использовании средств ОМС: " - в сумме 6 011 102 рубля 03 копейки на оплату транспортных услуг по перевозке пациентов". Абзац третий решения изменен и изложен в следующей редакции: "Признать недействительным требование от 02.07.2014 N 9007/07531-24 в части уплаты в бюджет денежных средств в сумме 13 772 929 рублей 55 копеек и в части уплаты в бюджет штрафа в сумме 1 377 292 рубля 96 копеек". Изменяя решение, апелляционная инстанция указала, что проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включается в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, как направляющей, так и принимающей в целях получения застрахованным лицом сеанса гемодиализа медицинской организации. Выводы фонда о закупке обществом за счет средств ОМС лекарственных средств, не входящих в формулярный перечень, а также о нецелевом использовании 3 212 300 рублей средств ОМС, списанных с расчетного счета без подтверждающих документов, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Общество в кассационной жалобе просит отменить апелляционное постановление в части изменения решения и оставить в силе решение. По мнению заявителя, вывод суда апелляционной инстанции о том, что проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включается в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС не обоснован нормами права, противоречит основным принципам законодательства в сфере охраны здоровья граждан и сделан без учета того, что тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Краснодарского края на 2013 год, предусматривающее включение транспортных услуг в тариф на медицинскую помощь, не признано недействительным.
Фонд в кассационной жалобе просит отменить судебные акты в части признания незаконными его выводов в акте о нецелевом использовании 13 772 929 рублей 55 копеек средств ОМС, в том числе: на приобретение лекарственных препаратов, расходных материалов и мягкого инвентаря для лечения пациентов, получающих помощь на платной основе - 252 743 рублей 62 копеек; на приобретение лекарственных препаратов, не включенных в формулярный перечень учреждения и в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств, - 10 307 885 рублей 93 копеек; списанных с расчетного счета без подтверждающих документов - 3 212 300 рублей, а также признания недействительным требования от 02.07.2014 N 9007/07531-24 в части уплаты в бюджет 13 772 929 рублей 55 копеек и 1 377 292 рублей 96 копеек штрафа и в удовлетворении заявленных требований отказать полностью. Заявитель не согласен с оценкой, данной судами его доводам и представленным в материалы дела доказательствам. Раздельный учет по операциям со средствами ОМС общество в проверяемый период не вело, поэтому документально не подтвердило закупки лекарственных препаратов, расходных материалов и мягкого инвентаря для пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе за счет средств, не относящихся к ОМС. Последующее "восстановление" временно отвлеченных средств ОМС не исключает признание израсходованных сумм нецелевым расходованием. Общество израсходовало денежные средства ОМС на приобретение лекарственных препаратов, не включенных в формулярный перечень учреждения и в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств. Списание 3 212 300 рублей не подтверждено надлежащими документами.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы своих кассационных жалоб и высказали возражения по доводам другой стороны.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, полагает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Законом Краснодарского края от 11.12.2012 N 2613-КЗ "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" общество включено в перечень юридических лиц, участвующих в реализации территориальной программы ОМС в Краснодарском крае в 2013 году. Фонд, Министерство здравоохранения Краснодарского края, общество, страховые медицинские организации, краевые профсоюзные организации, ряд медицинских учреждений 23.01.2013 заключили тарифное соглашение. Обществу выделены средства ОМС на оказание специализированной медицинской помощи методами заместительной почечной терапии (гемодиализ, перитонеальный диализ).
Фонд провел проверку использования обществом средств ОМС, по результатам которой составил акт от 15.05.2014. В акте отражены финансовые нарушения, допущенные в деятельности общества, на общую сумму 37 498 500 рублей. Обществу выставлено требование от 02.07.2014 N 9007/07531-24 о восстановлении средств ОМС, в соответствии с которым оно обязано уплатить 21 153 778 рублей 41 копейку задолженности по средствам ОМС, использованных не по целевому назначению, и 2 115 377 рублей 84 копейки штрафа.
Общество спорными считает 19 784 031 рубль 85 копеек, из которых:
- 252 743 рубля 62 копейки на приобретение лекарственных препаратов, расходных материалов и мягкого инвентаря для лечения пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе;
- 6 011 102 рубля 03 копейки на оплату транспортных услуг по перевозке пациентов;
- 10 307 885 рублей 93 копейки на приобретение лекарственных препаратов, не включенных в формулярный перечень учреждения и в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств;
- 3 212 300 рублей списанных с расчетного счета без подтверждающих документов;
- и причитающийся штраф, не оспаривая требование и действия фонда в оставшейся части.
Судебные инстанции при рассмотрении спора правильно определили, что отношения, возникшие между сторонами в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования и расходования его средств регулируются Федеральным законом от 29.11.2011 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - закон N 326-ФЗ).
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы субъектами Российской Федерации для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 34 закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет отдельные полномочия страховщика, в том числе осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, проводит проверки и ревизии.
Согласно части 9 статьи 39 закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 30 закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 закона N 326-ФЗ.
Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом.
В соответствии с частью 7 статьи 35 закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно Тарифному соглашению тарифы на медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями в сфере обязательного медицинского страхования, представляют собой денежную сумму, определяющую уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинских организаций при выполнении территориальной программы ОМС. Тарифы используются для оплаты медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями в рамках названной программы (пункты 2.1, 2.2 соглашения).
В тариф на медицинскую помощь включаются расходы медицинских организаций в соответствии с приказом Минфина Российской Федерации от 21.12.2012 N 171н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годы" (пункт 3.1 Тарифного соглашения).
Согласно пункту 4.1 Тарифного соглашения в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Разделом 2 соглашения в тариф на медицинскую помощь включены, в частности, услуги связи (пункт 6.2, подстатья 221 "Услуги связи"), транспортные услуги (пункт 6.3, подстатья 222 "транспортные услуги"), коммунальные услуги (пункт 6.4, подстатья "коммунальные услуги").
Повторно рассмотрев спор по апелляционной жалобе фонда, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Вменяя обществу нецелевое использование денежных средств ОМС на 252 743 рубля 62 копейки, фонд учитывал, что раздельный учет средств ОМС и средств, полученных от иных источников, обществом не осуществлялся. Между тем использование средств ОМС для приобретения лекарственных препаратов, расходных материалов и мягкого инвентаря для лечения пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе, фонд надлежащими доказательствами не подтвердил. В свою очередь, общество представило в материалы дела платежные поручения, подтверждающие перечисление денежных средств от пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе, на счет общества в сумме 419 300 рублей, что явилось основанием для вывода суда о расходовании этих средств на данных пациентов не за счет средств ОМС.
Проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включается в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС в рамках базовой программы ОМС, как направляющей, так и принимающей в целях получения застрахованным лицом сеанса гемодиализа медицинской организации. Как указано в подстатьях 221, 222, 223 приказа Минфина Российской Федерации от 21.12.2012 N 171н, на данные подстатьи относятся расходы на приобретение услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, то есть речь идет о расходах на приобретение услуг для самой организации, а не ее пациентов за пределами оказываемых ею медицинских услуг.
Из Тарифного соглашения и названного приказа Минфина Российской Федерации не следует, что в указанные расходы за счет средств ОМС могут быть включены затраты самого пациента за пределами медицинской организации (стоимость услуг связи на телефонные звонки пациента в медицинскую организацию, стоимость самостоятельного проезда в клинику, стоимость каких-либо коммунальных услуг, полученных непосредственно пациентом за пределами клиники). Льготы по бесплатному проезду в такси к месту проведения процедур не предусмотрены российским законодательством и для других категорий лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями.
Обществом в материалы дела представлен формулярный перечень лекарственных средств на 2013 год, в который включены препараты, приобретенные им на сумму 10 147 873 рубля 10 копеек. Представленный обществом формулярный перечень лекарственных средств на 2013 год (включающий препараты, приобретенные на 10 147 873 рубля 10 копеек) содержит Международные непатентованные названия (МНН) лекарственных препаратов. Обществом представлены в материалы дела доказательства соответствия названий лекарственных средств МНН в формулярном перечне, торговым названиям лекарственных препаратов, фактически приобретенных обществом.
Необходимость согласования утвержденного учреждением здравоохранения перечня лекарственных препаратов в министерстве здравоохранения действующим законодательством не предусмотрена.
Вменяя обществу нецелевое использование денежных средств ОМС на 3 212 300 рублей (списанные с расчетного счета денежные средства без подтверждающих документов), фонд ссылался на противоречивость представленных им документов. Оценив представленные в материалы дела договоры, платежные поручения, подтверждающие оплату расходных материалов, апелляционная инстанция признала их надлежащими доказательствами, подтверждающими целевое использование денежных средств ОМС.
Доводы кассационных жалоб не содержат ссылок на неисследованные обстоятельства, не опровергают правильности выводов судов и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств по делу, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку апелляционным судом решение суда первой инстанции изменено, надлежит оставить в силе апелляционное постановление.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016 по делу N А32-26166/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.