г. Краснодар |
|
15 августа 2016 г. |
Дело N А63-11014/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Кухаря В.Ф. и Савенко Л.И., в отсутствие истца - Министерства экономического развития Ставропольского края (ИНН 2634083314, ОГРН 1082635017926) и ответчика - индивидуального предпринимателя Демченко Людмилы Петровны (ИНН 263501137340, ОГРНИП 304263525000351), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.01.2016 (судья Макарова Н.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2016 (судьи Бейтуганов З.А., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу N А63-11014/2015, установил следующее.
Министерство экономического развития Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Демченко Л.П. (далее - предприниматель) о расторжении договора о предоставлении за счет средств бюджета Ставропольского края субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования от 16.12.2014 N МСП-331/14-288; о взыскании в доход бюджета Ставропольского края 1 170 400 рублей и 9960 рублей 03 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 15.01.2016, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 14.04.2016, в части требования министерства о расторжении договора от 16.12.2014 N МСП-331/14-288 о предоставлении за счет средств бюджета Ставропольского края субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, иск оставлен без рассмотрения, в остальной части в удовлетворении требований отказано.
В части требований о расторжении договора судебные акты мотивированы не соблюдением министерством досудебного порядка расторжения договора. Отказывая в иске в остальной части, суды сослались на недоказанность предоставления предпринимателем недостоверных сведений.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты в части отказа во взыскании в доход бюджета Ставропольского края 1 170 400 рублей и 9960 рублей 03 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами. По мнению заявителя, суды не учли, что на протяжении большей части отчетного периода (4 квартал 2014 года - 1, 2 и 3 кварталы 2015 года) предприниматель представлял министерству недостоверную информацию о количестве принятых в рамках реализуемого инвестиционного проекта работников и уровня их заработной платы. Данные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении условий предоставления субсидии и являются основанием для ее возврата.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприниматель подал заявку для участия в конкурсном отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания государственной поддержки в форме субсидирования на уплату субъектам малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования.
По результатам конкурсного отбора предприниматель признан победителем на основании решения конкурсной комиссии. Суммарный балл согласно оценке проекта критериям конкурсного отбора составил 85,5.
Инвестиционный проект - "Приобретение автобусов с целью оказания услуг по пассажирским перевозкам". Место реализации проекта - г. Ставрополь. Размер субсидии - 1 170 400 рублей. Стоимость предмета лизинга - 7 315 тыс. рублей. Бизнес-планом предусмотрено создание 15 дополнительных рабочих мест. Среднемесячная заработная плата работников составляет 12,8 тыс. рублей, что на 8,4% выше среднеотраслевой заработной платы в Ставропольском крае по основному виду деятельности. В бизнес-плане проведен анализ рисков реализации бизнес-проекта, а также приведены механизмы их снижения. Срок экономической окупаемости проекта - (+ 6 месяцев) 10 месяцев. Срок бюджетной окупаемости проекта (+ 6 месяцев) - 39 месяцев.
Министерство и предприниматель (заемщик) заключили договор от 16.12.2014 N МСП-331/14-288 (далее - договор), согласно которому министерство предоставляет целевые средства бюджета Ставропольского края в форме субсидии на компенсацию части расходов, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга в рамках реализации инвестиционного проекта "Приобретение автобусов с целью оказания услуг по пассажирским перевозкам".
Министерство перечислило предпринимателю 1 170 400 рублей субсидии по платежным поручениям от 24.12.2014 N 503675 и от 30.12.2014 N 647104.
В соответствии с пунктом 4.2 договора заемщик обязался обеспечить реализацию инвестиционного проекта, в том числе достижение результатов, заявленных в бизнес-плане инвестиционного проекта в части создания дополнительных рабочих мест.
Заемщик в целях проведения анализа реализации инвестиционного проекта обязался ежеквартально не позднее 5-ти дней с даты окончания отчетного периода направлять в министерство в течение 1 года с даты подписания договора следующие документы: - справку о фактически уплаченных налогах и сборах в бюджеты любого уровня бюджетной системы Российской Федерации; - копии платежных документов, подтверждающих факт выполнения заемщиком обязательств по договору лизинга в течение отчетного периода; - справку с указанием среднесписочной численности работников (по категориям работающих) и среднего уровня заработной платы всех работников заемщика; - анкету мониторинга достижения целевых показателей заемщиком по форме, утвержденной министерством (пункт 4.3 договора).
Заемщик обязался возвратить полученную субсидию в доход бюджета Ставропольского края в случаях: неисполнения условий предоставления субсидии; нарушения заемщиком условий договора лизинга; предоставления в министерство недостоверных либо намеренно искаженных сведений в целях получения субсидии; недостижения результатов, заявленных в бизнес-плане инвестиционного проекта в части создания дополнительных рабочих мест; образование остатков субсидий, не использованных заёмщикам в отчетном финансовом году (пункт 4.4 договора).
Предприниматель предоставил министерству отчеты за 2014 год и первый квартал 2015 года. По результатам их оценки министерство посчитало, что получатель субсидии отразил недостоверные либо намеренно искаженные сведения в целях получения субсидии, в связи с чем в досудебном порядке потребовало возвратить 1 170 400 рублей субсидии в доход бюджета Ставропольского края в течение 60 дней со дня получения досудебной претензии от 22.05.2015 N мэр-04/2751.
В связи с невозвратом предпринимателем субсидии в добровольном порядке, министерство обратилось в арбитражный суд с требованием о расторжении заключенного договора и взыскании субсидии.
Суд первой инстанции в связи с несоблюдением министерством досудебного порядка урегулирования спора на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставил требование министерства о расторжении договора без рассмотрения.Судебные акты в названной части сторонами не обжалуются, поэтому в данной части судом кассационной инстанции не проверяются.
Министерство несогласно с судебными актами в части отказа в удовлетворении требований о возврате субсидии.
Разрешая спор, суды исходили из следующего.
Предметом договора являются взаимоотношения сторон, возникающие при исполнении порядка предоставлении за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части стоимости приобретенных технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 17.08.2011 N 331-п (далее - порядок).
В соответствии с пунктом 14 порядка в сроки, установленные положением о порядке конкурсного отбора, конкурсная комиссия принимает решение о предоставлении субсидии в соответствии со следующими критериями конкурсного отбора: - срок экономической окупаемости инвестиционного проекта, указанный в бизнес-плане; - срок бюджетной окупаемости инвестиционного проекта, указанный в бизнес-плане; - количество создаваемых дополнительных рабочих мест в ходе реализации инвестиционного проекта, указанных в бизнес-плане; - анализ рисков, связанных с реализацией инвестиционного проекта, и механизмов их снижения, представленный в бизнес-плане; вид экономической деятельности субъекта предпринимательства, указанный в бизнес-плане; - уровень среднемесячной заработной платы работников, состоящих в трудовых отношениях с субъектом предпринимательства, к среднеотраслевой заработной плате для малых и средних предприятий в Ставропольском крае по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю за предыдущий отчетный год; - степень физического или морального износа оборудования в соответствии с инвентарной карточкой учета объекта основных средств.
На основании пункта 17 порядка министерство осуществляет мониторинг достижения результатов хозяйственной деятельности получателей субсидий в установленном им порядке.
Пунктом 18 порядка предусмотрены случаи возврата полученных субсидий в доход бюджета Ставропольского края:
- неисполнение условий предоставления субсидий;
- нарушение получателями субсидий условий договора лизинга;
- представление получателями субсидий недостоверных либо намеренно искаженных сведений в целях получения субсидий;
- образования остатков субсидий, не использованных получателями субсидий в отчетном финансовом году.
Как указано ранее, министерство, изучив отчеты предпринимателя, посчитало, что получатель субсидии предоставил недостоверные сведения в части среднего уровня заработной платы своих работников, который должен быть выше величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения Ставропольского края, в связи с чем обратилось с требованием о возврате выплаченной предпринимателю субсидии в доход бюджета Ставропольского края.
Оценив представленные в материалы дела документы, суды установили, что предпринимателем в рамках реализации инвестиционного проекта приняты на работу 16 человек, то есть на одного человека больше, чем планировалось в соответствии с бизнес-планом. Показатели налоговых отчислений и перечисление взносов во внебюджетные фонды свидетельствуют о реальной выплате заработной платы сотрудникам предпринимателем и о реальном размере заработной платы выше величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ставропольском крае в 4 квартале 2014 года и 1 квартале 2015 года. Анализ показателей планируемых налоговых отчислений и платежей во внебюджетные фонды и размер реально оплаченных в бюджет налогов и страховых взносов свидетельствуют о том, что бюджетная окупаемость проекта предпринимателя идет с опережением. Так, по итогам 4 квартала 2014 года планировалась уплата налогов и страховых взносов в размере 42 521 рубля 60 копеек, в то время как реально оплачено в бюджет за этот период налогов и взносов - 142 993 рубля. Аналогичная ситуация наблюдается по итогам за 1 квартал 2015 года. Планировалась уплата налогов и взносов в размере 165 188 рублей 40 копеек реально оплачено в бюджет - 226 707 рублей.
Доводы министерства о недостоверности представленных предпринимателем сведений опровергаются материалами дела. Представленные предпринимателем уточненные отчеты содержат сведения о средней заработной плате работников в размере 12 800 рублей, что соответствует сведениям, указанным при обращении с заявлением о предоставлении субсидии.
Анализ положений порядка свидетельствует об отсутствии прямого запрета на предоставление получателем субсидии уточненных сведений в случае технической ошибки (опечатки) или иного некорректного отражения сведений. В договоре также не оговорен запрет на предоставление уточнённых сведений.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что предприниматель не представлял министерству недостоверных сведений с целью получения субсидии и не нарушал условия договора и порядка, и поэтому правомерно отказали в иске в оспариваемой части.
В жалобе министерство не приводит доводы, опровергающие правомерность выводов судов первой и апелляционной инстанций, поэтому их надлежит отклонить.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены. Оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.01.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2016 по делу N А63-11014/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.