Государственный Совет Республики Татарстан постановляет:
1. Принять Обращение Государственного Совета Республики Татарстан к Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину по вопросу совершенствования требований в области представления экологической отчетности (прилагается).
2. Направить настоящее постановление Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину.
3. Обратиться к законодательным органам субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанное Обращение Государственного Совета Республики Татарстан.
Председатель Государственного Совета |
Ф.Х. Мухаметшин |
г. Казань,
8 июня 2023 года
N 2012-VI ГС
Обращение
Государственного Совета Республики Татарстан к Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину по вопросу совершенствования требований в области представления экологической отчетности
Уважаемый Михаил Владимирович!
Законодательством в области охраны окружающей среды предусмотрена обязанность природопользователей по представлению различной экологической отчетности в уполномоченные органы государственной власти по установленным формам.
Сроки представления экологической отчетности варьируются в зависимости от вида отчетности, что в отдельных случаях способствует возникновению ситуаций, когда сведения, содержащиеся в разных видах отчетности, не соответствуют друг другу.
В качестве примеров можно привести следующие виды экологической отчетности и сроки ее представления:
1) сведения об охране атмосферного воздуха (форма N 2-ТГТ (воздух), срок представления - до 22 января года, следующего за отчетным (приказ Росстата от 8 ноября 2018 года N 661 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха");
2) сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления (форма N 2-ТП (отходы), срок представления - до 1 февраля года, следующего за отчетным (приказ Росстата от 9 октября 2020 года N 627 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления");
3) декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду, срок представления - до 10 марта года, следующего за отчетным (приказ Минприроды России от 10 декабря 2020 года N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899");
4) отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, срок представления - до 25 марта года, следующего за отчетным (приказ Минприроды России от 14 июня 2018 года N 261 "Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля", приказ Минприроды России от 18 февраля 2022 года N 109 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля").
Указанная экологическая отчетность формируется на основании данных первичного, в том числе бухгалтерского, учета (например, акты по обращению с отходами), которые неоднократно уточняются и корректируются в период подготовки бухгалтерской отчетности, крайний срок сдачи которой - 31 марта года, следующего за отчетным.
Таким образом, нередко возникают ситуации, когда сведения, содержащиеся в экологической отчетности, представленной в уполномоченные органы государственной власти в более ранний период (сведения об охране атмосферного воздуха (форма N 2-ТП (воздух), сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления (форма N 2-ТП (отходы), не соответствуют сведениям, содержащимся в экологической отчетности, представленной в более поздний период (декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля), поскольку более поздняя по срокам сдачи экологическая отчетность формируется на основании более актуальных данных, используемых для подготовки бухгалтерской отчетности (первый квартал года, следующего за отчетным). Это приводит к тому, что природопользователи привлекаются к административной ответственности в соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (сокрытие или искажение экологической информации), и доначислению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Свести к минимуму указанные ситуации позволил бы перенос сроков представления природопользователями в уполномоченные органы государственной власти сведений об охране атмосферного воздуха (форма N 2-ТП (воздух) и сведений об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления (форма N 2-ТП (отходы), поскольку в таком случае при подготовке указанных видов экологической отчетности использовались бы актуальные данные первичного, в том числе бухгалтерского, учета.
Принимая во внимание изложенное, просим Вас, уважаемый Михаил Владимирович, дать поручение профильным федеральным органам исполнительной власти рассмотреть возможность перенесения сроков представления природопользователями сведений об охране атмосферного воздуха (форма N 2-ТП (воздух) и сведений об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления (форма N 2-ТП (отходы) на 1 марта года, следующего за отчетным, или предусмотреть возможность уточнения природопользователями сведений, содержащихся в уже представленной отчетности по данным формам, до 1 марта года, следующего за отчетным.
Также просим Вас дать поручение профильным федеральным органам исполнительной власти рассмотреть возможность совершенствования работы информационного ресурса "Личный кабинет природопользователя", посредством которого в настоящее время представляется экологическая отчетность, в части:
1) создания унифицированной (исходной) формы, позволяющей автоматически вносить заполненные природопользователем данные в те формы отчетности, в которые предусмотрено их внесение. Например, одни и те же сведения об образованных в отчетный период отходах производства и потребления необходимо вносить трижды: в сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления (форма N 2-ТП (отходы), декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, в отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
2) повышения технической устойчивости системы "Личного кабинета природопользователя" в моменты повышенной загруженности в период представления экологической отчетности, поскольку сбои в работе данного информационного ресурса приводят к невозможности представления природопользователями указанной отчетности в установленные сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 8 июня 2023 г. N 2012-VI ГС "Об Обращении Государственного Совета Республики Татарстан к Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину по вопросу совершенствования требований в области представления экологической отчетности"
Текст постановления опубликован в Ведомостях Государственного Совета Татарстана, N 5-6, май-июнь 2023 г.