Постановление Администрации муниципального образования "городской округ Ногликский" Сахалинской области от 18 мая 2023 г. N 309
"Об утверждении Положения о системе управления профессиональными рисками в администрации муниципального образования "Городской округ Ногликский"
В соответствии с требованиями статьи 218 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.12.2021 N 926 "Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.01.2022 N 36 "Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей", руководствуясь ст. 36 Устава муниципального образования "Городской округ Ногликский", администрация муниципального образования "Городской округ Ногликский" постановляет:
1. Утвердить Положение о системе управления профессиональными рисками в администрации муниципального образования "Городской округ Ногликский" (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Знамя труда" и разместить на официальном сайте муниципального образования "Городской округ Ногликский" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности управляющего делами администрации муниципального образования "Городской округ Ногликский" Русанова Я.С.
Мэр муниципального образования |
С.В. Камелин |
Утверждено
постановлением администрации
муниципального образования
"Городской округ Ногликский"
от 18 мая 2023 года N 309
Положение
о системе управления профессиональными рисками в администрации муниципального образования "Городской округ Ногликский"
1. Общие положения
1.1. Положение о системе управления профессиональными рисками в администрации муниципального образования "Городской округ Ногликский" (далее - Положение) устанавливает порядок идентификации опасностей, оценки и управления рисками в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда в администрации муниципального образования "Городской округ Ногликский" (далее - администрация).
1.2. Целями настоящего Положения являются:
1) предотвращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
2) предоставление объективной информации о состоянии объектов в области охраны труда;
3) выявление и контролирование опасностей в области охраны труда;
4) эффективное управление риском в области охраны труда (снижение риска производственного травматизма и профессиональных заболеваний);
5) формирование обоснованных рекомендаций по уменьшению риска.
1.3. Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда в администрации.
1.4. В Положении используются следующие термины и определения:
1) безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов на работников исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;
2) вероятность - степень возможности наступления некоторого события, которое может повлиять на состояние здоровья работника;
3) допустимый риск - риск, который считается допустимым при существующих общественных ценностях;
4) идентификация опасности - процесс признания существования опасности и определение ее характеристик;
5) недопустимый риск - риск, при котором требуется немедленное принятие мер по уменьшению влияния опасностей на работников в процессе выполнения работы;
6) опасность - потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности;
7) опасное событие - происшествие, которое происходит при реализации опасности;
8) охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
9) происшествие - любое нежелательное событие, которое привело или могло привести к ухудшению здоровья работника на производстве, аварии или инциденту;
10) профессиональное заболевание - заболевания, спровоцированные либо усугубляемые специфическими условиями определенной профессиональной деятельности;
11) снижение риска - это сокращение вероятности наступления опасного события;
12) профессиональный риск - вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья;
13) оценка риска - общий процесс проведения анализа риска и оценивая риска;
14) анализ риска - систематическое использование имеющейся информации для выявления опасностей и количественной оценки риска;
15) управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
2. Организация работы по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков
2.1. Общее руководство по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков, разработке мер управления рисками осуществляет мэр муниципального образования "Городской округ Ногликский".
2.2. Для оценки профессиональных рисков создается рабочая группа, которая формируется из числа работников администрации в составе не менее трех человек, персональный состав рабочей группы определяется распоряжением администрации.
2.3. Организация деятельности рабочей группы распоряжением администрации возлагается на ответственное лицо, осуществляющее функции специалиста по охране труда. Специалист по охране труда должен иметь специальное образование и регулярно обновлять свои знания на программах повышения квалификации.
2.4. Лица, включаемые в состав рабочей группы, должны знать опасности, присущие оцениваемой деятельности и применяемые меры безопасности.
2.5. Рабочая группа действует на основании настоящего Положения и действующего законодательства Российской Федерации.
2.6. Рабочая группа в процессе работы имеет право запрашивать у всех работников администрации информацию необходимую для более полного анализа данных.
2.7. На рабочую группу возлагается ответственность за:
1) определение перечня рабочих мест (должностей), подлежащих идентификации опасностей и оценке рисков;
2) организацию проведения наблюдений и собеседований с работниками администрации;
3) составление карт идентификации опасностей и оценки рисков;
4) определение величин рисков, связанных с идентифицированными опасностями;
5) выработку предложений по управлению недопустимыми рисками;
6) оценку уровня остаточного риска после выполнения мероприятий по снижению риска.
2.8. Рабочая группа по окончании работы обязана предоставить отчет, в котором отражаются все риски и пути снижения травмоопасных и аварийных ситуаций.
2.9. Управляющий делами администрации осуществляет координацию деятельности рабочей группы по организации проведения идентификации опасностей, оценке рисков, итоговое документирование результатов оценки рисков, а также информирование работников о результатах оценки рисков, связанных с выполняемой ими деятельностью в администрации.
3. Порядок оценивания профессиональных рисков
3.1. Цель идентификации опасностей - выявить все опасности, исходящие от процесса, опасных веществ, выполняемых работ, оборудования и других объектах возникновения опасностей, участвующих в трудовом процессе работников.
3.2. При идентификации опасностей необходимо рассмотреть:
1) трудовой процесс и его параметры;
2) опасные вещества;
3) оборудование;
4) опасности, возникающие вне рабочего места и способные негативно повлиять на здоровье и безопасность работника;
5) опасности, возникающие вблизи от рабочего места, в результате выполнения трудовой деятельности;
6) инфраструктуру, оборудование и материалы на рабочем месте, предоставленные администрацией или иными лицами.
3.3. В качестве основных источников информации для идентификации опасностей необходимо использовать:
1) техническую документацию на оборудование;
2) правила безопасности, типовые документы по охране труда и прочие нормативные и нормативно-правовые документы, относящиеся к рассматриваемому процессу;
3) сведения об имевших место несчастных случаях и профессиональных заболеваниях в администрации и результаты их расследования;
4) инструкции по охране труда;
5) результаты специальной оценки условий труда и производственного контроля условий труда;
6) жалобы работников администрации, связанные с ненадлежащими условиями труда, а также предложения по улучшению условий труда.
3.4. На основании собранных данных определяются объекты возникновения опасностей, факторы, обуславливающие возможность возникновения опасностей и опасных событий, а также опасные события в привязке к исследуемым объектам, которыми являются:
1) выполняемые работы;
2) места пребывания работников при выполнении работ;
3) нештатные и аварийные ситуации.
3.5. Первичная идентификация опасностей проводится на каждом рабочем месте с учетом каждого вида выполняемой трудовой деятельности работников Администрации.
3.6. Для объективной и полной оценки профессиональных рисков рабочая группа составляет "Перечень рабочих мест, на которых проводится процедура оценки профессиональных рисков" согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
3.7. Для оценки профессиональных рисков рабочая группа применяет Матричный метод согласно таблице N 1:
Таблица N 1
Матрица определения уровня риска
Последствия (тяжесть) |
Вероятность (Частота события) |
||||
Событие практически никогда не произойдет Ч1 |
Событие случается редко
Ч2 |
Вероятность события около 0,5
Ч3 |
Скорее всего событие произойдет
Ч4 |
Событие почти обязательно произойдет Ч5 |
|
Т1 |
М1 |
М2 |
Н3 |
Н4 |
С5 |
Т2 |
М2 |
Н4 |
Н6 |
С8 |
С10 |
Т3 |
Н3 |
Н6 |
Н9 |
С12 |
В15 |
Т4 |
Н4 |
Н8 |
С12 |
В16 |
В20 |
Т5 |
Н5 |
С10 |
С15 |
В20 |
Э25 |
Категории тяжести риска:
М - малозначительный риск;
Н - низкий риск;
С - средний риск;
В - высокий риск;
Э - экстремальный риск.
3.8. Вероятность наступления опасного события определяется по оценочной шкале согласно таблице N 2:
Таблица N 2
Оценочная шкала
Класс вероятности |
Качественная характеристика частоты событий |
Вероятность |
Признаки вероятности события |
Оценка вероятности |
|
Ч1 |
Неправдоподобное |
Событие практически никогда не произойдет |
Минимальная |
Вероятность возникновения события является незначительной. Практически невозможно предположить, что подобное событие может возникнуть |
1 |
Ч2 |
Маловероятное |
Событие случается редко |
Умеренная |
Вероятность возникновения остается низкой. Подобного рода условия возникают в отдельных случаях, но шансы для этого невелики |
2 |
Ч3 |
Случайное |
Вероятность события около 0,5 |
Существенная |
Вероятность возникновения находится на среднем уровне (50 x 50). Условия для этого могут возникнуть неожиданно |
3 |
Ч4 |
Вероятное |
Скорее всего событие произойдет |
Значительная |
Вероятность возникновения является высокой. Условия для этого возникают достаточно регулярно и/или в течение определенного интервала времени |
4 |
Ч5 |
Частое |
Событие почти обязательно произойдет |
Очень высокая |
Вероятность возникновения является очень высокой. Условия обязательно возникают на протяжении достаточно продолжительного промежутка времени (обычно в условиях нормальной эксплуатации) |
5 |
3.9. Последствия опасного события определяются по оценочной шкале согласно таблице N 3:
Таблица N 3
Класс тяжести ущерба |
Последствия (описание тяжести ущерба) |
Признаки серьезности последствий (описание ситуаций, связанных с масштабами ущерба |
Оценка тяжести ущерба |
Т1 |
Минимальные (ущерб незначительный, неважный, не принимаемый в расчет, игнорируемый) |
Отсутствия травм, незначительные повреждения, воздействием можно пренебречь |
1 |
Т2 |
Незначительные (ущерб незначительный, несущественный, легкий, несерьезный, неопасный) |
Малые повреждения, незначительные травмы, воздействие на здоровье и безопасность - незначительно: последствия легко устранимы, затраты на ликвидацию последствий невелики |
2 |
Т3 |
Средние (ущерб умеренный) |
Повреждения средней тяжести, воздействия на здоровье и безопасность невелико, травмы с временной потерей трудоспособности, происшествие с умеренными результатами: наличие аварийных выбросов, ликвидация последствий не связана с крупными затратами |
3 |
Т4 |
Значительные (ущерб серьезный, важный, значительный, существенный) |
Несчастные случаи с длительной потерей трудоспособности, воздействие на здоровье и безопасность персонала ощутимо, происшествие с серьезными последствиями: небольшие разрушения, существенные нарушения функций оборудования, ликвидация последствий связана со значительными затратами |
4 |
Т5 |
Катастрофические (ущерб критический) |
Смертельные случаи, критическое воздействие на здоровье и безопасность персонала, значительные разрушения, полное нарушение функций оборудования, ликвидация последствий требует значительных ресурсов |
5 |
3.10. По окончании осуществления оценки профессиональных рисков рабочая группа предоставляет:
1) реестр опасностей администрации согласно приложению N 2 к настоящему Положению;
2) карты оценки профессиональных рисков на каждое рабочее место согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
3.11. Все работники администрации должны быть уведомлены под роспись о профессиональных рисках на основании заключения рабочей группы.
3.12. Информирование работников о рисках, а также о фактических и возможных последствиях для здоровья и безопасности выполняемой ими работы осуществляется при проведении инструктажей по охране труда, обучении работников по охране труда и др.
4. Управление рисками
4.1. Все идентифицированные риски после их оценки рабочей группой подлежат управлению с учетом приоритетов применения мер, в качестве которых используют:
1) устранение риска;
2) замена одних рисков другими, менее значимыми;
3) применение технических средств снижения уровня риска;
4) применение плакатов и предупреждающих об опасности знаков и (или) административных средств управления рисками;
5) применение средств коллективной и индивидуальной защиты работников.
4.2. Шкала ранжирования принципов управления риском зависит от степени риска, которую необходимо использовать при выборе конкретных мер по управлению рисками согласно приложению N 4 к настоящему Положению.
Риски, попавшие в зоны М, Н, являются приемлемыми. По ним не требуется разработка дополнительных мер.
Риски, попавшие в зону С, являются допустимыми. Мероприятия для уменьшения риска необходимы, но их проведение можно спланировать и провести по графику.
Риски, попавшие в зону В, являются значимыми, по ним разрабатываются дополнительные меры по управлению с целью их снижения и/или устранения.
Риски, попавшие в зону Э, являются недопустимыми, по ним разрабатываются дополнительные меры по управлению с целью их снижения и/или устранения, выполнение работ до внедрения мероприятий по снижению и/или устранению рисков не допускается.
4.3. Необходимо использовать превентивные меры управления профессиональными рисками (наблюдение за состоянием здоровья работника, осведомление и консультирование об опасностях и профессиональных рисках на рабочих местах, инструктирование и обучение по вопросам системы управления профессиональными рисками и др.) и отдавать им предпочтение.
4.4. Для эффективного выполнения мероприятий по управлению профессиональными рисками необходимо использовать, как правило, сочетание различных мер и не полагаться на одну меру.
4.5. Эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.
5. Анализ результатов оценки рисков
5.1. Анализ результативности предпринятых мер по управлению значимыми рисками оценивается в течение месяца по окончании срока, отведенного на выполнение мероприятий. Если в течение этого срока меры признаются результативными, издается распоряжение о переоценке риска.
5.2. Если меры признаны нерезультативными, требуется их пересмотр с составлением новых мероприятий.
Приложение N 1
к Положению
Перечень
рабочих мест, на которых проводится процедура оценки профессиональных рисков
N |
Наименование должности |
1 |
2 |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
|
Председатель рабочей группы: |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
должность |
|
подпись |
|
дата |
|
расшифровка |
|
Члены рабочей группы: |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
должность |
|
подпись |
|
дата |
|
расшифровка |
Приложение N 2
к Положению
Карта
оценки профессиональных рисков
Дата оформления
_________________________________________________________________________
Персонал
Оборудование/Инструмент/сырье: __________________________________________
Класс условий труда: ____________________________________________________
Выполняемая операция: ___________________________________________________
N |
Опасность (источник нанесения вреда) |
Опасное событие |
Меры управления (существующие средства предупреждения) |
Оценка уровня риска |
||
Ч |
Т |
Р |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Председатель рабочей группы: |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
должность |
|
подпись |
|
дата |
|
расшифровка |
|
Члены рабочей группы: |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
должность |
|
подпись |
|
дата |
|
расшифровка |
Приложение N 3
к Положению
Реестр опасностей
N |
Опасность (источник нанесения вреда) |
Опасное событие |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Председатель рабочей группы: |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
должность |
|
подпись |
|
дата |
|
расшифровка |
|
Члены рабочей группы: |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
должность |
|
подпись |
|
дата |
|
расшифровка |
Приложение N 4
к Положению
Шкала
ранжирования принципов управления риском от степени риска
Степень риска |
Принципы управления рисками |
М малозначительный |
Специальных мероприятий не требуется. За риском необходимо наблюдать |
Н низкий |
Дополнительных мероприятий не требуется. Следует выполнять установленные средства предупреждения |
С средний |
Мероприятия для уменьшения риска необходимы, но их проведение можно спланировать и провести по графику |
В высокий |
Требует внимания высшего руководства, детальное изучение и планирование высшим руководством. Должен быть назначен ответственный за управлением рисками. Мероприятия по снижению величины риска обязательны и их проведение необходимо начать срочно. Если риск относится к уже выполняемым операциям или видам работ, то необходимо обеспечить полный контроль осуществления управления риском и провести дополнительные организационные мероприятия, а именно: - проинформировать работников о причинах возникновения значительного риска; - организовать проведение внеплановых инструктажей, проверки знаний, отработки действий персонала по предупреждению и ликвидации ситуаций, соответствующих значительному риску |
Э экстремальный |
Работу не следует начинать или продолжать, пока не уменьшен риск. Риск управляется высшим руководством, составляется детальный план действий. Мероприятия по снижению величины риска обязательны и их проведение необходимо начать немедленно. Если риск невозможно уменьшить даже путем значительных затрат, то работа либо запрещается, либо разрабатываются специальные программы (планы) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации муниципального образования "Городской округ Ногликский" Сахалинской области от 18 мая 2023 г. N 309 "Об утверждении Положения о системе управления профессиональными рисками в администрации муниципального образования "Городской округ Ногликский"
Вступает в силу с 8 июля 2023 г.
Опубликование:
Знамя труда, 8 июля 2023 г. N 27