г. Краснодар |
|
30 августа 2016 г. |
Дело N А32-45596/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), ответчика - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) и третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Стройгрупп" (ИНН 7728862763, ОГРН 5137746111300), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2016 (судья Мигулина Д.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 (судьи Ковалева Н.В., Баранова Ю.И., Величко М.Г.) по делу N А32-45596/2015, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) со следующими требованиями:
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 19 283 кв. м с кадастровым номером 23:49:0304026:130, расположенный в г. Сочи, Хостинский район, участок N 33, с видом разрешенного использования - "торговый центр";
- истребовать из незаконного владения Российской Федерации в пользу муниципального образования город-курорт Сочи земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130;
- признать право собственности муниципального образования город-курорт Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130.
Требования мотивированы следующим. Право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130 возникло на основании Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ). Поэтому основания для сохранения за Российской Федерацией права собственности (сохранения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) записи о праве федеральной собственности) на данный участок отсутствуют.
Определением от 21.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Стройгрупп" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130 возникло на основании закона (в связи с отнесением его к землям курортов федерального значения) и зарегистрировано в ЕГРП 02.10.2008, то есть до вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Поэтому право собственности Российской Федерации на спорный участок не могло прекратиться, а право собственности муниципального образования возникнуть на основании положений статьи 1 Закона N 244-ФЗ, без соблюдения установленной названным Законом процедуры передачи земельного участка (часть 6 статьи 1). Признание зарегистрированного права отсутствующим либо признание права на вещь как способы защиты подлежат применению только в том случае, когда истец фактически владеет спорным имуществом, однако, не имеет иной возможности защиты своих прав в связи с наличием в ЕГРП записи о праве собственности ответчика на это же имущество. Земельный участок находится в фактическом владении общества, за которым зарегистрировано обременение в виде права аренды. Отсутствие у истца фактического владения земельным участком, право собственности на который оспаривается в рамках настоящего дела, также является основанием для отказа в удовлетворении требований. Кроме того, при разрешении спора по делу N А32-12213/2013 судебными инстанциями установлено, что администрация обращалась ранее с заявлением о передаче спорного участка в муниципальную собственность. В удовлетворении заявления было отказано в связи с установлением в отношении земельного участка сервитута (в целях строительства олимпийского объекта "Сети канализации в Хостинском районе с заменой существующих сетей и канализационно-насосной станции"). С учетом норм Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" суды признали, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130 не может быть передан в муниципальную собственность в связи с размещением на нем олимпийского объекта краевого значения.
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального права. Жалоба повторяет доводы искового заявления, апелляционной жалобы и мотивирована следующим. Спорный участок относятся к категории земель населенных пунктов, следовательно, к порядку его передачи применимы нормы Закона N 244-ФЗ. В силу части 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Частью 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ установлено, что из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, Находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений. Право федеральной собственности на спорный участок подтверждено выписками из ЕГРП, зарегистрировано до вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Согласно части 1 статьи 6 Закона N 244-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче земельного участка в муниципальную собственность в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа местного самоуправления. Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.07.2009 N 270 утвержден Административный регламент Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность". В нем указано, что принятие решения по поступившему обращению передается соответствующему территориальному органу. Однако до настоящего времени решение о передаче земельного участка территориальным управлением не принято. Таким образом, ответчик своими действиями не только нарушает нормы Закона N 244-ФЗ, но и препятствует поступлению денежных средств (арендных платежей) в бюджет города Сочи. Право собственности подлежит регистрации за муниципалитетом на основании норм Закона N 244-ФЗ.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, территориальным управлением принято распоряжение от 22.03.2006 N 04-04/1123С "О переоформлении ОАО "Агрофирма "Кудепста" права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков в Адлерском и Хостинском районах города Сочи" (т. 2, л. д. 7 - 12).
На основании данного распоряжения с ОАО "Агрофирма "Кудепста"" заключен договор от 27.04.2006 N 04-24/202С аренды земельного участка общей площадью 20 486 кв. м с кадастровым номером 23:49:0408000:0024, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район. Участок предоставлен для застройки микрорайона "Кудепста-3" и жилого комплекса (т. 2, л. д. 13 - 22).
По сведениям государственного кадастра недвижимости (кадастровый паспорт от 07.04.2015 N 2343/12/15-385078) земельный участок площадью 19 283 кв. м с кадастровым номером 23:49:0304026:130 поставлен на кадастровый учет 17.07.2008 и имеет вид разрешенного использования - торговый центр (т. 1, л. д. 21 - 23).
2 октября 2008 года на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130 зарегистрировано право федеральной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.02.2014 серии 23-АМ N 354636 (т. 2, л. д. 46) и выпиской из ЕГРП от 27.03.2015 N 23/050/114/2015-017 (т. 1, л. д. 20).
По договору перенайма от 20.12.2013 права и обязанности по договору аренды от 27.04.2006 N 04-24/202С переданы обществу. Договор перенайма зарегистрирован в ЕГРП (т. 1, л. д. 110 - 112).
Департамент имущественных отношений администрации города обращался в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с предложением о передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304026:130 (т. 1, л. д. 18, 19).
Полагая, что право собственности Российской Федерации на данный земельный участок зарегистрировано незаконно, а спорный участок относится к муниципальному уровню собственности в силу норм Закона N 244-ФЗ, администрация обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным способом.
В пунктах 32, 36, 52, 58 и 59 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22) разъяснено следующее. Собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 названной статьи.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 названной статьи, и участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона по следующим основаниям: на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности; они предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; они предусматриваются федеральными законами.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 данной статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Таким образом, Законом N 244-ФЗ предусмотрен заявительный порядок передачи земельных участков (переоформления прав на участки из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования).
Порядок (особенности) передачи из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность муниципальных образований земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые ранее было зарегистрировано в ЕГРП, установлены частями 5, 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Судебные инстанции при разрешении спора установили, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130 зарегистрировано 02.10.2008 (до вступления в силу Закона N 244-ФЗ), который находится в фактическом владении общества (договор аренды от 27.04.2006 N 04-24/202С, договор перенайма от 20.12.2013). Следовательно, после вступления в силу Закона N 244-ФЗ право федеральной собственности не могло перейти к муниципальному образованию в силу норм названного Закона. Для переоформления прав на спорный земельный участок требуется соблюдение процедуры его передачи, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Не являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304026:130 и не владея им, муниципальное образование (в лице администрации) не вправе защищать свое нарушенное право в отношении данного недвижимого имущества с использованием (путем предъявления в суд) заявленных вещно-правовых исков.
С учетом обстоятельств, установленных при разрешении спора, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права, поэтому отказали ему в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы кассационной жалобы администрации о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, обоснованные ссылками на нормы Закона N 244-ФЗ, окружным судом отклоняются. Истец ошибочно понимает (толкует) положения названного Закона применительно к фактическим обстоятельствам, установленным судебными инстанциями при разрешении данного спора. По результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что истец не стал собственником земельного участка участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130 на основании норм Закона N 244-ФЗ. Право администрации может быть защищено с использованием надлежащих способов защиты (с соблюдением процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 Закона N 244-ФЗ). При этом представленные в дело документы подтверждают, что олимпийский объект краевого значения "Сети канализации в Хостинском районе с заменой существующих сетей и канализационно-насосной станции" возведен, введен в эксплуатацию и передан в настоящее время в собственность муниципального образования город-курорт Сочи (т. 1, л. д. 12 - 17),
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 по делу N А32-45596/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы администрации о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, обоснованные ссылками на нормы Закона N 244-ФЗ, окружным судом отклоняются. Истец ошибочно понимает (толкует) положения названного Закона применительно к фактическим обстоятельствам, установленным судебными инстанциями при разрешении данного спора. По результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что истец не стал собственником земельного участка участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130 на основании норм Закона N 244-ФЗ. Право администрации может быть защищено с использованием надлежащих способов защиты (с соблюдением процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 Закона N 244-ФЗ). При этом представленные в дело документы подтверждают, что олимпийский объект краевого значения "Сети канализации в Хостинском районе с заменой существующих сетей и канализационно-насосной станции" возведен, введен в эксплуатацию и передан в настоящее время в собственность муниципального образования город-курорт Сочи (т. 1, л. д. 12 - 17),"
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 августа 2016 г. N Ф08-5217/16 по делу N А32-45596/2015