город Ростов-на-Дону |
|
01 июня 2016 г. |
дело N А32-45596/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Машневым А.Э.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2016 по делу N А32-45596/2015
по иску Администрации города Сочи
к ответчику - ТУ федеральному агентству по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
о признании отсутствующим права,
принятое в составе судьи Мигулиной Д.А.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "город-курорт Сочи" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - теруправление), в котором просит:
1. Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130, площадью 19283 кв. м, расположенного в г. Сочи, Хостинский район, уч. N 33 с видом разрешенного использования - "торговый центр";
2. Истребовать из незаконного владения Российской Федерации в пользу муниципального образования город Сочи земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130, площадью 19283 кв. м, расположенного в г. Сочи, Хостинский район, уч. N 33 с видом разрешенного использования - "торговый центр";
3. Признать право собственности муниципального образования город Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130, площадью 19283 кв. м, расположенного в г. Сочи, Хостинский район, уч. N 33 с видом разрешенного использования - "торговый центр".
Исковые требования мотивированы возникновением право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым N 23:49:0304026:130 на основании Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен арендатор земельного участка ООО "Стройгрупп".
Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением, администрация обжаловала его в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение отменить, удовлетворив заявленные требования. Заявитель жалобы не соглашается с выводом суда о федеральной принадлежности спорного участка.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не направили.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 22.03.2006 N 04-04/1123С "О переоформлении ОАО "Агрофирма "Кудепста" права постоянного бессрочного пользования земельными участками на право аренды земельных участков и Адлерском и Хостинском районах города Сочи" по договору аренды от 27.04.2006 N 04-24/202С ОАО "Агрофирма "Кудепста" предоставлен земельный участок о кадастровым номером 23:49:0408000:0024, находящийся по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, участок N 33, для застройки микрорайона "Кудепста-3" и жилого комплекса, общей площадью 20 486 кв. м
02.10.2008 в ЕГРП зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130, площадью 19283 кв. м, расположенного в г. Сочи, Хостинский район, уч. N 33, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 04.04.2016.
Согласно договору от 20.12.2013 о передаче прав и обязанностей ООО "Стройкомплекс" передало свои права и обязанности по договору аренды от 27.04.2006 N 04-24/202С ООО "Стройгрупп".
Как указывает истец, в рамках реализации положений действующего законодательства Российской Федерации и защиты интересов муниципального образования г.-к. Сочи в адрес руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом направлено обращение департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 23.07.2015 N 20714/02-05-14 о передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304026:130, площадью 19283 кв. м, расположенного в г. Сочи, Хостинский район уч. N 33 с видом разрешенного использования - "торговый центр".
Полагая, что право собственности Российской Федерации на данный земельный участок зарегистрировано незаконно, поскольку на момент регистрации вступил в действие Закон N 244-ФЗ, отнесший спорный участок к муниципальному уровню собственности, администрация города Сочи обратилась с настоящим иском в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Из указанной нормы следует, что предъявление иска, с учетом характера нарушенного права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 52 Постановления Пленума ВС РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав" разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает права истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Рассматривая иски о признании права или обременения отсутствующим, суды должны установить и дать оценку основаниям возникновения права или обременения, в данном случае суду необходимо дать оценку основаниям возникновения и регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок с кадастровым N 23:49:0304026:130.
Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" одобрена инициатива администрации Краснодарского края об отнесении ряда природных ресурсов побережий Черного и Азовского морей к федеральным природным ресурсам.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 г. N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", Федеральными законами "Об особо охраняемых природных территориях" и "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Советом Министров - Правительство Российской Федерации N 337 от 12.04.1993 г. "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" сочинский курортный регион признан курортом федерального значения.
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом д) ст. 71 Конституции РФ императивно установлено, что "федеральная государственная собственность и управление ею" находится в исключительном ведении РФ.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным способом.
В силу части 1 статьи 1 Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ) из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу данного Закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 рассматриваемой статьи.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 названной статьи, и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона по следующим основаниям: на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности; они предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; они предусматриваются федеральными законами.
В силу части 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 данной статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Таким образом, названным Законом предусмотрен заявительный порядок обращения за предоставлением земельного участка в собственность субъекта или муниципального образования.
Частями 1 - 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ установлен порядок передачи из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Частями 10, 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов отнесены земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и которые названным законом не отнесены к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений.
Материалами дела подтверждается, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130 зарегистрировано за Российской Федерацией 02.10.2008, то есть, до вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Следовательно, по состоянию на 20.12.2008 право собственности Российской Федерации не могло перейти к муниципальному образованию только в силу закона, для этого требуется соблюдение определенной тем же законом процедуры передачи земельного участка.
Истец, надлежащим образом извещенный о слушании дела, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательства наличия у него подлежащего защите титула на спорный земельный участок (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В свою очередь, недоказанность титула влечет невозможность удовлетворения иска о признании права федеральной собственности отсутствующим независимо от наличия у истца фактического владения. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал, что признать за администрацией право собственности на земельный участок когда-либо возникшим нельзя.
Кроме того, в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" суды разъяснили, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Таким образом, признание зарегистрированного права отсутствующим либо признание права на вещь как способы защиты подлежат применению только в том случае, когда заинтересованное лицо фактически владеет спорным недвижимым имуществом, однако, не имеет иной возможности защиты своих прав в связи с наличием в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности ответчика на это же имущество.
Как указано выше, на спорный земельный участок зарегистрировано обременение в виде права аренды ООО "Стройгрупп".
Таким образом, спорный земельный участок в настоящее время находится в фактическом владении ООО "Стройгрупп", администрация данное обстоятельство не оспаривает.
В связи с этим, отсутствие у истца фактического владения спорным участком, право собственности на который оспаривается в рамках настоящего дела, также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, судебными актами по делу N А32-12213/2013 было установлено, что администрация г. Сочи ранее обращалась с заявлением о передаче спорного земельного участка в собственность, в чем заявителю было отказано в связи с установлением в отношении данного участка сервитута в целях строительства олимпийского объекта. Суды установили, что распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2010 N 1205-р "Об установлении сервитутов в целях строительства олимпийского объекта краевого значения" в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304026:130 установлен сервитут для строительства олимпийского объекта - "Сети канализации в Хостинском районе с заменой существующих сетей и канализационно-насосной станции". Таким образом, с учетом применения к указанным отношениям специального законодательства (норм Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") суды пришли к выводу о ом, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130 не может быть передан в муниципальную собственность с учетом размещения на нем олимпийского объекта краевого значения.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
На основании вышеуказанного, судебная коллегия полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2016 по делу N А32-45596/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-45596/2015
Истец: Администрация г. Сочи, Администрация города Сочи - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт Сочи
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ, ТУ Росимущества в КК
Третье лицо: ООО "Стройгрупп"