г. Краснодар |
|
08 сентября 2016 г. |
Дело N А22-3063/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Белуга Проджектс Лоджистик" (ИНН 7707715574, ОГРН 1097746740145) - Бачурина Д.В. (доверенность от 29.08.2016), Коростелевой Л.В. (доверенность от 10.06.2016), Савченко А.В. (доверенность от 02.09.2016), от заинтересованного лица - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильных дорого "Азов" Федерального дорожного агентства" (ИНН 6147014910, ОГРН 1026103722776) - Прилипы Ю.В. (доверенность от 11.01.2016) и Ефимова С.Г. (доверенность от 28.03.2016), рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Белуга Проджектс Лоджистик" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.12.2015 (судья Шевченко В.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А22-3063/2015, установил следующее.
ЗАО "Белуга Проджектс Лоджистик" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением к ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Азов" Федерального дорожного агентства" (далее - управление, учреждение) о признании незаконными действий директора Филиала N 2 ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Азов" Федерального дорожного агентства", выразившихся в изготовлении и направлении письма УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области о признании недействительными выданных специальных разрешений от 25.02.2015 N 0439416, 0439417, 0439418, 0439419 (далее - спорные разрешения) на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, с указанием на необходимость их возврата; признании незаконным бездействия директора Филиала N 2 учреждения, выразившегося в не рассмотрении обращений общества от 25.06.2012 и 21.07.2015 и отсутствии ответа на обращения (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 09.12.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.04.2016, суд удовлетворил заявленные обществом требования в части признания незаконным бездействия директора Филиала N 2 учреждения, выразившегося в не рассмотрении обращений общества от 25.06.2012 и 21.07.2015 и отсутствии ответа на обращения. В удовлетворении остальной части заявленных обществом требований суд отказал.
Судебные акты в части удовлетворения требований общества мотивированы тем, что учреждение в нарушение положений статей 9, 10, 12 Федерального закона от 02.05.2009 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не рассмотрело обращения общества в установленный законом срок и не направило обществу ответы на его обращения.
В части отказа в удовлетворении заявленных обществом требований судебные акты мотивированны отсутствием у управления права на выдачу специальных разрешений на перевозку крупногабаритных грузов по заявлению общества, поскольку спорный участок автодороги (подъезд к г. Элиста от Р-22 "Каспий" км 36 (Волгоград) - км 44 (Б. Чапурники) находится за пределами его территориального обслуживания, в связи с чем, выданные разрешения являются недействительными.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении требований, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неверно применили нормы материального и процессуального права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Общество указывает, что получив спорные разрешения, оно рассчитывало на то, что уполномоченный орган действовал в соответствии действующим законодательством; действия учреждения нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 31.08.2016 до 14 часов 00 минут 05.09.2016.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что решение от 09.12.2015 и постановление апелляционной инстанции от 22.04.2015 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия по следующим основаниям.
Судебные инстанции установили, что общество (экспедитор) и ООО "Морская судоходная компания" заключили договор от 28.01.2015 N 1-МСК, согласно пункту 1.1 которого экспедитор обязуется по поручению заказчика, за вознаграждение, от своего имени за счет заказчика и в его пользу, выполнить самостоятельно или организовать выполнение путем привлечения третьих лиц определенных договором транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов заказчика, в соответствии с поручениями и дополнительными соглашениями к договору. В соответствии с пунктами 2.1.2 и 2.1.3 договора на основании информации, указанной в поручении экспедитор обязан разработать и оформить разрешительные документы в случаях, когда это необходимо (перевозка тяжеловесных, крупногабаритных грузов, использования специализированной техники). Экспедитор обязан своевременно, до начала перевозки груза обеспечить получение необходимых разрешений, согласований и необходимого сопровождения транспорта при организации и проведении перевозки, в случаях, когда это необходимо (перевозка тяжеловесных, крупногабаритных грузов, использования специализированной техники) и представить данные разрешения и согласования в адрес заказчика.
С целью исполнения указанного договора и поручения заказчика на организацию перевозки технологического оборудования, состоящего из четырех адсорбционных колонн на объект строительства "Турецкий поток", общество обратилось в филиал N 2 ФКУ "Федерального управления автомобильных дорог "Азов"" с заявлением о выдаче специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов для осуществления движения на участке дороги Волгоград - п. Б.Чапурники Р22 "Каспий" (а/д М4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань. Подъезд к г. Элиста 36 км - 44 км).
25 февраля 2015 года учреждение выдало заявителю специальные разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов N 0439416, 0439417, 0439418, 0439419, а 02.03.2015 направило в УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области письмо, согласно которому указанные разрешения надлежит считать недействительными и возвратить их учреждению для исправления.
02 марта 2015 года движение транспортных средств общества, осуществлявших перевозку груза на основании выданных учреждением специальных разрешений N 0439416, 0439417, 0439418, 0439419, остановлено сотрудниками УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области, указанные разрешения изъяты.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконными действий директора Филиала N 2 учреждения, выразившихся в изготовлении и направлении письма в УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области о признании недействительными выданных специальных разрешений от 25.02.2015 N 0439416, 0439417, 0439418, 0439419 на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, с указанием на необходимость их возврата, суды сослались на являющийся приложением к распоряжению Федерального дорожного агентства от 15.02.2014 N 161-р "Об организации предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении" Перечень подведомственных Федеральному дорожному агентству учреждений предоставлять государственную услугу по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении, с указанием территории обслуживания, закрепленных за подведомственными Федеральному дорожному агентству учреждениями, в части приема заявлений и документов для выдачи специального разрешения на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее - Перечень), и указали, что учреждение не наделено полномочиями по выдаче специальных разрешений на движение транспортных средств по заявленному обществом маршруту. Указав, что действующим законодательством не предусмотрена процедура отзыва (аннулирования) выданных учреждением специальных разрешений, в том числе при превышении полномочий, судебные инстанции признали правомерными действия учреждения по направлению УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области письма от 02.03.2015 о признании недействительными ранее выданных обществу специальных разрешений от 25.02.2015 N 0439416, 0439417, 0439418, 0439419.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Согласно статье 31 Закона N 257-ФЗ (в редакции от 31.12.2014, действовавшей на дату выдачи спорных разрешений) движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством; наличие уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности.
Порядок выдачи специального разрешения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Выдача специального разрешения осуществляется, в частности: уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 N 173 "Вопросы Федерального дорожного агентства", федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте является Федеральное дорожное агентство, которое находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374 "Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве" утверждено Положение о Федеральном дорожном агентстве (далее - Положение о Федеральном дорожном агентстве).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
Федеральное дорожное агентство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации, а также Положением (пункт 3 Положения о Федеральном дорожном агентстве).
Росавтодор осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным агентству (пункт 5.2 Положения о Федеральном дорожном агентстве).
Согласно пункту 5.4 Положения о Федеральном дорожном агентстве, Росавтодор осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями; подготовку и представление в установленном порядке в Министерство транспорта Российской Федерации предложений о внесении изменений в перечни автомобильных дорог общего пользования федерального значения; выдает специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе в международном сообщении; принимает решение о прекращении в установленном порядке права оперативного управления подведомственных федеральных государственных учреждений в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Действие Закона N 210-ФЗ распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона N 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг.
В соответствии со статьей 4 Закона N 210-ФЗ основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются: правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ; заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг; правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ; открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона N 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг.
Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (статья 6 Закона N 210-ФЗ).
Приказом Минтранса России от 28.03.2013 N 107, в соответствии с пунктом 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 утвержден Административный регламент Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузом, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 2 Административного регламента заявителями на получение государственной услуги являются владельцы транспортных средств (физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели), а также их представители, обратившиеся в Росавтодор непосредственно или через подведомственные ему учреждения с заявлением на получение специального разрешения.
Учреждениями, указанными в приложении N 1 к Административному регламенту, в соответствии с закрепленными за ними автомобильными дорогами и территориями обслуживания осуществляется информирование о предоставлении государственной услуги и прием заявлений и документов, необходимых для получения государственной услуги (пункты 11 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 13 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: выдача специального разрешения; отказ в выдаче специального разрешения.
Пунктом 15 Административного регламента установлено, что государственная услуга предоставляется в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2012 N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов", зарегистрирован Минюстом России 11.10.2012, регистрационный N 25656.
Таким образом, действующий порядок выдачи специального разрешения на движение транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, установлен Порядком выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденным приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258 и Административным регламентом, утвержденным приказом Минтранса России от 28.03.2013 N 107.
Согласно пункту 2 Порядка специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, выдается уполномоченными органами, указанными в части 6 статьи 31 Закона N 257-ФЗ.
Заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченные органы: на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, - в Росавтодор (пункт 6 Порядка).
Согласно пункту 53 Административного регламента по выбору заявителя заявление подается в Росавтодор либо в учреждение, если маршрут перевозки начинается с автомобильной дороги и (или) территории обслуживания, закрепленной за учреждением. Соответствующая информация размещается на сайте Росавтодора. Росавтодор совместно с учреждением организует рассмотрение и согласование заявления в установленные Административным регламентом сроки.
Результатом предоставления государственной услуги является выдача специального разрешения либо отказ в выдаче специального разрешения (пункт 13 Административного регламента).
Пунктом 25 Административного регламента и пунктом 40 Порядка предусмотрены основания для отказа в предоставлении государственной услуги, если: уполномоченный орган не вправе выдавать специальные разрешения по заявленному маршруту; сведения, представленные в заявлении и документах, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствуют техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; установленные требования к перевозке делимого груза не соблюдены; установленная при согласовании маршрута невозможность осуществления перевозки по заявленному маршруту транспортным средством с заявленными техническими характеристиками в связи с техническим состоянием автомобильной дороги, искусственного сооружения или инженерных коммуникаций, а также по требованиям безопасности дорожного движения и т. д.
Отказав в удовлетворении заявления общества в обжалуемой им части, суды исходили из того, что уполномоченный орган не вправе выдавать специальные разрешения по заявленному обществом маршруту.
Данный вывод судов является преждевременным по следующим основаниям.
В силу пункта 16 Порядка согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, осуществляется уполномоченным органом с владельцами автомобильных дорог и органами управления ГИБДД ГУ МВД России в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В этом случае после согласования маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, всеми владельцами автомобильных дорог, входящих в указанный маршрут, уполномоченный орган оформляет специальное разрешение и направляет в адрес органа ГИБДД ГУ МВД России заявку на согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, которая состоит из оформленного специального разрешения с приложением копий документов и копий согласований маршрута транспортного средства (пункт 20 Порядка).
Наличие отметок органа ГИБДД ГУ МВД России о согласовании в соответствующих пунктах разрешений и подписание должностным лицом органа ГИБДД ГУ МВД России специального разрешения позволяет говорить о согласовании маршрута движения транспортного средства органом органа ГИБДД ГУ МВД России (пункт 21 Порядка). При этом орган ГИБДД ГУ МВД России, в данном случае, является конечным звеном согласующих организаций при оформлении специального разрешения.
Судебные инстанции не выяснили, были ли в данном случае соблюдены требования пункта 21 Порядка о согласовании маршрута движения транспортных средств общества по заявленному им маршруту органом ГИБДД ГУ МВД России.
Согласно представленным в материалы дела ксерокопиям спорных разрешений учреждением согласован маршрут движения транспортных средств общества: г. Волгоград - п. Б.Чапурники. а/д Р-22 "Каспий" (а/д М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань). Подъезд к г. Элиста км 36 - км 44.
Судебные инстанции указали, что общество обратилось в учреждение с заявлением о выдаче специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, на участке дороги Волгоград - п. Б. Чапурники а/д Р22 "Каспий" (а/д М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань), предоставив учреждению пакет документов, необходимых в соответствии с Порядком и Административным регламентом, для выдачи специальных разрешений.
Сделав вывод об отсутствии у учреждения полномочий по выдаче специальных разрешений на движение транспортных средств общества по заявленному им маршруту, суды сослались на Перечень (приложение к распоряжению Федерального дорожного агентства от 15.02.2013 N 161-р). При этом судебные инстанции не учли, что распоряжением от 17.12.2014 N 2474-р "О прекращении права оперативного управления ФКУ Упрдор Москва-Волгоград на объекты федерального недвижимого имущества и закрепление их в оперативное управление ФКУ Упрдор "Азов"" (изданным в соответствии с Положением о Федеральном дорожном агентстве) с 01.01.2015 прекращено право оперативного управления ФКУ Упрдор Москва-Волгоград на объекты Федерального недвижимого имущества, перечисленные в приложении к указанному распоряжению. С 01.01.2015 право оперативного управления на объекты указанные в приложении к распоряжению от 17.12.2014 N 2474-р закреплено за ФКУ Упрдор "Азов".
Судебные инстанции не оценили довод заявителя о том, что при обращении в учреждение с заявлением о выдаче специальных разрешений на движение транспортных средств по заявленному им маршруту, общество исходило из того, что в соответствии с распоряжением Росавтодора от 17.12.2014 N 2474-р маршрут перевозки начинается с автомобильной дороги и (или) территории обслуживания, закрепленной за учреждением.
Суды не исследовали вопрос о том, вправе ли было, в данном случае, учреждение отказать обществу в выдаче специальных разрешений по основанию отсутствия у учреждения полномочий по выдаче специальных разрешений на движение транспортных средств общества по заявленному им маршруту, учитывая положения пункта 53 Административного регламента, и не установили, начинается ли заявленный обществом маршрут перевозки с автомобильной дороги и (или) территории обслуживания, закрепленной за учреждением в спорном периоде.
Кроме того, суды не указали, на каком основании ими сделан вывод о том, что выданные обществу спорные разрешения признаны учреждением недействительными по основанию отсутствия у него полномочий по выдаче специальных разрешений на движение транспортных средств общества по заявленному последним маршруту, учитывая, что согласно представленной в материалы дела ксерокопии письма филиала N 2 ФКУ Упрдор "Азов" от 02.03.2015 N 13, подписанного директором Худолеевым Н.Г., учреждение просило орган ГИБДД ГУ МВД России возвратить учреждению разрешения на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов от 25.02.2015 N 0439416, 0439417, 0439418, 0439419 для их исправления.
Поскольку судебные инстанции недостаточно исследовали фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного решения, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц (в том числе довод общества о нарушении оспариваемыми действиями учреждения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, учитывая, что основным видом его деятельности является организация перевозок грузов) с учетом норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии, тогда как в материалы дела представлены, в том числе незаверенные ксерокопии документов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.12.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 по делу N А22-3063/2015 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.