Методические рекомендации об организации работы руководящих должностных лиц по обеспечению выполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации
(утв. статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации 22 октября 2018 г.)
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода к упорядочению повседневной деятельности руководящих должностных лиц* (далее - руководители, должностные лица или командиры, начальники) и оказания им методической помощи при организации мероприятий по профилактике и противодействию коррупции в центральных органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации (далее, если мне оговорено особо, - воинские части), а также неукоснительного соблюдения ими антикоррупционного законодательства Российской Федерации при организации соответствующей работы.
2. Задачами Методических рекомендаций являются:
повышение эффективности мер, принимаемых руководителями по противодействию правонарушениям коррупционной направленности среди подчиненных военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих (далее, если не оговорено особо, - гражданские служащие) и работников воинских частей и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации (далее, если не оговорено особо, - личный состав);
повышение уровня правового сознания и персональной ответственности руководителей за недопущение совершения коррупционных правонарушений среди подчиненного личного состава.
3. Основными принципами противодействия коррупции, наиболее приемлемыми при организации работы антикоррупционной направленности в воинских частях, являются:
признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
законность;
взаимное сотрудничество (взаимодействие) командиров (начальников) с правоохранительными органами, иными уполномоченными (компетентными) органами и институтами гражданского общества;
комплексное использование организационных, правовых, информационно-пропагандистских, специальных и иных мер по предупреждению коррупции.
4. Целями антикоррупционной деятельности руководителей при организации соответствующей работы являются выявление, устранение причин и условий проявления коррупции в воинских частях, а также предупреждение коррупционных правонарушений среди подчиненного личного состава.
5. Руководителю необходимо предпринимать все меры антикоррупционной защиты, состоящие в предотвращении и решительном преодолении коррупционно опасных ситуаций* и их последствий. Борьба с коррупцией требует системного подхода и мобилизации усилий командиров (начальников) всех уровней.
II. Термины и определения, используемые (употребляемые) в настоящих Методических рекомендациях
6. Коррупция -
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а", от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
7. Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"):
8. Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
9. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в пункте 10 настоящих методических рекомендаций, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в пункте 10 настоящих методических рекомендаций, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
III. Нормативные правовые акты по противодействию коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации
10. К нормативным правовым актам по противодействию коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации относятся:
а) Конституция Российской Федерации;
б) федеральные законы:
от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ);
от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ);
от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 197-ФЗ);
от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 2004 года N 79-ФЗ);
от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);
от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ);
от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ);
от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон N 231-ФЗ);
от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон 2013 года N 79-ФЗ);
в) указы Президента Российской Федерации:
от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 885);
от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 557);
от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характер" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 559);
от 18 мая 2009 г. N 560 "О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 560);
от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 1065);
от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 821);
от 21 июля 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 925);
от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 309);
от 2 апреля 2013 г. N 310 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 310);
от 8 июля 2013 г. N 613 "Вопросы противодействия коррупции" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 613);
от 23 июня 2014 г. N 453 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 453);
от 23 июня 2014 г. N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 460);
от 29 июня 2018 г. N 378 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 378);
г) постановления Правительства Российской Федерации:
от 5 июля 2013 г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 568);
от 9 января 2014 г. N 10 "О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 10);
д) приказы Министра обороны Российской Федерации:
от 29 декабря 2012 г. N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - приказ Министра обороны Российской Федерации N 3910);
от 20 июня 2013 г. N 463 "О возложении функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Министерстве обороны Российской Федерации" (далее - приказ Министра обороны Российской Федерации N 463);
от 29 июня 2013 г. N 484 "Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей, и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны, и соблюдения работниками требований к служебному поведению" (далее - приказ Министра обороны Российской Федерации N 484);
от 5 апреля 2014 г. N 217 "О Перечне должностей военной службы, федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, замещение которых влечет за собой размещение сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации" (далее - приказ Министра обороны Российской Федерации N 217);
от 10 июня 2014 г. N 388 "О комиссиях организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов" (далее - приказ Министра обороны Российской Федерации N 388);
от 28 февраля 2015 г. N 119 "О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей" (далее - приказ Министра обороны Российской Федерации N 119);
от 21 января 2016 г. N 15 "Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в Министерстве обороны Российской Федерации, отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, федеральными государственными служащими и работниками сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (далее - приказ Министра обороны Российской Федерации N 15);
от 4 апреля 2016 г. N 175 "О Перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (далее - приказ Министра обороны Российской Федерации N 175)
от 2 июля 2018 г. N 370 "Об утверждении Плана противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2018-2020 годы" (далее - приказ Министра обороны Российской Федерации N 370);
иные законодательные, нормативные правовые акты Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, служебные документы методического характера, издаваемые в пределах компетенции соответствующих государственных органов и должностных лиц.
IV. Основные направления повседневной деятельности руководителей при организации работы по выполнению требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в отношении военнослужащих Организация обеспечения выполнения военнослужащими требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации
11. Организация работы по противодействию коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации возложена на статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 3915.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "3910"
12. Задачи по обеспечению выполнения военнослужащими требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции решаются руководителями на основании Плана противодействия коррупции в органах военного управления, войсках (силах).
В соответствии с пунктом 2 приказа Министра обороны Российской Федерации N 370 заместители Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующие войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководители центральных органов военного управления утверждают планы противодействия коррупции, разработанные в подчиненных органах военного управления, войсках (силах).
В ходе перспективного и текущего планирования мероприятий по противодействию коррупции руководителям необходимо учитывать новые законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, а также обеспечивать персональную ответственность должностных лиц за состояние работы по противодействию коррупции в органах военного управления и войсках (силах).
Мероприятия планов должны быть направлены на решение следующих задач:
- совершенствование контроля за соблюдением запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;
- обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
- совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
- повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения военнослужащих и лиц гражданского персонала, популяризацию в войсковых и трудовых коллективах антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания.
В целях реализации указанных задач, организации выполнения Федерального закона N 273-ФЗ руководителям на основании федеральных законов надлежит:
а) активизировать работу по формированию у военнослужащих отрицательного отношения к коррупции, привлекать для этого общественные организации, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции, и другие институты гражданского общества, каждый установленный факт коррупции в органе военного управления предавать гласности;
б) обеспечивать:
контроль за выполнением военнослужащими обязанности сообщать в случаях, установленными федеральными законами, о получении подарка в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (постановление Правительства Российской Федерации 2014 г. N 10);
осуществление комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению военнослужащими ограничений и запретов, а также по исполнению ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
проведение мероприятий по формированию у военнослужащих негативного отношения к дарению подарков в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
проведение комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению военнослужащим поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или просьба о даче взятки.
Указанные направления деятельности руководителя должны быть учтены в планах по противодействию коррупции в виде конкретных мероприятий.
План противодействия коррупции в органе военного управления, войсках (силах) по форме и структуре должен соответствовать Плану противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации N 370). Мероприятия по противодействию коррупции, ожидаемые результаты разрабатываются с учетом специфики выполняемых задач объединениями (соединениями, воинскими частями), а также деятельности органов военного управления.
13. В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации N 1065 и пунктом 1 изданного в его развитие приказа Министра обороны Российской Федерации N 463 для решения задач по противодействию коррупции руководители обязаны определить в подчиненных подразделениях должностных лиц, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, возложив на них следующие функции:
- обеспечение соблюдения военнослужащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами (далее - требования к служебному поведению);
- принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов;
- обеспечение деятельности аттестационных комиссий при рассмотрении вопросов соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
- обеспечение реализации военнослужащими обязанности уведомлять Министра обороны Российской Федерации обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;
- организация правового просвещения военнослужащих по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений;
- проведение разбирательств в отношении военнослужащих, совершивших коррупционные и иные правонарушения;
- оказание военнослужащим консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации N 885, а также с уведомлением в установленном порядке Министра обороны Российской Федерации о фактах совершения военнослужащими коррупционных правонарушений, непредставления ими сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- обеспечение проведение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей военной службы, и военнослужащими в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также проверки соблюдения военнослужащими требований к служебному поведению.
14. Система работы руководителей по организации выполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и Перечень необходимых нормативных правовых актов и иных служебных документов воинской части по вопросам противодействия коррупции приведены в приложениях N 1 и N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Организация работы руководителя по представлению
военнослужащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера
15. В соответствии с главой I Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в Министерстве обороны Российской Федерации, отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, федеральными государственными служащими и работниками сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации N 15, граждане, претендующие к назначению на должности, перечень которых утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации N 175, представляют:
сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности (на отчетную дату);
сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения должности, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности (на отчетную дату).
16. Федеральный закон N 230-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы контроля за соответствием расходов лица, замещающего должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами.
Данный закон устанавливает обязанность военнослужащих представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последний года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
17. Граждане, претендующие на замещение должностей военной службы в Министерстве обороны Российской Федерации, предусмотренных перечнем должностей, также представляют сведения о доходах и расходах по форме, установленной Указом Президента Российской Федерации N 460.
18. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки (за отчетный период с 1 января по 31 декабря) ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, военнослужащими, замещающими должности:
назначение на которые осуществляет Президент Российской Федерации, - в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации с последующим представлением указанных сведений в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;
назначение на которые осуществляют Министр обороны Российской Федерации, заместители Министра обороны Российской Федерации, - в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации, если их личные дела находятся или будут находиться на учете и хранении в Главном управлении кадров Министерства обороны Российской Федерации в случае назначения на должность военной службы;
назначение на которые осуществляют Министр обороны Российской Федерации, заместители Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующие войсками военных округов, командующий Северным флотом, командующие родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, командующие объединениями (им равные), командиры соединений (им равные), командиры (начальники, руководители) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, - в кадровые органы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, Северного флота, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, объединений (им равных), соединений (им равных), воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, если их личные дела находятся или будут находиться на учете и хранении в кадровых органах видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, Северного флота, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, объединений (им равных), соединений (им равных), воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в случае назначения на должность военной службы.
19. По завершении сбора сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и в соответствии с пунктом 4 Порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и представления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 613, и требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации N 217 сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за весь период замещения военнослужащим должностей, замещение которых влечет за собой размещение его сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для их подачи, размещаются на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации в сети "Интернет" и подлежат ежегодному обновлению.
Руководители обязаны обеспечить своевременное представление в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации табличных форм, обработанных сведений (на бумажных и электронных носителях) для размещения на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации в сети "Интернет".
В целях организации обеспечения своевременного представления военнослужащими сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, их размещения на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации, а также в целом исполнения антикоррупционного законодательства статс-секретарь - заместитель Министра обороны Российской Федерации своими указаниями уточняет сроки представления названных сведений, докладов о результатах выполненной работы, представления других данных по этому направлению деятельности.
Организация проверки достоверности и полноты
сведений, представленных военнослужащими,
и соблюдения ими требований к служебному поведению
20. Указ Президента Российской Федерации N 1065 определяет порядок проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей, и военнослужащими, а также соблюдения ими требований к служебному поведению.
Требованиями вышеназванного указа необходимо руководствоваться при организации проверок достоверности и полноты сведений, представленных военнослужащими, и соблюдения ими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом N 278-ФЗ и иными федеральными законами (далее - требования к служебному поведению).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "273-ФЗ"
Проверка осуществляется по решению:
а) Министра обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, замещающих должности военной службы, назначение на которые осуществляют Министр обороны Российской Федерации, заместители Министра обороны Российской Федерации;
б) командующих войсками военных округов - в отношении военнослужащих, замещающих должности военной службы, назначение на которые осуществляют командующие войсками военных округов.
Решение принимается отдельно в отношении каждого военнослужащего и оформляется в письменной форме.
Основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке, в том числе:
а) правоохранительными и иными государственными органами, а также органами местного самоуправления и их должностными лицами;
б) должностными лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
в) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
г) Общественной палатой Российской Федерации;
д) общероссийскими средствами массовой информации.
Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.
Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.
Сведения о результатах проверки с письменного согласия должностного лица, принявшего решение о ее проведении, предоставляются кадровым органом с одновременным уведомлением об этом военнослужащего, в отношении которого проводилась проверка, правоохранительных и налоговых органов, постоянно действующих руководящих органов политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, и Общественной палаты Российской Федерации, предоставивших информацию, явившуюся основанием для проведения проверки, с соблюдением законодательства Российской Федерации о персональных данных и государственной тайне.
При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.
Материалы проверки хранятся в соответствующем кадровом органе в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.
21. Порядок осуществления контроля за соответствием расходов военнослужащего, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей определен Федеральным законом N 230-ФЗ.
22. Осуществление проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых военнослужащими, претендующими на замещение должностей военной службы, и военнослужащими в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также проверки соблюдения военнослужащими требований к служебному поведению входит в компетенцию подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений).
Ответственность военнослужащих
за нарушения законодательства Российской Федерации
о противодействии коррупции
23. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения определена статьей 13 Федерального закона N 273-ФЗ. В соответствии с указанной статьей Федерального закона граждане за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную (далее - юридическая) ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ определяет, что лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
Подпункт "д.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ определяет, что военнослужащий за коррупционные правонарушения подлежит увольнению с военной службы в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:
непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом 2013 года N 79-ФЗ, запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Подпункт "д.2" пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ определяет, что подлежат увольнению с военной службы в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с требованиями подпункта "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона N 76-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 7 статьи 10 Федерального закона 76-ФЗ определено, что военнослужащие не вправе:
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;
использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;
получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;
принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;
выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств, либо международными организациями;
использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним;
входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Кроме этого, статья 27.1 Федерального закона 76-ФЗ содержит перечень ограничений, запретов и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, а именно:
На военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом N 273-ФЗ и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона 2004 года N 79-ФЗ, за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации. Установление таких исключений и определение военнослужащих, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 51.1. Федерального закона N 53-ФЗ определяет особый порядок применения к военнослужащим взысканий за коррупционные правонарушения.
Взыскания, предусмотренные указанными по тексту подпунктами "д.1" или "д.2" пункта 1, либо "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия военнослужащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого военнослужащего.
При применении взысканий учитываются характер совершенного военнослужащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение военнослужащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения военнослужащим своих должностных обязанностей.
Взыскания применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения.
В акте о применении к военнослужащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается подпункт "д.1" или "д.2" пункта 1 либо подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ.
Копия акта о применении к военнослужащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении такого взыскания с указанием мотивов вручается военнослужащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
Военнослужащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в установленном порядке.
Если в течение одного года со дня применения взыскания за совершение коррупционного правонарушения, предусмотренного подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ или другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, военнослужащий не был подвергнут взысканию, за исключением увольнения с военной службы, он считается не имеющим взыскания.
V. Рекомендации руководителям центральных органов военного управления Организация обеспечения исполнения федеральными государственными гражданскими служащими требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции
24. Для решения основных задач по обеспечению мероприятий по противодействию коррупции руководители центральных органов военного управления (далее - руководитель) дают указания на разработку и утверждают план противодействия коррупции в органе военного управления (далее - План).
План по форме и структуре должен соответствовать Плану противодействия коррупции в Вооруженных Силах (приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации N 385). Основные направления деятельности руководителя должны быть разработаны с учетом специфики выполняемых задач и направлены на достижение конкретных результатов. Руководитель несет персональную ответственность за состояние работы по противодействию коррупции в органе военного управления и осуществляет контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных Планом.
Кроме того, при разработке перспективного и текущего планирования мероприятий по противодействию коррупции, руководителю следует учитывать принятие новых законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В целях реализации антикоррупционной политики руководитель обеспечивает размещение на закрепленной территории информационных стендов с материалами о способах и методах борьбы с проявлениями коррупции, организует правовое просвещение гражданских служащих по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений.
Организация и проведение сбора сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
25. При необходимости, представляют в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации до 1 октября текущего года предложения по внесению изменений и дополнений в Перечень должностей, при замещении которых гражданские служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. При формировании данных предложений учитывается Перечень функций Министерства обороны Российской Федерации, при реализации которых наиболее вероятно совершение коррупционных правонарушений, утвержденных Министром обороны Российской Федерации 25 декабря 2013 г.
Руководитель осуществляет контроль за своевременным представлением подчиненными гражданскими служащими через управление (государственной гражданской службы) Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации) сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесение изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" и в указанные представителем нанимателя сроки.
В случае если гражданский служащий обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 453 в течение одного месяца после окончания срока подачи сведений представить уточненные сведения.
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также за соответствием расходов гражданского служащего и членов его семьи их доходам, осуществляется по решению представителя нанимателя в порядке, установленном Федеральным законом N 273-ФЗ и Федеральным законом N 230-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Принятие мер по недопущению возникновения конфликта интересов
26. Руководитель обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в органе военного управления.
С целью предотвращения или урегулирования конфликта интересов (выполнение гражданским служащим отдельных функций государственного управления в отношении близких родственников, владение ценными бумагами, занятие иной оплачиваемой деятельностью, получение подарков и т.д.) гражданский служащий, являющийся стороной конфликта, обязан согласно части 2 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ уведомить об этом непосредственного начальника и в соответствии с требованиями части 3 статьи 19 Федерального закона 2004 года N 79-ФЗ проинформировать представителя нанимателя (через управление (государственной гражданской службы) Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации) в письменной форме.
Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации для руководства в служебной деятельности гражданских служащих подготовлена Памятка по разрешению конфликта интересов на федеральной государственной гражданской службе в Министерстве обороны Российской Федерации.
Уведомление представителя нанимателя
о намерении гражданского служащего выполнять
иную оплачиваемую работу
27. В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона 2004 года N 79-ФЗ гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Кроме того, о намерении выполнять иную оплачиваемую работу гражданский служащий уведомляет непосредственного руководителя органа военного управления, который заинтересован в том, чтобы выполнение гражданским служащим этой работы не сказывалось на результатах исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы. Таким образом, иная оплачиваемая работа может осуществляться гражданским служащим при соблюдении установленных статьями 16 - 19 Федерального закона 2004 года N 79-ФЗ ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, в свободное от гражданской службы время на основе трудового (гражданско-правового) договора.
После доклада представителю нанимателя уведомление подлежит регистрации в управлении (государственной гражданской службы) Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации и приобщается к личному делу гражданского служащего.
Уведомление представителя нанимателя о фактах
обращения в целях склонения гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений
28. В случаях обращения к гражданскому служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, гражданский служащий в соответствии с его должностными (служебными) обязанностями обязан уведомить об этом представителя нанимателя.
Регистрация уведомления осуществляется отделом (профилактики коррупционных и иных правонарушений) Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации.
Невыполнение гражданским служащим должностной (служебной) обязанности по уведомлению о факте обращения в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Получение подарка гражданским служащим в связи с его должностным положением или в связи с исполнением им служебных обязанностей
29. Руководитель перед направлением гражданских служащих в служебные командировки, на участие в протокольных и других официальных мероприятиях, организует инструктаж подчиненных должностных лиц об уведомлении о всех случаях получения гражданскими служащими подарков в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных (служебных) обязанностей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 10.
Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего
должность гражданской службы, при заключении
им трудового или гражданско-правового договора
30. Гражданин, замещавший должности гражданской службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Кроме того, гражданин, замещавший должности гражданской службы, включенные в соответствующий перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, подает заявление в комиссию Министерства обороны Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (через Главное управления кадров Министерства обороны Российской Федерации) о рассмотрении вопроса о замещении им на условиях трудового договора должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работ на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности до истечения двух лет со дня увольнения с гражданской службы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 453 такое заявление может быть подано гражданским служащим, планирующим свое увольнение с гражданской службы.
Ответственность гражданских служащих
за нарушения законодательства Российской Федерации
о противодействии коррупции
31. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения определена статьей 13 Федерального закона N 273-ФЗ. В соответствии с указанной статьей Федерального закона граждане за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную (далее - юридическая ответственность) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения по решению представителя нанимателя должностными лицами отдела (профилактики коррупционных и иных правонарушений) Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации проводится проверка. На основании доклада о результатах проверки представитель нанимателя, а в случае, если доклад направляется в комиссию Министерства обороны Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии к гражданскому служащему применяются взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии.
Федеральным законом N 273-ФЗ закреплены основания, по которым гражданский служащий может быть уволен в связи с утратой доверия:
1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Статьей 59.3 Федерального закона 2004 года N 79-ФЗ не предусмотрено право представителя нанимателя снять с гражданского служащего взыскание за коррупционное правонарушение по собственной инициативе, по ходатайству его непосредственного руководителя или по письменному заявлению гражданского служащего.
VI. Основные направления повседневной деятельности руководителей при организации работы по выполнению требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в отношении работников
Организация обеспечения выполнения работниками требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации
32. Задачи по обеспечению исполнения работниками требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции решаются руководителями на основании плана по профилактике коррупционных и иных правонарушений в подчиненных организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации (далее - организации), а также обеспечение их деятельности по соблюдению работниками ограничений, запретов, обязанностей и правил служебного поведения.
В соответствии с пунктом 2 приказа Министра обороны Российской Федерации N 370 руководитель каждой организации обязан дать указания и утвердить план противодействия коррупции.
Кроме того, при разработке перспективного и текущего планирования мероприятий по противодействию коррупции, руководителям следует учитывать новые законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, а также учитывать, что они несут персональную ответственность за состояние работы по противодействию коррупции в подчиненных организациях и их структурных подразделениях.
В планах работы по противодействию коррупции должны быть предусмотрены мероприятия по анализу результатов работы по исполнению законодательства о противодействии коррупции, проведение совещаний, учебных методических сборов и занятий, выработка мер по улучшению этой деятельности, а также повышению квалификации работников, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
В плановом порядке также должна быть проведена работа по всесторонней подготовке организаций к подаче гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, и работниками, замещающими должности в организациях (далее - работники), предусмотренные разделом III Перечня должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 557 и Перечнем должностей военной службы, федеральной государственной гражданской службы и работников в Министерстве обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации N 175 (далее - Перечень должностей), при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации N 1065 и пунктом 1 изданного в его развитие приказа Министра обороны Российской Федерации N 463 для решения этих и других задач по противодействию коррупции руководители обязаны создать в пределах установленной численности организаций подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (или определить должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), функции которых изложены в пункте 15.
Начальник (руководитель) организации и подчиненные ему работники также должны знать, что в соответствии с требованиями федеральных законов N 273-ФЗ и N 231-ФЗ, статьи 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации N 568 и приказа Министра обороны Российской Федерации N 119 на работников организаций распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом N 273-ФЗ и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона 2004 года N 79-ФЗ (далее - ограничения, запреты и обязанности).
Начальник (руководитель) организации должен принять меры к обучению работников.
При организации обучения работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции необходимо учитывать цели и задачи обучения, категорию обучаемых, вид обучения в зависимости от времени его проведения.
Цели и задачи обучения определяют тематику и форму занятий. Обучение может, в частности, проводиться по следующей тематике:
коррупция в государственном секторе экономики и отдельных органах исполнительной власти; юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений;
ознакомление с требованиями законодательства и внутренними документами организации по вопросам противодействия коррупции и порядком их применения в деятельности организации;
выявление и разрешение конфликта интересов при выполнении трудовых обязанностей;
поведение в ситуациях коррупционного риска, в частности, в случаях вымогательства взятки со стороны должностных лиц государственных, муниципальных и иных организаций;
взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики и противодействия коррупции.
При организации обучения следует учитывать категорию обучаемых лиц. Стандартно выделяются следующие группы обучаемых:
а) лица, ответственные за противодействие коррупции в организации;
б) руководящие работники; иные работники организации.
В зависимости от времени проведения можно выделить следующие виды обучения:
а) обучение по вопросам профилактики и противодействия коррупции непосредственно после приема на работу;
б) обучение при назначении работника на иную, более высокую должность, предполагающую исполнение обязанностей, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
в) периодическое обучение работников организации с целью поддержания их знаний и навыков в сфере противодействия коррупции на должном уровне;
г) дополнительное обучение в случае выявления провалов в реализации антикоррупционной политики, одной из причин которых является недостаточность знаний и навыков работников в сфере противодействия коррупции.
Консультирование по вопросам противодействия коррупции обычно осуществляется в индивидуальном порядке. В этом случае целесообразно определить лиц организации, ответственных за проведение такого консультирования. Консультирование по частным вопросам противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов рекомендуется проводить в конфиденциальном порядке.
Порядок представления работниками сведений
о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера
33. Порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, и работниками сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера определен приказом Министра обороны Российской Федерации N 15.
Перечень сведений, представляемых гражданами и работниками, претендующими на замещение должностей работников в Министерстве обороны Российской Федерации, предусмотренных перечнем должностей, изложен в пункте 17 настоящих Методических рекомендаций.
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки с 1 января 2015 г.:
гражданами - при назначении на должности работников, предусмотренные Перечнем должностей;
работниками, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, замещающими должности работников, предусмотренные Перечнем должностей.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются работниками, замещающими должности:
назначение на которые осуществляет Президент Российской Федерации, - в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации с последующим представлением указанных сведений в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;
прием на работу на которые осуществляют Министр обороны Российской Федерации, заместители Министра обороны Российской Федерации, - в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации, если их личные дела находятся или будут находиться на учете и хранении в Главном управлении кадров Министерства обороны Российской Федерации в случае приема на работу;
прием на работу на которые осуществляют Министр обороны Российской Федерации, заместители Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующие войсками военных округов, командующий Северным флотом, командующие родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, командующие объединениями (им равные), командиры соединений (им равные), командиры (начальники, руководители) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, - в кадровые органы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, Северного флота, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, объединений (им равных), соединений (им равных), воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, если их личные дела находятся или будут находиться на учете и хранении в кадровых органах видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, Северного флота, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, объединений (им равных), соединений (им равных), воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в случае приема на работу.
34. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера работников, замещающих должности руководителя (начальника, директора, генерального директора, главного врача, заведующего, председателя) организации и ее филиала, заместителя руководителя (начальника, директора, генерального директора, главного врача, заведующего, председателя) организации и ее филиала, главного бухгалтера, начальника финансово-экономического управления (отдела, отделения, части) организации и ее филиала, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей размещаются на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации в сети "Интернет".
Основания и сроки для размещения сведений указаны в пункте 22 настоящих Методических рекомендаций.
Начальники (руководители) организаций обязаны обеспечить своевременное представление в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации табличных форм, обработанных сведений (на бумажных и электронных носителях) для размещения на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации в сети "Интернет".
Проверка достоверности и полноты сведений,
представляемых работниками, соблюдения работниками ограничений и запретов,
требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов
35. Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей, и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны, в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и соблюдения работниками требований к служебному поведению, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации N 484 (далее - Положение), определяется порядок осуществления проверки, который включает в себя проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных претендующими на должность работника и работниками на себя, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, согласно Перечню должностей, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации N 175 на отчетную дату, и соблюдения работниками ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Проверка осуществляется по решению:
Министра обороны Российской Федерации - в отношении граждан и работников, за исключением граждан, претендующих на замещение должностей, либо работников, замещающих должности, назначение на которые производится Президентом Российской Федерации;
статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации, командующих войсками военных округов, флотами, начальника 12 Главного управления Министерства обороны Российской Федерации и начальника Главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих объединениями (им равных), соединениями (им равных), командиров (руководителей) воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации - в отношении граждан и работников, которых они имеют право назначать своими приказами на соответствующие должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны.
Порядок проведения проверки изложен в пункте 35 настоящих Методических рекомендаций.
В целях реализации федеральных законов N 273-ФЗ и N 230-ФЗ, указов Президента Российской Федерации NN 1065, 821, 925, 309 и 310 издан приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2014 г. N 388 "О комиссиях организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов".
При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.
Материалы проверки хранятся в соответствующем кадровом органе в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.
Ответственность работников за нарушения
законодательства Российской Федерации
о противодействии коррупции
36. В своей работе руководитель организации должен учитывать положения статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, устанавливающие ограничения для гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении с ним трудового или гражданско-правового договора.
В частности, работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы, обязан в десятидневный срок сообщить о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Порядок представления работодателями указанной информации закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29 "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Названные требования, исходя из положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации N 925, распространяются на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 557.
37. Неисполнение работодателем обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, является правонарушением и влечет в соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность в виде административного штрафа.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ, непредставление гражданином при поступлении на работу в организацию на должность руководителя государственного учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на работу в данную организацию.
38. За коррупционные правонарушения статьей 13 Федерального закона N 273-ФЗ также установлена ответственность физических лиц.
Граждане за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 13.2. Федерального закона N 273-ФЗ лица, занимающие отдельные должности на основании трудового договора в организациях, подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Трудовое законодательство не предусматривает специальных оснований для привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации.
Вместе с тем в Трудовом кодексе Российской Федерации существует возможность привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности.
Так, согласно статье 192 Трудового кодекса Российской Федерации к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 7, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом первым статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе в следующих случаях:
а) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашении персональных данных другого работника (подпункт "в" пункта 6 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
б) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (пункт 7 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
в) принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (пункт 9 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации);
г) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (пункт 10 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
39. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
замечание;
выговор;
увольнение по соответствующим основаниям.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7.1. части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов) в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
40. С руководителем унитарного предприятия трудовой договор может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с нарушением запретов, установленных пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
VII. Оценка коррупционных рисков, возникающих при осуществлении функций в воинских частях, при реализации которых наиболее вероятно совершение коррупционных правонарушений
41. В каждой воинской части руководителю рекомендуется разработать перечень функций, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения коррупционных правонарушений. Для каждой такой функции необходимо обозначить основные коррупционные правонарушения и ситуации (коррупционные риски)*, приводящие к конфликту интересов.
VIII. Заключительные положения
42. Роль руководителя сводится не только к управлению. Он должен создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый военнослужащий, гражданский служащий и работник сам активно стремился участвовать в деятельности подразделения по недопущению в нем коррупционных и иных правонарушений. Руководитель должен создавать систему психологических, духовных, материальных стимулов, побуждающих каждого военнослужащего, гражданского служащего и работника думать, действовать в интересах подразделения, соблюдая ограничения и запреты, выполняя обязанности, установленные для военнослужащих, гражданских служащих и работников в целях противодействия коррупции и предотвращения конфликта интересов на государственной службе.
Единые этические нормы, поддерживаемые каждым руководителем и личным составом, выступают в роли регулятора отношений в коллективе, который будет способствовать успешной деятельности воинской части по достижению его целей.
------------------------------
* Здесь и далее в тексте настоящих Методических рекомендаций, если не оговорено особо, к руководящим должностным лицам относятся: руководящие должностные лица Министерства обороны Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации, руководители центральных органов военного управления, командующие объединениями, командиры соединений и воинских частей, начальники (руководители) организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации.
* Коррупционно опасной является любая ситуация в служебной деятельности, создающая возможность нарушения ограничений и запретов, требований к служебному поведению, установленных законодательством Российской Федерации для личного состава.
* Коррупционные риски - условия и обстоятельства, предоставляющие возможность для действий (бездействия) лиц, замещающих должности военной службы, федеральной государственной службы в Министерстве обороны Российской Федерации и должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, с целью незаконного извлечения выгоды при выполнении своих должностных полномочий.
* Сведения представляются по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышала общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации об организации работы руководящих должностных лиц по обеспечению выполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации (утв. Министерством обороны РФ 22 октября 2018 г.)
Опубликование:
-