Правовое регулирование транспортного налога
Круг налогоплательщиков, а также существенные элементы каждого регионального налога (в том числе объект налогообложения, налоговая база, предельная ставка налога) должны регулироваться федеральным законом, с тем чтобы не допускать излишнего обременения налогоплательщиков обязанностями по уплате налогов, устанавливаемыми законами субъектов Российской Федерации о региональных налогах, формирования доходной части бюджетов одних субъектов Российской Федерации за счет других, нарушения конституционных положений о единстве экономического пространства, равенстве прав человека и гражданина, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств (ст.8, 19, 74 Конституции РФ)*(1).
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" часть вторая Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) была дополнена новой главой 28 "Транспортный налог". Положения этой главы вступили в силу с 1 января 2003 г. (ст.21 Федерального закона N 110-ФЗ).
В соответствии со ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", ст.14 части первой НК РФ (на основании ст.32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" он будет действовать со дня признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Транспортный налог является региональным налогом (налогом субъектов Российской Федерации). Согласно ст.9 Федерального закона N 110-ФЗ, он заменил два федеральных налога, выступавших в качестве источников образования средств дорожных фондов, -налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Транспортный налог направляется в территориальные дорожные фонды и формирует целевые бюджетные средства указанных фондов.
В гл.28 части второй НК РФ определены: налогоплательщики транспортного налога, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога. Остальные элементы налогообложения должны быть установлены субъектами РФ.
Пунктом 2 постановления Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. N 2-П предусмотрено, что "принятие федерального закона о региональном налоге порождает право субъекта Российской Федерации своим законом установить и ввести в действие данный налог". При этом региональный законодатель может осуществлять правовое регулирование при условии, что оно "не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом".
В соответствии со ст.356 части второй НК РФ транспортный налог вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. При этом законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе определить:
а) ставку налога в пределах, установленных НК РФ;
б) порядок и сроки его уплаты;
в) форму отчетности;
г) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В целях соблюдения общего порядка вступления в силу актов законодательства о налогах, прописанного в ст.5 части первой НК РФ, согласно которому федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов, а также в акты законодательства о налогах субъектов РФ, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Для введения транспортного налога, налоговый период по которому составляет календарный год (ст.360 части второй НК РФ), с 1 января 2003 г. соответствующий закон субъекта РФ должен был быть принят и официально опубликован до 1 декабря 2002 г., как это имело место в Москве: Закон города Москвы "О транспортном налоге" N 48 был принят 23 октября 2002 г. и опубликован в газете "Учет, налоги, право" N 43 за 19-25 ноября 2002 г.
Транспортный налог не является новым для налоговой системы РФ. Он уже существовал в РФ в 1993-1997 гг., на этапе становления отечественной налоговой системы, когда источниками налогового права являлись в основном подзаконные нормативные правовые акты, и в том числе акты главы государства. Он был введен в качестве федерального налога Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней"*(2). Плательщиками данного налога признавались предприятия, учреждения и организации, кроме бюджетных. Налог составлял 1% фонда оплаты труда, а уплаченные суммы подлежали включению в себестоимость продукции (работ, услуг). Средства от уплаты налога направлялись в бюджеты субъектов Российской Федерации и имели целевое назначение, состоявшее в финансовой поддержке и развитии пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Этот налог был отменен Указом Президента Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1233 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации"*(3).
Рассмотрим основные элементы транспортного налога.
Налогоплательщики
Плательщиками транспортного налога являются организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Регистрацию транспортных средств осуществляют органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения в порядке, определенном Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения (утверждены приказом МВД РФ от 26 ноября 1996 г. N 624; действуют в редакции приказа МВД РФ N 399, ГТК РФ N 388, Госстандарта РФ N 195 от 30 июня 1997 г., приказа МВД РФ от 7 июля 1998 г. N 413).
Согласно указанным Правилам, собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников пользующиеся и (или) распоряжающиеся транспортными средствами на основании доверенности, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных, а также снять их с учета по месту регистрации перед прекращением права собственности либо в случаях изменения места регистрации.
Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении каких-либо сведений, указанных в регистрационных документах, выданных подразделениями Государственной инспекции, в которых совершены регистрационные действия, или при возникновении необходимости внесения в эти документы дополнительных сведений.
Объект налогообложения
В качестве объекта налогообложения выступают транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда. Законодатель оставил перечень транспортных средств открытым, подчеркнув, что обязательным условием для признания транспортного средства объектом налогообложения является его регистрация в установленном порядке.
В то же время отдельные виды транспортных средств не облагаются рассматриваемым налогом. В их числе: весельные лодки, промысловые морские и речные суда, самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы, пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, и др.
Налоговая база
Общее определение налоговой базы как стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения закреплено в ст.53 части первой НК РФ.
Налоговая база по транспортному налогу представляет собой физическую (мощность двигателя транспортного средства в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, и валовая вместимость в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств) или количественную характеристику транспортного средства (единица транспортного средства по иным водным и воздушным транспортным средствам). Она определяется по каждому транспортному средству.
Налоговый период
Под налоговым периодом понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. По транспортному налогу налоговый период составляет календарный год.
Налоговые ставки
Конкретные размеры налоговых ставок по транспортному налогу устанавливаются субъектами РФ. При этом возможны три варианта:
1) в законе субъекта РФ могут быть продублированы размеры ставок, предусмотренные пунктом 1 ст.361 части второй НК РФ;
2) субъект РФ может увеличить налоговые ставки, установленные на федеральном уровне, не более чем в пять раз;
3) субъект РФ вправе уменьшить ставки, предусмотренные частью второй НК РФ, но не более чем в пять раз.
Кроме того, пунктом 3 ст.361 части второй НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории транспортных средств и срока их полезного использования.
Пример. Для легкового автомобиля с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно налоговая ставка может быть установлена законом субъекта РФ от 1 до 25 руб. за каждую лошадиную силу. При этом ставка может быть дифференцирована:
- по мощности двигателя (до 50 л.с. и свыше 50 л.с. и т.д.);
- по сроку полезного использования (например, для автомобилей, с года выпуска которых прошло более 7 лет, и для автомобилей, с года выпуска которых прошло менее 7 лет)*(4).
В частности, статьей 6 Закона г. Москвы "О транспортном налоге" налоговые ставки установлены в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка, руб |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) |
|
- свыше 70 л.с. до 100 л.с. (свыше 51,49 кВт до 73,55 кВт) включительно |
5 |
- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно |
15 |
- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно |
20 |
- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно |
25 |
- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 35 |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) |
|
- до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно | 3 |
- свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно |
6 |
- свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) | 20 |
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) |
|
- до 110 л.с. (до 80,9 кВт) включительно | 6 |
- свыше 110 л.с. до 200 л.с. (свыше 80,9 кВт до 147,1 кВт) включительно |
10 |
- свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) | 20 |
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) |
|
- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 6 |
-свыше 100л.с.до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно |
10 |
- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно |
15 |
- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно |
20 |
- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 25 |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) |
6 |
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) |
|
- до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно | 10 |
- свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) | 20 |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 20 |
- свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 30 |
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) |
|
- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 35 |
- свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 60 |
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) |
|
- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 35 |
- свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 60 |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) |
20 |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) |
25 |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) |
200 |
Порядок исчисления налога
Налогоплательщики-организации самостоятельно исчисляют подлежащую уплате за налоговый период сумму налога по следующей формуле:
С = Б x Ст,
где С - сумма налога;
Б - налоговая база;
Ст - налоговая ставка.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, полученных от органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Приказом МНС РФ от 14 октября 2002 г. N БГ-3-04/566 утверждена форма налогового уведомления на уплату транспортного налога физическими лицами.
/-\/-\/-\/-\/-\/-\ /-\/-\/-\/-\
Налоговое уведомление N | || || || || || | Код налогового органа | || || || |,
\-/\-/\-/\-/\-/\-/ \-/\-/\-/\-/
/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ \-/\-/\-/\-/
на уплату налогов с гр. _______________ за 200_ г. ИНН | || || || || || || || || || || || |
\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/
Получил: "__" _____________ 200_ г. _____________________________
(подпись налогоплательщика)
Форма
Утверждена Приказом МНС России
от 14 октября 2002 г. N БГ-3-04/566
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
/-\/-\
Субъект Российской Федерации _______________________________ Код | || |,
\-/\-/
Район ______________ , Город _________________________________________ ,
/-\/-\/-\/-\
Налоговый орган __________________ , Код налогового органа| || || || | ,
\-/\-/\-/\-/
Адрес налогового органа: _______________ , Время работы: _______________
/-\/-\/-\/-\/-\/-\
Налоговое уведомление N | || || || || || |
\-/\-/\-/\-/\-/\-/
на уплату транспортного налога за 200_ г.
/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\
Гражданину (гражданке) _________________________________________, ИНН | || || || || || || || || || || || |,
(фамилия, имя, отчество налогоплательщика) \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/
Проживающему(щей) по адресу: __________________________________________,
/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\
Получатель платежа _____________________________________________, ИНН | || || || || || || || || || |,
\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/
Счет /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ Код /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\
полу- | || || || || || || || || || || || || || || || || || || || |, ОКАТО | || || || || || || || || || || |,
чате- \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/
ля:
Учреждение банка _______________________________________________________
/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\ /-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\/-\
БИК | || || || || || || || || |, Корреспонден-| || || || || || || || || || || || || || || || || || || || |,
\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/ тский счет \-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/\-/
На основании действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Вы должны уплатить (руб., коп.):
Объект налогообложения | |
Государственный регистрационный знак (номер) транспортного средства |
|
Налоговая база (мощность двигателя в л.с./кВт, валовая вместимость в регистровых тоннах, единица транспортного средства) |
|
Ставка налога | |
Коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде |
|
Сумма налога, подлежащая уплате (налоговая база х ставку налога) |
|
Сроки уплаты | |
За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начисляется пеня. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Исполнитель ________________, Контактный телефон: ________________,
М.П. Руководитель налогового органа _____________________________
(подпись, дата)
Налоговое уведомление вручается налогоплательщику не позднее 1 июня текущего налогового периода. Возможны ситуации, когда транспортное средство регистрируется или, наоборот, снимается с регистрации не по окончании, а в течение налогового периода. В этом случае сумма налога определяется с применением коэффициента, рассчитываемого по формуле:
М
K = -,
Д
где К - коэффициент; М - число полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика; Д - число календарных месяцев в налоговом периоде.
Месяц регистрации транспортного средства и месяц снятия его с регистрации принимаются за полный месяц. При регистрации и снятии транспортного средства с регистрации в течение одного календарного месяца этот месяц учитывается как один полный месяц.
Коэффициент рассчитывается с точностью до трех знаков после запятой, а сумма налога определяется в полных рублях; 50 копеек и более округляются до целого рубля, а менее 50 копеек не учитываются.
Пунктами 4 и 5 ст.362 части второй НК РФ на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать в налоговые органы по месту их нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в десятидневный срок после их регистрации (снятия с регистрации), а также по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года.
Если транспортное средство было зарегистрировано (снято с регистрации, снято с учета, исключено из государственного судового реестра и т.д.) после 1 июня года налогового периода, то налоговые органы обязаны не позднее 30 дней с момента получения сведений о регистрации направить налогоплательщику - физическому лицу уведомление об установлении или о пересчете налогового обязательства.
Порядок и сроки уплаты налога
Данный элемент налогообложения подлежит региональному правовому регулированию, поэтому федеральный законодатель определяет лишь место уплаты транспортного налога. Им является место нахождения транспортного средства (п.1 ст.363 части второй НК РФ).
Законом субъекта РФ может быть предусмотрена разовая уплата всей суммы налога по окончании налогового периода либо уплата авансовых платежей в течение налогового периода с окончательным перерасчетом налога по окончании налогового периода. В последнем случае в законе субъекта РФ в обязательном порядке должны быть определены порядок расчета авансовых платежей и сроки их уплаты.
Например, согласно ст.8 Закона г.Москвы "О транспортном налоге", уплата налога производится однократно, в срок не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица, получившие налоговые уведомления на уплату налога после 1 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивают налог не позднее 30 дней с момента получения налогового уведомления.
В указанном Законе также конкретизируется понятие "место нахождения транспортных средств". Для морских, речных и воздушных судов им является место нахождения (жительства) собственника имущества; для остальных транспортных средств - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.
Налоговые льготы
В соответствии со ст.56 части первой НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Установление льгот по транспортному налогу входит в компетенцию законодательных органов субъектов Российской Федерации. Так, в г.Москве от уплаты налога освобождаются:
а) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
б) граждане, имеющие легковые автомобили с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 кВт) включительно, - по этим автомобилям;
в) организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, - по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси).
К транспортным средствам, освобождаемым от налогообложения, относятся транспортные средства, использующие при перевозке пассажиров по единым условиям единые тарифы за проезд, установленные органами исполнительной власти города Москвы, с учетом предоставления всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Формы отчетности по налогу
Налогоплательщики-организации представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию. Форма декларации и сроки ее представления определяются на региональном уровне. В соответствии со ст.11 Закона г.Москвы "О транспортном налоге" декларация должна содержать следующие обязательные реквизиты:
а) налоговый период, за который представляется декларация;
б) наименование налогового органа, в который представляется декларация, и его код;
в) код причины постановки налогоплательщика на учет;
г) наименование налогоплательщика, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), его адрес, адрес постоянно действующего исполнительного органа и контактный телефон;
д) наименование объектов налогообложения и налогооблагаемая база;
е) наименование объектов, освобожденных от налогообложения;
ж) ставка налога;
з) сумма налога, подлежащая уплате в бюджет города Москвы;
Налоговая декларация подписывается руководителем и главным бухгалтером организации-налогоплательщика либо уполномоченным представителем налогоплательщика и подлежит представлению в налоговый орган не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В связи с введением транспортного налога и необходимостью его администрирования МНС РФ в письме от 6 ноября 2002 г. N НА-6-21/1704 "О транспортном налоге" рекомендует налоговым органам "провести организационные мероприятия по созданию базы данных о налогоплательщиках транспортного налога и транспортных средствах"*(5).
О.А. Красноперова,
кандидат юридических наук
"Гражданин и право", N 1, январь-февраль 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. N 2-П.
*(2) См.: Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. 27 декабря. N 52. Ст.5076.
*(3) См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 47. Ст.5379.
*(4) См.: Письмо МНС РФ от 6 ноября 2002 г. N НА-6-21/1704 "О транспортном налоге" // Экономика и жизнь.
*(5) Экономика и жизнь. 2002. N 47. 2002. N 47.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовое регулирование транспортного налога
Автор
О.А. Красноперова - кандидат юридических наук
"Гражданин и право", 2003, N 1