Приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 12 декабря 2022 г. N 234
"Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения на территории Республики Башкортостан на 2023 год"
21 марта 2023 г.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1093 "О федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения на территории Республики Башкортостан на 2023 год.
2. Отделу государственного надзора и правовой работы Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан разместить настоящий приказ на официальном сайте Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан А.Ф. Фархиева.
И.о. начальника управления |
С.Н. Кулбахтин |
Утверждена
приказом Управления
по государственной охране
объектов культурного наследия
Республики Башкортостан
от 12 декабря 2022 г. N 234
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения на территории Республики Башкортостан на 2023 год
21 марта 2023 г.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), Положением об Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 января 2017 года N 4, Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1093, Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее - Управление) осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения на территории Республики Башкортостан.
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения на территории Республики Башкортостан на 2023 год (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
Программа представляет собой взаимосвязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих не соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований, направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики.
Правовые основы государственной политики в области охраны объектов культурного наследия определены положениями Федерального закона N 73-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами в области охраны объектов культурного наследия.
Текущее состояние федерального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия можно охарактеризовать следующим образом.
За период с 1 января 2022 года по 30 сентября 2022 года Управлением проведены:
2 контрольных (надзорных) мероприятия с взаимодействием с контролируемыми лицами, а именно: 1 внеплановая документарная проверка (по исполнению ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений) и 1 инспекционный визит;
4 контрольных (надзорных) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами: а именно: 2 выездных обследования и 2 наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Инспекционный визит в отношении 1 контролируемого лица проведен Управлением на основании сформированной программы проверок объекта культурного наследия федерального значения, по выданному Управлением разрешению на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения. По результатам указанных контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием (инспекционного визита и внеплановой документарной проверки) Управлением нарушений обязательных требований, установленных Федеральным законом N 73-ФЗ, не выявлено.
По результатам проведенных 4 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами (2 выездных обследований и 2 наблюдений за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности)) Управлением:
контролируемым лицам объявлено 11 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных Федеральным законом N 73-ФЗ;
в уполномоченные органы направлено 2 материала (заявления о преступлении), связанных с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного статьей 243 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Также в указанный период времени Управлением предъявлено в суд 1 исковое заявление о понуждении правообладателя исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Контрольные (надзорные) мероприятия в текущем году проводились Управлением с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", которым введены ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году, а также ограничения по применению мер реагирования по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Типичными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия являются:
1) непроведение собственником (пользователем) объекта культурного наследия работ по сохранению объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ;
2) несвоевременное извещение органа охраны объектов культурного наследия собственником (пользователем) объекта культурного наследия органа охраны объектов культурного наследия о повреждениях, авариях (иных обстоятельствах), причинивших вред объекту культурного наследия, и непринятие мер по предотвращению дальнейшего разрушения (повреждения) такого объекта;
3) проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающих условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия, а также проведение работ, изменяющих облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры объекта культурного наследия, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (размещение кондиционеров, спутниковых тарелок, телевизионных антенн, вывесок и пр.);
4) проведение работ по сохранению объекта культурного наследия без разрешения и согласования органа охраны объектов культурного наследия;
5) проведение строительных, земляных и иных работ вблизи объекта культурного наследия в отсутствие в проектной документации разделов, предусматривающих мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, согласованных органами охраны объектов культурного наследия.
Текущее состояние профилактической деятельности при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия можно охарактеризовать следующим образом:
приказом Управления от 08 декабря 2021 года N 181 утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения на территории Республики Башкортостан на 2022 год, в соответствии с которой Управлением проводятся профилактические мероприятия (опубликована на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (переданные полномочия) (утвержден 10 ноября 2021 года первым заместителем министра культуры Российской Федерации С.Г. Обрывалиным);
на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещено Руководство по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается при осуществлении Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан федерального и регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (утверждено 15 ноября 2021 года начальником Управления О.В. Полстоваловым);
Управлением проведены 3 публичных обсуждения результатов правоприменительной практики в области охраны объектов культурного наследия;
должностными лицами Управления проводились консультации по вопросам: касающимся объектов культурного наследия федерального значения, вопросам связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), по телефону, на личном приеме, в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий, а также посредством письменных разъяснений в рамках рассмотрения индивидуальных обращений;
информирование о выявленных нарушениях, практике государственного контроля (надзора) и судебной практике осуществляется в следующих разделах официального сайта Управления: раздел "Деятельность" подразделы "Государственный надзор (контроль)" и "Судебная практика", а также раздел "Документы" подраздел "Результаты проверок".
Ключевым риском при реализации Программы является различное толкование содержания обязательных требований подконтрольными субъектами, что может привести к нарушению ими обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
В результате реализации программы ожидается повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, повышение их правовой грамотности, формирование ответственного отношения к проблемам сохранения объектов культурного наследия и выработка внутренней мотивации к позитивному правовому поведению, что в результате должно привести к снижению количества нарушений обязательных требований и минимизации угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Раздел 2. Цели и задачи реализации Программы
Профилактическая работа в Управлении представляет собой системно организованную деятельность по комплексной реализации мер организационного, информационного, правового и иного характера, направленных на достижение следующих основных целей:
- предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований);
- предотвращение причинения вреда либо угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;
повышение прозрачности деятельности Управления при осуществлении федерального государственного контроля (надзора);
- формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов;
- снижение издержек на контрольную (надзорную) деятельность;
- снижение административной нагрузки на контролируемых лиц.
Для достижения поставленных целей настоящей Программы необходимо решение следующих задач:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников отношений в области федерального государственного контроля (надзора), в том числе путем разъяснения подконтрольным субъектам обязательных требований;
- мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и, как следствие, снижение вреда, причиняемого охраняемым законом ценностям;
оценка состояния подконтрольной среды и особенностей подконтрольных субъектов (объектов);
- проведение профилактических мероприятий с учетом данных состояния подконтрольной среды и особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
- сбор и анализ статистических данных, необходимых для организации профилактической работы, в том числе для определения видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий;
повышение квалификации должностных лиц Управления, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора).
Раздел 3. Перечень профилактических мероприятий, сроки и периодичность их проведения
Управление в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
N |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения мероприятия |
Структурное подразделение, ответственное за исполнение (реализацию) мероприятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Информирование |
Не позднее 5 рабочих дней с момента принятия нормативных правовых актов, программ, перечней, руководств и иных сведений или внесения в них изменений |
Отдел государственного надзора и правовой работы Управления |
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
Ежегодно не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным |
Отдел государственного надзора и правовой работы Управления |
3. |
Объявление предостережения |
Не позднее 30 дней со дня получения сведений, указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" |
Отдел государственного надзора и правовой работы Управления |
4. |
Консультирование осуществляется: - по телефону; - посредством видео-конференц-связи; - на личном приеме; - в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия. Консультирование осуществляется по следующим вопросам: 1) наличие и (или) содержание обязательных требований; 2) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий; 3) порядок выполнения обязательных требований; 4) порядок выполнения предписания, выданного по итогам контрольного (надзорного) мероприятия. Примечание: Консультирование по вопросу порядка выполнения предписания, выданного по итогам контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в письменном виде. |
Ежедневно, кроме выходных и праздничных дней с 09:00 до 18:00, перерыв с 13:00 до 14:00. |
Отдел государственного надзора и правовой работы Управления |
5. |
Профилактический визит |
По мере необходимости (при наличии оснований, установленных законодательством) |
Отдел государственного надзора и правовой работы Управления |
1. Информирование осуществляется уполномоченными должностными лицами посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на официальном сайте Управления, в средствах массовой информации и в иных формах.
Размещенные сведения поддерживаются в актуальном состоянии и обновляются в срок не позднее 5 рабочих дней с момента их изменения.
2. Обобщение правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора) осуществляется контрольными органами один раз в год.
По итогам обобщения правоприменительной практики Управление обеспечивают подготовку проекта доклада о результатах правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее - доклад о правоприменительной практике) и его публичное обсуждение.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом начальника Управления и размещается на официальном сайте Управления в сети "Интернет" не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
3. При наличии у Управления сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Управление объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
4. Консультирование может осуществляться Управлением по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме.
Управление осуществляет консультирование по следующим вопросам:
а) наличие и (или) содержание обязательных требований;
б) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) порядок выполнения обязательных требований;
г) порядок выполнения предписания, выданного по итогам контрольного мероприятия.
Управление осуществляет письменное консультирование по вопросу, предусмотренному подпунктом "г" пункта 4.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий (бездействия) должностных лиц контрольного органа, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия.
5. Профилактический визит проводится уполномоченным должностным лицом в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к объектам контроля, их соответствии критериям риска, об основаниях снижения категории риска и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
При проведении профилактического визита не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Управления незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу Управления для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Управление проводит обязательный профилактический визит в отношении лиц, приступающих к осуществлению контролируемого вида деятельности, в течение одного года с момента начала такой деятельности.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Управление не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
Профилактический визит проводится в рабочее время, в период, устанавливаемый уведомлением о проведении обязательного профилактического визита, и не может превышать 8 часов.
Раздел 4. Показатели результативности и эффективности Программы профилактики
Основными критериями оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий являются:
- результативность деятельности Управления;
- информированность контролируемых лиц об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий, правах контролируемых лиц в ходе контрольных (надзорных) мероприятий;
- понятность обязательных требований контролируемым лицам;
вовлечение контролируемых лиц во взаимодействие с Управлением, в том числе в рамках проводимых профилактических мероприятий.
Оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий осуществляется в ходе анализа выполнения мероприятий Программы профилактики по следующим индикативным показателям:
- количество проведенных профилактических мероприятий, ед.;
- количество докладов по профилактике нарушений обязательных требований, размещенных на официальном сайте Управления, ед.;
- количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед.;
- наличие на официальном сайте Управления актуального перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю;
- количество консультаций, оказанных контролируемым лицам по вопросам соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, ед.;
- количество обобщений практики осуществления федерального государственного контроля (надзора), размещенных на официальном сайте Управления, ед.
Результаты оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий отражаются в докладе об итогах профилактической работы, проведенной Управлением.
Показатели эффективности и результативности профилактических мероприятий в 2023 году
N |
Наименование показателя |
Величина |
1. |
Полнота информации, размещенной на частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ |
100% |
2. |
Удовлетворенность контролируемых лиц и их представителей консультированием Управления. |
не менее 80% от числа обратившихся |
3. |
Проведение профилактических мероприятий, предусмотренных перечнем, в соответствии со сроками (периодичностью) их проведения |
100% |
4. |
Количество проведенных профилактических мероприятий |
не менее 20 |
Программа дополнена приложением. - Приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 21 марта 2023 г. N 64
Приложение
к Программе профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям при осуществлении
федерального государственного
контроля (надзора) за состоянием,
содержанием, сохранением, использованием,
популяризацией и государственной охраной
объектов культурного наследия
федерального значения, на территории
Республики Башкортостан на 2023 год
План
проведения профилактических визитов при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения на территории Республики Башкортостан на 2023 год
N |
Наименование объекта культурного наследия, адрес (место нахождения) объекта культурного наследия |
Наименование (Ф.И.О.) собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, адрес (место нахождения) собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия |
Период проведения профилактического визита (месяц) |
1. |
Объект культурного наследия "Церковь", входящая в состав объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс Воскресенского медеплавильного завода" (ансамбль) (Республика Башкортостан, Мелеузовский р-н, с. Воскресенское, ул. Советская, здание 16) |
Религиозная организация "Салаватская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" (Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Уфимская, 35) |
Июнь |
2. |
Объект культурного наследия "Главный заводской корпус", входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс Воскресенского медеплавильного завода" (ансамбль) (Республика Башкортостан, Мелеузовский р-н, с. Воскресенское, ул. Советская, 3); Объект культурного наследия "Здание литейной", входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс Воскресенского медеплавильного завода" (ансамбль) (Республика Башкортостан, Мелеузовский р-н, с. Воскресенское). |
Администрация сельского поселения Воскресенский сельсовет муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (Республика Башкортостан, Мелеузовский район, с. Воскресенское, ул. Ленина, 41) |
Июнь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 12 декабря 2022 г. N 234 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения на территории Республики Башкортостан на 2023 год"
Опубликование:
официальный сайт Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (https://okn.bashkortostan.ru/) 12 декабря 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 21 марта 2023 г. N 64