Решение Верховного Суда РФ от 25 мая 2023 г. N АКПИ23-290
Именем Российской Федерации
Решение обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ. Слушание дела назначено на 25 июля 2023 г.
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.
при секретаре Евтеевой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Политической партии "Партия народной свободы" (ПАРНАС),
установил:
27 апреля 2002 г. путем преобразования Общероссийской политической общественной организации "Республиканская партия Российской Федерации" создана Политическая партия "Республиканская партия России", решение о ее регистрации принято Министерством юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 2 августа 2002 г., учетный номер 0012060025, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮ Л) 12 августа 2002 г. внесены сведения, основной государственный регистрационный номер ОГРН 1027746000171.
5 июля и 10 октября 2015 г. на XVI и XVII съездах Политической партии "Республиканская партия России" изменено наименование партии на Политическую партию "Партия народной свободы" (ПАРНАС) (далее также - Партия) и внесены изменения в устав Партии, о чем 12 ноября 2015 г. внесены сведения в ЕГРЮЛ (ГРН 2157700208136).
Устав Партии (далее - Устав) в редакции, принятой на XVII съезде Партии 10 октября 2015 г., является действующим.
Минюст России обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Партии на основании подпункта "г" пункта 3 статьи 41 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ) в связи с несоответствием количества ее региональных отделений требованиям подпункта "а" пункта 2 статьи 3 названного закона.
Постоянно действующим руководящим коллегиальным органом Партии является Федеральный политический совет (статья 20 Устава).
Без доверенности от имени Партии в соответствии с пунктом 2 статьи 30 и пунктом 3 статьи 25 Устава действуют исполнительный директор Партии, который назначается и освобождается от должности Федеральным политическим советом по представлению председателя Партии на срок полномочий действующего состава Федерального политического совета, и ответственный секретарь Федерального политического совета, который осуществляет организационное руководство деятельностью Федерального политического совета и избирается Федеральным политическим советом из своего состава по представлению председателя Партии.
В настоящее время в ЕГРЮЛ содержатся сведения об исполнительном директоре Партии Ефремове Романе Николаевиче и ответственном секретаре Федерального политического совета Яблонской Марине Владимировне.
Адрес Партии: ...
В письменных возражениях на административный иск исполнительный директор Партии Ефремов Р.Н. просил отказать в удовлетворении заявленного требования, указав, что Минюстом России с 16 ноября по 13 декабря 2022 г. проведена внеплановая проверка Партии, по результатам которой оснований для ликвидации или приостановления деятельности Партии не обнаружено, по итогам съезда Партии и проверки представленных документов каких-либо требований к Партии Минюстом России выдвинуто не было. Партия имеет зарегистрированные отделения в 44 субъектах Российской Федерации, что соответствует требованиям подпункта "а" пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 95-ФЗ.
В судебном заседании представители Минюста России Анохина Е.С., Грушина Е.В., Харламова A.M. поддержали заявленное требование, просили его удовлетворить, при этом пояснили, что на сегодняшний день Партия имеет зарегистрированные отделения в 40 субъектах Российской Федерации, в отношении еще двух региональных отделений имеются вступившие в законную силу судебные решения о ликвидации, однако государственная регистрация в связи с их ликвидацией не осуществлена.
Представители Партии Ефремов Р.Н. и Качановский Д.Е. в судебном заседании поддержали изложенную в письменных возражениях позицию и просили отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом N 95-ФЗ.
Минюст России, согласно пункту 1 статьи 38 указанного федерального закона, осуществляет контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации.
В ходе текущего контроля Минюстом России в деятельности Партии выявлены нарушения законодательства Российской Федерации.
Федеральным законом N 95-ФЗ закреплено, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии (подпункт "а" пункта 1 статьи 27). Политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии (подпункт "а" пункта 2 статьи 3).
Согласно части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации в состав Российской Федерации входит 89 субъектов Российской Федерации.
Следовательно, политическая партия должна иметь зарегистрированные региональные отделения не менее чем в 45 субъектах Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 95-ФЗ, региональные отделения политической партии подлежат государственной регистрации и осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации.
Из материалов административного дела усматривается, что в период с 16 ноября по 13 декабря 2022 г. Минюстом России проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что по состоянию на 1 января 2022 г. Партия имела 51 зарегистрированное региональное отделение. На момент окончания проверки установлено наличие у Партии 47 зарегистрированных региональных отделений.
Сведениями из ЕГРЮЛ, размещенными в соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.egrul.nalog.ru), подтверждается, что в связи с ликвидацией по решению суда из ЕГРЮЛ исключены региональные отделения Партии: 4 августа 2022 г. - в Республике Северная Осетия - Алания (ОГРН 1021500000873); 2 августа 2022 г. - в Республике Мордовия (ОГРН 1021300010038); 4 апреля 2022 г. - в Тамбовской области (ОГРН 1056800002819).
В связи с прекращением деятельности юридического лица на основании пункта 2 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ по решению налогового органа из ЕГРЮЛ 23 ноября 2022 г. исключено региональное отделение Партии в Алтайском крае (ОГРН 1052202376984).
В перечне политических партий и их региональных отделений по состоянию на 1 января 2023 г., размещенном в соответствии с пунктом 4 статьи 19 Федерального закона N 95-ФЗ на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", указаны данные о 47 региональных отделениях Партии.
На момент рассмотрения настоящего административного дела Партия имеет региональные отделения в 38 субъектах Российской Федерации.
В период с 10 февраля по 23 мая 2023 г. в связи с ликвидацией по решению суда из ЕГРЮЛ исключены следующие региональные отделения Партии: 10 февраля 2023 г. - в Ярославской области (ОГРН 1027600010580); 13 февраля 2023 г. - в Республике Хакасия (ОГРН 1121900000750); 2 марта 2023 г. - в Ставропольском крае (ОГРН 1122600001138); 4 апреля 2023 г. - в Чувашской Республике (ОГРН 1022100007797); 11 мая 2023 г. - в Курской области (ОГРН 1024600001447); 23 мая 2023 г. - в Республике Карелия (ОГРН 1121000000956) и в Амурской области (ОГРН 1032800000200).
11 и 16 мая 2023 г. вступили в законную силу решения Санкт-Петербургского городского суда от 27 марта 2023 г. и Владимирского областного суда от 3 апреля 2023 г. о ликвидации региональных отделений Партии в Санкт-Петербурге (ОГРН 1037858002016) и во Владимирской области (ОГРН 1133300000118).
В отношении двух региональных отделений Партии в Республике Дагестан и в Новосибирской области 18 января и 3 мая 2023 г. Верховным Судом Республики Дагестан и Новосибирским областным судом соответственно приняты решения об их ликвидации. В настоящее время эти решения не вступили в законную силу.
В отношении трех региональных отделений Партии регистрирующим органом приняты решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ: в Республике Тыва (ОГРН 1121700000344) решение от 24 октября 2022 г. N 154; в Тюменской области (ОГРН 1137232012158) решение от 28 ноября 2022 г. N 2269; в Саратовской области (ОГРН 1196451023394) решение от 6 февраля 2023 г. N 594.
Из изложенного следует, что Партия на дату рассмотрения дела в суде имеет 38 региональных отделений, по трем из которых принято решение о предстоящем исключении, а по двум вынесены решения о ликвидации, то есть менее чем в половине субъектов Российской Федерации, что не соответствует требованиям подпункта "а" пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 95-ФЗ и в силу подпункта "г" пункта 3 статьи 41 названного федерального закона является основанием для ликвидации Партии по решению Верховного Суда Российской Федерации.
Не имеет правового значения по делу и является ошибочным довод представителей административного ответчика о том, что для целей подпункта "а" пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 95-ФЗ подлежат учету 85 субъектов Российской Федерации, поскольку федеральными конституционными законами от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области" определен срок создания в указанных субъектах Российской Федерации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти до 1 июня 2023 г.
Материалами дела установлено, что Партия имеет региональные отделения в 38 субъектах Российской Федерации, то есть в количестве, недостаточном для соответствия требованиям подпункта "а" пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 95-ФЗ, в том числе и без учета новых субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель в Федеральном законе N 95-ФЗ, регулирующем особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации, требование о наличии региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации не ставит в зависимость от даты принятия в Российскую Федерацию новых субъектов и сроков создания в них территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Также необходимо отметить, что на основании приказа Минюста России от 17 октября 2022 г. N 246 "О внесении изменений в Перечень управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденный приказом Минюста России от 03.03.2014 N 26" в новых субъектах Российской Федерации - Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области созданы территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации, в которых Партия имела возможность зарегистрировать свои региональные отделения.
Выявленные нарушения законодательства Российской Федерации Партией не устранены, Партия ни в Минюст России, ни суду не представила сведений о создании и государственной регистрации новых региональных отделений, что свидетельствует о том, что Партией меры по устранению выявленных нарушений не предпринимаются и за текущий год ею не зарегистрировано ни одного регионального отделения Партии.
Региональное отделение политической партии - структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом (пункт 3 статьи 3 Федерального закона N 95-ФЗ).
Согласно статье 16 Устава структурными подразделениями Партии являются региональные, местные и первичные отделения Партии.
Пунктом 3 статьи 45 Федерального закона N 95-ФЗ предусмотрено, что прекращение деятельности политической партии в случае ее ликвидации или реорганизации влечет за собой прекращение деятельности ее региональных отделений и иных структурных подразделений и исключение политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений из ЕГРЮЛ по решению федерального уполномоченного органа путем внесения в указанный реестр соответствующих записей.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Политическую партию "Партия народной свободы" (ПАРНАС) (ОГРН 1027746000171), ее региональные отделения и иные структурные подразделения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Г Российской Федерации |
О.Н. Нефедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 25 мая 2023 г. N АКПИ23-290
Опубликование:
-