Постановление Верховного Суда РФ от 1 июня 2023 г. N 127-АД23-5-К4
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Купчинской Ольги Ивановны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 89 Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым от 18 сентября 2020 года и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2022 года, вынесенные в отношении Купчинской Ольги Ивановны (далее - Купчинская О.И.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 89 Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым от 18 сентября 2020 года, оставленным без изменения постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2022 года, Купчинская О.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Купчинская О.И. выражает несогласие с судебными актами, вынесенными в отношении нее, ставя вопрос об их отмене и прекращении производства по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Купчинской О.И. к административной ответственности) невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Купчинской О.И. к административной ответственности по части 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о невыполнении названным лицом предписания от 26 сентября 2019 года N 4.2, вынесенного главным специалистом Феодосийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - государственным инспектором в Феодосийском городском округе Республики Крым по использованию и охране земель (далее - предписание от 26 сентября 2019 года N 4.2), об устранении Купчинской О.И. в срок до 19 марта 2020 года нарушений требований части 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившихся в использовании многоконтурного земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и расположенного по ул. ... общей площадью 86,60 кв. м, на котором размещено жилое помещение (квартира N ...) и надворные постройки (сараи) без наличия правоудостоверяющих документов на земельный участок.
Решением главного государственного инспектора в г. Феодосия Республики Крым по использованию и охране земель - и.о. начальника Феодосийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 24 марта 2020 года срок исполнения предписания от 26 сентября 2019 года N 4.2 продлен до 19 июня 2020 года включительно.
Обстоятельства, свидетельствующие о невыполнении в установленный срок предписания от 26 сентября 2019 года N 4.2, выявлены должностным лицом Феодосийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 27 июля 2020 года в ходе, проведенной на основании распоряжения от 15 июля 2020 года N 1010-6/2 заместителя председателя данного административного органа, внеплановой выездной проверки его исполнения.
Вместе с тем данные выводы являются преждевременными ввиду следующего.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 этого Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Следовательно, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выяснению подлежит, в числе прочего, законность предписания, за невыполнение которого в отношении лица возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
При обжаловании постановления мирового судьи Купчинской О.И. последовательно отрицался факт совершения вменяемого административного правонарушения, в подтверждение чего приводились, в частности, доводы о неисполнимости предписания от 26 сентября 2019 года N 4.2 (л.д. 39-43).
Изложенным доводам судьей Четвертого кассационного суда общей юрисдикции надлежащая правовая оценка не дана.
Обращаясь в Верховный Суд Российской Федерации, лицо, привлекаемое к административной ответственности, настаивает на своей невиновности, в подтверждение чего ссылается на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 28 сентября 2021 года N 12-347/2021, которым отменено постановление мирового судьи судебного участка N 90 Феодосийского судебного района Республики Крым от 13 августа 2021 года и прекращено производство по делу в связи с отсутствием в действиях Купчинской О.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также на постановления судей Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 05 октября 2022 года N 16-2225/2022 и 30 сентября 2022 года N 16-2227/2022, состоявшиеся по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Купчинской О.И., которыми акты нижестоящих судебных инстанций отменены, производства по делам прекращены в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Из протокола об административном правонарушении от 12 августа 2020 года, составленного по настоящему делу, акта проверки от 26 сентября 2019 года N 46/16 и акта проверки от 27 июля 2020 года N 25/16 следует, что должностными лицами административного органа неоднократно проводились проверки соблюдения Купчинской О.И. требований земельного законодательства и исполнения, выданных ей предписаний об устранении нарушений, предусмотренных частью 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившихся в использовании земельного участка муниципальной собственности, расположенного по ул. ... общей площадью 86,60 кв. м, на котором размещено жилое помещение (квартира) и надворные постройки (сараи) без наличия правоудостоверяющих документов на земельный участок.
Из вышеперечисленных судебных актов следует, что Купчинская О.И. привлекалась к административной ответственности за неисполнение предписаний об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении Купчинской О.И. судьи районного суда и кассационной инстанции пришли к выводу о том, что у названного лица отсутствовала возможность оформить правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, в связи с чем вынесенные предписания не могли быть исполнены.
На основании этих выводов постановления о привлечении Купчинской О.И. к административной ответственности отменены, производства по делам прекращены в связи с отсутствием в действиях названного лица состава административного правонарушения.
Исходя из имеющихся в деле материалов и сведений, содержащихся в упомянутых выше судебных актах, вынесенных в отношении Купчинской О.И., предписания, выданные федеральным органом, осуществляющим государственный земельный надзор, имеют идентичность выявленных нарушений земельного законодательства.
При этом обжалуемые судебные акты, вынесенные по настоящему делу, не свидетельствуют о том, что судами дана оценка возможности исполнения предписания от 26 сентября 2019 года N 4.2, доводы Купчинской О.И. о том, что она, как собственник кв. в д. по ул. в г. ... (13/50 долей указанного дома), имеет право пользования земельным участком в силу закона, при этом оформить право на земельный участок не имела возможности, поскольку спорный земельный участок не сформирован, его формирование возможно только при участии администрации города судьей Четвертого кассационного суда общей юрисдикции надлежащим образом проверены не были.
Проверка указанных доводов имеет правовое значение при рассмотрении дела о привлечении лица к административной ответственности, предусмотренной частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным статьей 24.1 указанного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с изложенным постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2022 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Купчинской О.И. подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в названный кассационный суд общей юрисдикции.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведенные доводы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2022 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Купчинской Ольги Ивановны отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении в отношении Купчинской Ольги Ивановны на новое рассмотрение в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 1 июня 2023 г. N 127-АД23-5-К4
Опубликование:
-