г. Краснодар |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А63-2743/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мазуровой Н.С., судей Волкова Я.Е. и Епифанова В.Е., в отсутствие в судебном заседании представителей истца - управления имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска (ОГРН 1022603427494), ответчика - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ОГРН 1102635006462), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу управления имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.08.2016 (судья Быков А.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2016 (судьи Жуков Е.В., Джамбулатов С.И., Сомов Е.Г.) по делу N А63-2743/2016, установил следующее.
Управление имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска (далее - управление имущественных отношений) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - территориальное управление, управление Росимущества), в котором просило:
- признать за муниципальным образованием город-курорт Железноводск право собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:31:000000:4250, площадью 185 498 кв. м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Железноводск, Курортный парк, с видом разрешенного использования "для размещения Курортного парка" (далее - земельный участок).
Определением от 23.05.2016 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала по Ставропольскому краю; далее - кадастровая палата, орган кадастрового учета; т. 1, л. д. 113 - 114).
Решением от 02.08.2016, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 02.11.2016, в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебные акты мотивированы следующим. Земельный участок с кадастровым номером 26:31:000000:4250 поставлен на государственный кадастровый учет 29.10.2012. Сообщением от 25.08.2014 управление имущественных отношений извещено о принятом управлением Росреестра решении об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования город-курорт Железноводск на земельный участок с кадастровым номером 26:31:000000:4250. Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А63-11093/2014 требование управления имущественных отношений об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности на участок оставлено без удовлетворения. Иск о признании права собственности на недвижимое имущество представляет собой требование лица, считающего себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом (пункт 58 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", далее - постановление Пленумов N 10/22). Доказательств регистрации права собственности Российской Федерации или иного лица на спорный участок не представлено. Земельный участок с кадастровым номером 26:31:000000:4250 находится в пределах границ муниципального образования города Железноводска, который входит в состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, - Кавказские Минеральные Воды (Указ Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах"). К собственности муниципальных районов или городских округов относятся любые земельные участки, находящиеся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) до дня вступления в силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ), за исключением участков, которые относятся к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 статьи 1 данного Закона (часть 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ). Право федеральной собственности на спорный земельный участок в ЕГРП не регистрировалось, доказательств нахождения участка одновременно в границах курорта федерального значения и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения не представлено. В указанном случае подлежит применению часть 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ. Территориальное управление, заявляя о праве собственности Российской Федерации на земельный участок, не совершало действия, характеризующие его как собственника участка, не приняло мер к государственной регистрации права, не представило доказательств наличия условий, предусмотренных Законом N 244-ФЗ, для отнесения земельного участка с кадастровым номером 26:31:000000:4250 к федеральной собственности. Вместе с тем, невозможность государственной регистрации права собственности, признания права собственности на спорный участок, связаны с тем, что он не считается сформированным в установленном порядке в качестве объекта вещных прав, поскольку его границы пересекают границы иных земельных участков, являющихся ранее учтенными (с кадастровыми номерами 26:31:010306:1, 26:31:010308:9). Кроме того, в отношении участка с кадастровым номером 26:31:010306:1 зарегистрировано обременение в виде аренды. Муниципальное образование город-курорт Железноводск не лишено возможности осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:31:000000:4250 после устранения препятствий в такой регистрации, обеспечения надлежащего кадастрового учета участка, путем обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о государственной регистрации прав) с представлением документов, необходимых для государственной регистрации.
В кассационной жалобе управление имущественных отношений просит решение от 02.08.2016 и апелляционное постановление от 02.11.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. По мнению подателя жалобы, материально-правовым требованием в настоящем случае является признание права собственности на земельный участок, основанием - невозможность произведения государственной регистрации права собственности, в связи с правопритязанием территориального управления на спорный участок. Судебные инстанции в рамках дела N А63-11093/2014 пришли к выводу о наличии спора о праве на земельный участок между муниципальным образованием и Российской Федерацией. После признания судом факта принадлежности спорного земельного участка к муниципальной собственности истец не лишен права устранить нарушение, выраженное в пересечении границ спорного участка с иными земельными участками. В сообщении управления Росреестра от 25.08.2014 не указывалось на невозможность проведения государственной регистрации права по причине пересечения границ иных земельных участков. Нормы Закона N 122-ФЗ не подлежали применению при рассмотрении настоящего дела.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не поступили.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее, а также соответствие выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 29.10.2012 в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастр) внесены сведения временного характера о земельном участке из земель населенных пунктов, площадью 185 498 кв. м, с кадастровым номером 26:31:000000:4250, расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Железноводск, Курортный парк, с видом разрешенного использования - "для размещения Курортного парка" (т. 1, л. д. 52 - 93).
Зарегистрированные в ЕГРП сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером 26:31:000000:4250 отсутствуют (т. 1, л. д. 17).
Согласно внесенным в кадастровые паспорта спорного земельного участка особым отметкам, его граница пересекает границы земельных с кадастровыми номерами 26:31:010306:1 (вид разрешенного использования "для использования приобретенного в долевую собственность магазина (литера А)", 26:31:010308:9 (вид разрешенного использования "для размещения и эксплуатации павильона N 11"; т. 1, л. д. 16, 52, 151 - 156).
Сведений о принадлежности участков с кадастровыми номерами 26:31:010306:1 и 26:31:010308:9 на праве собственности кому-либо, в том числе Российской Федерации, ЕГРП не содержит. В отношении земельного участка с кадастровым номером 26:31:010306:1 в ЕГРП 01.11.2012 зарегистрировано обременение в виде аренды (т. 1, л. д. 125, 167).
На основании части 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ участок с кадастровым номером 26:31:000000:4250 учтен в реестре (перечне) муниципального имущества города-курорта Железноводска (т. 1, л. д. 8).
Уведомлением от 21.04.2014 государственная регистрация права собственности муниципального образования город-курорт Железноводск на земельный участок с кадастровым номером 26:31:000000:4250 приостановлена, а сообщением от 25.08.2014 управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в регистрации названного права отказало (т. 1, л. д. 9 - 11, 12 - 15).
Отказывая в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, регистрирующий орган указал на то, что участок не подлежал внесению в реестр муниципальной собственности до государственной регистрации права, а для отнесения указанного участка к муниципальной собственности требуется наличие акта, согласованного с территориальным управлением и министерством имущественных отношений Ставропольского края. Положения части 12 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, расположение земельного участка с кадастровым номером 26:31:000000:4250 одновременно в границах курорта федерального значения и первой, второй зон округа санитарной охраны г. Железноводска, препятствуют проведению государственной регистрации права муниципальной собственности на данный участок.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2015 по делу N А63-11093/2014 требование управления имущественных отношений о признании незаконным приведенного в сообщении регистрирующего органа от 25.08.2014 решения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:31:000000:4250 отказано (т. 1, л. д. 199 - 200, 201 - 205).
Ссылаясь на то, что все условия для регистрации права муниципальной собственности, предусмотренные Законом N 244-ФЗ применительно к названному участку соблюдены, и в силу норм данного Закона земельный участок с кадастровым номером 26:31:000000:4250 относится к муниципальной собственности, управление имущественных отношений обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста (пункт 2 постановления Пленумов N 10/22).
Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.
В пункте 58 постановления Пленумов N 10/22 содержится разъяснение о том, что с иском о признании права собственности вправе обратиться лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Вопросы передачи земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, отнесения указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, регламентированы Законом N 244-ФЗ. При этом к собственности муниципальных районов или городских округов, наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 статьи 1 данного Закона, и находятся в границах курортов федерального значения, отнесены иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в ЕГРП до вступления в силу Закона N 244-ФЗ (декабрь 2008 года), за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Из сферы действия статьи 1 Закона N 244-ФЗ ее частью 12 исключены земельные участки, которые расположены одновременно в границах курортов федерального значения и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Земельный участок как объект права собственности является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в применимой к спорным отношениям редакции).
Действия уполномоченного органа по внесению в кадастр сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, а также иных предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ, Закон о кадастре) сведений о недвижимом имуществе, признаются государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закона о кадастре в действующей в спорный период редакции).
Описание местоположения границ земельного участка, устанавливаемого посредством определения координат характерных точек таких границ, является одной из уникальных характеристик земельного участка, подлежащих внесению в кадастр (пункт 3 части 1 статьи 7, часть 7 статьи 38 Закона о кадастре).
Пересечение одной из границ земельного участка одной из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в кадастре (за исключением случая, если другой участок является преобразуемым объектом недвижимости), является основанием для приостановления и, в случае неустранения такой причины, последующего отказа в осуществлении кадастрового учета, в государственной регистрации прав на земельный участок (пункт 2 части 2 статьи 26, пункт 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре, пункты 1, 2 статьи 19 Закона о государственной регистрации прав, в применимых к спорным отношениям редакциях).
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11).
Исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, суды пришли к выводам о том, что к земельному участку с кадастровым номером 26:31:000000:4250 подлежит применению часть 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ об отнесении земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, право собственности Российской Федерации на которые не было зарегистрировано до декабря 2008 года, к собственности муниципальных районов или городских округов, и право муниципальной собственности города-курорта Железноводска на данный участок может быть зарегистрировано в ЕГРП после устранения пересечения его границ с границами других ранее учтенных в кадастре земельных участков.
Отказывая в иске, судебные инстанции обоснованно учли отсутствие в материалах дела доказательств наличия на момент возникновения настоящего спора предусмотренных законом оснований для отнесения земельного участка с кадастровым номером 26:31:000000:4250 к собственности Российской Федерации, государственной регистрации данного права до вступления в силу Закона N 244-ФЗ, а равно, принадлежности Российской Федерации на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 26:31:010306:1, 26:31:010308:9, пересекающихся со спорным участком.
Поскольку факт пересечения границ спорного земельного участка с границами иных, ранее учтенных в кадастре земельных участков, судами установлен по результатам исследования представленных участвующими в деле лицами доказательств, и по существу, никем из них не оспаривается, доводы жалобы об отсутствии такого основания в сообщении от 25.08.2014 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, о невозможности произведения государственной регистрации права по причине правопритязаний территориального управления и о необоснованном применении судами норм Закона N 122-ФЗ, подлежат отклонению.
Ссылаясь на судебные акты по делу N А63-11093/2014, управление имущественных отношений не учитывает содержащиеся в них выводы об отсутствии условий для применения к земельному участку с кадастровым номером 26:31:000000:4250 положений части 12 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, и о распространении на участок положений иных пунктов данной статьи, а также вышеназванные новые обстоятельства, установленные при рассмотрении настоящего дела N А63-2743/2016.
Возражения территориального управления в отзыве (т.1, л. д. 118 - 120) о принадлежности Российской Федерации курортов федерального значения, мотивированные постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и статьей 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", принятыми задолго до вступления в силу Закона N 244-ФЗ, и не исключающими применение последнего к земельному участку с кадастровым номером 26:31:000000:4250, наличие реальных правопритязаний на указанный земельный участок со стороны ответчика не подтверждают.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения от 02.08.2016 и апелляционного постановления от 02.11.2016 по доводам кассационной жалобы не имеется. Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права, изложенные в обжалуемых актах суждения соответствуют материалам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса), не установлено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление имущественных отношений (орган местного самоуправления) от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы освобождено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.08.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2016 по делу N А63-2743/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.С. Мазурова |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возражения территориального управления в отзыве (т.1, л. д. 118 - 120) о принадлежности Российской Федерации курортов федерального значения, мотивированные постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и статьей 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", принятыми задолго до вступления в силу Закона N 244-ФЗ, и не исключающими применение последнего к земельному участку с кадастровым номером 26:31:000000:4250, наличие реальных правопритязаний на указанный земельный участок со стороны ответчика не подтверждают.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения от 02.08.2016 и апелляционного постановления от 02.11.2016 по доводам кассационной жалобы не имеется. Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права, изложенные в обжалуемых актах суждения соответствуют материалам дела."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 февраля 2017 г. N Ф08-365/17 по делу N А63-2743/2016