Требование: о признании отсутствующим права собственности, о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А32-43520/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2017 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Волкова Я.Е., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, 1022302934367), ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), третьего лица - публичного акционерного общества "Ростелеком" (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2016 (судья Корейво Е.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 (судьи Пономарева И.В., Величко М.Г., Еремина О.А.) по делу N А32-43520/2015, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) с исковым заявлением о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка площадью 8800 кв. м (кадастровый номер 23:49:0118009:51), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Центральная, д. 5/1; об истребовании земельного участка из незаконного владения ответчика; а также о признании права собственности муниципального образования город Сочи на данный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "Ростелеком" (далее - общество; т. 1, л. д. 98).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016, в удовлетворении исковых требований отказано. Суды пришли к выводу о том, что истец в установленном порядке не доказал, что спорный земельный участок относится к муниципальной собственности. В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0118009:51 зарегистрировано право собственности Российской Федерации. При этом Федеральный закон от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ) не регламентирует порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано после вступления в силу данного Закона.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение от 03.10.2016 и постановление от 15.12.2016. Податель жалобы указывает, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0118009:51 относится к категории земель населенных пунктов и включен в реестр объектов муниципальной собственности. Поскольку земельный участок находится в границах курорта федерального значения, при разграничении права собственности на него следует применять нормы Закона N 244-ФЗ.
В силу части 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ данный земельный участок относится к собственности муниципального образования город-курорт Сочи.
Отзывы на жалобу в суд не поступили.
Общество направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, которое судом рассмотрено и удовлетворено.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Как видно из материалов дела, земельный участок площадью 8800 кв. м (кадастровый номер 23:49:0118009:51), расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Центральная, д. 5/1, относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - для размещения и эксплуатации радиорелейной станции N 43 "Головинка". Сведения о данном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 24.02.1994 (т. 1, л. д. 18 - 20).
В границах земельного участка находится объект недвижимого имущества - радиорелейная станция РРС-43/1А общей площадью 316,5 кв. м (литеры А, А1, а2, а3, а, а1), принадлежащий на праве собственности обществу (т. 1, л. д. 132; т. 2, л. д. 85 - 88).
Департамент имущественных отношений администрации города Сочи направил в адрес руководителя территориального управления обращение от 11.06.2015 N 15916/02-05-15 о передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0118009:51 (т. 1, л. д. 12 - 14).
В письме от 17.07.2015 N 04/10313 территориальное управление указало на невозможность положительного решения вопроса, ввиду отсутствия государственной регистрации права собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок (т. 1, л. д. 21, 22).
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией 17.12.2015 (запись о регистрации N 23-23/050-23/050/201/2015-057/1; т. 1, л. д. 106, 107).
Администрация, полагая, что право собственности Российской Федерации на данный земельный участок зарегистрировано в отсутствие предусмотренных законом оснований, а спорный участок относится к муниципальному уровню собственности в силу норм Закона N 244-ФЗ, обратилась с исковым заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, названными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным способом.
В пунктах 32, 36, 52, 58 и 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22) разъяснено следующее. Собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 названной статьи.
Часть 3 статьи 1 Закона N 244-ФЗ определяет, что в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые указаны в части 1 данной статьи и которые: заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу названного Закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 названной статьи, и участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Федерального закона по следующим основаниям: на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности; они предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; они предусматриваются федеральными законами.
Поскольку право собственности на спорный земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ следует руководствоваться частью 7 статьи 1 данного Закона, согласно которой земельные участки, находящиеся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 рассматриваемой статьи.
В соответствии с частью 10 статьи 1 Закона N 244-ФЗ в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые указаны в части 1 данной статьи и которые: заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 названной статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 данной статьи.
При этом часть 8 статьи 1 Закона N 244-ФЗ предусматривает возможность отнесения к федеральной собственности земельного участка в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судебные инстанции установили, что на основании постановления администрации г. Сочи от 24.02.1994 N 190 и государственного акта серии КК-2 N 426000764 техническому узлу магистральных связей и телевидения N 1 в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 0,88 га для размещения и эксплуатации радиорелейной станции N 43 "Головинка" (т. 2, л. д. 17 - 20, 29 - 37).
На спорном земельном участке располагается объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности обществу. В качестве документа, послужившего основанием возникновения данного права, в свидетельстве о государственной регистрации указаны распоряжение министерства имущественных отношений Российской Федерации от 24.12.2003 N 7218-р и пообъектный перечень зданий и сооружений государственного предприятия связи "Ростелеком" от 24.12.2003 (т. 1, л. д. 132).
В силу пункта 2 части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" одним из оснований отнесения земельного участка к федеральной собственности является его предоставление государственному унитарному предприятию (т. 2, л. д. 127). При этом государственная собственность на соответствующий земельный участок считается разграниченной с момента введения в действие Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступил в силу с 01.07.2006), которым установлен соответствующий критерий разграничения государственной собственности на землю.
При этом, определяя уровень собственности спорного земельного участка, суды правомерно сослались на положения статей 10 и 11 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пункт 4 статьи 87 и статью 91 Земельного кодекса.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что истец не привел и документально не подтвердил основания, позволяющие применить к спорным правоотношениям правила частей 10 и 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, поэтому отказали в удовлетворении искового заявления администрации.
Довод кассационной жалобы администрации о том, что земельный участок включен в реестр объектов муниципальной собственности города-курорта Сочи (т. 2, л. д. 55, 56), не принимается. Согласно разъяснениям, приведенным в абзаце 4 пункта 36 постановления от 29.04.2010 N 10/22, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, верно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены принятых по делу судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 по делу N А32-43520/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" одним из оснований отнесения земельного участка к федеральной собственности является его предоставление государственному унитарному предприятию (т. 2, л. д. 127). При этом государственная собственность на соответствующий земельный участок считается разграниченной с момента введения в действие Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступил в силу с 01.07.2006), которым установлен соответствующий критерий разграничения государственной собственности на землю.
При этом, определяя уровень собственности спорного земельного участка, суды правомерно сослались на положения статей 10 и 11 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пункт 4 статьи 87 и статью 91 Земельного кодекса.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что истец не привел и документально не подтвердил основания, позволяющие применить к спорным правоотношениям правила частей 10 и 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, поэтому отказали в удовлетворении искового заявления администрации.
Довод кассационной жалобы администрации о том, что земельный участок включен в реестр объектов муниципальной собственности города-курорта Сочи (т. 2, л. д. 55, 56), не принимается. Согласно разъяснениям, приведенным в абзаце 4 пункта 36 постановления от 29.04.2010 N 10/22, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 февраля 2017 г. N Ф08-196/17 по делу N А32-43520/2015