г. Краснодар |
|
01 марта 2017 г. |
Дело N А32-20153/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Алексеева Р.А. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Зачиняева В.Г. (доверенность от 08.09.2016), от ответчика - муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска" (ИНН 2315178760, ОГРН 1132315000806) - Черниковой Е.Ю. (доверенность от 09.01.2017), рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2016 (судья Березовская С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2016 (судьи Галов В.В., Авдонина О.Г., Ломидзе О.Г.) по делу N А32-20153/2016, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к МУП "Водоканал города Новороссийска" (далее - водоканал) о взыскании 4 968 770 рублей 62 копеек неосновательного обогащения.
Решением от 01.09.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.11.2016, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что у водоканала отсутствует право на взыскание платы за сброс загрязняющих веществ в систему центральной канализации на основании акта отбора проб более чем за 3 месяца.
В кассационной жалобе водоканал просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, в соответствии с пунктом 4.5 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, установленного постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.05.2002 N 579 (далее - постановление N 579), повторный контроль состава сточных вод осуществляется по письменной заявке абонента. Поскольку с заявлением о проведении отбора проб общество обратилось 25.02.2015, начисление платы за негативное воздействие на систему канализации с 15.11.2014 по 02.03.2015 является правомерным. При рассмотрении дела N А32-21646/2016 вопрос о проведении отбора проб из контрольного колодца общества не исследовался, поэтому выводы апелляционного суда не являются преюдициальными.
В судебном заседании представитель водоканала поддержал доводы жалобы, а представитель общества просил судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Из материалов дела видно, что 01.07.2014 водоканал и общество (абонент) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения N 17, по которому водоканал обязался принять от абонента сточные воды в систему канализации, а абонент обязался своевременно производить оплату за сброшенные сточные воды.
13 августа 2014 года водоканал произвел контрольные отборы сточных вод, отводимых абонентом в системы городской канализации, по результатам которых составил акт N 178.
В соответствии с протоколом анализа сточных вод от 18.08.2014 N 176-9/14 качество сточных вод, сбрасываемых абонентом в системы канализации, не удовлетворяет требованиям по содержанию в них загрязняющих веществ.
Водоканал произвел расчет платы за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ в системы канализации за период с 15.11.2014 по 31.01.2015 в размере 4 968 770 рублей 62 копеек.
Общество по платежным поручениям от 23.01.2015 N 649423 и от 27.02.2017 N 666189 перечислило водоканалу названную сумму.
Ссылаясь на отсутствие оснований для начисления за спорный период платы за сброс загрязняющих веществ с превышением нормативов допустимых концентраций, общество обратилось с иском в суд о взыскании произведенных им платежей.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края установлен постановлением N 579.
В соответствии с подпунктом 3.3 пункта 3 названного Порядка предприятия, эксплуатирующие системы канализации населенного пункта, взимают с абонентов плату за прием сточных вод с превышением временных условий приема концентрации загрязняющих веществ (ВУП), а при отсутствии ВУП, утвержденных в установленном порядке, как за сброс сточных вод с превышением ДК загрязняющих веществ, а также сверхнормативный прием сточных вод и загрязняющих веществ сверх пределов установленных лимитов водоотведения.
Согласно пункту 4.3 Порядка за прием сточных вод на основании подпункта 3.3 пункта 3 Порядка взимается дополнительная плата в размере 100% действующего тарифа за услуги канализации за превышение концентрации за каждый ингредиент. Кратность увеличения действующего тарифа ограничивается 500%.
Объем сточных вод, за который взимается дополнительная плата, определяется по фактически зарегистрированному объему водоотведения за период от дня установления факта превышения допустимых концентраций и ВУП или залпового сброса загрязняющих веществ до устранения загрязнения и получения нормативных результатов нового контроля состава сточных вод (пункт 4.5 Порядка).
При рассмотрении спора суды применили к спорным правоотношениям раздел VII Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Правила N 644). Суды учли пункт 123 Правил N 644 и пришли к выводу о том, что отсутствуют основания для начисления обществу платы за период, превышающий 3 месяца после проведения последней проверки.
Однако выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют материалам дела и являются преждевременными.
В пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (в редакции, действовавшей в спорный период) указано, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67, 69 - 71 Правил N 167 и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 не распространяются на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Следовательно, применение норм права к спорным правоотношениям зависит от того, к какой группе абонентов относится общество. Если в спорный период в отношении общества были установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади, спор следует разрешать на основании Правил N 644. Если названные нормативы не установлены, то применяются пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67, 69 - 71 Правил N 167 и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категории абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
Суды первой и апелляционной инстанций не выяснили, установлены ли обществу нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Поскольку от установления приведенных обстоятельств зависит исход спора, нельзя признать, что выводы судов соответствуют материалам дела.
По правилам части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное и разрешить спор в зависимости от установленных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2016 по делу N А32-20153/2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.