Требование: о признании отсутствующим права собственности, о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
20 января 2017 г. |
Дело N А32-15193/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Литвиненко А.В. (доверенность от 22.12.2016), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края - Абдуллаева И.Р.О. (доверенность от 03.11.2016), в отсутствие представителей истца - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2016 (судья Сумин Д.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 (судьи Еремина О.А., Ковалева Н.В., Чотчаев Б.Т.) по делу N А32-15193/2016, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) подала в Арбитражный суд Краснодарского края иск к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление Росимущества) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 591 кв. м с кадастровым номером 23:49:0205028:1022, местоположение которого установлено относительно находящегося в границах участка ориентира - сблокированный жилой дом с почтовым адресом: г. Сочи, Центральный район, ул. Волгоградская, 4 (далее - земельный участок), об истребовании земельного участка из незаконного владения Российской Федерации в пользу муниципального образования город Сочи, о признании права собственности муниципального образования город Сочи на земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства", министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края (далее - управление Росреестра, учреждение, министерство).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016, в удовлетворении иска отказано со следующей мотивировкой. Земельный участок изъят для федеральных нужд в собственность Российской Федерации. На нем отсутствует какое-либо муниципальное имущество. Изъятие земельного участка для федеральных нужд администрацией в установленном порядке не оспорено. Администрация не обосновала нарушение прав муниципального образования зарегистрированным правом собственности Российской Федерации на земельный участок.
Администрация обжаловала решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. На земельном участке отсутствуют объекты недвижимости федерального уровня собственности. Земельный участок во владение Российской Федерации в лице Росимущества не поступал. Земельный участок, входящий в состав земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, в силу закона отнесен к собственности муниципального образования город-курорт Сочи. Регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок проведена с нарушением действовавшего законодательства. Наличие оспариваемого права препятствует поступлению арендных платежей в бюджет города Сочи.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей управление Росреестра и министерства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что жилые помещения (квартиры) в жилом доме, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Волгоградская, 4, принадлежали Сафронову Александру Юрьевичу (свидетельство о государственной регистрации права от 13.09.2007 серии 23 АД N 177190), Пешкову Александру Витальевичу (свидетельство о государственной регистрации права от 05.05.2006 серии 23АА N 697102), Зеленскому Андрею Владимировичу (свидетельство о государственной регистрации права от 17.06.2002 серии 23АА N 625806), Кузиной Любови Николаевне (договор купли-продажи от 10.01.1998), Нескашеву Ивану Васильевичу (договор дарения от 14.12.1995). Постановлением главы города Сочи от 13.04.2000 N 277/2 квартиры N 1, 6 объединены в единую квартиру N 6, а постановлением главы города Сочи от 26.05.2004 N 877 квартиры N 12, 13 - в квартиру N 13. Квартиры N 4, 5, 8 включены в реестр объектов муниципальной собственности города Сочи (письмо департамента имущественных отношений администрации от 26.12.2012). Государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Крайтехинвентразация - Краевое БТИ" в письме от 20.12.2012 подтвердило наличие в жилом доме 12 квартир.
В целях внесения в реестр объектов муниципальной собственности распоряжением департамента имущественных отношений администрации от 14.11.2012 N 3768-р образован земельный участок площадью 835 кв. м с кадастровым номером 23:49:0205028:9, включенный в реестр объектов муниципальной собственности города-курорта Сочи.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2010 N 1213-р находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, физических и юридических лиц квартиры в жилом доме в целях размещения олимпийских объектов федерального значения изъяты в собственность Российской Федерации для федеральных нужд. Квартиры N 4, 5, 8, находящиеся в муниципальной собственности, исключены из реестра муниципальной собственности, на основании решения Городского Собрания Сочи от 27.12.2012 (письмо департамента имущественных отношений администрации от 28.12.2012 N 02.05-15/21491). Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года и собственниками иных помещений (квартир) в жилом доме подписаны соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения и акты приема-передачи недвижимого имущества, что повлекло прекращение права собственности на них.
На основании приказа департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года от 17.12.2012 N 488 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205028:9 разделен на спорный земельный участок и земельный участок площадью 244 кв. м с кадастровым номером 23:49:0205028:1023. Управлением Росреестра осуществлена государственная регистрация права федеральной собственности на спорный земельный участок 29.12.2012 (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав) от 18.11.2015).
Главой города Сочи в управление Росимущества направлено обращение от 16.12.2015 N 11574/07-02-12 о безвозмездной передаче земельного участка в муниципальную собственность. В акте обследования (осмотра) земельного участка от 05.08.2016, составленного в присутствии представителей управления Росимущества и учреждения, отражено отсутствие объектов недвижимого имущества на земельном участке.
Полагая, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок нарушает права муниципального образования, администрация обратилась с иском в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции. Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ) определен порядок передачи из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестра прав до дня вступления в силу данного Закона.
Такая передача осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 1 (часть 5 статьи 1). Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность названных земельных участков в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 6 статьи 1). Земельные участки, находящиеся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав до дня вступления в силу данного Закона, относились к муниципальной собственности в силу закона без проведения дополнительных процедур (часть 11 статьи 1).
В рассматриваемом случае право собственности Российской Федерации на земельный участок зарегистрировано после вступления в силу Закона N 244-ФЗ в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 310-ФЗ). Изъятие земельного участка для федеральных нужд администрацией в установленном порядке не оспорено. Государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок, на котором отсутствуют муниципальные объекты недвижимости, какие-либо права муниципального образования не нарушены. Обратная передача земельного участка в муниципальную собственность возможна по согласованию соответствующих публично-правовых образований в установленном законом порядке. Законные основания для удовлетворения исковых требований у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 по делу N А32-15193/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.