Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 января 2017 г. N Ф08-9989/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании отсутствующим права собственности, о признании права муниципальной собственности, о признании права собственности в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
14 ноября 2016 г. |
дело N А32-15193/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2016 по делу N А32-15193/2016
по иску администрации города Сочи
к ответчику - Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
при участии третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства", Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, признании права муниципальной собственности, изъятии участка из чужого незаконного владения
принятое в составе судьи Сумина Д.П.
УСТАНОВИЛ:
администрация города Сочи обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205028:1022, площадью 591 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Волгоградская, с видом разрешенного использования "жилой дом, состоящий из нескольких блоков (сблокированный жилой дом)", его истребовании из незаконного владения Российской Федерации и признании права собственности за муниципальным образованием город Сочи на названный земельный участок.
Определением от 05.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Определением от 05.07.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" и Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края.
Решением от 12.09.2016 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205028:1022 не нарушает права и законные интересы истца. У истца отсутствует право, подлежащее судебной защите.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205028:1022 зарегистрировано 29.12.2012. Объекты федеральной собственности на земельном участке отсутствуют, во владение ответчика участок не поступал, ответчик владение не осуществляет. В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (в редакции Федерального закона N 244-ФЗ) и статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ спорный земельный участок не может быть отнесен к собственности Российской Федерации. Согласно пункту 11 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 полномочиями по распоряжению спорным земельным участком обладает администрация г. Сочи. По мнению заявителя, регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок нарушает права администрации, проведена с нарушением действующего законодательства.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель администрации города Сочи не явился. Администрация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в заседание не явился. Территориального управления о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17.02.2011.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в заседание не явился. Управление о судебном разбирательстве извещено в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17.02.2011.
Представитель ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" в заседание не явился. Учреждение о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Представитель Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края в заседание не явился. Министерство о времени и месте судебного разбирательства извещено в порядке пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 18.11.2015 (т. 1 л.д. 9) земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205028:1022, площадью 591 кв. м принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Государственная регистрация права произведена 29.12.2012.
Главой города Сочи в адрес руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае направлено обращение от 16.12.2015 N 11574/07-02-12 о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205028:1022, площадью 591 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Волгоградская (т. 1 л.д. 7).
Полагая, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации нарушает права администрации города Сочи, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125, пункт 3 статьи 214 Кодекса).
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также участки, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (часть 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.
В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
По смыслу пункта 52 вышеуказанного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации иск о признании обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Данная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11.
Названные в абзаце 2 пункта 52 постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" иски о виндикации и реституции направлены на возврат фактического владения, а иск о признании права подлежит удовлетворению только, если такое владение истцом сохранено (пункт 58 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010).
Таким образом, по общему правилу такой способ защиты, как признание зарегистрированного права отсутствующим, подлежит применению в том случае, когда заинтересованное лицо фактически владеет спорным недвижимым имуществом, однако, не имеет иной возможности защиты своих прав в связи с наличием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности ответчика на это же имущество. Обязательным условием для реализации данного способа защиты права является отсутствие необходимости защиты владения.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации", распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2010 N 1213-р изъяты для федеральных нужд в собственность Российской Федерации жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, физических и юридических лиц, в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, расположенные, в том числе, по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Волгоградская, 4 (т. 1 л.д. 76-79).
В связи с необходимостью внесения в реестр объектов муниципальной собственности распоряжением Департамента имущественных отношений администрации города Сочи N 3768-р от 14.11.2012 образован земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205028:9, площадью 835 кв.м. Земельный участок включен в реестр объектов муниципальной собственности города-курорта Сочи (т. 2 л.д. 21-22).
На основании приказа Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовки зимних олимпийских игр 2014 года от 17.12.2012 N 488 (т. 1 л.д. 50-51) путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205028:9, площадью 835 кв.м, образован земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205028:1022, площадью 591 кв.м и земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205028:1023, площадью 244 кв.м, на основании которого Управлением Росреестра по Краснодарскому краю в установленном порядке осуществлена государственная регистрация права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205028:1022 площадью 591 кв.
Из содержания письма ГУП Краснодарского края "Крайтехинвентразация - Краевое БТИ"от 20.12.2012 (т. 1 л.д. 190-191) следует, что по сведениям инвентарного дела N 3287 на жилой дом, расположенный по ул. Волгоградская 4, количество квартир всего по дому составляет- 12.
В учетно-технической документации проведен учет следующих правообладателей квартир:
1. Сафронов Александр Юрьевич - кв. 6 (свидетельство о ГРП серии 23 АД N 177190 от 13.09.2007. Вид права - собственность, объект права - квартира N 6 плошадь 38,4 кв. м в т.ч. жилая 18,8 кв. м);
2. Пешков Александр Витальевич - кв. 14 (свидетельство о ГРП серии 23АА N 697102 от 05.05.2006. Вид права - собственность, объект права - квартира N 14 площадь 22,5 кв. м, в т.ч. жилая 18,3 кв. м);
3. Зеленский Андрей Владимирович - кв. 3 (свидетельство о ГРП серии 23АА N 625806 от 17.06.2002. Вид права - собственность, объект права - квартира N 3 площадь 21,2 кв. м, в т.ч. жилая 17,1 кв. м);
4. Кузина Любовь Николаевна - кв. 9 (договора купли-продажи от 10.01.1998 г., зарегистрирован нотариусом г. Сочи Краснодарского края, Пинчук Е.П., в реестре под N 73 и Сочинским БТИ 21.05.1999 в реестрововй книге под N 27. Общая площадь 49,2 кв. м, в т.ч. жилая 36,6 кв. м);
5. Нескашев Иван Васильевич - кв. 10 (договор дарения 14.12.1995 зарегистрирован нотариусом г. Сочи Краснодарского края, Фединым А.А., в реестре под N Ф-5128 и Сочинским БТИ 05.01.1996. Общая площадь 17,7 кв. м, в т.ч. жилая 13,7 кв. м).
Постановлением Главы города Сочи от 26.05.2004 N 877, квартира N 12 и квартира N 13, расположенные в доме N 4 по ул. Волгоградская, объединены в единую двухкомнатную квартиру N 13 общей площадью 47,7 кв. м, в том числе жилой 33,2 кв. м.
В соответствии с постановлением Главы города Сочи от 13.04.2000 N 277/2 квартира N 1 и квартира N 6, расположенные в доме N 4 по ул. Волгоградская, объединены в единую квартиру N 6 общей площадью 38,4 кв. м, в том числе жилой 18,8 кв. м.
Согласно письму Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 26.12.2012 (т. 1 л.д. 183) квартиры N N 4,5,8, находящиеся в многоквартирном жилом доме по ул. Волгоградской, 4 Центрального района города Сочи включены в реестр объектов муниципальной собственности города Сочи.
Из содержания письма Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 28.12.2012 N 02.05-15/21491 следует, что квартиры NN 4,5,8, находящиеся в муниципальной собственности в многоквартирном жилом доме по ул. Волгоградской, 4 Центрального района города Сочи исключены из реестра муниципальной собственности, на основании решения, принятого на сессии Городского Собрания Сочи 27.12.2012 в установленном порядке (т. 1 л.д. 197).
В подтверждение прекращения права собственности на помещения дома, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Волгоградская, 4, в материалы дела представлены соглашения в связи с изъятием объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения и акты приема-передачи недвижимого имущества, подписанные между Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовки зимних олимпийских игр 2014 года и собственниками помещений в спорном многоквартирном жилом доме (т. 1 л.д. 116-182).
Таким образом, со дня подписания департаментом актов приема-передачи указанных объектов право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205028:9 в соответствии с положениями статьи 17.2 Федерального закона Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перешло к Российской Федерации.
Согласно представленному в дело акту обследования (осмотра) земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 05.08.2016, проведенного в присутствии представителей ТУ Росимущества в Краснодарском крае, ФКУ Упрдор "Черноморье" (т. 2 л.д. 2936) наличие объектов недвижимого имущества на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0205028:1022 не выявлено, в подтверждение чего представлен соответствующие фотоматериалы.
Доказательств того, что на спорном земельном участке расположено имущество, являющееся собственностью истца, в дело не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что истцом не доказано нарушение его прав наличием регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, поскольку у истца отсутствуют какие-либо права на земельный участок либо находящиеся на нем объекты недвижимого имущества. Доказательств обратного заявителем жалобы не представлено.
В рассматриваемом случае, поскольку земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205028:9 первоначально попадал в границы размещения олимпийского объекта полностью, объект недвижимого имущества - многоквартирный дом, расположенный на нем, был изъят у собственников жилых помещений путем выкупа в порядке, установленном Федеральным законом Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Изъятие земельного участка для федеральных нужд администрацией в установленном порядке администрацией не оспаривалось.
При таких условиях, в удовлетворении исковых требований отказано обоснованно, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2016 по делу N А32-15193/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Ковалева Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15193/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 января 2017 г. N Ф08-9989/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация г. Сочи
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ТУ Росимущества в Краснодарском крае, ТУ ФАУГИ по КК
Третье лицо: Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия КК, Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, Управление Росреестра по КК, Управление Росреестра по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агенства", ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье", ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства"